Женская красота – с головы до ног. Часть 6: Женские ножки: история освобождения

nogi_2_03
Знаменитая сцена с Мэрилин Монро из к-ф «Зуд седьмого года» (1955).

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Красота и мода»

«Дитя, страшися тлена!
Да здравствует нога,
Вспорхнувшая из плена
На вешние луга!»
(Н. Олейников)

Сегодня это кажется удивительным, но большую часть европейской истории женские ноги демонстрировать было не принято. Даже когда дамы вовсю носили рискованные декольте, их нижние конечности были плотно укрыты от любопытных глаз длиннющими подолами.

Е. Шварц «Голый король»:
«Первая придворная дама. И вообще  он ведет себя неприлично. Он держит вас за руку!
Принцесса. Что же тут неприличного! Если бы он держал меня за ногу…
Первая  придворная дама.  Умоляю  вас, молчите.  Вы так невинны,  что можете сказать совершенно страшные вещи».

nogi_2_10a
Жан Оноре Фрагонар «Девушка, играющая с собачкой»

При этом мужчины демонстрировать свои ноги и прочие достоинства отнюдь не стеснялись. Напомним, что и обтягивающие штаны, и чулки с каблуками — изначально были элементами именно мужской моды.
Причина сокрытия женских ножек, в общем-то, понятна, если учесть что их линия провоцировала мужской взгляд скользить всё выше и выше — в совсем уж недозволенные места. Помните, как этим искусно воспользовалась Шэрон Стоун в к/ф «Основной инстинкт»?.

nogi_1_01
Шарон Стоун «колдует» ногами в к-ф «Основной инстинкт».

Ступня

«Ступила ножкой малой
В воду милая моя.
И душа затрепетала
Струйкою ручья».
(из песни «Родник» группы КРУИЗ)

Исходя из вышесказанного, ясно почему первым объектом пристального эротического внимания стала женская ступня. В большинстве культур требования к ней были однозначны — ступня должна быть, как можно меньше.
Это хорошо видно в той же сказке про Золушку, где главную героиню идентифицируют именно по крохотному хрустальному башмачку, потерянному на балу. А злые сёстры Золушки (в версии братьев Гримм), пытаясь обмануть принца,  идут на отсечение пальцев и пятки — всё для того, чтобы надеть эталонный башмачок.

nogi_1_03
Гюстав Доре, иллюстрация к сказке «Золушка».

Столь изуверское стремление следовать канонам красоты встречается не только в сказке. В Китае, начиная с X века, девочкам с детства туго бинтовали ступни и заставляли носить обувь маленьких размеров. Пальцы подгибались внутрь подошвы, ступня причудливо деформировалась и начинала походить на обувь с высоким каблучком.
Врачу французского посольства в Пекине, недоумевающему по поводу этой жестокой процедуры, китайцы в один голос отвечали: «О, маленькая ножка! Вам, европейцам, никогда не понять, сколько прелести, сладости и возбуждения заключается в ней».
Однако, наслаждаться прелестью ножки следовало лишь, когда она была обута или прикрыта повязкой. Что и не удивительно — обнажённая ступня имела крайне отталкивающий вид, была покрыта мозолями, часто кровоточила и гноилась, а её ногти вростали внутрь.

nogi_1_02
Вид бинтованной китайской ножки в туфлях – это одно, а под рентгеном – другое.

Трудно представить, какие муки испытывали китайские красавице при ходьбе. Но, видимо, это было лучше, чем получить прозвище «большеногий демон» и остаться незамужней до конца жизни.
Понятно, что подобное бинтование практиковали только в богатых семействах, где женщины не должны были хлопотать по хозяйству. Ведь двигаться такая красавица могла с трудом — обычно опираясь на палку или с посторонней помощью. Так заодно маленькие ножки стали ещё и символом аристократичности, а во времена правления в Китае Маньчжурской династии (маньчжуры ног не бинтовали) ещё и признаком национальной идентичности.
Отменили жестокий обычай только после Синьхайской революции 1911 г., и сегодня деформированные ступни можно встретить лишь у отдельных пожилых китаянок.

nogi_2_09

В Европе ног так не калечили, но тоже долгое время ценили, как писалось в одном трактате времён Возрождения «маленькую, узкую, но не сухощавую ступню». Когда в ХХ веке на размер ступни перестали обращать особое внимание (была возможность рассматривать места и поинтереснее), «искусственный отбор» закончился, и средний размер женской стремительно стал расти (сегодня он колеблется на Западе в пределах 39-42 размера).

До щиколотки

«О, закрой свои бледные ноги!»
(В. Брюсов)

Значительную часть европейской истории женщинам приходилось таскать на бёдрах длинные огромные, роскошные, но крайне неудобные, подолы на металлических обручах.
Когда в 1649 году Марианна Австрийская выходила замуж за испанского короля Филиппа IV, ей в подарок прислали пару, входивших в то время в моду, женских чулок. Нравы в католической Испании тогда были строгие, и придворный тут же распорядился отослать этот подарок назад, надменно произнеся: «У королевы Испании нет ног» (чем изрядно напугал невесту).

nogi_1_04
Веласкес, «Портрет Марианны Австрийской», 1652–1653.

Ситуация стала меняться только в кокетливую эпоху рококо. Подол платья приподнялся, открыв взорам ступню в красивых башмачках и щиколотки в белоснежных чулках. Также из-под подола соблазнительно выглядывал кружевной край белой нижней юбки. Волнение, которое она вызывала у мужчин, станет понятнее, если учесть, что под юбку не одевали никаких панталон.

nogi_1_06
Жан Оноре Фрагонар «Счастливые возможности качелей» (1766).

В эпоху рококо появилось даже, т.н. retrousser — «искусство показа ног». Особая роль здесь была отведена подвязкам для чулок. Теперь они поднялись выше колена и дамы чрезвычайно любили их поправлять — естественно на виду у кавалеров. Иногда подвязки украшались «девизами», прочтение которых тоже стало частью эротической игры.

nogi_2_20
Рис. Louis Leopold Boilly. XVIII век.

Тогда же вместе с чулками женщины переняли ещё одно мужское изобретение — каблуки (поначалу каблуки были принадлежностью обуви наездника, потом — элементом мужской моды). Они были не такие тонкие, как будущие шпильки, но тоже достаточно высокие — 10-12 см. Учитывая, что средний размер ноги красавицы тогда составлял 32 см, женщины, как балерины, ходили буквально на кончиках пальцев. А чтобы не упасть, нередко опирались на трость.
Подол ещё был слишком длинным, поэтому каблук в эпоху рококо служил не для того, чтобы сделать ногу стройней и длинней (как сейчас), а для того, чтобы придать женщине привлекательную осанку — с выпяченной грудью и отставленной попкой.

nogi_1_05
Фрагмент картины Франсуа Буше «Дама за туалетом» (1742).

После Французской революции и эпохи Наполеона Бонапарта каблуки на какое-то время вышли из моды, а обувь стала напоминать лёгкие тапочки, в которых было удобно танцевать новые, более энергичные, танцы.
Ступни и лодыжки продолжают сильно волновать мужчин. Именно их имел в виду Пушкин под «ножками» в своем «Евгении Онегине».

«Ах! долго я забыть не мог
Две ножки…
Грустный, охладелый,
Я все их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне».

Впрочем, очень быстро разврат «галантного века» рококо сменился буржуазным пуританством века 19-го. Ноги снова скрылись за колоколообразными кринолинами, а для пущего целомудрия дам нарядили в панталоны. Сегодня в это трудно поверить, но в те времена панталоны, украшенные оборками и кружевами, вызывали у мужчин не смех, а возбуждение.

nogi_1_10

В викторианской Англии находились ханжи, которые укутывали даже изогнутые ножки стульев, чтобы они, не дай Бог, не вызвали неблагопристойных ассоциаций. В разговорах женскую ногу именовали не leg, а limb (часть тела, конечность), а куриные окорока стыдливо называли «темное мясо», а в Германии нижнее белье с чулками и вовсе определяли, как «невыражаемые вещи».

nogi_1_07
Карикатура на неприступные кринолины, XIX век.

Купальные костюмы были закрыты от шеи до ступней (в комплект входили даже туфли на высокой шнуровке). Сидеть со скрещенными ногами считалось не приличным, я уже не говорю о ногах раздвинутых. По этой причине женщинам долгое время не разрешалось играть на виолончели, а на лошади они ездили в специальном дамском седле, свесив ноги на бок.

nogi_1_08
Дамское седло на картине Карла Брюллова «Всадница» (1832).

Впрочем, это касалось только порядочных дам. Желающие налюбоваться на женские ножки могли посетить балет или еще лучше кабаре, где задирали ноги танцовщицы канкана (правда чулки и в том и другом случае были, за редким исключением, обязательны).

nogi_1_09
Афиша с танцовщицами канкана кисти А. Тулуз-Лотрека.

Если взглянуть на эротические фотографии XIX — начала XX веков, то можно увидеть, что ножки соблазнительных барышень вовсе не напоминают нынешние ходули моделей — они чаще всего коротковатые и обязательно полненькие и пухленькие.

От икры до…

«- Мальчик,  почему ты плачешь?!
— Я потерялся…
— Надо было за мамину юбку держаться!
— Так я пытался,  но не достал…»
(анекдот)

В ХХ веке, пока мужчины убивали друг друга в мировых войнах, женщины потихоньку отвоёвывали себе право на обнажение ног. Этому немало способствовало увлечение спортом и танцами. Так благодаря танго появились разрезы на бедрах, а танец чарльстон породил в 1920-х годах одноименные юбки с хитро скроенным неровным подолом. В «спокойном» состоянии они были «пристойной» длины, зато в танце развивались, обнажая ногу выше колена.

nogi_2_11

В это же время поэты в своих вожделениях поднимаются уже выше щиколоток и воспевают сочные икры.

nogi_2_01

Н. Олейников «Послание, бичующее ношение длинных платьев и юбок»:

«Икра твоя роскошна,
Но есть ее нельзя.
Ее лишь трогать можно,
Безнравственно скользя.

Икра твоя гнездится
В хорошеньких ногах,
Под платьицем из ситца
Скрываясь, как монах.

…Шипит в стекле напиток.
Поднимем вверх его
И выпьем за избыток
Строенья твоего!

За юбки до колена!
За то, чтобы в чулках
Икра, а не гангрена
Сияла бы в веках!»

nogi_2_12

С 1930-х годов начинается мода на длинные стройные ноги, эталоном которых становится знаменитая Марлен Дитрих.
Фетишем становятся чулки со швом, созданные из недавно открытого нейлона. Они имели такую притягательность, что в трудные военные годы, женщины, не имеющие подобных чулок, имитировали их, дорисовывая себе шов на икрах карандашом!
Несмотря на игривые картинки 1940-х «пин-ап», где дамы то и дело, как бы «невзначай», демонстрировали точеные ножки в чулочках, в обыденной жизни такое кокетство не приветствовалось.

nogi_2_13
Девушки в стиле Пин-ап.

Тем не менее, в 1946 году была создана новая раздельная модель купального костюма, названная в честь ядерных испытаний на атолле Бикини. Постепенно становятся популярны и конкурсы красоты, где девушки дефилировали в, открывающих ноги, купальниках.

nogi_2_04
Мишель Бернандини в первом бикини, 1946 год.

К концу 1950-х годов в моду снова входят высокие, да ещё и тонкие, каблуки — т.н. шпильки, придающие ногам стройность, а икрам — напряжение. Высота шпилек доходила до 15 см, поэтому считали их травмоопасные. А вот одна американка, напротив, утверждала, что настолько привыкла к шпилькам, что, когда обула обувь с каблуком пониже, тут же… сломала щиколотку.

nogi_2_14a

Настоящая кардинальная революция под лозунгом «Свободу ногам!» произошла только в 1964 году, благодаря британской модельерше Мэри Квант.
По легенде, однажды она увидела, как её приятельница делает домашнюю уборку в коротко обрезной (для удобства) старой юбке. Мол, это и натолкнуло модельершу на идею знаменитой мини-юбки.
На самом деле идея давно носилась в воздухе. В 1956 году мини-платья были пошиты актрисе Энн Фрэнсис для съемок в фантастическом фильме «Запретная Планета».

nogi_2_05
Энн Фрэнсис и мини в к-ф «Запретная планета» (1956).

А в 1962 г. — за два года до Мэри Квант, подобные укороченные юбки были представлены на показах модельера Андре Куррежа. Но, во-первых, его модели адресовались состоятельным клиенткам, а, во-вторых, он не додумался запатентовать своё изделие.

nogi_2_15
Мэри Квант.

