Знаменитые кинонаряды, часть 4. История оголения от Мэрилин Монро и Шэрон Стоун

dress_4_01
Куклы-барби в образах Мэрилин Монро.

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Красота и мода»

Чтобы стать секс-символом целой эпохи, одной смазливой мордашки маловато. Это должен быть цельный образ — от улыбки до походки, от шпильки до булавки. Можно сомневаться в актёрских данных Мэрилин Монро, но её образ, умение себя подать — до сих пор, в каком-то смысле, эталон откровенной женственности.

dress_4_02

То же относится и к её нарядам. Ведь даже самые красивые платья надо уметь правильно носить, чтобы не выглядеть этакой «свиньёй в ермолке». Думаю, вы не раз замечали, как нелепо выглядят симпатичные девушки, когда суетливо одёргивают непослушную мини-юбку, или неуверенно пошатываются на высоких каблуках (кажется, что они осваивают ходули)…

Монро платья носить умела. Поэтому многие из них стали неотделимы от образа актрисы также, как блондинистая причёска или родинка над губой. Они до сих пор выглядят волнующе. А тогда — в 1950-е — многие наряды Мэрилин балансировали на грани приличия и скандала.

Взять, хотя бы фильм 1953 г. «Джентльмены предпочитают блондинок». В одной из сцен героини Монро и Джейн Рассел поют песенку «Two Little Girls from Little Rock», одетые в одинаковые красные платья.

dress_4_03

Так вот, спереди у этих платьев был такой глубокий v-образный вырез, что доходил прямо до талии. Правда, модельеру Уильяму Травелле пришлось пойти на уступки цензуре и вшить в откровенные декольте трикотаж телесного цвета.

Цензурные соображения заставили Травеллу отказаться и от другого смелого замысла — пошить для фильма совсем уж открытое платье — из сетки, расшитой стразами. Оно планировалось для сцены, где Мэрилин в окружении женихов поёт свою знаменитую песенку «Diamonds are a girl’s best friend» («Бриллианты — лучшие друзья девушек»). Замысел, тем не менее, пришлось поменять.

dress_4_04

Так на свет появилось знаменитое приталенное платье из розового шёлка. Оно не имело бретелей и полностью открывало плечи. Розовые перчатки также заканчивались на уровне плеч, что делало прямую линию декольте ещё длиннее. Даже огромный декоративный бант на спине смотрелся в этом наряде совершенно естественно.

dress_4_06

Однако первое, что бросается глаза в этом наряде – не декольте, и даже не бриллианты — а его цвет, который со времён Эльзы Скиапарелли кличут «шокирующим розовым», а у нас называют цветом фуксии. Интересно, что на самом деле ткань была намного светлее, но на экране неожиданно приобрела насыщенный оттенок.

dress_4_05

Говорят, из-за этого Травеллу даже заподозрили в мошенничестве, когда в 2008 году он представил оригинальное платье публике. Цветное кино в те годы было дело тонкое…

В 2010 году, когда знаменитое платье продавали на аукционе (и продали за 310 тыс. долларов), снова пошли слухи, что это не оригинал. Мол, оригинал был выложен изнутри войлоком для того, чтобы платье сохраняло свою форму при исполнении хореографии. Свидетели съёмок также вспоминали, что форма платья была настолько жёсткой, что его можно было сложить, как картон. Тем не менее, на экране казалось, что Монро облачена в тонкий шёлк.
То, насколько неудобно танцевать в подобном платье, особенно хорошо знает певица Мадонна, которая имитировала сцену из «Джентльменов…» в своём клипе «Material Girl» 1984 года выпуска.

dress_4_07
Кадр из клипа Мадонны «Material Girl» (1984).

Но вернёмся в 1959-й, когда для Мэрилин Монро таки пошили откровенное платье. Правда, сделал это не Травелла, а другой модельер — Орри-Келли — он же художник по костюмам знаменитого фильма «В джазе только девушки» (в оригинале — «Некоторые любят погорячее»).

dress_4_08

Речь, идёт о платье, в котором актриса поёт песню «I Wanna Be Loved By You» — где-то ближе к концу кинокартины. Помню, что при первом просмотре мне казалось, что актриса под ним полностью голая, а рискованные места прикрывает лишь хитроумный орнамент. Говорят, что по этой причине фильм даже запретили к показу в штате Канзас.

Позже выяснилось, что «голым» платье только кажется — на самом деле оно образовано аж двумя слоями телесной ткани, между которыми модельер ещё умудрился незаметно вшить чашечки лифчика. Последнее было сделано не только для приличия, но и с целью увеличить грудь, которая в реальности у актрисы всегда была меньше, чем выглядела на экране.

dress_4_09

Кроме этого Орри-Келли пытался скрыть ещё два факта. Первый, что Монро была на десяток лет старше своей героини Душечки (это более-менее получилось), и второй — что актриса во время съёмок была беременна (а вот это заметить всё-таки можно). Надеть столь плотно облегающий наряд Мэрилин не могла, поэтому платье зашивали буквально на ней — прямо перед съёмкой.
Труды модельера не прошли даром. Единственным «Оскаром, который получил фильм «В джазе только девушки», был «Оскар» за «лучшие костюмы»…

dress_4_10
Орри-Келли и Мэрилин Монро.

Видимо, с тех пор желание пошить себе настоящее «голое» платье накрепко засело в голове Мэрилин. Случай для этого подвернулся в 1961 году, когда в США решили пышно отпраздновать день рождение президента Джона Кеннеди. Организаторы решили пригласить на праздник и свой национальный «секс-символ». Разумеется, перед этим важным мероприятием обговаривали все детали — в том числе и наряды всех гостей.

Монро решила схитрить. Она представила организаторам что-то нейтральное из своего гардероба, а сама втихую начала разрабатывать более шокирующий наряд. Чтобы воплотить идею в жизнь, актриса привлекла Жана Луи Бертаульто (того самого художника по костюмам, который сшил знаменитое платье из к-ф «Джильда»). Она сказала ему: «Это должно быть что-то такое, что могу надеть только я».
Затея обойдётся Монро в 12 тысяч долларов (в 1999-м это же платье продадут с аукциона уже за 1 267 500 «зелёных»).

Работа проходила в обстановке строжайшей секретности – портные всё шили вручную прямо в особняке Монро.

Жан Луи:
«Мэрилин умела потрясающе владеть своим очаровательным телом, оно было в постоянном движении, но делалось это естественно, элегантно. И меня осенило — я ухватил, понял, что должен делать – обыграть этот её дар провоцировать… В общем, я нарисовал эскиз платья, создающего полный эффект, что она — обнажённая».

Результатом работы стало чудесное платье из тончайшего шёлка с открытой спиной. Никакой подкладки на этот раз не было. Грудь поддерживалась бретельками, а единственной маскировкой были 2,5 тысячи бриллиантовых блёсток, разбросанных по ткани. Застёгивалось платье с помощью еле заметной молнии и было настолько облегающим, что актриса втиснулась в него с большим трудом.

dress_4_13

Сюрприз надо было сохранить в секрете до самого последнего момента. Поэтому на празднике коварная Монро появилась, укутанная в меха. О том, что на самом деле надето на актрисе, публика увидела лишь, когда гостья вышла к микрофону. Мэрилин скинула меха, и зал ахнул — все поняли, что под её платьем нет никакого нижнего белья (ну, разве только немного «Шанели №5»:)).

dress_4_12

Актриса пропела поздравление, и платье навеки вошло в историю под названием «Happy Birthday Mr. President».

Парадокс, но все эти «голые» платья с бриллиантами и блёстками оставило далеко позади сравнительно простенькое и скромное белое платьице из фильма «Зуд седьмого года» (1955).
Даже, пошивший его, модельер Уильям Травилла отзывался о своём творении, как о «глупом маленьком платье». А тогдашний муж актрисы — Джо Димаджио — этот наряд буквально ненавидел.
Тем не менее, платье не просто запомнилось, а стало одной из самых культовых вещиц второй половины XX века. Тут, как говорится, всё дело «не в тексте, а в контексте»…

dress_4_14

Повторюсь — ни платье, ни сам фильм не были чем-то особенным. Сюжет этой непритязательной комедии крутился вокруг эротических грёз мужчины, жена и сын которого укатили на каникулы. Воплощением этих грёз и стала героиня Мэрилин Монро — ожившая красотка из рекламы зубной пасты.
Дело происходит жарким летом, поэтому в любовных фантазиях немаловажную роль играет шаловливый ветерок. То лопасти вентилятора защемят платье героини, то она задерёт свою блузку, чтобы охладиться у кондиционера… Однако решающую роль сыграют потоки воздуха, которые вырываются из метро через вентялиционную решётку. Когда герои возвращаются из кинотеатра, героиня Монро становится прямо на решётку и игриво говорит: «О-о! Ты чувствуешь ветерок из метро». А ветерок тем временем вздымает подол её белого платья, полностью обнажая точёные ножки.

По нынешним временам эта сцена выглядит совершенно безобидно. Но тогда режиссёру так и не удалось её снять в естественной обстановке. Хотя всё происходило глубокой ночью, съёмочной группе не давали покоя толпы зевак, стекающихся посмотреть на задирающееся платье кинозвезды. В результате съёмки перенесли в павильоны «20th Century Fox», но и там потратили на сцену целых 40 дублей.

dress_4_15

Разумеется, кадры, где платье вздымалось выше талии, из фильма вырезали. Но и без этого, эффект был сильным. Образ хохочущей Монро, придерживающей непокорный подол, был мгновенно растиражирован и в итоге стал своеобразным логотипом актрисы. В 2011-м году в Чикаго даже поставят 6-метровую статую «Мэрилин навсегда» — всё в той же знаменитой позе.

dress_4_16

Культовый статус приобрело и само платье, которое тут же прозвали «Subway Dress» («Платье подземки»). Как я уже упоминал, создал его Уильям Травилла, который работал с Монро аж в 8 фильмах (вспомним, хотя бы, его наряды для к-ф «Джентльмены предпочитают блондинок») и даже какое-то время крутил с актрисой роман.

Уильям Травилла:
«Создание одежды для Мэрилин было актом любви, я обожал её».

Интересно, что белоснежное платье из «Зуда седьмого года» на самом деле было пошито из крепа цвета слоновой кости. Просто в то время чистый белый цвет на экране неизбежно превратился бы в серый.
По своему дизайну это было довольно традиционное коктейльное платье с оголённой спиной, глубоким вырезом на лифе, мягким поясом и плиссированной юбкой, доходящей до середины икры. Злые языки даже поговаривали, что Уильям Травилла его не шил, а просто купил в магазине. Как бы то ни было, платье прекрасно подчёркивало все прелести актрисы — грудь, талию, бёдра — ну, и, главное, красиво развевалось.

dress_4_17

Тут надо сказать, что «фишка» с подолом не была столь уж оригинальной находкой. Режиссёр — Билли Уайлдер — не скрывал, что идею он почерпнул из короткометражки 1901 года под названием «Что случилось на 23-й улице Нью-Йорка», где сильный ветер так же бесцеремонно задрал юбку благопристойной дамы.

dress_4_18

А уж после «Зуда седьмого года», кто эту сцену только не пародировал! Навскидку можно вспомнить сцену из французского фильма «И слоны бывают неверны» (1976), его американского ремейка «Женщина в красном» (1984) или комедии «Мальчикам это нравится» (2008). Правда, в последнем фильме из решётки вырвался не охлаждающий ветерок, а горячий пар…

dress_4_19
Кадры из к-ф «Женщина в красном» и «Мальчикам это нравится» (2008).

Не менее смешным вышел и рекламный ролик батончиков «Сникерс» 2016 года, где в развевающемся «Subway Dress» предстал… актёр Уиллем Дефо.

dress_4_20

Что касается оригинального платья Монро, то оно долгое время хранилось в коллекции её коллеги — актрисы Дебби Рейнолдс. Рейнолдс говорила, что это, наверное, «самое простое и в то же время самое знаменитое платье в истории». И с ней трудно не согласится. К 2011 году платье станет настолько ценным, что актриса продаст его на аукционе за 4,5 млн. долларов (а если учесть комиссию, то за 5,5 млн.).

Раз уж мы заговорили о скромных белых платьях и нескромных ногах, то, как тут не вспомнить эротический триллер «Основной инстинкт» (1992).

dress_4_24

Разумеется, речь пойдёт о знаменитой сцене допроса, где коварная обольстительница в исполнении Шэрон Стоун столь откровенно манипулирует ногами, что вводит присутствующих в ступор. Особенно, если учесть, что под платьем полностью отсутствовало нижнее бельё.

dress_4_22

Впрочем, зрителям запомнились не только ноги, но и платье героини. Его создала художница по костюмам Эллен Мирожник — во многом под впечатлением образа актрисы Ким Новак из к-ф А. Хичкока «Головокружение» (1958).

dress_4_23
Кадр из к-ф «Головокружение» (1958).

Эллен Мирожник:
«Нужно было создать что-то простое, современное и без излишеств. Образ, в котором нет суеты и беспорядка, однако такой, что потом застрянет в памяти».

dress_4_21

В итоге платье выполнило все творческие задачи. Во-первых, оно было белым, поэтому ярко выделялось в сумраке комнаты. Во-вторых, облегающим, что в сочетании с цветом хорошо подчёркивало фигуру героини. В-третьих, оно создавало необходимый контраст, сочетая наглухо закрытый верх (т.н. платье-футляр) с сильно открытым низом и как бы говоря: «Не отвлекайтесь на другие части тела, следите только за ногами».

 Автор: Сергей Курий
март 2016 г.

Знаменитые кинонаряды, часть 1: Белоснежка и Дороти

Знаменитые кинонаряды, часть 2. «Унесённые ветром».
Платье из занавески Скарлетт О’Хара

Знаменитые кинонаряды, часть 3. От Джильды до Джессики Рэббит

Знаменитые кинонаряды, часть 5. Сколько раз и почему переодевалась Грейс Келли в к-ф «Окно во двор»?

Знаменитые кинонаряды, часть 6. Одри Хепбёрн и МПЧ всех времён

Знаменитые кинонаряды, часть 7. Две стороны Мирей Дарк

Знаменитые кинонаряды, часть 8. От проститутки до леди

Знаменитые кинонаряды, часть 9. Барбарелла – секс-символ в кольчуге и пластике

Знаменитые кинонаряды, часть 10. «Звездные войны». Что носят космические принцессы?

Знаменитые кинонаряды, часть 11. «Пятый элемент»

Знаменитые кинонаряды, часть 12. Как одевали Мистик и Персефону?