Хиты, «сделанные» Филлом Спектором. История песен «To Know Him Is to Love Him» (THE TEDDY BEARS 1958), «Be My Baby» (THE RONETTES 1963) и «River Deep, Mountain High» (Ike & Tina Turner 1966)

fill_spektor_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

Одна из американских статей 1960-х годов, посвящённых Филлу Спектору, носила красноречивое название «Подросток-магнат». Действительно, свою славу он обрёл в очень юном возрасте.


THE TEDDY BEARS — «To Know Him Is to Love Him» (1958)

Гений звукорежиссуры был потомком русских евреев, эмигрировавших из Одессы в США. Несмотря на расхожие стереотипы, жилось его семье несладко. Настолько, что отец — металлург по профессии — покончил жизнь самоубийством, когда мальчику исполнилось всего 9 лет. Филл очень любил отца, и эта трагедия резко его изменила. Он замкнулся в себе, а главным его утешением стала музыка. Именно надпись на отцовской могиле — «Знать его — значило любить его» вдохновила юношу на создание баллады «To Know Him Is to Love Him».

ballads_05

В 19-летнем возрасте Филл сколотил со своими однокашниками группу THE TEDDY BEARS, в составе которой песню и записал. Основной вокал в ней тогда отводился девушке по имени Аннет Клейнберд.

ballads_06

Первый «блин» оказался более чем удачным. В 1958 году любительский сингл «To Know Him Is to Love Him» неожиданно взлетел на 1-е место, а сама песня стала неувядающим стандартом.

Рефрен, правда, в зависимости от потребностей меняли. Так, BEATLES заменяли «Him» («его») на «Her» («её»), а дуэт Марка Болана и Глории Джонс — на «You» («тебя»). В 1987 году песня заняла 1-е место в американском кантри-топе в исполнении трёх «матрон» этого стиля — Долли Партон, Линды Рондстард и Эммилы Харрис. А в 2007 году большую популярность обрела и безыскусная акустическая версия «To Know You Is to Love You» Эми Уанхаус.

Marc Bolan and Gloria Jones — To Know You Is to Love You

Dolly Parton, Linda Ronstadt and Emmylou Harris — To Know Him Is to Love Him

Amy Winehouse — To Know Him Is To Love Him

 

 


THE RONETTES — «Be My Baby» (1963)

Несмотря на беспрецедентный успех, Филл быстро решил, что выступать на сцене не для него. Уже в 1959 году он распускает THE TEDDY BEARS и решает целиком отдаться студийной работе. Лишь в студии нелюдимый юноша чувствовал себя на своём месте и тут уж превращался в настоящего деспота. Исполнители интересовали его лишь в качестве инструментов, с помощью которых он воплощал свои творческие идеи. В общем, стал наш герой продюсером…

fill_spektor_02

Сначала он накапливал опыт в роли штатного продюсера у именитого авторского тандема Либера-Столлера, а в 1961 году (то бишь, в 22 года) основал собственный лейбл «Philles». Филл взял под опеку девичий коллектив THE CRYSTALS и уже в 1962 году песенка «He’s a Rebel» возглавила американский топ.

Однако, свой главный шедевр 1960-х он записал с другой девичьей группой под названием THE RONETTES. Это вокальное трио было весьма колоритным. В него входили две родные сестры — Вероника (Ронни) и Эстель Беннет — и одна двоюродная — Недра Тэлли. Внешность у сестёр Беннет была специфическая — в их жилах текла кровь наполовину белая, на четверть негритянская и ещё на четверть индейская. Добавьте к этому имидж дерзких девчонок в зауженных юбках, с модными «стрелками» вокруг глаз и «ульями» на голове, и вы поймёте, какое чарующее впечатление они производили на мужчин того времени.

fill_spektor_03

Ронни Беннетт:
«Когда он пришел на репетицию, и я спела одну из песен Фрэнки Лаймона, он отшвырнул ногой табурет у фортепьяно и сказал: «Вот голос, который я искал…»».

Как оказалось впоследствии, Спектор был очарован не только голосом, но и самой Ронни (спустя время они поженятся). Поначалу он даже предложил девушке сольную карьеру, но та отказалась разрушать родную группу. Ронни даже считала, что их будущий хит — «Be My Baby» — был во многом вдохновлён этой нарождающейся любовью.

fill_spektor_04
Филл и Ронни.

Вообще-то саму песню написал не Спектор, а авторский (и супружеский) тандем Джеффа Берри и Элли Гринвич. Надо сказать, что рефрен песни — «Будь моей крошкой» — из уст девушки звучал тогда крайне смело и даже несколько неприлично.

Джефф Барри:
«Я до сих пор считаю себя феминистом. Я изображал робкого парня. Парня, которого просто нужно было немного подтолкнуть… Мне всегда хотелось верить, что, когда песня завершалась, конец был счастливым. Он приходил к ней, они были вместе».

fill_spektor_05

Тем не менее, в число авторов добавили и Спектора — ведь именно он превратил приятную, но довольно традиционную, балладу в ударный поп-шедевр.
Надо сказать, что главной целью Филла всегда была не сама песня, как таковая, а её звук. Он мечтал добиться такого звучания, которое бы «вытягивало» даже проходной музыкальный материал. Свою революционную технологию записи Спектор окрестил «стеной звука». Во те времена создание «Wall of Sound» выглядело так.

Во-первых, Филл решил, что чем больше инструментов, тем лучше. А особенно хорошо, если несколько одинаковых инструментов просто играют в унисон, придавая звуку особую мощь (кстати, подобный приём применял и наш Егор Летов на записи альбома «Солнцеворот»).
Во-вторых, в процессе записи Спектор использовал всего две дорожки — при этом одна отводилась под вокал, а вторая — под все остальные инструменты. Разумеется, такой приём создавал множество трудностей. Продюсеру приходилось собирать в одной студии огромное количество музыкантов и часами заставлять их играть, пока он правильно не расположит микрофоны (под каждый инструмент — свой и на определённом расстоянии). Лишь после этого приступали к записи. В результате, инструменты звучали не отдельно, а сливались в один, ювелирно выстроенный, плотный гул, который и назвали «стеной звука».
Ну, и, наконец, для записи «Be My Baby» был привлечён целый оркестр — струнные, кастаньеты, тимпаны. Для поп-музыки того времени это «излишество» было несвойственно — недаром Спектор называл песню своей «поп-симфонией для подростков», а сам принцип «вагнеровским подходом к рок-н-роллу».

Элли Гринвич:
«Фил накладывал звуки слой за слоем, пока не получал гигантскую волну звука. Он прямо помешался на реверберациях. Конечно, в конце концов, он получал то, что хотел, но какой ценой! Он доводил звукооператоров до бешенства».

Чтобы записать всё это великолепие длиной в две с половиной минуты потребовалось 42 дубля. Один вокал записывали три дня, при этом Ронни подпевало аж 43 человека (в числе них и знаменитая впоследствии Шер)

fill_spektor_06

Звукоинженер Ларри Левайн:
«Нам не пришлось тяжело работать, чтобы добиться надлежащего исполнения от Ронни, но нам довелось потрудиться, чтобы удовлетворить Фила. Он тратил огромное количество времени на работу над каждой частью и постоянно воспроизводил её снова и снова, прежде чем перейти к следующей, а это было очень тяжело для певиц. Мне всегда было их жаль, потому что Фил не уделял им много внимания. Я не хочу сказать, что он дурно с ними обращался – он просто их игнорировал».

Как выяснилось, мучения того стоили. Вышедший в 1963 году, сингл «Be My Baby» всего лишь чуть-чуть не добрался до вершины американских чартов, остановившись на 2-м месте.

Особенно сильное впечатление песня произвела на лидера BEACH BOYS — Брайана Уилсона. Он часами слушал «Be My Baby» (его дочка вспоминала, что каждое утро просыпалась под её звуки) и даже написал свой «мужской» ответ — песню «Don’t Worry Baby» («Не беспокойся, крошка»). Спектор же посмеивался над Уилсоном, заявляя, что хотел бы получить пять центов за каждый косяк, которые тот выкурил в попытке разгадать секрет такого звучания. Впоследствии Уилсон всё-таки запишет свой студийный шедевр — композицию «Good Vibrations», которую критики называли «мягкой стеной звука».

Спектор тоже решил, что нет предела совершенству, и стремился записать с помощью своей технологии ещё более впечатляющий шедевр.

 

Ike & Tina Turner — «River Deep, Mountain High» (1966)

В 1966 году на его продюсерские глаза попалась молодая певица по имени Тина Тёрнер, выступавшая вместе со своим мужем — Айком Тёрнером и его группой. Они были уже достаточно известны в чернокожей среде, но Айк всегда лелеял мечту записать «белый хит».

fill_spektor_07

Спектор такой хит ему пообещал, но при одном условии — он будет записывать… только Тину, а Айк со своей группой в процесс вмешиваться не будут — то есть, абсолютно. За «неучастие» продюсер заплатил Айку 20 тысяч долларов и пообещал, что песня выйдет под маркой «Ike & Tina Turner».
Будущим шедевром должна была стать песня «River Deep, Mountain High» («Река глубока, гора высока»). Никаким феминизмом на этот раз не пахло — героиня песни пела о своей любви, глубокой как река и высокой как гора, и заявляла о своей «щенячьей» верности любимому. Создавалась песня той же троицей, что и «Be My Baby» — Барри-Гринвич-Спектор — и тем же методом «стены звука».

fill_spektor_08

На этот раз всё было ещё грандиознее — в студии находился 21 музыкант (в их числе аж 2 барабанщика) и 21 бэк-вокалист. Когда Тина увидела всю эту толпу, то от волнения потеряла голос. Спектор заставлял петь певицу несколько часов подряд. Тина вспоминала, что пропотела насквозь, но продюсер никуда её не отпускал. В итоге ей даже пришлось снять рубашку и продолжать петь в одном бюстгальтере.

fill_spektor_09

Когда запись ценой в 22 тысячи долларов была окончена, Спектор был уверен, что создал лучшее произведение своей жизни. Однако жизнь жестоко обломала, не привыкшего проигрывать, продюсера. Сингл «River Deep, Mountain High» не только не возглавил хит-парад США, но даже не попал в ТОП-40, добравшись лишь до… 88 места.

Причины провала назывались разные. Тина полагала, что песня получилась «слишком негритянской для популярных радиостанций и слишком популярной для негритянских». Другие укоряли Спектора в том, что он перепродюсировал запись, утопив роскошный вокал Тины в своей «звуковой стене».

fill_spektor_10

Тем более, что сама песня впоследствии пользовалась большой популярностью. Её записали даже DEEP PURPLE для альбома «The Book Of Taliesyn» (1968). А в 1970 году совместный кавер мужского квартета FOUR TOPS и женского трио SUPREMES стал в США №14.

Впрочем и Тёрнеры в накладе не остались. Хотя «River Deep, Mountain High» и провалилась в США, в Британии она заняла 3-е место, и чернокожий дуэт взяли в качестве «разогрева» на гастролях сами ROLLING STONES.

fill_spektor_11

А вот Филл Спектор серьёзно обиделся и ушёл из музыкального бизнеса вплоть до конца 1960-х, пока не начал продюсировать последний «Let It Be» BEATLES и «Imagine»  Джона Леннона.
Однако, «звезда» знаменитого продюсера больше не блистала на музыкальном небосклоне. Вспомнили о нём лишь в 2003 году, когда Спектор попал под следствие за… убийство актрисы Ланы Карксон, которую нашли с простреленным ртом в его особняке. Хотя свидетелей и видеозаписей трагедии не было, суд в 2009 году решил, что Филл таки виновен и присудил 70-летнего продюсера к 19 годам заключения. Так что создатель «стены звука» вполне может провести остаток жизни в тюремных каменных стенах.

Слушать ещё:

Deep Purple — River Deep, Mountain High

Neil Diamond — River Deep, Mountain High

Celine Dion — River Deep Mountain High — Live In Las Vegas

  Автор: Сергей Курий
октябрь 2015 г.

См. также:

Тина Тёрнер (Tina Turner) — история песен «What’s Love Got To Do With It» (1984), «The Best» (1989)