Когда Курреж в одном из интервью посетовал, что мини-юбку изобрёл он, а Квант лишь коммерциализировала его изобретение, то модельерше пришлось открыть правду: «На самом деле мини-юбки изобрела не я и не Курреж — их придумали девушки на улицах». И, действительно, Квант впервые увидела мини у модниц-любительниц Лондонского района Челси, развила идею и снова вернула её на улицу.

nogi_2_16
«А на ней такое «мини»,
Что и мы не ждали, грешные,
Видеть видимость приличия
Без наличия одежды».
(С. Аксёненко)

Надо сказать, что первые модели мини-юбок открывали ногу лишь чуть выше колена, но затем их подол поднялся настолько, что девушка не могла даже наклониться, чтобы не открыть трусики.
Говорят, в 1965 году, когда после первой демонстрации в Нью-Йорке мини-юбок модели Квант вышли на улицу, все машины остановились. Спустя год в мини появилась жена президента Кеннеди — Жаклин. Укоротились даже подолы юной английской королевы Елизаветы II.
Коммерческий же успех Квант был настолько велик, что королева даже наградила Мэри орденом — «за экономические заслуги».

nogi_2_17

А вот Габриэль Шанель была против коротких юбок и настаивала на том, чтобы подол обязательно закрывал колени — по её мнению, самую некрасивую часть женских ног.
Тем не менее, право открывать ноги — стало отдушиной для многих женщин в возрасте, ведь известно, что эта часть тела «стареет» значительно медленнее остальных. Недаром, бывало, что на конурсах красивых ног побеждали даже старушки.

nogi_2_06

Триумф мини сказался и на других элементах одежды. Так чрезмерная рискованная открытость ног снизила популярность чулок, которые девушки сменили на колготы (не забудем также всякие лосины и леггинсы).

nogi_2_18

А в 1967 году Пьер Карден ввёл в моду сооблазнительные лакированые сапоги, плотно облегающие ногу и поднимающиеся выше колена. В СССР 1970-х похожую обувь назовут сапогами-чулками, и она станет не только модным, но и сексуальным фетишем. Сцена из к-ф «Ирония Судьбы» (1975), где Женя Лукашин застёгивает сапоги Наде, вовсе не так невинна, как может сегодня показаться.

nogi_2_07
Кадр из к-ф «Ирония судьбы».

В итоге именно стройность и высота — становятся отныне главными критериями красивых женских ног. Главными пропагандистами этих канонов становятся фэшн-модели с ногами, как говорится, «от зубов» (так длина ног модели Нади Ауэрманн достигает 112 см). Несмотря на это, антропологи установили, что ноги мужчин всё-таки немного длиннее женских. 

nogi_2_08
Длинноногая модель Надя Ауэрман.

Конечно после триумфа мини, модная длина юбки постоянно варьировала. Но именно с тех пор уход за ногами превратился в настоящее искусство. Сейчас трудно поверить, что когда-то женщины и не думали об эпиляции и не поняли бы значение слова «целлюлит».

nogi_2_19

Кстати, вместе с открытостью мини в женскую моду вошли и брюки. Трудно даже представить, какое облегчение и удобство испытали женщины, впервые натянув на себя это — прежде мужское — достояние. В 1960-х появляется брючный костюм, а в 1970-х начинается повальная мода на джинсы. Правда какое-то время брюки считались недопустимыми на работе и в приличных ресторанах, но к 1980-х годах эти условности сошли на нет.
Практичность брюк, конечно, больше порадовала женщин, нежели мужчин. На улицах всё реже можно увидеть женственные красивые платья. Правда, о подчеркивании своих ножек девушки стараются не забывать даже в штанах, периодически отдавая предпочтение облегающим моделям вроде джинсов-скинни.

nogi_2_21a         nogi_2_21b
Девушки в легинсах и скинни.

Автор: Сергей Курий
2008 г.


Часть 1: Косы, локоны и пряди… (история женских причёсок)

Часть 2: Обличья милые черты… (женское лицо и макияж)

Часть 3: Женская грудь: культурная эволюция

Часть 4: Целую Ваши ручки и прочие штучки! (красота женских рук в разные эпохи)

Часть 5: Вокруг талии и ниже

См. также:

Происхождение разных видов обуви, часть 3: обувь на каблуке и платформе

Происхождение разных видов обуви, часть 4: сапоги — от воинов до фетишистов