Женская красота во времени и пространстве, часть 3: Идеал женской красоты в античной Греции и Риме

woman_krasota_3_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Красота и мода»

«Здоровье — благо высшее для смертных,
Второе — быть красивого сложенья…»
(из древнегреческого гимна)

Когда мы говорим о красоте человеческого тела, перед нашим взором тотчас возникают образы древнегреческих Венер. И неудивительно: в изображениях гармонически развитого человеческого тела греческие скульпторы до сих пор являются образцом совершенства.

В Древней Греции, чуть ли не впервые в истории, попытались математически вычислить и определить каноны красоты человеческого тела. Изучая законы гармонии и пропорциональных соотношений, знаменитый математик Пифагор в VI в. до н.э. открыл принципы «золотого сечения» (сам термин был введен Леонардо да Винчи), в котором целое относилось к своей большей части, как большая к меньшей (если С — целое, А — большая часть, В — меньшая, то «золотое сечение» выражается формулой — С:А=А:В). Это послужило основой для расчета пропорциональных соотношений.

Доскональный расчет канонов красоты произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н.э. (его сочинение на эту тему так и называется — «Канон»). По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова — 1/7 всего роста, кисть руки — 1/10, ступня — 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка.

Современные антропологи установили, что деление человеческого тела точкой пупа — важнейший показатель «золотого сечения». Мужские пропорции колеблются в пределах среднего отношения 13 к 8 (1,625). Они ближе к «золотому сечению», равному 1,618, чем женские, составляющие 8 к 5 (1,6). У женщин ноги… короче!

woman_krasota_3_02
Из древнегреческих богинь одна богиня охоты Артемида (в Риме – Диана) по роду своих занятий обладала подтянутой мальчишеской фигурой.

Однако, если отвлечься от бесспорного авторитета греческих скульпторов и приглядеться к «Венерам» непредвзятым оком, то можно заметить, что их красота по нынешним меркам является не такой уж идеальной.
Во-первых, древнегреческая женская фигура толстокостна, массивна, с мягкими округлыми формами. Во-вторых, у нее небольшая, абсолютно симметричная грудь, довольно широкая талия, почти плоские ягодицы и коротковатые ноги. Для примера приведем «модельные» параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост —164 см, грудь — 86, талия — 69, бедра — 93.

woman_krasota_3_03a  woman_krasota_3_03b  woman_krasota_3_03c
Три самые известные Венеры: «безрукая» Милосская, Книдская — резца Праксителя и Каллипига («Прекраснозадая»). Одну из многочисленных копий последней Вы можете увидеть в Петергофе на Большом Каскаде.

По статуям мы также можем составить представление и об идеальных чертах лица древней гречанки: большие выпуклые глаза с широким межвековым разрезом, круглый подбородок, маленький рот и классический «греческий» нос, прямой и фактически продолжающий линию лба. Красивой также считалась непрерывная линия бровей — поэтому женщины старались с помощью косметики свести две брови в одну «монобровь».

Да-да, несмотря на белизну греческих статуй, гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки. Кстати, статуи в Древней Греции тоже ярко раскрашивали, а та самая «классическая» белизна (которая так восхищала гуманистов Возрождения) — не творческий замысел скульпторов, а последствие безжалостного времени.

Самая популярная прическа тех времен нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел «коримбос». Открытый лоб считался очень некрасивым, поэтому всегда прикрывался чёлкой или прядями волос. Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей.

woman_krasota_3_04
Хариты. Копия древнегреческой скульптуры.

Греческие каноны красоты перешли к римлянам с некоторыми поправками. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра.

woman_krasota_3_05a   woman_krasota_3_05b
Фрески из Помпей.

Желание стать блондинками перешло от греков к римлянам вместе с остальными канонами красоты. Именно светлые, русые, рыжие волосы особенно ценились в Древнем Риме. Проститутки же были просто обязаны иметь желтый или белый цвет волос, а вот матронам, согласно римским законам, менять свой цвет волос возбранялось. Так как постоянная процедура обесцвечивания была рискованна не только «солнечными ударами», но и полным облысением, в моде были парики из светлых волос, поставляемые обычно из завоеванной Галлии.

Овидий «Наука любви»:
Но как нельзя на ветвистом дубу желудей перечислить,
Пчел на Гиблейских лугах, зверя в Альпийских горах,
Так нельзя перечесть, какие бывают прически —
С каждым новым мы днем новые видим вокруг!

woman_krasota_3_06
Портрет римлянки из Фаюма.

Кожу римлянки тоже отбеливали, и тоже довольно опасным способом — свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Были и другие, менее опасные «рецепты»: например, крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева. А римскую императрицу Поппею во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.

<<<  Древний Египет и Крит | Древний Восток >>>

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Твоё Время» №2-3 (ноябрь), №4 (декабрь) 2003 г.

См. также:

Косы, локоны и пряди… (история женских причёсок)

Обличья милые черты… (женское лицо и макияж)

Женская грудь: культурная эволюция

Целую Ваши ручки и прочие штучки! (красота женских рук в разные эпохи)

Вокруг талии и ниже

Женские ножки: история освобождения