«Криминальное чтиво»: трек за треком — 3: «Let’s Stay Together», «Bustin’ Surfboards», «Bullwinkle Part II», «Son Of A Preacher Man»

Pulp_Fiction_music_3_1

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»

<<< часть 2

Продолжаем разбор саундтрека «Криминального чтива». Прошлый раз мы оставили киллеров Винсента и Джулса в коридоре дома, где они вскоре устроят кровавую бандитскую разборку. Разборка обходится без музыкального сопровождения, а следующая песня звучит уже в сцене разговора криминального босса Марселласа Уоллеса (в исполнении Винга Рэймса) с боксёром Бутчем (в исполнении Брюса Уиллиса).

Эл Грин (Al Green) — «Let’s Stay Together»

Впрочем, разговором это назвать трудно — говорит в основном Марселлас. Может показаться странным, что криминального босса сопровождает такая обволакивающая романтическая музыка, как «Let’s Stay Together».

Pulp_Fiction_music_3_2

Однако это не просто прихоть режиссёра. По словам Тарантино, песня должна производить «гипнотический» эффект. Ведь именно в этот момент Марселлас, аки змей-искуситель, убеждает Бутча «трахнуть свою гордость» и проиграть в договорном боксёрском поединке. «Гипнотический» эффект усиливается тем, что в течение всего разговора мы наблюдаем только застывшее лицо Бутча, который молчит, и затылок Марселласа, который произносит свой «спич». Ну, и ключевая фраза песни — «Давай останемся вместе» — звучит здесь, как нельзя, кстати.

Сама песня, как и предыдущая, родом из 1971 года. Её мастерски исполнил американский певец — Эл Грин, которого иногда называют последним великим исполнителей в стиле соул.
Музыку «Let’s Stay Together» сочинили Эл Джексон-младший и продюсер Грина — Вилли Митчелл. Ну, а слова сочинил сам певец — причём за какие-то 5 минут. Поэтому особой новизной они не блещут и, по сути, напоминают брачную клятву — мол, я буду любить тебя вечно и мы останемся вместе «и в горести и в радости, и в счастье и в несчастье». Недаром впоследствии песня станет весьма популярна на свадьбах.

Pulp_Fiction_music_3_3

Впрочем, сам Эл Грин не видел в песне потенциала и не хотел выпускать «Let’s Stay Together» синглом, как на этом настаивал Митчелл. По словам продюсера, это был единственный серьёзный спор с подопечным за всё время сотрудничества. Убеждать певца пришлось целых 2 дня. Особенно Грину не нравилось, что Митчелл заставляет его исполнять песню мягким тонким фальцетом. Продюсер настаивал: «Не надо кричать и напрягаться. Позволь песне просто струиться через тебя».
Зная, что Грин лучше поёт в присутствии живой аудитории, Митчелл привёл в студию… окрестных пьяниц, купил им вина и попросил просто тихо посидеть, пока идёт запись.

В итоге «Let’s Stay Together» возглавила американский чарт и осталась самым большим хитом в карьере Грина. А карьера эта оказалась не очень долгой. Переломным моментом стала трагедия, произошедшая в 1976 году. Девушка, оставившая ради Грина семью, сначала вылила на певца, сидящего в ванне, кастрюлю с кипящей кашей, а затем покончила с собой (говорят, потому что Грин отказался на ней жениться). Произошедшее так потрясло Грина, что, залечив ожоги, он оставил «грешную жизнь», завязал с поп-музыкой и принял духовный сан…

Зато в 1983 году «Let’s Stay Together» стала первой ласточкой возрождающейся карьеры Тины Тёрнер. Записанный ею кавер стал №26 в США и вошёл в мультиплатиновый альбом «Private Dancer». Правда, в этой версии мы уже не услышим нежного фальцета — Тёрнер поёт хрипло и экспрессивно (как видимо, когда-то хотел петь песню и сам Грин). Вдобавок певица почему-то поменяла 1-й и 2-й куплеты местами.

The TORNADOES — «Bustin’ Surfboards»

Далее Тарантино переключается на любимый сёрф-рок. Бодрая гитарная композиция «Bustin’ Surfboards» («Сломанная доска для сёрфинга») со звуками океанского прибоя, звучит, как во время «трёпа» о преимуществах пирсинга, так и в сцене, где Винсент затаривается у наркодиллера героином.

Pulp_Fiction_music_3_4

Трек был записан в 1962 году калифорнийской группой The TORNADOES. Кстати, её частенько путают с британским коллективом The TORNADOS (сам был грешен), который играл похожую инструментальную музыку. А когда TORNADOS выпустили в том же 1962 году большой хит «Telstar», то калифорнийцам даже пришлось во избежание путаницы поменять название на HOLLYWOOD TORNADOES.

Pulp_Fiction_music_3_5

И, хотя впоследствии, «Bustin’ Surfboards» стала классикой сёрф-рока, успеха в чартах группа так и не добилась. И лишь благодаря «Криминальному чтиву», композиция вновь привлекла внимание массового слушателя.

The CENTURIONS — «Bullwinkle Part II»

Ещё больше внимания привлёк другой забытый сёрф-инструментал — «Bullwinkle Part II» — от ещё одной калифорнийской группы The CENTURIONS. Если «Bustin’ Surfboards» звучала на заднем фоне, то «Bullwinkle Part II» стала одной из самых запоминающихся композиций «Чтива».

Pulp_Fiction_music_3_6

Все эти тревожные раскаты гитары и мрачноватое саксофонное соло отныне прочно ассоциируются со сценой, где Винсент вмазывается героином, после чего едет на машине с лицом, просто излучающим эйфорию. Чего уж скрывать — сцена приёма наркотиков снята с таким эстетским шармом, что, уверен — некоторым, слабым на голову, зрителям тут же захотелось стать такими же крутыми и красивыми наркоманами, как герой Джона Траволты.

Интересно, что в своё время «Bullwinkle Part II» даже синглом не выходила, а была лишь одним из треков альбома The CENTURIONS «Surfers’ Pajama Party» 1963 года выпуска. Стоит ли говорить, что после «Криминального чтива» такой сингл тот час появился.

Pulp_Fiction_music_3_7

Дасти Спрингфилд (Dusty Springfield) — «Son Of A Preacher Man»

Следующая сцена, когда Винсент приходит в дом своего босса, чтобы, не побоюсь этого слова, «выгулять» его скучающую жену — Мию, уже давно стала мемом. Дело в том, что поначалу Мия (в исполнении Умы Турман) общается со своим гостем исключительно по домофону. Это, с одной стороны, придаёт её образу загадочность, привносит интригу, а, с другой — вводит Винсента в некоторое смятение, что выглядит весьма комично.

Pulp_Fiction_music_3_8

Сцена сопровождается песней британской певицы Дасти Спрингфилд «Son Of A Preacher Man» — о девушке, влюблённой в сына проповедника. И мы уже подозреваем, что Мия таки положила глаз на Винсента.

Правда, сам Тарантино не мог толком объяснить, почему он выбрал именно эту песню, но утверждал, что она звучала в его голове на протяжении всех 6-7 лет, когда он продумывал эту сцену. И, не получи он права на использование «Son Of A Preacher Man» в фильме, то и сцены бы этой, скорее всего, не было.

Так как о Дасти Спрингфилд и самой песне я уже писал, желающие могут перейти по этой ссылке.
Ну, а о музыке, сопровождающей последующие похождения Винсента и Мии, я расскажу уже в следующей статье.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Автор: Сергей Курий
май 2020 г.