«Му-му!» (быки и коровы), часть 1: Час быка

bik_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика:
«Культурная зоология»

Не хотите ли послушать сказку про белого бычка? Вы хотите, он хочет, я хочу… А не послушать ли… Ладно-ладно, я не собираюсь изводить читателя этой фольклорной «докучной» шуткой. Моя сказка будет долгой, но всё-таки не бесконечной. Да и не сказка это вовсе, а самая, что ни на есть, быль — хотя в ней будут и белые бычки, и волшебные превращения, и коровы, прыгающие на Луну, и люди с бычьими головами. Так что налейте в стакан свежего молока, положите в рот конфету «Коровка» и усаживайтесь поудобнее…
Как говорится, возьмём быка за рога, а корову — за вымя!

Не быкуй с быком!

«Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,
Раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий».

(Псалом 21:13-14)

Сам я человек городской и с крупным рогатым скотом контактировал не так часто, как селяне. Однако две подобные встречи прочно врезались мне в память.
Давным-давно, когда моя борода ещё не была седа (честно говоря, её тогда вообще не было), я прогуливался с товарищем по полям родного Донбасса. Шли мы однажды вдоль поля, а у самого его края пасся огромный чёрный бык. Выглядел он, как и положено полноценному быку — грузное тело, широкий торс, крепкие ноги и, низко посаженная, широкая голова с серповидными рогами. Всё это наглядное воплощение силы и мощи было привязано к маленькому колышку, вбитому в землю. И, пока мы проходили мимо, бык неотступно следовал за нами (насколько ему позволял поводок), недовольно фыркая и не сводя с нас маленьких ненавидящих глаз. О том, что случится, если эта туша сорвётся с колышка, мы старались не думать…

bik_02

Слава богу, что мы не встретились с Катоблепасом — мифическим быком, описанным в трудах Плиния Старшего и записках Леонардо да Винчи. Катоблепас, якобы, обитал в Эфиопии и носил на шее косматую гриву (наверное, в таком искажённом виде дошли до европейцев слухи об антилопе гну). Однако пугал этот бык вовсе не гривой, а смертоносным взглядом, от которого мог погибнуть и сам — даже посмотрев на своё отражение.

Леонардо да Винчи:
«…его голова настолько велика, что он с трудом её носит, поэтому она всегда опущена к земле. В противном случае он представлял бы для человека большую опасность, ибо всякий, на ком он остановит свой взгляд, немедленно умирает».

bik_05Катоблепас из «Historia naturalis de quadrupedibus», 1614 г. (wikipedia.org; Jan Jonston).

Но оставим пока мифы и вернёмся к моим воспоминаниям.
Другой раз я был со своей институтской группой на полевой практике в районе посёлка Иллирия (Луганская обл.). Наш лагерь был разбит в лесистой балке, со всех сторон окруженной зелёными холмами, где в обилии паслись коровьи стада. И вот, одним летним днём, мы сидели у палаток, когда вблизи раздался громкий истеричный рёв. Остальное произошло настолько быстро, что никто не успел даже подняться с места. Из кустов с громким треском вырвался бычок, за которым бежал пастух. Оба явно был не в себе. Первого, видимо, довели до нервного срыва кровососы-слепни, а второй прекрасно осознавал, что если подопечная скотина покалечит какого-нибудь студента или студентку, то виноватым будет явно не животное. Правда, попытки пастуха преградить бычку путь успехом не увенчались — он был буквально подцеплен рогами и отброшен в сторону, как тростинка. А истеричное животное с плеском пересекло ручеёк, снова проломило кусты и, продолжая реветь, исчезло из поля зрения. К счастью, пастух почти не пострадал и продолжил преследование, хотя и слегка прихрамывая. А ведь это был лишь бычок, а не та гора мышц, которую мы с другом встретили в поле…

bik_03

Мораль «сих басен» проста, как мычание: бык — животное могучее, поэтому шутить с ним не стоит. Это нашло отражение и в нашем языке. Недаром о крупном и сильном мужчине мы говорим «силён как бык», «здоров как бык», а то и вовсе называем его «бычарой» или «бугаём». В русских народных сказках даже встречаются герои, напрямую рождённые от коровы (Иван Быкович. Иван Коровий Сын), и в их физических данных сомневаться не приходится.

bik_06Эмблема американской баскетбольной команды «Чикаго Буллз» («Чикагские быки»).

Впрочем, «бычьи» метафоры далеко не всегда звучат лестно, и порой подразумевают, что адресат обладает дурным нравом и не отягощён мыслительной деятельностью. Наиболее ярко это проявляется в выражении «быковать» — то есть, вести себя грубо, нагло, агрессивно, полагаясь только на силу, а не на аргументы и здравый смысл. Есть у глагола «быковать» и второе значение — «тупить», проявлять глупость и непонимание (его обычно употребляли городские жители в отношении выходцев из села).

bik_04

Час Быка

Мрачный окрас приобрело и выражение «Час Быка», ставшее широко известным после выхода в 1968 году одноименного фантастического романа Ивана Ефремова, где описывалось тоталитарное общество планеты Торманс. Само выражение Ефремов услышал в Монголии (он был по образованию палеонтологом и часто ездил туда на раскопки).

И. Ефремов «Дорога ветров»:
«Было самое глухое время — «час быка» (два часа ночи) — власти злых духов и чёрного (злого) шаманства, по старинным монгольским суевериям».

Дело в том, что бык на Востоке символизировал самое тёмное и психологически тяжёлое время суток — с часа до трёх часов ночи.
Кстати, негативная символика быка упоминалась и в более раннем фантастическом романе Ефремова «Туманность Андромеды» (1957):

«Глядя на поднимавшиеся вдали синие горы, Мвен Мас вдруг с горечью подумал, не принадлежит ли он к категории «быков» — людей, всегда причинявших затруднения человечеству. «Бык» — это сильный и энергичный, но совершенно безжалостный к чужим страданиям и переживаниям человек, думающий только об удовлетворении своих потребностей. Страдания, раздоры и несчастья в далёком прошлом человечества всегда усугублялись именно такими людьми, провозглашавшими себя в разных обличьях единственно знающими истину, считавшими себя вправе подавлять все несогласные с ними мнения, искоренять иные образы мышления и жизни».

Сам же роман «Час Быка» писатель предварил эпиграфом из китайско-русского словаря епископа Иннокентия 1909 года:

«Ди пхи юй чхоу — Земля рождена в час Быка (иначе Демона, два часа ночи)».

bik_07

Эпиграф прямо намекал, что Земля — это вотчина страданий для живых (и, особенно, мыслящих) существ, своеобразное инферно (т.е. ад), а роман, соответственно показывал, каким образом люди могут выйти из этого ада.

Из песни Майка Науменко:

Я не могу не просыпаться в пять утра,
В час смертей и самоубийств.
Я знаю, многим плохо в это время,
В час инфарктов и тяжелых мыслей…

…Иногда так нужно с кем-то поговорить,
Но кто будет говорить с тобой и пять утра?
Иногда так важно с кем-то поговорить,
Но кто будет говорить с тобой в Час Быка?!

Год Быка

Если о Часе Быка большинство из нас знают, благодаря роману Ефремова, то о Годе Быка не слышал только глухой.
Не секрет, что у китайцев и их соседей календарный цикл (известный, как восточный гороскоп) состоит из 12 лет, и каждый год символизирует какое-то животное. Кстати, многие забывают, что цикл этот немного сдвинут по отношению к нашему календарю, поэтому тот же Год Быка начинается не 1 января, а 12 февраля.

Интересно, что, согласно легенде, именно бык должен был по праву открывать календарный цикл. Но случилось иначе…
Дело в том, что места в календаре распределялись в зависимости от того, в какой очерёдности животные приходили в гости к Будде. В этой гонке бык оказался явным лидером, но сжалился над крысой, которая попросила его помочь перебраться через реку. Как только парочка оказалась на другом берегу, хитрая крыса спрыгнула с быка и первой подбежала к Будде, чтобы засвидетельствовать своё почтение. Как говорится, наглость — второе счастье…

bik_08

Продолжение следует…

Автор: Сергей Курий
февраль 2021 г.