Хиты Эдиты Пьехи, ч. 2: история песен «Белый Свет» (1966), «Ничего Не Вижу» (1966), «Манжерок» (1966), «Так уж бывает» (1968), «Огромное Небо» (1968), «Каравелла» (1969)

edita_pyeha_10

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Наши хиты»

«Белый Свет» (1966)

Одним из главных хитмейкеров певицы был композитор Оскар Фельцман. Именно Пьеха стала первой исполнительницей его лирической песни «Белый Свет».

В своё время эту песню частенько критиковал на своих концертах Владимир Высоцкий. Нет, к мелодии он претензий не имел, а вот текстом откровенно возмущался, называл его «кошмаром» и пустышкой. Мол, в куплете три раза повторяется одна строчка — да и та ни о чём, а авторов текста у этой песни аж два — Михаил Танич и Игорь Шаферан. Неужто один с такими стихами справиться не мог?

Хотя песня была чисто женской (взять хотя бы строчку «Я могла бы побежать за поворот, я могла бы — только гордость не даёт»), впоследствии она будет исполняться и от мужского лица. Например, в версии Иосифа Кобзона, приведённая выше, строчка зазвучит, как «Мне бы взять да побежать за поворот…». А, если бы песню пел хор, то, наверное, могло бы быть «Мы б помчались всей гурьбой за поворот…».:)

«Ничего Не Вижу» (1966)

Несмотря на это, большинство слушателей глубиной текста не заморчивались и «Белый Свет» очень полюбили. Как полюбили и другую лирическую песню Фельцмана, стихи к которой на этот раз написал Лев Ошанин. Не знаю, видел ли поэт знаменитые восточные статуэтки трёх обезьян, но фраза из песни — «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу…» — быстро стала крылатой.

Кстати, первой «Ничего Не Вижу» исполнила не Пьеха, а певица Вероника Круглова. Произошло это 8 марта 1966 года на «Голубом огоньке», приуроченном к Международному Женскому дню. На видео мы можем увидеть за роялем самого Оскара Фельцмана.

А в 1989 году свою панк-версию «Ничего Не Вижу» записал Егор Летов — как я уже писал большой поклонник творчества Эдиты Станиславовны. Записана она была для концептуального проекта КОММУНИЗМ и исполнялась соратницей Летова — Янкой Дягилевой.

«Манжерок» (1966)

В 1966 году в алтайском городе Манжерок должен был пройти молодёжный фестиваль советско-монгольской дружбы. Фельцману поступил заказ — написать песню-гимн этого мероприятия. При этом найти композитору самому поручили найти для этой песни поэта. Если с музыкой у Фельцмана проблем не было, то с текстом он изрядно намучился. Все поэты, которым он звонил, отказывались — мол, мы ничего про этот Манжерок не знаем — что прикажете писать?
От безысходности композитор сам сел перед листком бумаги и просто начертал на нём тот самый «проклятый» вопрос — «Расскажи-ка мне, дружок — что такое Манжерок?». «О! А ведь это уже какая-никакая зацепка» — обрадовался Фельцман, и поэт Н. Олев развернул эти две строчки в полноценную песню. Лёгонький энергичный твист был исполнен Пьехой и быстро прославил, до этого малоизвестный, городок на всю страну.

«Так уж бывает» (1968)

Эдита Пьеха была женщина видная и стильная. Поэтому она сумела отметиться не только в музыкальных, но и в художественных фильмах. Например, в «Ошибке резидента» она сыграла роль Жозефины Клэр — любовницы шпиона (благо, она хорошо знала и французский, и немецкий языки).
При этом Пьеха не забывала о своём главном амплуа. Так в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата» она появляется в роли певицы кабаре.

edita_pyeha_11a               edita_pyeha_11b
Пьеха в к-ф «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Ошибка резидента».

А в комедии «Неисправимый лгун» вообще играет саму себя — эстрадную звезду, которая случайно сбила машиной героя Георгия Вицина.

edita_pyeha_12

В том же фильме в её исполнении прозвучала одна из лучших лирических песен Фельцмана «Так уж бывает».

«Огромное Небо» (1968)

В творчестве Пьехи и Фельцмана есть не только лёгкие романтические мелодии. Одной из самых серьёзных и главных песен в репертуаре певицы стала композиция «Огромное Небо», в создании которой Эдита приняла самое непосредственное участие…

edita_pyeha_15
Роберт Рождественский и Оскар Фельцман.

Началось всё с того, что к Фельцману зашёл Роберт Рождественский. Последний находился под сильным впечатлением от заметки, прочитанной в газете «Правда». Там сообщалось о трагическом случае, произошедшем в Берлине 6 апреля 1966 года. Как известно, в то время столица Германии была разделена на зоны влияния между странами-победительницами во Второй Мировой войне.

В тот день советские лётчики Борис Капустин и Юрий Янов должны были перегнать бомбардировщик на другой аэродром. И вот, когда они пролетали над, мягко говоря, недружественным Западным Берлином (зоной британского влияния) у них внезапно отказали двигатели. Поступил приказ катапультироваться, но лётчики понимали, что самолёт может упасть на жилые кварталы. Из последних сил они дотянули до озера, перелетели дамбу и рухнули в воду. Оба лётчика погибли, но спасли десятки чужих жизней.

edita_pyeha_13
Обломки самолёта.

Память героев почтил даже тогдашний бургомистр Западного Берлина (и будущий канцлер ФРГ) — Вилли Брандт. А Рождественский сказал Фельцману, что они просто обязаны увековечить этот подвиг в песне. Правда, в тексте поэта есть неточность — там пилоты уводят самолёт не к озеру, а в лес.

edita_pyeha_14
Памятный камень около места гибели лётчиков.

По воспоминаниям Пьехи, стихи Рождественского ей сразу понравились, а вот в музыке ей чего-то не хватало. Дело в том, что поначалу песня звучала, как «вальсок», а певица понимала, что нужно что-то более эпичное — вроде баллады-реквиема. Вместе с Броневицким Пьеха долго придумывала аранжировку, пока «Огромное Небо» не превратилось в настоящий «мини-спектакль».

Эдита Пьеха:
«Вначале радость, про лётчиков: «Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя, в одной эскадрилье служили друзья…» Это речитатив. Потом мужской вокализ — это Броневицкий придумал.
И дальше пошло — «Летали, дружили в небесной дали, рукою до звезд дотянуться могли…» Тут идет нагнетание и ансамбль поддерживает — «Стрела самолета рванулась с небес, и вздрогнул от взрыва березовый лес…» — И я кричу, и ансамбль кричит! И свет, и звук! И… пауза, драматическая пауза… Огромная!
…В то время был очень модный композитор из Польши — Кшиштоф Пендерецкий: у него есть произведение, где толпа народа на заднем плане рокочет. И вот у нас, когда взорвался самолет, вокальный ансамбль изображал эту толпу: «А город подумал — учения идут».
…Я сказала: «Они взорвались, Шура! Они взорвались! Все! И сейчас надо, — я говорю, — как будто их хоронить… Как это сделать в музыке?!»
Он сказал: «Всё, знаю-знаю! Здорово! Так и будет! У нас еще реквием будет в конце под одну бас-гитару — «В могиле лежат посреди тишины…»»
И там в конце протест — «Огромное небо, огромное небо…»
…Сколько раз пела «Огромное небо», столько раз казалось, что сейчас погибну вместе с летчиками, но должна вырулить за пределы города, спасти его. Но в этом нет игры в патриотизм. Это игра, или желание рассказать публике маленькую новеллу».

Эту песню Фельцман предлагал исполнять и мужчинам — Гуляеву, Кобзону, Магомаеву. Но, по словам одного из критиков, никто не исполнил эту песню более по-мужски, чем это сделала Пьеха. Недаром в 1968 году авторы песни и певица получили аж три золотых медали на Международном песенном конкурсе, проходившем в Софии.
«Огромное Небо» певица исполняла и на, проходившем в ГДР, торжественном ужине Леонида Брежнева с Эрихом Хонеккером. Там же она спела и другую драматичную песню Фельцмана — антивоенную «Никогда не бывать смертям».

А в 1982 году на основе «Огромного Неба» Владимир Самсонов снял целый одноимённый мультфильм, выполненный в оригинальной манере «живописи по стеклу».

Разумеется, подвиг, запечатлённый в «Огромном Небе» повторяли ещё не раз.

Эдита Пьеха:
«На моих глазах такое случилось в Афганистане. Душманы подстрелили наш вертолет, который летел над гарнизоном. Все, кто были в вертолете, могли катапультироваться, но тогда он упал бы на гарнизон. Они вырулили за его пределы. Четыре человека погибли, четыре остались в живых. Потом я выступала для них в госпитале».

«Каравелла» (1969)

Как ни странно, эту замечательную романтическую песню я впервые услышал из уст того же Егора Летова на его альбоме советских каверов «Звездопад» (2002) и мгновенно её полюбил.

Интересно, что авторами «Каравеллы» выступили очень юные люди. Музыку сочинил 16-летний трубач Владимир Калле, а текст написал его младший брат — Александр. Тогда парни ещё были участниками любительской группы ДЕРВИШИ и выступали в своём родном городе Колпине. Возможно, возраст и неопытность Александра повлияли на то, что в песне присутствует одна, явно фонетически корявая, строчка «У тебя, так же, как и у меня, есть каравелла всех надежд». Впрочем, общего впечатления она не портила.

edita_pyeha_16
Aлександр и Владимир Калле. 1961 г.

Ещё в детстве Владимир был очарован песней Пьехи «20 пальцев-крошек», поэтому, когда подвернулся случай, осмелился предложить певице свою «Каравеллу». Песня понравилась настолько, что её название стало общим для целого музыкального фильма, снятого в 1969 году.

А спустя год Владимира Калле уже пригласили выступать в составе ДРУЖБЫ, где он написал для Пьехи ещё несколько песен, в числе которых была и «Горечь» (многие считают её первой «легальной» песней, написанной на стихи Марины Цветаевой).
Кстати, углубившись в творчество этого композитора, я обнаружил немало других отличных композиций — «Моряк умрёт — хоронят не в гробу», «Одуванчик», «Внезапная любовь» (последняя написана для мюзикла «Кентервильское привидение»). Любопытным — рекомендую.

edita_pyeha_17

Конечно, я упомянул далеко не все хиты Эдиты Станиславовны. Например, обошёл стороной такие знаменитые песни, как «Надежда» или «Песня остаётся с человеком». Просто обе они стали более известны в других версиях (первая — в исполнении Анны Герман, а вторая — в исполнении Иосифа Кобзона). Когда-нибудь мы поговорим и о них.

Автор: Сергей Курий
июль 2017 г.

Хиты Эдиты Пьехи, ч. 1: история песен «Город Детства» (1967), «Стань таким, как я хочу» (1963), «Наш Сосед» (1967)