ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ — история альбома «Навсегда» (1999)

navsegda_1

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Там, вдалеке
(Д. Кузьмин)

2. Можно и не жить
(Д. Кузьмин)

3. Я с утра рисую небо
(Д. Кузьмин)

4. Тесть
(Д. Кузьмин)

5. В незнакомое лицо
(Д. Кузьмин)

6. Ариэль
(Д. Кузьмин)

7. Условный стук
(Д. Кузьмин)

8. Последняя война
(Д. Кузьмин)

9. Бесполезный день
(Д. Кузьмин)

10. Тайна Белого Пятна
(Д. Кузьмин)

11. Над седой казахской степью
(Д. Кузьмин)

12. От окраинной заставы
(Д. Кузьмин)

13. Навсегда
(Д. Кузьмин)

lukich_navsegda_02

Состав:
Дима Кузьмин — вокал
Женя Каргаполов — гитара, бас-гитара, ударные
Лена Поповская — клавишные

Сведение — Александр Кириллов, Сергей Нижников.

Альбом посвящается Аиде Ведищевой

Издан на CD и MC лэйблом «ХОР».

Информация с магнитофонной кассеты:
Песни «Ариэль» и «Навсегда» написаны для фильма «Лето почти прошло» (сценарий — Наталья Мандриченко).

lukich_navsegda_kasseta

На развороте, на фоне нарисованных парусников мелким шрифтом проступают напутственные слова Олега Судакова, друга и соратника Лукича, поэта, музыканта, философа и неутомимого исследователя подсознания: «Когда сказка превращается в иллюстрированное издание о скольких-то томах, когда фантазия ложится меж рифмами, рассыпаясь цитатами в эрудированных сундучках современников, когда вера стыдится наивности, беззащитности и одиночества…».

lukich_navsegda_01

***
Из интервью с В. Кузьминым («Черным Лукичем»), Новосибирск, газета «Тёмная Лошадка», 1999:

— Дима, почему был распущен старый состав, с которым вы играли на концерте с ИНСТРУКЦИЕЙ по ВЫЖИВАНИЮ, и как вы пришли к вашему новому составу?

— Да получилось достаточно случайно, потому что играли мы тем составом до конца ноября 98-го года, поехали в Барнаул этим составом, и там были очень неудачно у нас организованы гастроли, тут одна девушка — Юлия Злобинская из Новосибирска… Изрядно подпорченное настроение, и как-то так репетиционная деятельность замерла. Проблемы с записью были, потому что наш звукорежиссёр работает в ДК — понятно, новогодние праздники, потом рождественские праздники, потом какие-то старые новые годы, восьмые марты, и было ясно, что зимой до начала весны ничего происходить не будет, и мы с Женей Каргополовым решили попробовать просто в домашних условиях, как мы писали «Девочку и Рысь» и «Будет Весело и Страшно», поэкспериментировать с новым альбомом. И где-то в конце февраля мы собрали аппаратуру, засели и так увлеклись этим делом, что вот работаем до конца мая практически, писали три месяца. И просто состав как таковой не распускался формально, но собираться и репетировать тем составом просто не было времени. Ну, а сейчас будем играть, наверное, с другими музыкантами — у нас вот Гера сейчас пришёл, барабанщик. С басистом пока ещё не решили…** В общем, к живым репетициям не приступали, занимаемся только записью альбома.

— А Каргополов только в качестве сессионного музыканта приглашён?

— Нет, Жека к тому времени был свободным человеком… У нас было два концерта в Москве и в Сергиевом Посаде, и всё, то есть он был свободным, мы решили записать альбом. Он никакой не сессионный, сейчас просто в составе группы полноценный. То есть в составе группы — Женя, значит, Лена — моя жена, и Гера — вот вчетвером так и делаем альбом сейчас. Ещё басист к нам добавится, и всё — полный состав будет.

— А что должно получится, когда допишете альбом?

— Идея изначально была — записать два альбома. Один должен быть сделан на основе материалов 93-94 годов, который вообще никак не издавался. Часть из него выходила — мы записывали в своё время с группой КЛАКСОН ГАМ из города Омска «Отцы Яблок» — был такой альбом, но по качеству получился очень плохим, и не все песни — и я его никак не распространял. Ну, а часть песен даже в нём не была записана — это материал 93-94 годов. А второй альбом должен быть 97-98 года песен, тоже нигде не писаных, совсем новых. Но так сложилось, что два альбома мы не смогли, не успели записать, и, получается, будет такой большой альбом — где-то 15-16 песен, то есть он как бы слился воедино — часть песен 93-94 годов, потом идёт пропуск — песни, которые вошли в «Девочку И Рысь», и остальная половина песен — самые последние, которые в студийном варианте не звучали.

— Каким примерно по времени будет альбом?

— Есть такая мысль, не знаю, правда, вот мы сейчас в процессе сидения… Ещё толком не знаю… Я думаю, выйдет короткая версия альбома — песен 12-13 — для кассеты, минут, наверное, на сорок, и полная версия — 16 песен, — на компакт-диск, там, наверное, минут за пятьдесят — пятьдесят с небольшим.

— А названия нет ещё?

— Вот, пока всё сводится к тому, что альбом будет называться «Тесть».

— У вас сейчас клавиши добавились, а раньше их не было. Как, интересно с клавишами работать?

— Вообще очень интересно! Но вообще, в своё время довлел надо мной консерватизм внутренний, что у группы должно быть монозвучание — то есть, если используются клавиши, то это либо орган, образца 60-х годов, либо это просто баян — как мы вот, допустим, играли. Мы со звуком не экспериментировали. Принципиальное отличие этого альбома — раньше альбомы у меня были концептуальные — целиком альбом. Вот, допустим — «Девочка И Рысь» — это акустический альбом, сыгранный на одних гитарах, причём, там всё практически сыграно на акустических гитарах, и, в общем-то, песни по звучанию схожи друг с другом. А сейчас мы сделали вообще по-другому, мы сейчас сделали концепцию: к каждой песне подходим отдельно — вот какие формы, какие инструменты требует песня для разрешения всех её возможностей, — так мы и делаем. И поэтому, есть песни вообще у нас без клавиш, в этом альбоме, а есть песни, где три вида или четыре вида клавиш записано, потому что так она должна решаться. То есть, консерватизм был отброшен. К тому же, я понял, что не использовать сейчас различные интересные звуки, предоставляемые современными клавишами — себя обкрадывать. Другое дело, что это надо делать со вкусом — ну и мы стараемся!

— То есть, у вас сильно изменились позиции по отношению к музыке — когда такое произошло, такой отход от панковских позиций?

— Да какие панковские позиции… Панковских позиций никаких уже нет…

— А когда они исчезли — вот, что интересно?

— А они в «Девочке И Рысь» уже не существовали. Я говорю, что для меня панк — он как и был, так и остаётся тем, что это просто честное отношение к жизни и к людям. Но, как я убеждаюсь, мою точку зрения не разделяет практически никто. То есть, панк, как я смотрю, — это уроды просто, которым главное в жизни нажраться, поорать, потрахаться, друг другу морды побить, ещё кому-то морды побить. Меня с этими людьми вообще ничего не связывает. У меня основополагающие принципы в жизни так и остались, а называть, что вот это я один называю панком, а все другие панком называют человека с гребнями, в цепях, — глупо теперь это панком называть… Сейчас я думаю, что песни стали более музыкальными, и над ними перестало довлеть какая-то, может быть, придуманная ограниченность, что песни должны звучать только так, без клавиш, очень лаконично, жёстко… Да Бога ради! Сейчас если нужно, то такую лирику пишем, очень красивую, это заложено в песнях, мы так вот раскрываем… Альбом очень свободный — свободная музыка для свободных людей, для внутренне свободных людей. (раскуриваем сигареты)
…Вообще, я думаю, альбом будет слушать просто интересно, потому что идея этого альбома — «Тестя» — поскольку к каждой песне подходилось отдельно, каждая песня решалась индивидуально, — альбом получился как мозаика, в которой самые разнообразные цвета и камушки попадаются, и зеркальца попадаются, и какие-то стёклышки и белые, и прозрачные, и коричневые, и матовые, вот так и этот альбом. Когда заканчивается песня — непонятно, что тебя ждёт дальше, потому что может быть всё, что угодно, полистиличный очень альбом.

— А кто у вас в группе придумывал аранжировки в песнях?

— Традиционно — Женя Каргополов. Это у нас как бы… Мне трудно в процентном отношении. Большую часть, конечно, сделал Женя, и в какой-то мере Лена — клавишница наша. Всё это происходит, поскольку, перед моими глазами, то есть какие-то совершенно неприемлемые вещи, куда их буйная фантазия заводит — я уже не дрогнувшей рукой обрубал, ну и итоге… Вот Женьку если спросить, то он будет говорить, что мы аранжировки делали вдвоём, но как всегда получалось, что у нас — когда мы с Женькой работаем, — у нас получаются две головы — его и моя, — и две руки — его, потому что у меня в музыкальном плане рук-то вообще нет. В общем, так получается, что все аранжировки делало вот это существо — о трёх головах — моей, Женькиной и Ленкиной, и о четырёх руках — Женькиной и Ленкиной. Такой вот осьминог вот это всё и сделал. Но лидирующую, конечно, занимал Женька. Часто были аранжировки для меня совершенно непривычные, потому что больше двух лет многие из этих песен мы играли вот этим составом с баяном, как группа ТАЙГА, и поэтому некоторые песни мы делали совершенно революционно для нас, и я сразу иногда не отвергал, мне требовалось время, чтобы послушать, понять, и как правило, я соглашался. Когда два года играешь одну и ту же музыку, не записывая её, взгляд замыливается.

lukich_navsegda_03

***
Из интервью с В. Кузьминым («Черным Лукичем»), Газета «НОВАЯ СИБИРЬ» #45, 2000:

— Ваш последний альбом «Навсегда» невозможно достать в Новосибирске.

В. Кузьмин: — В Москве тоже. Там мы заняли шестое место по продаже на выходных. Сейчас альбом должен выйти на компакт-диске. У меня самого нет этого альбома. Был забавный случай. Альбом вышел как раз во время наших гастролей. Когда мы работали в студии, которая находится в маленьком переулочке, наш барабанщик вышел купить сигарет. Вернулся, глаза по полтиннику: мимо него проехал шестисотый «Мерседес», из окна которого неслась песня из нашего нового альбома. Такие разные у нас слушатели.

.

***
Интервью Евгения Каргополова для фильма «Тайна Белого Пятна» (2021):
https://www.youtube.com/watch?v=Q4UaZSIdpPM&t=1s

«Навсегда» отличается [от первых двух альбомов, которые мы с ним записали]. Ну, и время было другое. Мы уже поняли, что можем звучать гораздо «шире». У нас появилась Лена Поповская — за счёт её клавишных мы расширили звучание. Мы решили создать наиболее «глобальное» звучание, похожее на рок-группу.

.

***
Интервью Елены Поповской (бывшей жены В. Кузьмина) для фильма «Тайна Белого Пятна» (2021):
https://www.youtube.com/watch?v=Q4UaZSIdpPM&t=1s

У нас была длинная поездка на Алтай. Около двух недель мы там ездили в августе. И мы играли по деревням для алтайских жителей. Называлось это всё «Песни неба и земли». Там мы уже конкретно познакомились. И вскоре там Дима мне предложил вместе с ним выступать. Я помню, тогда его очень сильно поразил звук клавесина. Он почему-то до этого никогда не слышал и так удивился. Причём это же синтезированный был клавесин, это не настоящий… и всё равно. И вот у него сразу возникли идеи, как это можно использовать в его песнях..

.Елена Поповская.

***
Из интервью с Чёрным Лукичом, взятого Антоном Веселовым для газеты «ЧЕСТНОЕ СЛОВО» 02.09.1999.:

— Если я не ошибаюсь, твоя жена — концертмейстер вокального ансамбля Павла Шаромова. Как ее сослуживцы, классические музыканты, относятся к новому проекту?

— Я побаивался их снисхождения, но они воспринимают «Черный Лукич» с уважением, хотя и мало разбираются в рок-музыке. А самой Лене наше сотрудничество не вредит. Наоборот, она набирается новых красок — в основном от прожженного рокера Каргаполова. Но и ее вклад трудно переоценить, ведь она специалист по аутентичной музыке, использует старинные инструменты и полузабытую манеру игры на них. Ее клавесин и орган здорово обогатил наш саунд.

.

***
Из интервью с В. Кузьминым, «Неформат», №2 2000:

— У тебя новый альбом вышел, «Навсегда». Расскажи о его концепции, чем он отличается от предыдущих твоих работ?

— Тут такая ситуация сложилась, по ряду объективных причин, что альбом очень опоздал с выходом. Мы втроем писали этот альбом — Женя Каргополов, Лена Поповская, моя жена, на клавишах и я. А сейчас группа «Черный Лукич» в таком составе уже не существует, у нас родился маленький сын, Тим, и Лена сейчас, в основном, за ним ухаживает, а с Женей мы тоже расстались. Поэтому альбом, хоть он и новый, все-таки, вчерашний день нашей группы.
…Концепцией альбома «Навсегда», в музыкальном смысле, была полная его полистиличность. Раньше я писал альбомы концептуальные целиком, то есть, либо акустический, либо панковский, жесткий. А здесь подходили к каждой песне отдельно, и какого она требовала стиля для своего воплощения — в таком и играли. Поэтому получилась самая разнообразная музыка. Это было во многом обусловлено тем, что группа была практически целиком студийная.

.

***
Из интервью с В. Кузьминым:
https://vk.com/wall-421510_13898

В.К.: — Так вот, летом у нас (с Евгением Каргополовым — прим.) было достаточное количество концертов по Сибири. К нам присоединялись живые барабанщики, а потом произошел какой-то личностных конфликт… просто в человеческих отношениях, и мы расстались на два года. За это время у меня появился новый коллектив. У меня был баян в коллективе, барабаны, басисты… басистов было огромное количество переиграно. Особое удовольствие доставляло играть с Андреем Щенниковым. Где-то полгода мы с ним играли. Он из «Калинова Моста». Последний период нашего тогдашнего существования …чаще мы назывались «Черный Лукич» и группа «Тайга» в то время. А потом на поминках у Димки Селиванова в 98 году мы с Женькой помирились. И записали песню «Колобок», которой сейчас мы делаем новую версию. Мы ее записали совместно и потом дальше опять не было никакого совместного творчества. Просто были нормальные отношения.
В конце 98 года группа наша, которая вот с баяном была по ряду объективных факторов полностью разваливается. Я остаюсь снова один. Жека тоже был на тот момент не занят. И мы весной. В феврале 99 начинаем писать альбом «Навсегда». В отличии… ну, то есть возникла идея не делать его акустическим как «Будет весело и страшно» и «Девочка и Рысь», а возник… просто возник интерес поэкспериментировать и с клавишами. У меня же жена профессиональная пианистка. Работает в филармонии солисткой. И мы решили вообще так немного поэкспериментировать. Непонятно было вообще, что из этого выйдет. Была очень интересная работа, которая заняла больше трех месяцев в отличии от тех десяти дней, которые были раньше, но доставляющая всем, по-моему, огромное удовольствие, несмотря на усталость. И к концу весны 99 года мы закончили альбом «Навсегда».
[…]
Мы достаточно быстро, …там был момент, правда, везения… сделали домашнюю студию. Я скажу – мы когда последний альбом писали «Навсегда», когда мы его решили записывать, то студия… мы решили утром это делать, а к вечеру студия уже была смонтирована. И мы на следующее утро приступили к записи. Там была… там вообще уже ничего не осталось. Мы в течении дня обзвонили друзей и собрали магнитофоны, пульты, микрофоны, комбики… Все, что нужно было. Но у нас был последний альбом. Совершенно отточенный технологически цикл. Это даже слышно по тому, как отличается альбом «Навсегда» от альбома «Девочка и Рысь», хотя они записаны абсолютно на одну и ту же технику практически.
[…]
Потом мы с Женей опять расстались. И он сейчас в различных проектах участвует. Но чаще в группе Африка. У нас совершенно нормальные отношения.

***
Сайт «Записная книжка», 07.01.2023.:
https://cahier.ru/cernii-luckish-navsegda-1999/

В конце 1998 года этот концертный состав по невнятным причинам «развалился». И раз уж с «концертами» возникла напряженка, Кузьмин снова объединился с Каргополовым для записи нового альбома. От Кузьмина вокал, от Каргополова аранжировки и все инструменты. Третьим участником записи стала Елена, жена Кузьмина. Она подыграла на клавишах.
Альбом записывали несколько месяцев 1999 года- никуда не торопясь. В полувшутку/полувсерьёз альбом планировали назвать «Тесть», но, в конечном итоге, альбом был назван «Навсегда».
Официально альбом был издан только через год — на лейбле ХОР. На кассетах и CD.
[…]
«Навсегда» был переиздан уже после смерти Кузьмина, в 2013 году. Выргород сделал издание в красивом шестиполосном диджипаке и с новым мастерингом. А в 2018 году Полдень Music выпустил «Надежду» на виниле — тиражом 199 экз. С новым мастерингом и добавлением одной песни.


___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ

<<< Вернуться на страницу «ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ — Дискография»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий