АГАТА КРИСТИ — «Viva, Kalman! (Белый Клоун)» (муз. и сл. — В. Самойлов)

Входит в альбом «Коварство и Любовь» (1989)

Поёт: В. Самойлов

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Имре Кальман (1882-1953) — венгерский композитор, мастер оперетты («Цыганский барон», «Сильва»,  «Принцесса цирка»).

.
***
Белый клоун
— цирковое амплуа; клоун, исполняющий роль изнеженного и манерного тихони — объект насмешек и издевок Рыжего клоуна.

.

***
Петр Май, из книги «АГАТА КРИСТИ — как всё начиналось», журнал «Урал» №9 2015:

Быстро дописывались и репетировались новые песни к основе программы «Второго фронта». Об истории создания одной стоит упомянуть особо — конечно же, это «Viva Кalman!» (или «Белый клоун»). Мало кто знает, что Вадик написал ее, находясь в отпуске за границей, в гостинице, где не было НИКАКИХ музыкальных инструментов, то есть практически в уме. Придуманные слова записал чуть ли ни на салфетке из ресторана. И мало того, что написал мелодию, гармонию и текст, так еще продумал всю аранжировку (кроме «опереточного» проигрыша — его позже придумал Глеб)!
Вадик вернулся из отпуска, и группа с ходу начала репетировать эту новую песню. Инструментал отработали довольно быстро, стали пробовать петь. И тут выяснилось, что тональность для пения высоковата — надо опускать гармонию песни минимум на тон. Гитаристам это было сделать довольно легко, барабанщику вообще всё равно — а вот Саше за клавишами пришлось туго. Дело в том, что цифровых клавишных инструментов у группы тогда еще не было, использовались аналоговые клавиши — это сегодня можно перестроить клавиатуру одним нажатием кнопки, а тогда всё было по-честному. Но недаром мы отмечали, что в нужные моменты Саша мог концентрироваться и чуть ли не чудеса творить — к концу репетиции все уже и забыли, что клавишник играет в другой тональности.

.

***
Из интервью с Г. Самойловым, DVD «Эпилог», 2010:

— А какое отношение вообще имеет Кальман к монстру-клоуну?

— Ну, вообще история этой песни очень длинная. Музыку к ней придумал Вадик, кроме одного места (напевает опереточный проигрыш) — это придумал я. Я в то время… не то, что любил… а меня привлекала оперетта, как напыщенный, очень манерный и совершенно неестественный жанр. В таком же оперетточном духе мы с Вадиком придумывали, о чем эта песня будет. Потом он это воплотил в стихи. И поскольку вот так всё получилось, а король оперетты — Кальман, поэтому песня начинается с крика «Вива, Кальман!».

.

***
Из книги Дмитрия Карасюка «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (2018):
https://ast.ru/book/agata-kristi-chernye-skazki-beloy-zimy-836318/

9 сентября состоялась свадьба Вадима и Тани. Никто специально не подгадывал, но молодожёны вошли в зал ЗАГСа в 15:15 09.09.88. Кто-то обратил внимание на магию цифр, и все сошлись во мнении, что брак будет счастливым. Торжество прошло в стройотрядовском духе с традиционными игрищами и песнями хором. В свадебное путешествие молодожёны уехали в посёлок Джубга недалеко от Геленджика. Именно на тамошнем пляже появилась на свет песня «Viva Kalman!»

viva_calman_samoilov_zhena
Татьяна и Вадим Самойловы.

«Я уснула на песке и естественно сгорела, потому как Самойлов вовремя меня не перевернул или не разбудил, – вспоминает Таня. – Просыпаюсь, а он говорит: «Я придумал песню!» И начинает её пересказывать: «Вот здесь вступают трубы, здесь вступают скрипки, вот это вот так, вот это вот сюда, а потом ударные, а потом вот это». Он мне рассказывал музыку. А потом мазал меня сметаной. Это была такая ржака!»

«Я проснулся, у меня в голове играла мелодия со всеми проигрышами, со всеми характерами, и я её записал в ноты, – вспоминал сам Самойлов. – Это была одна из редких песен, которые появляются молниеносно. На ближайшей репетиции я её показал, и всё случилось. Редко когда замысел, который ты слышишь где-то в голове далеко, потом воплощается на сто процентов».

«Viva Kalman!» не походил на всё прежнее творчество «Агаты». Песня была настолько не социальна, что услышавший её впервые Май даже растерялся: «А против чего она направлена?» Особую иронию в историю стопроцентного хита добавляет то, что знаменитый опереточный проигрыш был придуман Глебом для вычеркнутой из репертуара песни «Взгляд на нашу историю» о кровавом прошлом СССР.

…Возросший уровень популярности группы, стремление во всем соответствовать этому уровню требовали фирменных инструментов, очень дорогих и дефицитных. На общем собрании решено было искать спонсора. В качестве одного из вариантов Вадик предложил расположенный в Свердловской области Качканарский завод радиотехники, выпускавший клавишные инструменты «Форманта», «Поливокс» и аудиоаппаратуру.
…Деньги спонсоров пошли, в частности, и на первый высокобюджетный клип «Агаты Кристи». «Взглядовский» режиссёр Андрей Разбаш предложил группе сделать видеоверсию песни «Viva Kalman!» Получился страшный долгострой. Видимо, Разбаш решил подхалтурить и назначал съёмочные дни примерно раз в неделю, когда камеры и прочая техника были свободны. Процесс съёмки растянулся на месяц, который группа провела в каком-то московском общежитии, изнывая от безделья и скуки. Отсняв материал и отпустив музыкантов домой, режиссёр потратил на монтаж ещё полгода. В результате клип показали, когда появилась и стала популярной уже другая версия песни. Клип прошёл незамеченным и быстро исчез из эфира.

.

***
Из интервью с В. Самойловым, DVD «Эпилог», 2010:

…- В тот период времени, когда рок ассоциировался с социальной лирикой, вы же дебютировали песней о клоуне-монстре…

— Знаешь, социальная тематика у нас тоже просквозила — в самом самом раннем (этапе)… Эти песни даже нигде не записаны, не вошли ни в один альбом. Буквально их там 2-3 песни какие-то были. Как сейчас помню одна песня была такая: «Наша правда пахнет водкой…».
И на эту тему даже есть анекдотическая ситуация. Тогдашнему нашему барабанщику — Пете Маю — мы какую-то очередную песню показали ему, что-то вроде «Вива, Кальман!» — виньеточно-оперетточное. И Петя так глаза удивленно (сделал) и сказал: «А против чего она направлена, эта композиция?»
Ну вообщем быстро мы это перепрыгнули. Произошла уже эта «революция» к тому времени. Но, видимо, было еще какое-то интуитивное понимание того, что мир, который вокруг нас — это еще не весь мир. Есть еще мир внутри нас, и, видимо, нам было изначально интересно копаться именно в этом мире. И я до сих пор уверен, что это самое интересное занятие, которое художник может себе позволить.

.

***
На песню «Viva, Kalman!» был также снят клип, режиссёром которого стал Андрей Разбаш и программа «Взгляд».

.
***
Из интервью Вадима и Глеба Самойловых на «Нашем радио» в передаче «Летопись», 07.09.2003.:

Вадим: «Viva Kalman!» — одна из редких песен, которые появляются молниеносно, т.е. буквально я проснулся, у меня в голове она была проиграна, и я ее записал в ноты. А потом Глеб переложил просто уже, так сказать, сценарий текста, который я, как мог, озвучил.

Глеб: Но еще до этого существовал этот проигрыш — из другой моей песни, которая не прижилась. А Вадик изъял его и вставил в свое произведение очень органично.

Вадим: С клипом очень долго все происходило и весело. Я так понимаю, что сценарий внятно никто не представлял себе. Режиссер клипа Андрей Разбаш, который сейчас президент компании ВИД, тогда еще был одним из запускающих режиссеров на программе «Взгляд». И вот как раз в этот момент он становился из выпускающего режиссера президентом телекомпании, поэтому монтаж клипа происходил очень долго, ему было не до того, потому что начались какие-то поездки. Помню, часть эпизодов мы снимали в квартире его родителей на Беговой, там же недалеко был какой-то разрушенный цирк, там тоже съемки были. Что-то там из жизни героя циркового.
Я, наверно, больше все же «Летучую мышь» ассоциирую, когда «оперетта» говорят. Причем не просто в музыкальном смысле, а прямо лицо Соломина мне на экране видится, в киноверсии. Да, у меня оперетта со Штраусом ассоциируется, и почему «Вива Кальман» — я до сих пор не понимаю…

Глеб: Это я предложил…

Вадим: Меня оперетта раздражала всегда, потому что если это делать не изысканно, не очень профессионально с точки зрения классической музыки, то обесцениваются гротеск и фарс, которые должны присутствовать. А именно они нам и нравились. Поэтому мы, с одной стороны, придирчивы к этому жанру и к исполнителям, с другой стороны, сами пытались влезть туда.

Глеб: Это такая кичуха высокая. Это пошлость, это кич, но он очень ярко и грубо выражает эмоции, причем ненатуральные В общем, цирковое искусство. В принципе, весь имидж «Агаты Кристи» тех времен, как музыкальный, так и визуальный, как раз соответствовал вот этому издевательскому использованию оперетты как краски, как образа жизни.

.

***
Вадим Самойлов: Жизнь в 10 песнях
7 Апреля 2016
http://www.rollingstone.ru/music/interview/22882.html

«Это песня с дебютного альбома, который был записан на пластинке, и уникальность ее в том, что вот услышишь ее во сне и потом приходишь на репетицию и с коллегами ее делаешь, и она точно такой и получается, как во сне. Потом мы уже вместе поняли, о чем она будет, а поскольку «АК» тогда пела такие памфлеты о странных героях — всяких одушевленных столах, тумбочках и неодушевленных людях, то вот такой странный образ клоуна, который сначала всех веселит, а потом всех убивает, — для нас это было актуально. Ну, в любом случае, уникальность этой песни в том, что редко когда замысел, который ты слышишь где-то в голове далеко, потом воплощается на сто процентов с такой скоростью. В этом случае она у меня со всеми проигрышами, со всеми, так сказать, характерами приснилась, и буквально я ее на следующей репетиции показал, и все случилось. В общем, вот такая странная юношеская история. В юности такие вещи происходят чаще, чем в более зрелом возрасте».

.

***
Из интервью с В. Самойловым, 2005:

— Вы помните, какая, именно песня вашей группы впервые прозвучала на ТВ?

— «Вива, Кальман!» в передаче «Игра в детектив», которую вели Евстигнеев и Ярмольник в 1988 или 1989 году. Это была съемка с московского фестиваля «СыРок». А в эфир её поставила Марина Лозовая, тогдашний музредактор «Взгляда».

.

***
Песня «Viva, Calman!» (вместе с «Пантерой») выходила на гибкой пластинке — приложении к музыкальному журналу «Кругозор» (№6 1990). В журнале была весьма любопытная заметка о песне от кандидата искусствоведения Нины Тихоновой:

«…Признаться, поначалу я задавалась вопросом: чем, собственно, привлекают такие композиции, как, например, «Вива Кальман!»?
Не достаточно ли было бы одного Кальмана, без Вадима Самойлова? Вслушалась, но «Цыганского барона» в мелодии, как ни разыскивала, не оказалось (в то время писали, что в песне группа процитировала оперетту И. Штрауса «Цыганский барон» — С.К.). Это мастерская стилизация в духе австро-венгерской оперетты, проступающая как краска, эмоция, намек на прообраз — не более. То же самое с узнаваемой румбой в «Африканке», с танго в «Танго с дельтапланом» и даже с маршем в финале номера «Крысы в белых перчатках», который, кажется, мог бы звучать в репертуаре духовых оркестров начала века.
«Агата Кристи» восстанавливает связь времен и в текстах. В песне «Вива Кальман!» группа размышляет над старинной легендой о клоунах, оплачивающих трагедией право быть веселыми на людях. Сегодня вариант этой истории, предложенный «Агатой», пронизан нервностью, замороченностью, жестокостью и в то же время страстью некой романтики нынешних времен.
Страстность… Это качество отличает лучших артистов, помогает преодолеть языковые барьеры, компенсирует недочеты, затрудняющие прорыв отечественного рока на международный рынок…».

Страница из журнала «Кругозор» (№6 1990), посвящённая группе АГАТА КРИСТИ
(кликните на изображение, чтобы увидеть его в полном размере)

***


«Viva, Kalman» и «Пантера» — Фестиваль «Ступень к Парнасу» 1989 год

Агата Кристи — Viva Kalman! 1989:
По-моему, год этого архивного видео — ошибка. Ведь за барабанами там, если я не ошибаюсь сидит Андрей Котов, а он появился в группе лишь в 1991-м. Как написал в комментариях Михаил Щукин: «Это концертная запись 1994 года и шоу «Игры Гладиаторов» по ТВ показывали в 95-96 годах».

Viva Kalman! (1991)

Агата Кристи 15 лет. Viva Kalman
Юбилейный концерт «Агата Кристи 15 лет». Москва, Дворец спорта «Лужники» 22 февраля 2003 год.

_______________________________________________________________________

Текст песни «Viva, Kalman (Белый Клоун)»:

beliy_kloun33Am
Пегой луной наступает вечер
Лысый швейцар зажигает свечи
Dm
Пудрится цирк в ожиданьи встреч
          E                  Am
С голодною толпой
И через миг на арене алой
Вырастет мир на утеху зала
Белый маньяк затрясет устало
Битой головой

  Dm
Белый клоун белый мученик
F
Ради смеха пьяно-жгучего
Dm                 F                     E
Будет издеваться над собой

Вечером здесь у него заботы
Ведь униженье — его работа
Но посмеется последним наш
Невидимый герой

Но в час когда полночь погасит краски
Бывший Пьеро поменяет маску
Новый из тех кто над ним смеялся
Превратится в гной

Клоун не зря помнит эти лица
Вечером шут а теперь убийца
В душном трактире он отрешится
С пьяною ордой

В кабаке с визгливой скрипкой
За столом от грязи липким
Будет хохотать он сатаной
Завтра опять у него заботы
Ведь униженье — его работа
Но посмеется последним наш
Невидимый герой

Кто изгибал на арене спину
Тот испытал что такое сила
Пой же цыган зажигай-ка милый
Белую ты кровь

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на страницу группы АГАТА КРИСТИ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АГАТА КРИСТИ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АГАТА КРИСТИ по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий