В.Цой, Ю-ПИТЕР — «Дети Минут»

Входит в альбом группы Ю-ПИТЕР«Цветы и тернии» (2010)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
Написанный рукой Виктора текст песни предоставил Александр Липницкий газете «Новый Взгляд» в 1992 году. Отчего рукопись не публиковалась раньше и почему решено обнародовать ее именно сейчас? Об этом рассказывает сам Александр, у которого все это время хранился текст песни:
«Когда художник уходит, он всегда оставляет завещание. У Виктора Цоя это его песни.
Перед вами самая неизвестная из них. Если не случится чуда (вдруг у кого-то сохранилась-таки нотная или магнитная запись музыки, стоящей за этими словами), то мы сможем лишь домысливать, как бы расцвела эта песня в руках Автора. Но пока у нас есть лишь этот листок, вырванный Виктором из школьной тетрадки. Как он попал ко мне?
В один из своих визитов на Каретный Ряд Виктор предложил послушать новую песню. И спел. Она мне очень понравилась, помнится, я долго упрашивал его спеть «Дети минут» еще разок, для фиксации на домашнем магнитофоне. Но Цой был неумолим: «песня получилась резковатая, ребята обидятся, ее время еще не пришло»…
А сегодня, когда Виктора больше нет с нами, как нет и того государства, в котором мы вместе горе мыкали, настало ли время открытия «Детей минут»? Интуиция мне подсказывает: да. Иначе я бы не осмелился обнародовать ее.
И последнее. Почему я смею утверждать, что это завещание Виктора? Нет, я не обмолвился, художники редко и с неохотой захаживают к нотариусу, это герои не их романов. В последнем куплете песни Виктор Цой бросает нам горький упрек, спрашивая, хотим ли мы выйти в открытое плавание по морю любви или предпочтем и дальше барахтаться в жестяном тазу, в мути мелких бытовых и политических дрязг; спасем ли свою страну и планету от собственной тупости и недальновидности, или же окончательно ее загадим и погубим, заодно со своими душами».

.

***
В. Цой, 1990 г.:
http://kinoman.net/library/view.php?id=163

Слушаю исключительно развлекательную музыку. Мне не нравится повальная социальность текстов наших групп. Всякие стоны, жалобы, призывы… Опять за что-то агитируют, куда-то зовут, чему-то учат. Может, это и хорошо, но мне не нравится. Я отношусь к песням… Ну как к искусству, наверное… Хотя бы в какой-то степени. А не как к вырезкам из свежих газет. Вот газета живет от силы пару дней, и песня такая – столько же. Музыка должна вызывать радость или печаль… В общем, эмоции, а не призывать к каким-то, пусть даже очень хорошим поступкам.

.

***
Из интервью А. Дамера с Г. Гурьяновым, 15.06.2007:

Гурьянов: …У него были еще другие публицистические песни, которые мы так и не записали. Жалко, там такая ирония. По-моему, Марьяна запретила их публиковать, она сказала: «ты совсем с ума сошел, и так тебя все ненавидят, а тут тебя вообще уроют».

— Что же это за песни???

Гурьянов: Типа «Бошетунмай», где так поэтично и литературно проезжается бульдозером по разным деятелям культуры, скажем так.

— Может быть это песня «Дети минут»? «Один любит рок, другой любит сок, а третий всё поет о трех-четырех»?

Гурьянов: Вот-вот, он любил такие темы: поиздеваться над всеми. Это отдельный разговор, как мы всем кости мыли.

— Мы – это киношники?

Гурьянов: Да, Каспарян, Цой, Тихомиров. Хотя Тихомиров был немножко из другой компании, не из нашей, из группы «Джунгли», которая нам не нравилась. Но в рок-клубе его все знали, как хорошего бас-гитариста. А так мы все были неразлучники, проводили всё время вместе.

.

***
В. Цой, Ленинград, 1988-1990:

– Социально-политическая тематика песен?

– Вот это меня всегда просто раздражало. Может быть, это и надо, но мне очень не нравится. Не нравится, что группы как-то размениваются. Очень похоже на… Существуют же роман и статья в газете… И вот, мне кажется, что в последнее время очень много групп, особенно в Ленинграде, почему-то занимаются публицистикой, а не написанием песен.

.

***
В. Цой, Москва, октябрь 1989:

Рок-музыка раньше брала на себя большую социальную роль, то есть больше освещала социальные язвы. Сейчас те, в чьи обязанности это должно входить, наконец-таки к ним приступили, я имею в виду газеты, телевидение и так далее, и поэтому сейчас уже нет смелых песен. Сейчас человек может резать правду-матку, мы откроем любую газету, и видим там правду-матку… Сейчас становится ясным, наконец, кто ехал только на этом и был популярен только на этом, а в ком было что-то еще.

.

***
Один любит рок, другой любит сок…
отсылка к песне группы АДО «Пассажир» из альбома «Ночной суп» (1988):

Любимый напиток – сок,
Любимая музыка – рок…

(за это дополнение — спасибо Александру Невскому!)

***
А третий идет по стране чудес… — возможно, намек на группу АЛИСА, название которой ассоциируется со сказкой Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес».

***
А четвеpтый все поет о тpех-четыpех… А сейчас ничего только pыба гниет с головы y фашистских детей… — намёк на «революционные» песни М. Борзыкина (ТЕЛЕВИЗОР): «Три-четыре гада», «Рыба гниёт с головы», «Твой папа — фашист» (альбом «Отечество Иллюзий», 1987).

***
Раньше y нас было так много комнат полных людей… — намёк на песню Б. Гребенщикова «Глаз» (альбом «День Серебра», 1984)

***
Ну а третий торчит, забивая болты… — отсылка к песне группы НОЛЬ «Вперед болты!» из альбома «Сказки» (1989)
:

…Сегодня мы не спим,
К нам придут герлы.
Мы будем вместе с ними закручивать болты.
Вперед — болты, назад — болты,
Ты, ты и я, и я, и ты…

(за это дополнение — спасибо Александру Невскому!)

***
А машине котоpая шла на восток обломали pога менты… — намёк Цоя на собственную песню «Троллейбус» с альбома «Начальник Камчатки» (1984).

***
О версии группы Ю-ПИТЕР:

***
Из интервью с В. Бутусовым, «Новые известия», 11.03.2011:

– Вы написали мелодию к неизвестным стихам Цоя, и получилась песня «Дети минут». Возможно ли продолжение? Может быть, у Виктора еще остались не положенные на музыку стихи?

– Когда я выяснял у Георгия про неиспользованные материалы, выяснилось, что «Кино» было безотходным производством. Поэтому когда обнаружился текст «Дети минут» у Александра Липницкого, я был приятно удивлен.

.

***
В. Бутусов, журнале «Антенна», 2010:

Сначала появился текст Виктора Цоя, который нашёл в своем архиве Александр Липницкий (культуролог, друживший с музыкантом. — Примечание «Антенны»). Затем нас попросили сделать саунд-трек для фильма «Игла Remix» с этими стихами. Оказалось, что текст ранее не использовался, и мы сразу согласились написать для него музыку. В итоге песня стала отправной точкой для нового альбома.

.

***
Интервью В. Бутусова, lenta.ru, 08.06.2010:

Даже глобальная нелюбовь Бутусова к сатире не помешала «Ю-Питеру» обратиться к этому жанру в работе над новым альбомом. Причем рыбу музыканты поймали весьма крупную — из архивов главного биографа «Кино» Александра Липницкого был извлечен неизданный текст Виктора Цоя «Дети минут», на который Бутусов и его старый товарищ Георгий Каспарян сочинили музыку. На концерте в Москве публика могла оценить видеоклип на эту песню, смонтированный из фрагментов обновленной версии фильма «Игла», главную роль в котором когда-то сыграл Цой.
«Дети минут», по всей видимости, были написаны Виктором как набор «шпилек» в адрес ряда коллективов, входивших в Ленинградский рок-клуб. Самым ярким примером является строчка «и только рыба гниет с головы у фашистских детей», которая напрямую отсылает (подготовленного) слушателя к творчеству группы «Телевизор». Едкая лирика вписана Бутусовым в достаточно характерные для «Кино» гармонию и ритм, а пружинящая соло-гитара Каспаряна добавляет уверенности в том, что самому Цою такая трактовка его произведения пришлась бы по душе.

Вячеслав Бутусов: Я это сформулировал как сатирический памфлет для себя. Я помню этот период, как все это происходило между людьми, так что близко к сердцу не принимайте — это называется «музыканты шутят». Как бы фехтуют между собой. Виктор с Костей Кинчевым такими шутками перебрасывались, послания друг для друга запечатывали в песнях. Происходил такой своеобразный диалог для посвященных . Это одна из песен, в которой Виктор обращается ко многим членам рок-клуба, и там есть цитаты из их песен.

Забавно, что в 1992 году на концерте памяти Цоя группа под странным названием «Атас» (не путать с группой «Любэ»!!!) вместе с одним из основателей «Кино» Алексеем Рыбиным исполнила собственную версию «Детей минут», ранее получив текст в дар от того же Липницкого. Впрочем, большого успеха не снискала.

 .

***
Из интервью с В. Бутусовым, tut.by, 07.06.2010:

— На своих концертах вы часто исполняете песни Цоя. Новая композиция «Дети минут» довольно острая, если вслушаться в текст. Есть ли в ней некая энергетика? Заставил ли текст вас задуматься и вновь что-то переосмыслить?

— Совершенно верно. Лично я воспринял этот текст как сатирический памфлет. Но необходимо учитывать, что и времена были тогда такие. И у всех было много подобных вещей. Поэтому моя задача была — отнестись к этому тексту так, чтобы сам дух группы «Кино» не утратил своей пафосности. Для меня основным было соблюсти масштаб героизма.

.

***
Информация с официального сайта группы Ю-ПИТЕР о новом альбоме, 16.07.2010:

В новый альбом («Цветы и тернии»), скорее всего, войдет двенадцать песен, в том числе и акустическая версия композиции на слова Виктора Цоя «Дети минут». Как известно, электрическая версия вошла в саундтрек фильма Рашида Нугманова «Игла-Ремикс». Существует также симфонческая, записанная с музыкантами из Израиля.

.

***
В. Бутусов, «МК», 17.11.2010:

На новой волне киномании, посвященной 20-летию гибели Цоя, мы думали о том, чтобы записать что-нибудь из неопубликованного. Но когда я спросил у Юрия Каспаряна, остались ли какие-нибудь отходы от старых альбомов, то оказалось, что “Кино” было безотходным предприятием. Поэтому мы очень обрадовались, когда у Саши Липницкого (басист легендарной группы “Звуки Му”. — Прим. “ЗД”) нашелся текст “Дети Минут”. К музыке Цоя у меня вообще отдельное отношение. Отлично помню свои ощущения, когда мы начали репетировать песни “Кино”. Я чувствовал себя восторженным подростком, который дорвался до своей мечты.

.

***
Из интервью с В. Бутусовым, «Молодой Коммунар, г. Тула», 10 сентября 2010 г.:
http://naunaunau.narod.ru/articles/0490-tula-2010-09-10/

— Выходит ремейк фильма «Игла», к которому вы записали саундтрек на неизвестный ранее стих Цоя «Дети минут». Как считаете, песня удалась?

— Мне кажется, да. Сначала было тревожно, чувствовали ответственность, но потом, пообщавшись с создателями картины, успокоились. В фильме песня звучит в стиле квартирника 80-х, а в новом альбоме будет акустическая версия. Сегодня мы эту песню не сыграем, но скоро в Москве будет большой концерт «20 лет без Цоя» — там она точно будет.

.

***
Радиопрезентация нового альбома группы Ю-ПИТЕР «ЦВЕТЫ И ТЕРНИИ» на «НАШЕМ РАДИО» (песни с комментариями Вячеслава Бутусова), 30.11.2010:
(Информацию прислал Родион Харьков)

В.БУТУСОВ: <начало отсутствует> …мы не знали, какую, мы пробовали в разных вариантах: в шаффле и ещё как-то там, даже в регги её пробовали играть. Но суть заключалась в том, чтобы её видоизменить для альбома, чтобы она звучала не так, как в «Игле Remix». Тем более, что она к тому моменту уже прозвучала на радио, и задача была, вот, именно видоизменить её как-то. И мы не думали, что она будет завершающей, и вообще изначально она не должна была входить в альбом, эта песня. Она у нас стояла особняком, как наш такой экспириэнс с текстом Виктора Цоя, да, как отдельная вещь просто, там, дань уважения, в честь памяти и всё такое, там. Но поскольку мы всё-таки взялись её делать, вот, в другой версии, изначально попробовав всякие стилистики, я предложил концептуальный подход, то есть взять, сделать вот этот отсыл… Я просто вспомнил картинку, как Виктор Цой с Майком Науменко играли в общаге Архитектурного института в восемьдесят каком-то году, когда, знаете, эти были запретные концерты, да, сидя на ступеньках, без всяких микрофонов, без всякой подзвучки, просто вот так сидели, пели, и нужно сидеть и вслушиваться, что там происходит. И они по очереди играли свои песни, там где Майк пел, Виктор подыгрывал, что-то там, как бы, обыгрывал, когда пел Виктор, Майк играл какие-то соло. По этому принципу, вот, мы решили её сделать, единственное, что там звучит волшебный инструмент под названием кахон. Это такой, в общем, перкуссионный инструмент. Я знал, что есть такой, ящичек вот такой маленький какой-то, но как из него эти звуки извлекаются разнообразные, я не понимал, я думал, что это какое-то пьезоэлектрическое устройство, которое, вот, знаете, как на электронных барабанах, позволяет разные звуки использовать… Оказалось, это чисто акустический инструмент, да, более того, его придумали какие-то испанские рыбаки. Ну волшебный инструмент! И в результате она получилась вот в таком вот настроении, в лёгком таком довольно, и она оказалась завершающей, и мы просто добавили туда шумов.

.

***
Ю-ПИТЕР о песнях альбома «Цветы и тернии», Лента.ру, 04.12.2010:

Вячеслав Бутусов: Долго ломали голову над этой песней, чувствуя большую ответственность. В результате решено было сделать ее в стиле кухонной акустики — «чему и рад вполне».

Евгений Кулаков: Тут я не участвовал, но как сыграл Сергей Егоров на кахоне — мне очень понравилось, и вообще мечтаю приобрести такой инструмент себе!

Александр Логинов: Стопроцентное вхождение Славы в композиторский образ Виктора Цоя. Акустическая версия песни «Дети минут» получилась акварельно воздушной и хрупкой. Однако камерная легкокрылость отнюдь не лишила песню убедительности, внутренней мощи и энергетики. В итоге электрическую и акустическую версии, как мне кажется, можно вполне рассматривать как два самоценных и самостоятельных произведения. В порядке эксперимента я смастерил бы еще и третий (гибридный) вариант: в акустический трек транспланировал бы электрическое гитарное соло. На антитезе могло бы получиться очень неплохо. По крайней мере, мне так кажется. Хотя есть еще очень проникновенная симфоверсия «Детей минут». Но чисто инструментальная.

.

***
Из интервью с В. Бутусовым, KM.RU, 18.11.2010

KM.Ru: Расскажите, пожалуйста, об акустической версии песни «Дети минут». Почему у вас появилась потребность записать именно такой ее вариант и почему именно эта версия вошла в альбом?

— По нашему усмотрению альбомная версия песни «Дети минут» должна была отличаться от киноверсии, чтобы лучше вписываться в общую канву альбома, и мы решили сделать её в эстетике квартирника.

В. Бутусов и группа Ю-ПИТЕР — ремикс на песню В.Цоя «Дети минут»:

_______________________________________________________________________

Текст песни «Дети Минут»:

Em D
Один любит рок, другой любит сок,
Em Hm
А третий идёт по стране чудес,
Em Hm
Четвёртый поёт о трёх-четырёх.
C Am
Но какой в этом прок? Какой в этом прок?

Em
Раньше у нас было так много комнат
D
Полных людей, полных идей.
Am
А сейчас — ничего, только рыба гниёт
C
С головы у фашистских детей.

Припев:
G
Дети минут никогда не поймут
D
Круговорота часов.
Am
И придут на порог, и сломают дверь,
Em
И расколят чашки весов.

G
Они не верят в победы добра над злом,
D
Как в победы зла над добром.
Am
Они знают, что у них есть только серый день,
C
И они хотят жить этим днём.
Em D
Дети минут.

И один всё кричит, а другой все молчит,
Ну а третий торчит, забивая болты.
А машине, которая шла на восток
Обломали рога менты.

И я хотел бы спросить, почему и зачем
Ты повесил на грудь золотую медаль?
В этом зале все думают так же, как ты,
А ты смотришь вдаль, ты смотришь вдаль.

Дети минут никогда не поймут
Круговорота часов.
И придут на порог, и сломают дверь,
И расколят чашки весов.
Они не верят в победы добра над злом,
Как в победы зла над добром.
Они знают, что у них есть только серый день.
И они хотят жить этим днем.
Дети минут.

А еще я хотел бы узнать, почему
Так легко променяли вы море на таз?
Но друзья тут же хором ответили мне:
«Ты не с нами, значит, ты против нас».

Но если это проблема, то она так мелка,
Если это задача, то она так легка.
Это дети минут ломают дверь,
Не заметив, что на ней нет замка.

Дети минут никогда не поймут
Круговорота часов.
И придут на порог, и сломают дверь,
И расколят чашки весов.
Они не верят в победы добра над злом,
Как в победы зла над добром.
Они знают, что у них есть только серый день.
И они хотят жить этим днем.
Дети минут.

Улицы ждут ваших слез.
Улицы ждут ваших слез.

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на страницу В. Цоя и группы «КИНО»

<<< Вернуться на страницу «Дискография»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы КИНО по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий