НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС — «Скованные Одной Цепью (Круговая порука)» (В.Бутусов — И. Кормильцев)

Входит в альбомы «Разлука» (1986), «Князь Тишины» (1988)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
Л. Порохня, «Достоверное описание жизни и превращений Nautilus’a…»:

За два года до того, в 84-м, Илья Кормильцев в пижаме сидел по ночам в подъезде — дома ему курить не позволялось — и писал на кусочках бумаги тексты… Автор этих заметок тогда, холодной черненковской зимой, прочитал два и с полной уверенностью сказал: «Илья, тебя посадят…» В ответ Илья улыбался, но невесело, он никогда не был героем. Тексты назывались «Скованные одной цепью» и «Метод Станиславского». Впоследствии оба перешли к Бутусову, и летом 86-го один стал песней. Второй потерялся. Автор до сих пор считает, что второй был много лучше, но так всегда потом кажется… Увы, Слава всегда не слишком осторожно обращался с бумажками, а Илья никогда не оставлял черновиков…
4 августа состоялась премьера «Разлуки». Скандал состоялся двумя днями позже: прибежал встрепанный президент рок-клуба Коля Грахов: «Скованных» нельзя!» Опасения, навещавшие «Hay» и раньше, благодаря которым, например, строчка «За красным рассветом коричневый закат» благоразумно окрасилась в розовый цвет, подтверждались. Начались судорожные переговоры, в результате которых решено было альбом распространять без «Скованных».
Помогло недоразумение: одному из свердловских «магнитофонных» людей об этом решении не сообщили, он и продолжал гнать запись целиком, а когда недоразумение вскрылось, было в общем-то все равно. В деяниях незадачливого писалы попытались искать состав злоумышленного преступления, но не это важно. Важно другое: как рокеры ни боялись, власти не реагировали. Одному Богу известно, почему все-таки в то, на демократию не слишком жирное время ни малейших гонений в отношении «Скованных» так и не последовало. Хотя к выступлениям текст еще переписывали, пытались что-то поправить…
Несколькими годами позже один из бывших партийных, человек грузный и умный, случайно наткнулся на запись «Скованных», чутко выслушал до конца, вздохнул и признался с виноватой улыбкой: «Как они тогда смогли? До сих пор жутко становится». Как знать, быть может, и их прокачало?

.

***
А. Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока»:

Через несколько дней после локальной презентации альбома к Наутилусу прибежал растерянный Коля Грахов и сказал, что «Скованных» распространять нельзя — могут возникнуть проблемы с КГБ. Тогда было принято поистине макиавеллевское решение: в Питер, Москву и остальные регионы рассылать альбом без изменений, а в родном городе распространять в урезанном виде, без последней композиции. Время было мутное — по крайней мере, вплоть до конца 87-го года Наутилус, исполняя песни из «Разлуки» на концертах, делал купюры в текстах.

.

***
Л. Порохня, Д. Карасюк. «Наутилус Помпилиус. Мы вошли в эту воду однажды»
(АСТ; Москва; 2017):
https://ast.ru/book/nautilus-pompilius-my-voshli-v-etu-vodu-odnazhdy-716450/

Некоторые даже оценили «Разлуку» как неудачу «НП». Это видно по коллективной рецензии, опубликованной в «Свердловском рок-обозрении». Читая ее, можно заметить, что разбираются все песни «Разлуки», кроме двух: «Хлоп-хлоп» и «Скованные одной цепью». Дело в том, что на момент выхода журнала (март 1987) эти две композиции еще не были залитованы.
Когда в конце августа худсовет собрался для литовки новой программы «Наутилуса», споткнулись именно об эти две песни. Заседание вел Николай Грахов: «Когда литовали «Скованных…», цензор испугался и отказался подписывать документы: «Я не вижу смысла – это фига в кармане. Я не сторонник подобного». Кормильцев в это время ждал на лестнице. Я обрисовал ему ситуацию со «Скованными». Он начал заламывать руки: «Мне надо, чтобы эта песня прозвучала именно сегодня, именно сейчас! Завтра будет уже поздно!» Чуть не плакал». Но в тот раз залитовать две «антисоветские» композиции все равно не получилось.

…Две крамольные песни были официально «удалены» из «Разлуки» (именно поэтому «Свердловское рок-обозрение» о них и не упоминает). Они не исполнялись на концертах еще полгода. В Свердловске одновременно ходили два варианта «Разлуки» – полный и официально-кастрированный. Судя по тому, что публика прекрасно знала и «Скованных…», и «Хлоп-хлоп», второй вариант альбома крутили только в обкомах, горкомах и управлениях культуры. За пределами Свердловска распространялась полная «Разлука», дотянуться до других регионов у уральских цензоров руки были коротки.

.

***
Из интервью с И. Кормильцевым, «Юность» №6 1988:

— Композиция «Скованные одной цепью». Что это за цепь, как ее разбивать, и стоит ли это делать, если цель у нас и вчера и сегодня остается прежней?

— Начнем с того, что прежде всего это композиция о сегодняшнем дне, который отличается от вчерашнего большим сознанием того, что каким-то переменам в нашей жизни мешают факторы не столько внешние, сколько внутренние. Здесь речь идет скорее не о том, что кого-то заковали, а вот о таком своеобразном «братстве поневоле» между теми, кто находится с одного конца этой цепи, и теми, кто стоит на другом.
Сегодня меньше иллюзий, связанных с тем, что есть якобы конкретная «зловредная» прослойка, которую достаточно устранить для того, чтобы все пошло так, как надо. Становится очевидным, что нас не спасут ни прекрасные слова, ни даже новые законы, сами по себе, если общество не созреет для их исполнения.

.

***
Интервью с В. Бутусовым, журнал «Сельская молодёжь» №9, 1988 г.:

— Я разговаривал с очень многими людьми, и все признают  песню  «Скованные одной цепью» одной из ваших лучших композиций. Что вы думаете об этой песне?

— Она замышлялась, как программа к действию, где очень много всего сказано и недосказано. Сейчас же для себя мы решили, что «Скованные одной цепью» — словно точка в подведении итогов. По аналогии с комсомольским отчетом: вот тут плохо, тут и тут. Надо исправлять ошибки.

skovannie2
22 марта 1986 г. НП и двое музыкантов легендарного “Урфина Джюса”
выехали на концерты в Казань, но в последний момент выступления отменились.
Слева направо: Алексей Могилевский, Егор Белкин, Александр Пантыкин,
Дмитрий Умецкий, Виктор Комаров, Игорь Багаев (“Урфин Джюс”),
Вячеслав Бутусов — “скованные одной цепью”.

***
Ответы В. Бутусова и И. Кормильцева на письма читателей в журнале «УРАЛЬСКИЙ СЛЕДОПЫТ», 1988:

В. БУТУСОВ: В число скованных мы ведь включаем и тех, которые не несут в себе отрицательного заряда. Точно так же гороховые зерна могут быть всякими: спелыми, незрелыми, с гнильцой и без оной. Этот вопрос — вопрос об отношении между двумя поколениями, вот и все. И я не могу однозначно ответить, жизнь ли такова, что растащила их друг от друга, и кто больше виноват. Ведь иногда непонятый отец-ретроград фигура более трагичная, чем непонятый сын-революционер…

.

***
БГ, интервью газете «Известия», 14 марта 1995:

Это старая православная традиция: чтобы изгнать демона, надо знать его по имени. Я до сих пор считаю, что «Наутилус» очень много сделал для России тем, что в песне «Скованные одной цепью» музыканты точно назвали заболевания общества, перечисляя их в каждой строчке — назвали беса по имени. Когда беса назовешь по имени, ему некуда деться: он не может не отозваться, не может не уйти.

.

***
Из интервью с В. Бутусовым,
«Музыкальная газета», г .Минск №13, апрель 1999 г.:
http://naunaunau.narod.ru/articles/0505-tihie-igry/

— Та музыка, что вы исполняли раньше, носила некую кулътовостъ, имела социальную основу, в последнее время, в вашем сольном альбоме в частности, этого всего нет. Почему?

— Лозунги, которые когда-то произносились вполне искренне, сейчас, в общем-то. не актуальны, потому что все меняется Я уже заявлял, что достаточно было спеть одну песню «Скованные», чтобы уже не возвращаться к этой теме, потому что это скучно — писать всю жизнь какие-то лозунги. Это просто скучно, нудно и рутинно. И мне бы очень хотелось впредь писать что-нибудь легкое, веселое и незатейливое.

.
***
Из интервью с В. Бутусовым, «Новая газета» №6, 27 января 2000 г.:
http://naunaunau.narod.ru/articles/0294-delat-dengi/

— Все-таки интересно, на каких песнях того времени остался след цензуры?

— Все было достаточно примитивно. Просто смотрелся текст и говорилось: «Вот это нельзя, а это не надо». Например, в «Круговой поруке» у Кормильцева сначала была строчка «За красным восходом коричневый закат». Намек понятный. Это потребовали убрать, потому что фактически тогда за это могли привлечь. Пришлось заменить на «розовый закат». Мне это даже больше понравилось, а в конечном итоге оказалось более верным. Потом, когда мы стали писать глумливые песни про любовь, от нас стали требовать больше гражданского пафоса. То есть побольше таких песен, как «Шар цвета хаки». С точки зрения комсомольских деятелей молодежь надо было призывать на борьбу, чтобы показать, какими плохими были те дядьки, чьи места они хотели занять.

***
Вячеслав БУТУСОВ: «C политикой мы уже набаловались…»,
газета «Саратовский взгляд», 29 октября 2009 г.:
http://naunaunau.narod.ru/articles/0204-25-let-nautilusu/

… журналистам расставаться с Бутусовым-борцом не хотелось, и они вновь попытались вывести его на скользкие рельсы политики: «Значит, сейчас для рокера бороться с властью не актуально?». «Может, для жанра в целом и актуально, но мы с этим уже набаловались и нам уже не интересно. Не то чтобы это совсем выброшено за борт, просто это такое поле деятельности, которое рано или поздно осваиваешь, и дальше требуется расширять рамки…».
«А как же «Скованные одной цепью»?» — расстроилась пресса. «Я пересматривал отношение к этой песне и пришел к выводу, что если тогда она была направлена на конкретную систему — Советский Союз, то сейчас она актуальна в общечеловеческом понимании, безотносительно к политике…».

.

***
Из ответов В. Бутусова посетителям сайта www.u-piter.ru в разделе «Доска сообщений»:

— Вячеслав Геннадьевич, за последние 20 лет произошла смена поколений и политического строя, а песня «Скованные» звучит все так же актуально. Чем Вы это объясните?

В.Б.: Тем, что общество по сути своей меняется мало – это давно известно. Человечество содержит себя в той или иной системе, и в критическом рассмотрении у него есть неизменные атрибуты, так же как различные социальные достижения и блага. Это взгляд с теневой стороны.

— То есть, мир трансформируется только в нашем сознании? Или люди, по Вашим наблюдениям, тоже мало меняются?

В.Б.: Люди способны меняться! И эта мысль дает нам возможность жить надеждой и освобождаться от тягости бытия.

— Есть ли у Вас желание написать что-то еще эпохально-социальное в духе «Скованных»?

В.Б.: В «Скованных» в сжатом виде изложена информация о внешних болячках условного общества. На мой взгляд, больше добавить нечего, поскольку это в какой-то степени основные тезисы, талантливо изложенные лирическим языком. Тема закрыта, хотя люди постоянно возвращаются к тем вопросам, которые всегда на виду.

.

***
Интервью Вячеслава Бутусова газете «Стрела». 18 октября 2017:
http://gazetastrela.ru/2017/10/18/bezbashennosti-predpochitayu-besshabashnost/

– В какой момент вы поняли, что переросли сценический грим и готику, что пора переставать петь «Скованных одной цепью» и двигаться дальше?

– Мы культивировали стилистику новой волны, которая все-таки была не мрачной по сути. «Скованных» играем до сих пор, и я с этим смирился как с обязательной составляющей концертного ритуала.

– К слову, лично я считаю, что «Скованные» сейчас еще актуальней, чем когда писались. А вы как думаете?

– Согласен. Особенно про «сброшенных орлов ради бройлерных куриц». В нашей жизни появилось очень много мелкого, одноразового и похабного.

.

***
Интервью Вячеслава Бутусова газете «Комсомольская Правда». 29.10.2017:
https://www.crimea.kp.ru/daily/26750.7/3779269/

— Многие говорят, что политики душат культуру сейчас.

— Невозможно условному министру культуры задушить Анну Ахматову.

— А как же цензура?

— У нас история была — нужно было литовать тексты, то есть ставить печать на разрешение для публичного исполнения. И ничуть не странно, что вопрос возник о строчке «За красным восходом коричневый закат». Более-менее образованный человек трактует ее так — за коммунизмом должен прийти фашизм. В общем, нам говорят: «Давайте это коричневое чем-нибудь заменим». На что Илья Кормильцев просто мгновенно предложил заменить: «коричневый» на «розовый». И получилось: «За красным восходим розовый закат». Так, побледнел слегка. Но нам это показалось смешным и более концептуальным. Так что цензура – это двигатель прогресса, в чем я убедился еще много-много раз.

1986

1988

Подольск-87

 

***
В. Бутусов, «Вечерний Красноярск», 17.04.2009:

«Скованные одной цепью» в «Стилягах» — переработка, там все переделано. Я это воспринимаю как отдельный номер, по мотивам своей песни. Кстати, с ее использованием все было добросовестно, мне предварительно прислали ознакомительное письмо. И как только я узнал, что снимает Тодоровский, сразу же согласился. Мало кто вызывает у меня такое доверие, как отец и сын Тодоровские. Петр Ефимович мне вообще очень приятен чисто по-человечески, близок по духу и фильмы его нравятся. На Валерия Тодоровского это уважение, видимо, переносится по инерции, к тому же он тоже очень талантливый человек. Фильм я, правда, так и не видел, только фрагмент со своей песней.


Переработанный Константином Меладзе вариант песни с изменённым текстом прозвучал в фильме «Стиляги» (2008) в исполнении Евгении Брик:

 

Из интервью с В. Бутусовым, «Труд-7», 13.05.2010 г.:

— Ваши старые песни «Ален Делон», «Скованные одной цепью», на ваш сегодняшний взгляд, принесли на заре перестройки больше вреда или пользы?

— Они попали в струю умирания недоразвитого социализма. А перестройка была уже позже — когда началась генеральная уборка, во время которой пыль столбом, но на энтузиазме. Мы до сих пор эти песни исполняем. Когда было 25-летие «Наутилуса Помпилиуса», мы выпустили пластинку, куда вошли эти композиции, а потом полтора года играли эту программу во многих городах.

.

***
Из интервью с В. Бутусовым, baltinfo.ru, 06.05.2011:

— Какая песня с годами утратила актуальность, а какая, наоборот, обрела «выдержку», как хорошее вино?

— «Казанова» — утратила свою актуальность, а «Скованные» — вполне актуальна до сих пор.

.

***
Интервью Вячеслава Бутусова порталу «Правмир», 27.12.2019:
https://www.pravmir.ru/ad-i-raj-vyacheslava-butusova/

– В старых песнях «Наутилуса» – например, в «Казанове», «Скованные одной цепью…» – вы видите какой-то новый смысл?

– Эти песни меняются в моем нынешнем восприятии. Но некоторые не выдерживают реконструкции. Например, «Скованные» укладываются сегодня в моем сознании, а «Казанова» пока не очень.

.

***
За красным восходом — розовый закат… — В первоначальном варианте у Кормильцева был «коричневый закат», как метафора того, что революции заканчиваются диктатурой (коричневый — как символ фашизма, боевики носили коричневые рубашки). Впоследствии по настоянию руководства Свердловкого рок-клуба группа сменила «коричневый» на политически нейтральный «розовый». См.:

Николай Мейнерт, из книги «Группа «Наутилус Помпилиус», Таллин: Nutus, 1991:

В отдельных случаях Бутусов сознательно менял текст в соответствии с текущим моментом или своим отношением к конкретным строчкам: например, в оригинальных кормильцевских стихах песни «Скованные» — «…За красным восходом — коричневый закат». Бутусов считал, что «розовый закат» выразительнее. В таком варианте песня и приобрела популярность, но в 1990 году, вероятно, в связи с соответствующими изменениями в советском обществе, на концертах иногда звучала первоначальная версия.
1987 год, помимо прочего, отмечен цензурными ограничениями. Например, в песне «Скованные» запрещению подверглась одна строчка: «Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц». Вот этих «бройлерных куриц» и нельзя было упоминать на концертах. Потому в концертном альбоме «НАУсибирск» (апрель 1987) после начала «Здесь сброшены орлы» следует трогательное молчание. Но уже днем позже во время следующего выступления в том же Новосибирске фраза была пропета полностью и с тех пор исполнялась всегда.
Скандал разгорелся спустя два месяца во время фестиваля в Свердловске, где за исполнение «запрещенного» варианта текста НАУ хотели дисквалифицировать, но большинство жюри отстояло группу. В дальнейшем подобных проблем не возникало — даже на всесоюзных премьерах по центральным радиоканалам — времена изменились.

В. Бутусов, газета «Всеукраинские ведомости», 1996г.:

Что же касается текстов… рано или поздно номенклатурным элементам приходилось прибегать к помощи воспитанных людей: они привлекали редакторов журналов, поэтов, чтобы критиковать нас профессионально. А с этими людьми мы всегда могли договориться. Там были установки: убрать это, убрать то… Мы же просто меняли шило на мыло, «коричневый восход» на «розовый закат» и в результате все были довольны.
…у меня нет такого разделения — на широкоизвестные и малоизвестные песни. Есть масса песен, которые мне интереснее петь, чем ту же «Скованные одной цепью». Она сама по себе достаточно деревянная и монотонная, имевшая при написании совершенно другие цели. И уже отслужила свое.

В. Бутусов (информация с буклета CD «Нау Бум (Трибьют по песням НАУТИЛУСА)», 2008):

Все тексты должны были проходить цензуру. Эта процедура называлась «литовкой». Мы пришли к литературному редактору. Он дошёл до «скованных» и призадумался. Говорит нам:
— Вот у вас тут сказано: «за красным восходом — коричневый закат». Это имеется в виду, что за коммунизмом наступит фашизм?
— Да.
— Но вы ведь понимаете, что такой текст вам не разрешат петь? -Да.
— Значит надо переделать.
Предложили поменять «коричневый» на «розовый». Редактор одобрил и поставил печать на текст. Получилось вполне пророчески: «за красным восходом — розовый закат». За коммунизмом наступил капитализм.

.

***
Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц… — Символы российской царской власти — двуглавые орлы — во время Октябрьской революции 1917 г. были сброшены со всех зданий. Бройлерные куры — мясная порода кур. В этих строчках Кормильцев имеет в виду то, что высокие идеи сменяют обывательские ценности. См.:

Н. Мейнерт:

1987 год, помимо прочего, отмечен цензурными ограничениями. Например, в песне «Скованные» запрещению подверглась одна строчка — «Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц». Вот этих «бройлерных куриц» и нельзя было употреблять на концертах. Потому в концертном альбоме «НАУсибирск» (апрель 1987) после начала «Здесь сброшены орлы» следует трогательное молчание. Но уже днем позже во время следующего выступления в том же Новосибирске эта фраза было пропета полностью и с тех пор исполнялась всегда. Скандал разгорелся спустя 2 месяца во время фестиваля в Свердловске, где за исполнение «запрещенного» варианта текста НАУ хотели дисквалифицировать, но большинство жюри отстояло группу. В дальнейшем подобных проблем не возникало — даже на всесоюзных премьерах по центральным радиоканалам — времена изменились.

***
Можно верить и в отсутствие веры… — намек на атеизм, как государственную доктрину Советской власти.

.

***
На пластинке-бутлеге, выпущенной фирмой «Мелодия» без ведома музыкантов группы (плпстинка включала сборник концертных записей БРИГАДЫ С и НАУТИЛУСА), песня «Скованные» носила название «Круговая порука». См.:

Николай Мейнерт, из книги «Группа «Наутилус Помпилиус», Таллин: Nutus, 1991:

После того как группе стало известно об уже, практически, состоявшейся акции по выпуску сборного «неавторского» альбома, Илья Кормильцев, по его словам, позвонил на фирму «Мелодия» и поинтересовался возможным гонораром, на что ему вежливо ответили, что, мол, не «его это ума дело». На аналогичный вопрос о неверном названии песни «Скованные» ему было сказано, что беспокоиться об этом надо самим авторам, а уж никак не выпускающим пластинку.

Ноты к песне «Скованные одной цепью, напечатанные в журнале «Комсомольская жизнь», 1989 г.:
skovannie1


Nautilus Pompilius. Скованные одной цепью.
Юбилейная программа «30 лет под водой».

Гарик Сукачев — «Скованные»
«Достояние республики» с Вячеславом Бутусовым, 22.10.2011

Пустота Вещей — Скованные одной цепью (Наутилус Помпилиус Cover)

Vespercellos Скованный одной цепью (Наутилус Помпилиус cover)

КВН, песня на мотив «Скованные одной цепью» (Kомaнда «Утомлённые солнцем»)

_______________________________________________________________________

Текст песни «Скованные одной цепью»:

            Am                  F                  E
Круговая порука мажет, как копоть.
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть.
Я ищу глаза, а чувствую взгляд,
Где выше голов находится зад.
За красным восходом — розовый закат.

    Am                  F7
Скованные одной цепью,
Связанные одной целью.
Скованные одной цепью,
Связанные одной.

Здесь составы вялы, а пространства огромны.
Здесь суставы смяли, чтобы сделать колонны.**
Одни слова для кухонь, другие — для улиц.
Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц
И я держу равнение, даже целуясь
на
Скованных одной цепью,
Связанных одной целью.
Скованных одной цепью,
Связанных одной.

Можно верить и в отсутствие веры,
Можно делать и отсутствие дела.
Нищие молятся, молятся на
То, что их нищета гарантирована.
Здесь можно играть про себя на трубе,
Но как не играй, все играешь отбой.
И если есть те, кто приходят к тебе,
Найдутся и те, кто придет за тобой.

Также скованные одной цепью,
Связанные одной целью.
Скованные одной цепью,
Связанные одной.

Здесь женщины ищут, но находят лишь старость,
Здесь мерилом работы считают усталость,
Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи,
Здесь первые на последних похожи
И не меньше последних устали, быть может,

Быть скованными одной цепью,
Связанными одной целью.
Скованными одной цепью,
Связанными одной целью.

Скованные….
………………………………
** — На альбоме «Князь тишины» Бутусов исполнил эту строчку неправильно, поменяв «составы» и «суставы» местами.

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий