Женская красота во времени и пространстве, часть 4: Идеал женской красоты на Древнем Востоке

woman_krasota_4_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Красота и мода»

Мало где красота была столь искусственной, как в странах Дальнего Востока. Недаром один китайский мудрец писал: «Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит свое лицо».
И действительно, лица китайских и японских женщин обильно гримировались: на лицо накладывался такой большой слой белил, что оно напоминало маску из фарфора. По канону лицо красавицы должно выглядеть бесстрастным и напоминать луну. Лоб делали, как можно, выше, поэтому волосы на нём подбривались, а граница лба (по краю волос) обводилась тушью. В результате получался желанный удлиненный «луноликий» овал. Японки сбривали даже брови, а вместо них как можно выше рисовали короткие толстые черточки.

woman_krasota_4_02

И китаянки, и японки ценили сложные объемные прически со множеством узлов, которые поддерживались специальными палочками. Чтобы не нарушить эту сложную «архитектуру», укладываясь спать, красавицам приходилось подкладывать под шею подушечку.

Рот должен выглядеть маленьким (губы «бантиком»). Показывать зубы всегда считалось дурным тоном, поэтому китаянки до сих пор смеясь прикрывают рот ладошкой. Японки же многие века с 12-14 лет чернили зубы (сейчас этот обычай исчез).

woman_krasota_4_03a

woman_krasota_4_03b
Спутницы древних китайских императоров и символы женской красоты — Си Ши, Ван Чжаоцзюнь, Дяочань и Ян-гуйфэй.

Фигура дальневосточной красавицы должна быть миниатюрной, хрупкой. Особенно ценилась крохотная стопа, из-за чего китаянкам с детства туго пеленали ноги. Идеальная стопа — «цзилань» («золотой лотос») — имела длину всего в 10 см! Пеленали также и грудь — считалось, что чем она меньше, тем лучше.
Кожа девушки должна была быть нежной, тело — тонким, почти прозрачным, рука — маленькой, а её пальцы иметь длинные накрашенные ногти.
Из-за того, что у китаянок и японок ноги от природы короткие, линия талии в одежде поднималась, как можно выше.

woman_krasota_4_07a   woman_krasota_4_07b

Японская женская одежда не знала декольте на груди, зато женщины нередко носили его сзади, обнажая шею и спину.

В целом, для японской и китайской культур особенности женского тела не имели самодовлеющего интереса. Главным для женщины было умение преподнести себя, сдержанно и плавно двигаться, красиво носить кимоно, вести умные беседы, предчувствовать желания мужчины за минуту. Кстати, кимоно было настолько хитро завязано, что раздевание женщины-«куколки» само по себе становилось искусством. Японец испытывал от этого ритуала не меньшее удовольствие, чем от самого сексуального контакта. Кстати, к наготе японцы относились совершенно спокойно и не придавали ей особого эротического контекста.
Одним словом, японская женщина должна была воплощать в одном лице мать и служанку, сестру и любовницу, рабыню и партнершу. Красота и ритуал в Японии — понятия нерасторжимые.

woman_krasota_4_04

Представление о женской красоте у европеоидных народов Азии (будь-то арабы, или индийцы) весьма схожи. Это должна быть «жгучая» восточная красота Шахерезады из «1000 и одной ночи»: большие черные глаза с влажной поволокой («как у газели»), зубы «как жемчуг», волосы и брови — густые и черные «как смоль», груди — подобные «двум холмам, увенчанным алыми вишнями, полные бедра и при этом тонкие пальцы и щиколотки.

woman_krasota_4_08  woman_krasota_4_08b

woman_krasota_4_05

Пышнотелость вообще весьма ценилась азиатскими народами. Достаточно вспомнить сомнительные для наших женщин комплименты индийцев: «красива как корова» и «грациозна как слониха». Вспомним также и об интересе турок к нашим женщинам, страдающим на родине от комплекса полноты. Ведь нижняя часть торса настоящей азиатки должна быть широкой и тяжелой. Живот красавицы обычно сравнивается со множеством свитков, уложенных друг на друга. В идеале он должен иметь три глубоких складки и «красиво выступать».

woman_krasota_4_06a     woman_krasota_4_06b
Пышнотелые индусские богини.

<<< Античная Греция и Рим | Средневековье >>>

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Твоё Время» №2-3 (ноябрь), №4 (декабрь) 2003 г.