Что представляет собой саундтрек к мультсериалу «Ну, погоди»?

nu_pogodi_1

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрики: «Тематические хиты», «Наши хиты»

Далеко не все многосерийные мультфильмы советского времени можно назвать сериалами в истинном значении этого слова. Ведь основное качество сериала — это не только сквозной сюжет или знакомые персонажи, но и запланированная регулярность выхода серий. А похвастаться этим могли лишь редкие советские мультфильмы (понятие «сезон» и вовсе отсутствовало).
Как правило, снимались они долго (обычно одна-две в год), порой с большими паузами, поэтому больше напоминали не сериалы, а некие «франшизы». Часто режиссёры даже предвидеть не могли, что их мультфильм будет иметь продолжение.

К примеру, так случилось с самым знаменитым мультсериалом СССР — «Ну, погоди!». Мы настолько привыкли к версии Вячеслава Котёночкина, что мало кто помнит, что у истоков стоял совсем другой режиссёр — Геннадий Сокольский. Недаром его мультфильм называют не первым выпуском «Ну, погоди!», а «нулевым». Да, в нём уже есть хулиганистый Волк с сигаретой во рту и милый Зайчик, за которым он охотиться. Да, сценарий этого мультфильма сочиняли всё те же Александр Курляндский и Аркадий Хайт. Однако нетрудно заметить, что внешний вид персонажей ещё далёк от канонического, а знаменитое «Ну, погоди!» кричат не привычным голосом Анатолия Папанова.

Поначалу мультфильм Сокольского не предвещал никакого продолжения. Он был лишь частью дебютного выпуска альманаха «Весёлая карусель» (1969). Однако в том же году Котёночкин решил «воскресить» эту историю, и погоня Волка за Зайцем затянулась на долгие годы…

nu_pogodi_02

Как известно, персонажи «Ну, погоди!» всегда были крайне немногословны. Поэтому большую роль смысловой, эмоциональной и юмористической нагрузки брала на себя музыка. А саундтрек в «Ну, погоди!» был весьма необычным для того времени…

nu_pogodi_03

Начнём с того, что за всю советскую историю мультсериала в нём прозвучала всего лишь две оригинальные композиции.
Первую — «Расскажи, Снегурочка» — написали Г. Гладков и Ю. Энтин, специально для 8-го — «новогоднего» — выпуска (подробнее о ней — здесь).
Вторая прозвучала в 9-м выпуске и была лишь пародией на вокально-инструментальные ансамбли 1970-х. Музыку к ней сочинил Г. Савельев, а текстом стал «бесконечный» фольклорный стишок «У попа была собака» — видимо, для того, чтобы подшутить над бессодержательностью песен модных ВИА.

Можно, конечно, вспомнить и какофоничное «Да-ди-доли-дум-ти!», которое волк исполняет во 2-м выпуске под гитару (см. с отметки 0.36). Но это уже не пародия, а откровенное издевательство, счесть которое за песню осмелиться не каждый панк.

Остальной саундтрек представлял собой, собранные с миру по нитке, чужие музыкальные произведения. В СССР по поводу авторских прав никто не парился. Поэтому в «Ну, погоди!» не просто брали без спроса зарубежные хиты (например, «Popcorn» Г. Кингсли или «Caravan» от VENTURES), но даже не указывали их авторов. Помню, как, спустя годы, я услышав песню Шер «Little Man» и удивлённо воскликнул: «Так это же музыка из 9-го выпуска «Ну, погоди!» — ну, того, где Волк и Заяц на телестудии!». Советский меломан должен был обладать недюжинной эрудицией, чтобы «опознать» всю музыку, прозвучавшую в сериале.

Даже мелодия, звучащая в титрах, и та пришла со стороны. Это была композиция «Vizisi» («Водные лыжи»), которую сочинил Тамаш Деак — композитор из Венгрии (тогда ещё социалистической).

Ещё одну мелодию Деака — «Tavaszi Seta» («Весенняя прогулка») — можно услышать в 5-м выпуске, в сцене, где Волк несёт в коробке пойманного Зайца.

Ну, и, конечно, «львиную» долю саундтрека «Ну, погоди!» составляли отечественные хиты…

Известно, что поначалу Котёночкин хотел, чтобы Волка озвучивал Владимир Высоцкий. Высоцкого на эту роль утвердить так и не позволили, зато в первом выпуске можно услышать его мелодию «Песни о друге» (из к-ф про альпинистов «Вертикаль»), которую Волк насвистывает, взбираясь по верёвке.

Особым национальным разнообразием отличался саундтрек 6-го — «деревенского» — выпуска. Здесь прозвучали белорусская «Касіу Ясь канюшыну» («Косил Ясь клевер») в обработке ВИА ПЕСНЯРЫ, эстонская «На колхозной птицеферме», азербайджанская «Джуджалярим» («Мои цыплята») и знаменитый «Танец с саблями» от армянского композитора А. Хачатуряна. Обратите внимание, как идеально и остроумно вплетены эти мелодии в сюжет и темп мультфильма.

В общем, если бы я выдавал этому мультсериалу «Оскары», то один из них точно бы был «за музыкальное оформление». Тем более, что музыкальный оформитель в титрах указывался (в первых сериях им значился Геннадий Крылов, затем — Инна Липскерова). Хотя, судя по воспоминаниям, в подборе музыке принимал участие и сам режиссёр, и даже его сын Алексей (последнему мы обязаны песней ЗЕМЛЯН «Трава у дома» в 14-м выпуске).

Именно Алексей стал продолжателем дела своего отца — и снял в середине «нулевых» две новые серии «Ну, погоди!». К этому времени плевать на авторские права стало уже нельзя, и подход к музыке новых серий пришлось изменить.

Алексей Котёночкин:
«Тогда можно было использовать все бесплатно, сейчас бесплатно нельзя ничего. Иногда трудно даже найти, кому принадлежат авторские права. Поэтому, чтобы не попасть впросак, мы приглашали композитора – всю музыку нам написал Андрей Державин, клавишник МАШИНА ВРЕМЕНИ».

Автор: Сергей Курий
декабрь 2018 г.

….