ПИКНИК — история альбома «Дым» (1982)

1982_piknik_dim_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Ночь
(Э. Шклярский)

2. Хоровод
(Э. Шклярский)

3. Вечер
(Э. Шклярский)

4. Очень интересно
(А. Добычин)

5. Золушка
(Э. Шклярский)

6. Деньги
(А. Добычин)

7. Караван
(Э. Шклярский)

8. Опиумный дым
(Э. Шклярский)


«Антроп», 1982 — катушечная версия (звукорежиссер А. Тропило),
Студия М&М , AURA Co.1993 / римейк

Эдмунд Шклярский — вокал (1-3,5,7,8), гитара, клавишные.
Али Бахтияров — ударные.
Евгений Волощук — бас-гитара.
Алексей Добычин — вокал (4,6).
Звук: М.Насонкин
.

1982_piknik_dim_02

***
Оригинальный магнитоальбом записан в августе 1982 на студии Андрея Тропилло. Его трек-лист выглядел следующим образом:

1. Ночь
2. Хоровод
3. Вечер
4. Очень интересно
5. Золушка
6. Деньги
7. Опиумный дым
8. Караван
9. Диск-жокей


В конце 1993 года на лейбле «Аура» выходит ремейк альбома «Дым» — первый CD группы. Для этого он был заново переписан в студии специально собравшимися для этого музыкантами первого состава.

1982_piknik_dim_03

***
Из интервью с Э. Шклярским, «Деловая Хроника», 16.09.2002:

Мы отсчитываем жизнь группы от записи первого альбома. …Чтобы родиться как группа, зафиксировать свое существование, необходима запись. Хотя мы не понимали, зачем это делаем. Просто записывались. Тогда это было крайне сложно. У нас было всего два дня, на этот срок оказалась свободна аппаратура, которой заведовал Андрей Тропилло в Доме юного техника. Мы могли либо записаться, либо до конца своих дней всем рассказывать, как мало у нас было времени.

1982_piknik_dim_08

***
Информация с официального сайта группы www.piknik.info:

Какой то определенной задачи перед группой не стояло. Просто, хотелось сделать запись, которую можно слушать, не больше ни меньше. Из списка исполняемых вещей были отобраны десять наиболее обкатанных. В оригинальную версию альбома входили «Диск-Жокей» и «Кто много молчит», которые исключили в более поздних релизах. В «Дым» не попали по разным причинам «Велосипед», «За невинно убиенных» (вышла позже в альбоме «Немного Огня») и некоторые другие песни.
Название альбома было предложено Андреем Тропило и было принято без долгих обсуждений. Порядок композиций определялся простым чередованием «быстрая-медленная» и «от сильной — к слабой». Первоначально альбом не предполагал наличие обложки, даже «виртуальной».
Мастер-копия альбома (на 38-й скорости) была отправлена в студию «Гармония», а от туда на обычных бытовых катушках, в считанные недели, — по всей стране. «Ночь», «Вечер», «Золушка» стали признанными народными хитами.

1982_piknik_dim_04a

***
Информация с буклета CD «Полная История. Дым», (текст — А. Шклярская), 2004:

Хотя на дворе был XX век, давно были придуманы деньги и прочие соблазны цивилизации, студийный альбом «Дым» появился в результате старых как мир отношений: ты мне — я тебе. А именно — взамен предоставленной ПИКНИКом аппаратуры, для озвучивания некого концерта, Андрей Тропилло выкроил 3 дня для записи песен, коими на то время располагал ПИКНИК.
Аппаратура ПИКНИКа состояла из нескольких усилителей, пульта, и особой гордости — четырех рупоров с неподъемными динамиками и прочей технической чепухой.
Студия Тропилло была оснащена двумя магнитофонами с 38 скоростью (сердцем студии), шикарными даже по сегодняшним меркам, микрофонами и всякими иными полезными хитростями.

00_82_dim3

Чтобы как-то украсить фонограмму, использовались спецэффекты — массивная скрипящая дверь (в песне «Ночь»), пересыпающаяся мелочь (в «Деньгах»). В войлочные молоточки пианино были воткнуты кнопки, чтобы было звонче. Монтаж песен осуществлялся хирургически — с помощью ножниц и скотча, а лишние куски безжалостно швырялись в мусорное ведро. Сама атмосфера записи была непривычной, не то, что вольготное чувство после концертов, когда все заваливались к кому-то домой, и уже там продолжалось безудержное веселье.

1982_piknik_dim_04

Практиковалось совместное отмечание дней рождения ПИКНИКа и Россиян. (Однако не был учтен такой скользкий момент, как «друзья друзей»). На одном из таких новогодних застолий цепкий взгляд заметил, как в коридоре друг, чьего-то друга торопливо запихивает в целлофановый мешок меховую (ондатровую!!!) женскую шапку. Как результат увиденного — опрокинутый праздничный стол, торт на полу и испорченная новогодняя ночь. При подобных обстоятельствах и в дальнейшем пропал не один кошелек. А уж потом стали пропадать вещи покрупнее. Итак, запись свершилась, однако, что делать с пленками, кроме как слушать их у себя дома, никто не знал. Кроме прочего, «Дым» был записан в самый расцвет дискотек, и все, кто хотел ПИКНИКу процветания повторяли примерно одно: «на все, что вы здесь написали — наплевать и забыть!!!».
Все хотели быстрых песен, которые без риска быть побитым мог ставить диск-жокей на любой дискотеке. Тем более было неожиданно, что по слухам то в одном, то в другом городе звучали записи ПИКНИКа. Как подтверждение этих слухов объявился человек из солнечного Краснодара с мешком грецких орехов, как потом оказалось, в дар музыкантам ПИКНИКа.
Лишь позже музыкантам открылась страшная тайна расползания музыкальной информации. Виной тому были студии звукозаписи во всех городах страны, которые снабжали продукцией выросшие, как грибы после дождя, киоски записывагощие и переписывающие музыку (в общем, появились первые музпираты). Но не все, что было в закромах группы появилось на пленке, так песня «Диск-жокей» казалась слишком веселой, и была изъята, еще одна песня «Кто много молчит, тот славно живет» оказалась неважно сыгранной, и была безжалостно стерта.
А что музыкальная общественность Ленинграда? Коллеги сравнивали записи, сладострастно смакуя шероховатости звука. Не отказывали себе в этом невинном удовольствии и музыканты ПИКНИКа. Август месяц, В Рок-клубе готовятся к открытию сезона (открытие и закрытие — особенно почитаемые публикой концерты, которая штурмует окна и двери зала на улице Рубинштейна). В перманентном загоне любители Хард-рока и музыканты, исповедующие тяжелую музыку. Идет подготовка к первому фестивалю, готовится к нему и ПИКНИК.
И уже спустя почти год после появления «Дыма» на заключительном концерте во Дворце молодежи ПИКНИК получает почетную грамоту лауреата III степени, а также сделанный умельцами значок посвященный этому событию и вдобавок ко всему — смутные надежды…


***
А. Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока»

Генеральную линию группы в тот момент определяли два человека — автор-исполнитель «Денег» вокалист Алексей Добычин и клавишник Эдмунд Шклярский. Оба они свои композиции писали и аранжировали самостоятельно — от начала и до конца.

…Студийный вариант «Пикника» на первом альбоме представлял собой усеченный концертный состав группы: Шклярский плюс ритм-секция Евгений Волощук — Али Бахтияров. Исключение составляли лишь те композиции, на которых пел Добычин. Все, что можно было сыграть самому, Шклярский сам и сыграл — начиная от клавиш и акустической двенадцатиструнки и заканчивая вокалом и партиями лидер-гитары.
На запись альбома «Пикнику» было выделено всего два дня, причем работа в студии началась с курьеза. Тропилло категорически не нравились не только индивидуальные методы работы Шклярского, но и то, как звучит группа в студийных условиях. Саунд и энергетика «Пикника» казались ему чересчур мягкими и не соответствующими концертному напору группы.

…Сам Шклярский понимал, что времени на специальные студийные ухищрения у него нет, но попытался в условиях жесткого цейтнота выжать из студии Дома юного техника максимум возможного.
«Нужного звука приходилось добиваться не с помощью приставок или примочек, а вручную, — рассказывает он. — На двенадцатиструнной гитаре, которая добавляла в общую звуковую палитру тепло и необходимый желтый цвет, я играл специальным мягким медиатором, вырезанным из очень тонкой пластмассы…».

…Через десять лет после записи «Дыма» Шклярский сделал его римейк, но уже на компакт-диске. На обложке он обозначил всех участников группы (включая гитариста Александра Савельева), однако все инструментальные партии Шклярский на этот раз сыграл сам.
«Я скорее переписывал альбом для себя, — рассказывает он. — Мне хотелось зафиксировать какие-то определенные звуки, которые я не смог реализовать тогда».

.

***
Интервью с Э. Шклярским в Барнауле, 21.11.2006.:

— Эдмунд, скажите, пожалуйста, будет ли у широкого слушателя возможность увидеть ваш альбом «Дым» в самой первой его редакции?

— В этом нет ничего фантастического. Главное — найти наши старые записи и отреставрировать их. У меня лично есть только аудиокассета с ужасным качеством воспроизведения. Мы, безусловно, будем искать. Дело в том, что много лет назад нам казалось, что если выходит виниловая пластинка, то все другие записи уже не нужны. Но много позже мы поняли, что виниловая пластинка скрипит, шуршит и имеет кучу прочих недостатков. Многие пленки мы, к сожалению, размагнитили самостоятельно.

.

***
Из интервью с Э. Шклярским, «АиФ Нижний Новгород»:

— «Пикник» на музыкальной сцене уже несколько десятков лет, было записано не мало альбомов, какой из них для вас наиболее интересен?

— С каждым альбом связаны определенные воспоминания и события. Первый альбом «Дым» был записан лишь по той причине, что мы долгое время ничего не писали, когда вокруг многие музыканты давно уже все писались. Потом оказалось, что благодаря этому альбому, который незаконно крутился во всех ларьках, популярность нашей группы дошла до Владивостока. Поэтому следующие записи альбомов были осознанными, мы понимали, для чего это делаем.

.

***
Из интервью с Э. Шклярским, FUZZ №12/2002:

— Почему вы отсчитываете историю группы от выхода альбома «Дым»?

— Это произвольный отсчет. Просто какая-то сознательная жизнь у нас началась, наверно, после написания первого альбома. Как у кинорежиссера первый фильм — то, о чем можно говорить, так и для нас этот альбом — первый музыкальный продукт, который каким-то образом разошелся по студиям звукозаписи в стране, дошел до слушателей…

— Можно считать, что «Дым» был первым альбомом именно того ПИКНИКА, который мы знаем — в плане фирменного саунда, стиля группы?

— Надо, наверно, у потребителя продукции спрашивать, есть ли какая-то разница между старыми и новыми песнями. Когда мы пишем песню, то скоро вся новизна пропадает, потому что это все репетируется, играется, и она для нас становится совершенно не новой.

— Но этот альбом стал для вас этапным?

— Ну, естественно, ведь он первый. Когда мы его писали, то не знали, зачем это нам надо. Ребята вокруг пишутся, есть возможность, — ну, давайте и мы запишемся. А когда уже пошла обратная связь из других городов, чему мы были очень удивлены, — тогда мы поняли, что это было не зря.

— Когда «Дым» был переиздан?

— В 1994 году, на CD. И мы там заново пели и заново играли.

— Какие еще диски вы перепевали и переигрывали?

— «Иероглиф», «Родом Ниоткуда» и «Харакири».

.

***
Интервью на радио «Эхо Москвы», 19.11.2001.:

Радиолушатель Вячеслав – Хотелось бы вас покритиковать еще напоследок. Почему такие короткие диски, альбомы, по полчаса всего?

Э. Шклярский – Ответ принят. Пленки были определенного размера. Так же, как пластинка, считалось, что сторона должна быть не больше 16 минут. Поэтому диски писались из расчета того, что 32 минуты весь диск. И они писались до того момента, как не появились потом лазерные диски. Потом они стали где-то 40 минут. Сначала был такой параметр.

.

***
Ответы Э. Шклярского на вопросы посетителей его сайта http://qazimodo.ru, октябрь 2011:

— Не хочу быть неучтивым, но рестайлинг альбома “Дым” приводит в уныние. Без обид. Нет того драйва, когда он вышел. До сих пор слушаю кассетный вариант, но в плохом качестве. Реально ли найти хорошую оцифровку этого альбома? Эдмунд, я на этом альбоме провёл лучшее время 1982-1984. Подскажи если знаешь где скачать?

— Когда мы записывал первый “Дым” нас не совсем устраивали некоторые технические хитрости. Например: звук в усилителях был мутный, казалось,что тот самый драйв проадает в проводах не доходя до магнитофона. Но перезаписанный “Дым” действительно не то,что хотелось получить в окончательном варианте. Наверное где-то в интернете он гуляет (Дым).

.

***
Из книги «ПИКНИК. 30 световых лет» (составитель — Марат Корчемный) — М.: «Нота-Р» 2014:

Во время очередной подобной акции один из основателей «Пикника» басист Жак Волощук совершил несложный бартер со звукорежиссером Дома юного техника Андреем Тропилло. Суть сделки заключалась в том, что «Пикник» ставил свой аппарат на очередной концерт «Аквариума», а Тропилло предоставлял «Пикнику» студию для записи альбома».

Андрей Бурлака: «Тропилло имел свой концептуальный взгляд на музыку и благоволил к музыкантам этот взгляд разделяющим. Он первый осознал, что альбом должен быть не простым набором из восьми песен: сочинили, записали, расставили и понеслась душа в рай… Андрей придерживался теории, что альбом – это некий срез культурной жизни в определенном месте. Ему хотелось, чтобы человек, родом из Владивостока, послушав запись питерского музыканта, сразу представил, как живут люди в Петербурге. Тропилло пробовал реализовать свои замыслы со многими группами, имеющими свой характерный почерк и желающими идти на контакт, — большинство просто не шли, все же считали себя звездами! Первыми среди тех, кто решился на совместную работу, стали «Мифы». Но с ними сотрудничество не получилось, потому что группа имела другое культурное мышление. А вот «Аквариум» считался самым пластичным, и Тропилло этим проектом загорелся. Гребенщиков как автор, Курехин как музыкант, а Тропилло как человек, облекающий материал в некую форму, представляли собой уникальным триумвират».

Жак Волощук: «Мы были совсем из другого муравейника, поэтому Андрей Тропилло совсем не горел желанием записывать нам альбом. Сава (Александр Савельев) ухитрился загнать его в угол так, что нам досталось целых две смены, типа, так и быть!
Андрей все утро на нас орал, видно, было плохое настроение. Но в итоге, все заиграло, зазвучало.
Когда Тропилло понял, что альбом записан с первого дубля, то очень сильно удивился. На следующий день, буквально за полсмены, дописали наложения и получили катушку в руки».

.

***
Из интервью с Эдмундом Шклярским, 10.03.2015:
http://vtambove.ru/news/freetime/99657/

– И даже научившись обходиться без телевидения и прочей рекламы?

 – Не хочу кривить душой, что мне наплевать на телевидение. Но оказалось, что любовь нашей публики уже не зависит от этого. Это нам не просто помогает, это дает жить. Маленький пример. Вот в свое время мы думали, что запись нашего первого альбома «Дым» 1982 года безвозвратно утеряна. Мы его даже переписывали потом. Но нашлись верные поклонники, нашли ее, и вот она снова жива, а в ней настроение времени. Мы вообще поддержку фэнов постоянно ощущаем.

___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы ПИКНИК

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ПИКНИК»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ПИКНИК по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий