Задняя сторона обложки альбома «Акустика» (1981-82 гг).
Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»
«Старик Козлодоев», «Мочалкин Блюз» (1981)
Гребенщиков до сих пор недоумевает, какого рожна он написал эту песню. Вроде бы текст он набросал, сидя в одной из кофеен, но что конкретно вдохновило его на издевательскую сагу о дряхлом ловеласе, ползущем к девушкам по крыше в мокрых брюках — хоть убей, не помнит.
Зато хорошо помнит, как исполнил «Козлодоева» в гостях у каких-то вполне зрелых и обеспеченных москвичей и изумлённо услышал в ответ: «Да, «Старик» — это про нас песня».
БГ:
«Я был так поражен, потому что я никак не представлял, что считающие себя серьезными, москвичи смогут так легко отнести эту песню к самим себе».
Позже Гребенщикову даже пришлось пояснять особо умным журналистам, что Козлодоева он с собой не ассоциирует, а песня вообще «про старческий маразм». От себя добавлю, что «пронырливый коростель» — это такая птичка из семейства пастушковых.
Впрочем, на альбоме «Треугольник» 1981 года эта песня смотрелась вполне на месте, ибо он был задуман, как некий сборник самых абсурдных и стёбовых произведений АКВАРИУМА, некоторые из которых были сочинены ещё в начале 1970-х на стихи Анатолия Гуницкого — одного из основателей группы и поставщика совершенно безумных текстов (возьмите хотя бы «Гибралтар-Лабрадор» в исполнении В. Бутусова).
Второй хит «Треугольника» — «Мочалкин блюз» — был впервые записан ещё в 1973 году для альбома «Искушение святого Аквариума» — как раз в тандеме БГ-Гуницкий, хотя автором и музыки и слов в этой песне выступил только Борис. Слушать ту запись без слёз было невозможно <слушать>. И вот, когда подвернулась возможность песню перезаписать, БГ решил пригласить в студию Тропилло своего приятеля — Сергея Курёхина.
Сергей Курёхин, Борис Гребенщиков и Пётр Трощенков.
Курёхин в отличие от музыкантов АКВАРИУМА был профессиональным пианистом. И, хотя сфера его интересов лежала больше в области джаза и авангарда, позабавиться он был тоже не прочь. Придя в ужас от исполнительского «мастерства» «аквариумистов», он быстренько взял дело в свои руки и придумал к «Мочалкиному блюзу» замечательную аранжировку.
Гребенщиков во время записи композиции «Мочалкин блюз».
БГ:
«Курехин играл на фортепиано, Кондрашкин — на барабанах, Фан бухал на басу, находясь в другой комнате в наушниках, включенных напрямую в пульт. Я пел и вился вокруг микрофона… когда поешь, выделываешь из себя все что угодно. Рядом стоял пионер с отвисшей челюстью и смотрел, как взрослый дядя ведет себя словно Мик Джаггер на кислоте. Зрелище было незабываемое, в особенности — глазами школьника… Его звали Леша Вишня».
Рояль Курёхина в этой песне и «пищалки» в «Козлодоеве» — стали опознавательными знаками записи 1981 года.
Широким массам обе песни стали известны в 1987 году, когда они вошли в саундтрек перестроечного к-ф С. Соловьёва — «Асса» (не устану повторять, что считаю этот фильм дурацким в самом плохом смысле этого слова). Кстати, БГ мог вполне сыграть в этом фильме роль Мальчика Бананана, но, слава Богу, отказался.
Хотя записи «Треугольника» были вполне достойны, на «Мосфильме» было правило — включать в кино лишь песни, записанные на их студии. «Козлодоева» и «Мочалкин блюз» переписали заново, при этом в «Блюзе» скрипка была записана так громко, что, когда она вступала, я постоянно вздрагивал.
На пластинку «Асса» эта песня вошла с вокалом Гребенщикова. Зато в кино её исполнял скрипач Сергей Рыженко, ну, а исполнитель роли Бананана — Сергей Бугаев — только открывал рот.
Зато благодаря словарику, сопровождающему кадры с песней, народ мог полностью понять все те хипповские словечки, которыми БГ обильно усыпал «Мочалкин Блюз». Все узнали, что мочалки — это легкомысленные девушки, шуз (от англ. shoes) — обувь, прикид — одежда, а мать — панибратское обращение к девушке (и никакого намёка на инцест).
«Десять Стрел» (1981-82)
Замечательную фентези-песню про десять стрел на десяти ветрах я полюбил сразу, несмотря на довольно сумбурный текст. Однако далеко не сразу я узнал, что авторство самого БГ текстом и ограничивается.
По словам Гребенщикова музыку сочинил его приятель — Юрий Дышлов, а он не удержался и за 10 минут придумал к ней слова. Как известно, БГ был большим поклонником не только восточной мудрости, но и всяких кельтских мифологических штучек — поэтому в песне тут же появились белые волки с единорогами и «лук, сплетённый из ветвей и трав».
Доменикино. Дева с единорогом.
Песня вошла в 1982 году в альбом «Акустика», где Борису подпевала Ольга Першина (в это же время она записала целый альбом на стихотворный цикл БГ про Иннокентия и Полтораки).
А в 1994 году свой пространный «медитативный» кавер на «10 стрел» записала Настя Полева, походя вставив в него проигрыш из другой песни АКВАРИУМА «Поколение Дворников» <слушать>.
См. также другие каверы:
Колибри – 10 стрел
Краснознаменная дивизия имени моей бабушки — 10 стрел
«Иванов» (1981-82)
На том же альбоме «Акустика» располагалась ещё одна, знаменитая в те времена песня, о человеке со стандартной фамилией Иванов. В ней с изрядной долей грустной иронии и даже самоиронии («он живёт на Петроградской в коммунальном коридоре между кухней и уборной…») описаны будни питерского интеллигента-маргинала — чтение Сартра вперемежку с пьянками-гулянками. Недаром на одном из концертов Гребенщиков предварил песню словами: «Была такая книга — «Герой нашего времени». Вот еще один «герой»…».
Иванов на остановке,
В ожиданье колесницы,
В предвкушеньи кружки пива —
В понедельник утром жизнь тяжела;
А кругом простые люди,
Что, толпясь, заходят в транспорт,
Топчут ноги Иванову,
Наступают ему прямо на крыла.
И ему не слиться с ними,
С согражданами своими:
У него в кармане Сартр,
У сограждан — в лучшем случае пятак…
Забавно, что «простые люди» действительно не знали о таком философе-экзистенциалисте, как Жан-Поль Сартр, и вместо этого слышали «У него в кармане сахар». Сегодня же молодым людям, скорее, придётся объяснять другое — что «пятак» (5 копеек) — был в те времена обычной ценой проезда в общественном транспорте.
Что до музыки, то БГ как-то признался, что «Иванов» целиком навеян песней Брайана Ино. Какой, правда, не пояснил, но мне кажется, что имеется в виду та же самая песня, что вдохновила ещё один хит Гребенщикова — «Плоскость». А именно — «Here he comes» из альбома «Before And After Science» (1977). Есть определённая схожесть в мелодике всех трёх песен, хотя виолончель Всеволода Гаккеля придаёт «Иванову» свой неповторимый колорит.
Сравнить:
В этой песне БГ цитирует не только Ино, но и самого себя, ведь последняя строчка — цитата из старой песни Гребенщикова «С той стороны зеркального стекла»:
А потом приходит утро,
Все прокурено и серо,
Подтверждает старый тезис,
Что сегодня тот же день, что был вчера.
Кавер группы ТЕХНОЛОГИЯ:
Борьбе с косностью существования и прозябания в своём ограниченном мирке будет посвящена и следующая песня Гребенщикова — «Прекрасный дилетант».
Автор: Сергей Курий
ноябрь 2013 г.
Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч.6: история песни «Город Золотой» (1986)
Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч. 8: история песни «Поезд в огне» (1988)
См. также: