АКВАРИУМ — история альбома «Радио Африка» (1983)

1983_radio_afrika_03

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Музыка серебряных спиц
(БГ)

2. Капитан Африка
(БГ)

3. Песни вычерпывающих людей
(БГ)

4. Змея
(БГ)

5. Вана Хойа
(БГ)

6. Рок-н-ролл мертв
(БГ)

7. Радио Шао-Линь
(БГ)
 

8. Искусство быть смирным
(БГ)

9. Тибетское танго
(С. Курехин)

10.Время Луны
(БГ)

11.Мальчик Евграф
(БГ)

12.Твоей звезде
(БГ)

13.С утра шел снег
(БГ)

14.Ещё один упавший вниз
(БГ)

 1983_radio_afrika_04

БГ —  гитара, вокал;
Александр Титов —  бас-гитара;
Владимир Грищенко — бас-гитара (8);
Александр Ляпин — электрогитара;
Андрей Романов — вокал, флейта;
Михаил Васильев — перкуссия;
Евгений Губерман — барабаны (2, 3);
Петр Трощенков — ударные (1, 6, 14);
Александр Кондрашкин — ударные, перкуссия (13);
Всеволод Гаккель — вокал, виолончель, бас-гитара (5, 11);
Сергей Курехин — клавишные;
Игорь Бутман — саксофон;
Михаил Кордюков — барабаны;

Записано на студии Ленинградского рок-клуба, 1983
Фото — Андрей «Вилли» Усов

АКВАРИУМ благодарит А.Тропилло
АКВАРИУМ благодарит Игоря Петрученко за предоставленные фотоматериалы.

(с) Б.Г. 1983
(с) Студия «Союз» 2002
(p) Антроп 1983

1983_radio_afrika_05

—————

В 1988 году альбом вышел на виниловой пластинке фирмы «Мелодия» в урезанном варианте. На пластинке не поместились композиции «Вана Хойя» и «Твоей Звезде»

1983_radio_afrika_01

1983_radio_afrika_02

* * *

Михаил Садчиков об альбоме «Радио Африка», 1983 г.
(опубликовано в журнале «Мелодия» №3 за 1988 год):

Альбом «Аквариума» Радио Африка, созданный в 1983 году, разошёлся по стране на кассетах и магнитофонных катушках. В то время и представить нельзя было, что когда-нибудь он выйдет в грамзаписи. Слишком не похоже всё это было на традиционную эстраду. Небезинтересно, наверно, сегодня прочесть интервью с Борисом Гребенщиковым пятилетней давности, прежде чем включить пластинку.

БГ: — В свое время у нас с Сергеем Курёхиным была идея — называть наши общие проекты «Радио Африка». Потом мы отказались от них, но название осталось. В альбоме нет даже такой песни. Я не могу сказать, почему всё-таки «Радио Африка» появилось на конверте. Это вышло как-то само собой. Тоже было и с «Треугольником», и с альбомом «Табу». Сами возникли эти названия, даже помимо нашей воли. Хотя, наверное, можно с некоторой натяжкой сказать, что у нас какое-то время был интерес к африканской музыке. А, может быть, этот интерес появился и позже, чем название.
Альбом закончен, мы поставили точку. В нём я впервые пытался создать светлую по духу музыку. К «Аквариуму» часто применяют слово «пессимизм».
Меня это крайне удивляет и настораживает. В основе нашего творчества всегда был катарсис: чтобы от чего-то избавиться, надо что-то серьёзное пережить…
Я подхожу к этому альбому примерно так же, как к пластинкам Битлз. Их надо слушать, понимать.
С 60-х годов я занимаюсь музыкой не как профессионал, который удовлетворяет определенные эстетические запросы публики, а как человек, который делится с людьми тем, что ему самому дорого. Битлз воспитали совершенно особую категорию людей, которых интересует в музыке духовная сфера. А сейчас музыку так часто отдают на откуп людям, которые не знают что с ней делать. Сколько я ни слушал «Круиз», «Динамик», «Воскресенье», «Диалог», «Форвард»… Техника у них, действительно, неплохая, но музыка не соответствует стихам, все это какие-то надуманные конструкции, которые постоянно разваливаются. Для них музыка — прежде всего техника, для нас — это вопрос духа, настроения. Сколько я ни работал вместе с профессиональными музыкантами, их отличало одно: они четко знали как нужно играть, если им твердо говорили, что и как надо делать, от сих и до сих. А в остальном терялись. А мы, знаете, как записывали «Радио Африку»? Настоящий музыкант, как хороший шахматист, приступая к записи, должен видеть на десять ходов вперед, то есть должен представлять, как в итоге зазвучит всё то, что он делает начерно. Мы же совершенно не представляли, что в итоге получится. Мы не записывали в студии уже готовое, мы создавали это, удивляясь и радуясь, как дети, удачам, страдая от ошибок.
С составом было сложно. Три гитариста, четыре ударника и ещё множество людей. Состав Аквариума расширился чисто случайно: мы записывались в студии у Андрея Тропиллы, приходили наши друзья-музыканты, им тоже было что сказать, что сыграть. Я даже на обложку этого альбома не хотел давать список музыкантов. «Радио Африка» — плод коллективного творчества…

1983_radio_afrika_08
Курёхин, БГ и Трощенков.

***
БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:

В таком ключе и начался альбом — сначала в любимом Доме Юного Техника, а потом Тропилло каким-то образом договорился с приехавшим в Филармонию звукозаписывающим фургоном MCI. По ночам мы, прячась от пристальных взглядов милиции, подозрительно наблюдавщих за фургоном с другой стороны улицы, залезали в первую увиденную нами 16-канальную студию и претворяли мечты в жизнь. А мечтой было сделать полнокровную разнообразно позитивную пластинку. Что и произошло. Тут и Курехин с Бутманом и общим джазом, и наше «reggae», и обратные гитары с барабанами, и хор шаолиньских монахов, и Ляпин, c которым мы, наконец, нашли общий язык — все это в сумме и породило желаемый эффект.

00_83_rafr5

***
А. Кушнир (информация с буклета CD 2002 г.):

По воспоминаниям участников записи, альбом создавался на одном дыхании. «Во время студийно работы над «Табу» мы научились записывать плотный электрический звук и, расширив эту схему до максимума, применили ее на «Радио Африка», — рассказывает Гребенщиков. — Теперь мы не мучились с настройкой инструментов, а игрались в то, как далеко это все может завести — в плане расширения возможностей звучания. Поэтому запись «Радио Африка» была для нас сплошным удовольствием».
Это было так и не так.

После «Табу» группа в течение полугода фактически не давала концертов, так как ее лидер вовсю ударился в джазово-авангардистские эксперименты. Переполненный свежими идеями Гребенщиков в тесном содружестве с Курехиным строил какие-то немыслимые проекты, придумывал новые гармонии, записывал странноватые импровизационные опусы, отчаянно пытаясь уйти от наработанных формул и схем.
«У нас был приятель, который работал хранителем органов в Мариинском театре, — вспоминал впоследствии Курехин. — Однажды, поддавшись его соблазнам, мы с Гребенщиковым в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения приехали ночью в театр «поиграть джаз». Пустое здание содрогалось от визгов органа и гитары, включенной прямо в пульт. Друг друга мы абсолютно не слышали. Весь этот бред записывался на двухдорожечный магнитофон, и когда мы прослушали это оголтелое безумие, нам неожиданно понравилось — как иллюстрация двух параллельных сознаний, которые внезапно смыкаются».
В скобках заметим, что последствия этой музыкальной оргии оказались непредсказуемыми. Спустя несколько лет данная сессия воплотилась в пластинку, выпущенную в Англии на фирме Leo Records. Западные издания писали о том, что данная работа вообще не подпадает ни под какие критерии — и, скорее всего, это либо музыка будущего, либо «проявление русского независимого сознания на авангардной сцене».

«Аквариум» тем временем бездействовал, ревниво ожидая завершения оккультных экспериментов, во время которых Гребенщиков сотрудничал с Валентиной Пономаревой, играл на гитаре электрической бритвой (на альбоме с Чекасиным) и участвовал в псевдоавангардных шоу — пытаясь петь, засунув в рот газету. Тем не менее, где-то с конца зимы 83-го года в Доме юного техника у Тропилло начали готовиться болванки нового альбома «Аквариума».
Последствия авангардистских поисков Гребенщикова/Курехина не могли не сказаться на саунде. По инициативе музыкантов в студии начали использоваться нетипичные для предыдущих альбомов «Аквариума» звуки — от допотопных квазиэлектронных клавиш («Время Луны») до экзотических японских электронных барабанов, за которыми музыканты ездили на другой конец города, чтобы записать на треках «Капитан Африка» и «Песни вычерпывающих людей» резкий «стреляющий» звук. Для полноты звукового пейзажа на альбоме не хватало разве что библиотеки сэмплов или ди-джея с виниловыми скретчами. «Нам хотелось создать некий гобелен, — вспоминает Гребенщиков, — воткнув в него все то, что мы знали о звуке».

…Увлечение Китаем проявилось даже в оформлении обложки, на которой название альбома было написано иероглифами. Фотосессия для лицевой стороны обложки происходила на берегу Финского залива — на диком пустыре, посреди битого щебня, кирпича и бесхозных проводов. «Сева Гаккель несколько раз решительно «входил в кадр», а я снимал это десятирублевым «Любителем», — вспоминает оформлявший альбом Андрей «Вилли» Усов. — Я громко командовал: «Стоп!», нажимал на спуск, но просчитать все нюансы, работая допотопной камерой, было сложно».
Примечательно, что «Радио Африка» оказался единственным альбомом «Аквариума», на котором не было указано название группы. Впоследствии это обстоятельство объяснялось по-разному: от предполагаемого гэбистского прессинга до соображений дизайнерского характера.

…Несколько песен (в частности, «Еще один упавший вниз» — любимая композиция Боуи из всего аквариумского репертуара) появилась в последний момент — непосредственно в передвижной студии MCI, где с 18 по 28 июля 83 года происходила финальная стадия записи и сведение альбома.
Передвижной вагон MCI, принадлежащий московскому отделению фирмы «Мелодия», прибыл в Ленинград, не подозревая об уготовленных ему испытаниях ему испытаниях. Оборудованный по последнему слову техники и сверкающий никелем вагон ожидали дела государственной важности: запись живых программ классической музыки, скорее всего, двухнедельная командировка в Питер сотрудников «Мелодии» так бы и ограничилась этими филармоническими записями, не окажись за 24-канальным пультом  MCI звукооператор Виктор Глазков — давний приятель Андрея Тропилло. Пронырливый Тропилло мгновенно воспользовался удачным стечением обстоятельств и в считанные дни организовал наиболее рациональный вариант эксплуатации звукозаписывающего фургона.
Обладая безупречным продюсерским чутьем и понимая, что многоканальные магнитофоны на дороге не валяются, Тропилло повел игру по-крупному. В очередной раз Андрею Владимировичу пришлось пойти на некоторые ухищрения, но цель оправдывала средства — похоже, это и был его звездный час. Используя служебное положение, Тропилло сумел убедить администрацию психологического факультета профинансировать студийное время в MCI. Это влетело университету в круглую сумму в размере трех тысяч рублей. Продолжая совершать чудеса из серии «очевидное-невероятное», Андрей оформил документы на работу «Аквариума» как официальный заказ «Мелодии». «Я постарался подстраховаться именно с тех сторон, с которых скорее всего можно было ждать неприятностей, — вспоминает Андрей. — Теперь музыканты не являлись пришедшей с улицы самодеятельностью и были как бы ангажированы «Мелодией». КГБ в данной ситуации могло только умывать руки».

После оформления необходимой документации Тропилло одержал не менее важную победу коммунально-бытового масштаба, обеспечив подачу электроэнергии в ночное время в вагон, пришвартованный к зданию филармонии. Сделал он это за спиной у администрации, которая имела дурную привычку после окончания симфонического концерта выключать рубильник с током. Посредством несколько бутылок водки Тропилло договорился с дежурным монтером, и тот каждую ночь возвращал рубильник в исходное положение. Лимит электроэнергии и бюджет соцпредприятия волновали условного «сторожа Сергеева» в самую последнюю очередь.

1983_radio_afrika_06
Андрей Тропилло.

Итак, вопреки всякой логике пасьянс складывался удачно. В течение десяти ней сразу три питерские группы — «Аквариум», «Мануфактура» и «Странные игры» — получили возможность в вечерние и ночные часы работать на сверхсовременной аппаратуре.
«Настроение, конечно, было дерганое, — вспоминает звукорежиссер Виктор Глазков. — На пульте прямо передо мной стояло небольшое зеркальце, в которое я наблюдал, что происходит за спиной и кто входит в дверь фургона. Вагон стоял прямо на Невском проспекте, в двадцати шагах от напичканной кагэбэшниками гостиницы «Европейская», и я сидел, как истребитель, ежеминутно рискуя слететь с работы».
Оценив всю важность моменты, Гребенщиков «переступил через себя» и поехал налаживать отношения с Ляпиным, которые еще со времен записи «Табу» носили дискретный характер. Пока Ляпин колебался, участвовать ему в сессии или нет, он уже оказался внутри вагона MCI. Ни один музыкант на его месте не смог бы избежать соблазна поиграть на таком аппарате… Ляпин исполнил гитарные партии в треках «Капитан Африка», «Мальчик Евграф» и «, «Искусство быть смирным», а также придумал классическую аранжировку композиции «Рок-н-ролл мертв». Справедливости ради стоит отметить, что в концертном варианте этот монотонно-гипнотический гимн «молчаливых дней» выглядел куда убедительнее. Сам Ляпин впоследствии говорил, что в студии «по техническим причинам» он сыграл свое самое неудачное соло в жизни.
По ходу записи Гребенщиков постоянно экспериментировал с составом — возможно, не от хорошей жизни. «Во время сессии царил такой же хаос, как на предыдущих альбомах, — вспоминает Сева Гаккель, сыгравший в ряде композиций на бас-гитаре. — На запись приходили те, кого можно было собрать в этот день».
В итоге в работе над аквариумовским «Сержантом Пеппером» приняли участие более полутора десятков музыкантов. Одних только барабанщиков было четверо: Петр Трощенков, Александр Кондрашкин и Майкл Кордюков играли еще весной в Доме юного техника во время записи болванок. В одну из летних ночей Гребенщиков вытащил на сессию в MCI Евгения Губермана, который из-за отсутствия полной барабанной установки отыграл свои партии на малом барабане.

…Не меньше, чем барабанщиков, на «Радио Африка» оказалось и басистов: игравший на «Табу» Грищенко, Фан, Гаккель и появившийся в самом конце записи Саша Титов. Титов поразил всех тем, что, один раз прослушав мелодию «Время Луны», с ходу идеально отыграл свою партию — после чего получил формальное приглашение стать членом «Аквариума».

…Решающий штурм происходил в последние двое суток, когда появилась надежда закончить альбом еще до отъезда фургона в Москву. «Мануфактура» и «Странные игры» оказались за бортом — в вагоне круглосуточно находился один «Аквариум». Тропилло помогал, чем мог, подкармливал всех бутербродами, но даже его во время сложнейшего финального монтажа натурально рвало от усталости.
Виктор Глазков, которого Гребенщиков уважительно называл Мастером, не отходил от пульта ночи напролет. После дневной работы его сил хватало лишь на то, чтобы полуавтоматически регулировать ручки и время от времени заставить музыкантов переигрывать нечетко исполненные партии. От немыслимых перегрузок Виктор заболел и последние дни трудился с высокой температурой. «Чтобы хоть как-нибудь меня порадовать, музыканты «Аквариума» принесли в подарок арбуз, — вспоминает Глазков. — И сами же, голодные, его съели. Они были совсем нищими, заросшими и оборванными. На их фоне я, со своими командировочными и 120 рублями в месяц чувствовал себя богачом».
Последние сутки могли стать идеальным эпилогом к сказке со счастливым концом. Несмотря на героические усилия, «Аквариум» явно не успевал закончить сведение. Тогда Глазков, подарив своему шефу из «Мелодии» бутылку армянского коньяка, спас ситуацию, отложив отъезд звукозаписывющего бомбовоза еще на один день.
В последний момент Гребенщиков принес искусственные шумы — одолженную в фонотеке «Ленфильма» пленку со звоном колоколов, а также звуки мирового эфира, извлеченные из радиоприемника «Казахстан» и записанные на бытовой магнитофон в туалете Дома юного техника. Треск радиоэфира был вмонтирован между песнями, а звоном колоколов начиналось и заканчивалось это удивительное во всех отношениях 52-минутное произведение.

«Это языческий альбом — от обложки и до последней ноты, это потенциал воссоединения язычества со всем остальным, — оценивал «Радио Африка» спустя несколько месяцев после записи идеолог «Аквариума». — В колокола надо бить как в начале, так и в конце. Я не знал, что делаю тогда, а теперь вижу, что все это сходится в одну картину.

«В шесть часов утра 28 июня Гребенщиков вылез из фургона с красными от бессонницы глазами, — вспоминает Андрей «Вилли» Усов. — Мы собрались все вместе, сели в электричку и поехали на рок-фестиваль в Выборг».
Через неделю специальное прослушивание альбома «для своих», состоявшееся в переполненном Белом зале ленинградского рок-клуба, завершилось под гром аплодисментов. А в 90-м году, спустя пару лет после выхода «Радио Африка» на виниловой пластинке, эта работа была названа читателями ленинградской газеты «Смена» «лучшим альбомом десятилетия».

«Когда я понял, что сведена последняя композиция, у меня, ей-богу, выступили слезы, — вспоминает Тропилло. — «Архангельский всадник смотрит мне вслед: прости меня за то, что я пел так долго» — это как мать, которая выпихивает из чрева собственного ребенка…»

1983_radio_afrika_09

***
Всеволод Гаккель, «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом»:

Как-то ночью мы с Ляпиным то ли после репетиции, то ли после концерта тащились по Малой Садовой в поисках алкоголя и набрели на мобильную студию, которая была пришвартована к «Дому Радио». Дверь была приоткрыта и оттуда доносилась музыка Beatles. Мы были очень коммуникабельны и решили заглянуть. Мы были с инструментами, и ребята, которые там были, нас не испугались и пригласили зайти.
Это оказалась фантастического уровня шестнадцатиканальная студия. Мы познакомились с Виктором Глазковым и уже через несколько дней писали треки, которые не успели сделать у Тропилло.
Я записал виолончель в песне про «Архангельского всадника»…  Также, в этой же студии, мы записывали голоса в песне «Рок-н-ролл мёртв». Это программное произведение, которое неизменно становилось кульминацией любого концерта, совершенно провалилось в студии. Соло Саши Ляпина красиво, но лишено того прорыва, которого он добивался на концертах. Наши три голоса[6] были записаны с разной обработкой в разных акустических пространствах. Правда, они были спеты с разной динамикой, Дюша там почему-то очень сильно кричит.

1983_radio_afrika_07
Александр Ляпин.

***
БГ, из интервью, январь 1985:

Это языческий альбом — от обложки и до последней ноты, это потенциал воссоединения язычества со всем остальным. В колокола надо бить как в начале, так и в конце. Я не знал, что делаю тогда, а теперь вижу, что все это сходится в одну картину.

.

***
Из ответов БГ на вопросы зрителей во время сольного концерта 1983 (известного под названием «БГ рассказывает и показывает»):

— Касательно твоего последнего творения «Радио Африка»… На этом диске ты как-то гладенько стараешься уйти от всего. По-моему это из-за того, что вас «прижали»… То есть, конфликтов ты пытаешься не затевать?

— Это не из-за того, что нас «прижали», это из-за того, что годом раньше мы записали «Табу», который на меня крайне негативно весь этот год давил, потому что получился альбом очень нервный и очень тяжелый. А у меня нет такого ощущения, что чтобы сделать жизнь лучше, наужно записывать очень нервную, очень тяжелую музыку. И я весь год не мог расстаться с мыслью, что хорошо бы записать какую-то штуку, которая была бы светлее по ощущению. Когда я живу, я не думаю о том всё время, что «пустые места», или там «кусок жизни» — всё вот это. Я хожу, ловлю кайф, в общем-то, как и все нормальные люди. Первоначально я «Радио Африку» мыслил, как вообще такой альбом радостной музыки. Только потом туда стали затесываться песни, без всякого моего на то желания, но они туда влезли, и я ничего с ними не мог поделать, они встали на место и попросить их выйти уже не было никакой возможности — такие как «Рок-н-Ролл мертв»… Ну, собственно, трудно назвать альбом «уходящим от всяких конфликтов» с такими вещами, как «Рок-н-Ролл мертв» или «Еще один упавший вниз», или «Капитан Африка», или что там еще такого есть… веселенького… «Искусство быть смирным» хотя бы само по себе… То есть, на мой взгляд, даже эти четыре вещи, если не всматриваться внимательно в остальные, несут в себе драйва побольше, чем всё «Табу» вместе взятое, и уж не меньше, чем все эти акустические циклы…

.

***
А. Старцев, «История группы АКВАРИУМ», 1986 г.:

Качество записи «Радио-Африки» ощутимо отличалось от предыдущих альбомов. Эта была смесь поп-музыки («Музыка серебряных спиц», «Время Луны») с роком. Грандиозный хит «Рок-н-ролл мертв», обретающий в концертном исполнении кровь и плоть, вновь, как и предыдущие электрические вещи, утратил в студии половину своей энергии. Вместе с тем появился и новый звук, воплощенный в «Мальчике Евграфе» и «Песнях вычерпывающих людей» — некий синтез акустики и электричества. На басу вновь и (пока) в последний раз появляется Фан, кое-где бас играет Гаккель, «Возьми меня к реке» — В.Грищенко, а на «Время Луны» впервые появляется Александр Титов — басист экстра-класса («Август», «Земляне»). Идея «Аквариума» так понравилась Александру, что он плюнул на работу профессионального музыканта и со спокойной душой ушел в сторону, в кочегары и т.д.

.

***
В альбом планировалась, но не вошла песня «Дикий мёд».

.

***
ЗВУКИ.РУ, 22.09.2003:

Иероглифы на обложке «Радио Африка» написанны китаеведом Сергеем Пучковым…

.

***
А. Кушнир:

Максимальное развитие аквариумовские теории о многозначности и напускании тумана получили на «Радио Африка». Название группы на обложке отсутствовало. Напротив человека, входящего в белое пространство, изображены загадочные иероглифы. Атмосферу таинственности усиливает сюжет на обратной стороне. В лесу, прямо посреди деревьев, стоит человек с нелепо поднятой рукой. В глаза бросается диспропорция между размерами головы и размерами тела. Опять что-то тут не так. Но что? Вопросы, вопросы, вопросы…
«Фотосессия проходила с некоторой задержкой относительно даты выхода альбома, — вспоминает Усов. — «Радио Африка» был готов в июле 83-го года, в августе первый тираж пошел в народ. Наступал сентябрь, а обложки все еще не было. Натура уходила, стояла пасмурная, дождливая погода, небо было брюхастое и мглистое. Солнечных дней оставалось совсем мало…»

Когда отступать было уже некуда, музыканты «Аквариума» отправились вместе с Усовым на Васильевский остров — в район гостиницы «Прибалтийская». После недолгих поисков было выбрано место на берегу Финского залива, производившее впечатление дикости и неприкаянности. Вокруг валялись кучи битого щебня и кирпича, в грязи торчали какие-то провода, рядом все поросло лопухами и кустарником. «Сева Гаккель несколько раз решительным шагом «входил в кадр», а я снимал это десятирублевым «Любителем», — с увлечением рассказывает Усов. — Я громко командовал: «Стоп!», нажимал на спуск, но просчитать все нюансы, работая допотопной камерой, было очень сложно».

Человеком, изображенным на обратной стороне «Радио Африка», также оказался Гаккель. На плечи Всеволоду был положен большой кусок известняка, а голову ему пришлось низко пригнуть. Таким образом создавалось впечатление, что на плечах у человека растет камень. Кому из музыкантов пришла в голову идея «получеловека-полускульптуры» и каково ее истинное значение, никто из участников сессии вспомнить уже не может.

«Вся съемка была сделана примитивными средствами, — вспоминает Вилли. — Ее бюджет состоял из транспортных расходов, сорокакопеечной пленки и амортизации десятирублевой камеры». Любопытно, что существовала еще одна фотосессия «Радио Африка», состоявшаяся в июле 83-го года вблизи поселка Солнечное. Снимки с полуобнаженным Гребенщиковым и стоящими у леса натурщицами Усов планировал напечатать слегка затемненными. «БГ бесится от этих фотографий, — вспоминает Усов спустя пятнадцать лет. — А мне нравится. Почему эти снимки «не пошли» на обложку, я не знаю».

Также в оформление альбома не попал снимок с силуэтами четырех обнаженных людей. «Боб ревновал очень, так как его во время этой сессии не было, — вспоминает Вилли. — Я предполагал печатать это фото в одном из двух вариантов: черное на белом или белое на черном. Впоследствии эту идею я держал для других групп, но она так и осталась нереализованной».

В свою очередь, и у Гребенщикова существовало несколько версий оформления «Радио Африка». В частности, определенное хождение имела обложка, на которой БГ стоял обнаженным среди поля с воздетыми к черному небу руками. Похожее по настроению небо было и в кадре, в котором основным персонажем был шагающий Гаккель. «Перебрав несколько вариантов обложки, я в одной из попыток решился «очистить» небо над Гаккелем, — вспоминает Усов. — Затем на свободном белом фоне я разметил шрифты — надпись «Радио Африка» и окаймленные вертикально расположенным прямоугольником иероглифы. Теперь все оказалось легко, графично и понятно».

00_83_rafr_fotos1
Один из первых вариантов оформления отбракованный Гребенщиковым.

00_83_rafr_fotos2
Окончательный вариант; человек на обложке — Всеволод Гаккель.

***
БГ отвечает на наши вопросы по имейлу. Часть 1. 27 января 2020 г.:
https://www.facebook.com/groups/bgyavlenie/permalink/851060255368001/

— Зачем «Радио Африка» понадобилось писать на обложке именно по-китайски?

— Так было тогда нужно.

.

***
БГ отвечает на наши вопросы по имейлу. Часть 3. 28 ноября 2020 г. :
https://www.facebook.com/groups/bgyavlenie/permalink/935794556894570/

— На альбоме «Табу» бас-гитаристом был В. Грищенко, далее на «Радио Африке» он сыграл в песне «Искусство Быть Смирным». Почему же не продолжилось с ним сотрудничество?

— Потому что у Аквариума была другая цель — делать все вместе; не нанимать музыкантов. Я хотел, чтобы все сыграл Фан (или Гаккель); без привлечения посторонних. Гриню на Табу приводил Курехин : значит привёл и сюда. Тит был позван, когда Фан просто отказался играть Время Луны. А Гриня был человеком немногословным и совсем не нашим.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»