Чак Берри (Chuck Berry) — история песен «Roll Over Beethoven» (1956) и «Johnny B. Good» (1958)

chuck_berry_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

«Если бы вы захотели назвать рок-н-рол каким-нибудь именем, это был бы Чак Берри».
(Д. Леннон)

«Моя мама говорила: Ты и Элвис хороши, но вы не Чак Берри».
(Д. Ли Льюис)

«Я позаимствовал все аккорды, которые он когда-либо играл».
(К. Ричардс)

Все вышеприведенные мадригалы не так уж далеки от истины. В классике рок-н-ролла Чак Берри (Chuck Berry) занимает одно из первых мест. Его песни постоянно всплывают из небытия, а знаменитая «утиная походка» (duckwalk) стала классикой сценического шоу. В частности ее часто практиковали Джими Пейдж из LED ZEPPELIN и Ангус Янг из AC/DC.

chuck_berry_07

Именно авторству Берри принадлежит «битловский» хит «Rock And Roll Music». Именно под его твист «You Never Can tell» лихо отплясывают герои Умы Турман и Джона Траволты в к/ф «Криминальное чтиво». И именно его рок-н-роллом «Johnny B. Good» герой Д. Фокса из к/ф «Назад в будущее» шокирует провинциальную публику 1955 года. Помните, как в момент ее исполнения чернокожий музыкант звонит своему кузену и говорит: «Чак, ты искал новый звук? Послушай вот это!»

Впрочем новый звук этот негритянский самородок отыскал сам. И не только звук. Чак Берри оказался и замечательным поэтом — он писал простым, ясным и в то же время метким и ироничным языком. Тексты его песен своей содержательностью резко выделялись среди остальной рок-поэзии тех лет.

«Roll Over Beethoven» (1956)

Свой путь к успеху Берри начал после того, как его заметил и оценил диск-жокей Алан Фрид, взявшийся раскручивать его песни. По старой доброй традиции не задаром — Фрид примазался соавтором к песне Берри «Maybellen». Однако первый прорыв Чак Берри совершил в мае 1956 г., когда выпустил в свет сингл под дерзким названием «Roll Over Beethoven».

chuck_berry_08

Пишут, что песня родилась, как реакция Берри на занятия его сестры Люси классической музыкой. Пианино в доме было одно, и Чак никак не мог отогнать от него сестру, чтобы поиграть любимый ритм-энд-блюз. Все эти чувства и выразились в язвительной песенке, где Берри предлагал великому композитору «Roll Over» — «откатиться в сторону», «освободить место» для новой музыки и заодно «передать эти новости Чайковскому».

Я напишу коротенькое письмо
И отправлю его почтой нашему местному диджею.
Это классная маленькая пластинка,
Я хочу, чтобы диск-жокей прокрутил её в эфире.
Посторонись-ка, Бетховен,
Сегодня я опять должен её услышать…

Естественно, сбросить Бетховена и Чайковского «с парохода современности» не получилось. Более того. Как только рок-музыка завоевала мир, в неё тут же хлынули парни с консерваторским образованием, которое, как известно не пропьёшь. И они тут же превратили модный, но в целом — незатейливый стиль в площадку для самых разных экспериментов. Среди таких экспериментов был и шуточный кавер британской группы The ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA.

Если Чак Берри троллил Бетховена, то группа решила потроллить самого Берри. Музыканты взяли знаменитый рок-н-ролл и буквально «скрестили» его с музыкой немецкого композитора. Причём сделали это очень талантливо — грозные звуки «Девятой симфонии» удивительно плавно перетекали в мажорные рок-аккорды (и наоборот), а электрогитара соседствовала с виолончелью.

В 1973 году кавер ELO занял в Британии 8-е место и стал любимым номером группы, исполнявшимся обычно на бис. В США такого успеха в чартах не было, но необычная композиция помогла привлечь внимание к группе во время американских гастролей.
Лидер ELO — Джефф Линн — даже рассказывал, что на каком-то мероприятии видел автора «Roll Over Beethoven» живьём, но не решился к нему подойти — а вдруг он не одобрит то, что они сделали над его песней?

Тем не менее, в 2017 году, вскоре после смерти Чака Берри, группа почтит его память в «Зале славы рок-н-ролла» исполнением именно этого «гибридного» кавера.

«Johnny B. Good» (1958)

Вторым великим рок-н-роллом Чака Берри, является уже помянутый нами «Johnny B. Good», выпущенный в 1958 г. и занявший 8-е место в чартсах. Его легко узнать по характерному вступлению, которое Чак позаимствовал из песни Луи Джордана «Ain’t that just like a woman» 1946 г. (точнее — это было соло гитариста Карла Хогана). Впоследствии, уже музыку «Johnny B. Goode» скопирует Майк Науменко в своей песне «Вперед, Боддисатва!».

Ч. Берри:
«Джонни в песне «Johnny B. Goode» — это более-менее я сам, хотя задумывал я ее для Джонни Джонсона (пианист Чака Берри — С.К.). Поначалу в тексте говорилось о «цветном парне по имени Джонни Би Гуд». Но я посчитал, что это покажется белым фэнам двусмысленным, и заменил «colored boy» («цветной парень») на «country boy» («сельский парень»)».

Джонни Би Гуд
(перевод с сайта soundtrack.lyrsense.com)

Вниз по Луизиане, ближе к Новому Орлеану,
По пути обратно через лес вечно зеленых растений
Стоял бревенчатый домик из глины и дерева,
Где жил деревенский паренек по имени Джонни Би Гуд…
Он никогда не учился даже читать или писать,
Но он умел играть на гитаре, как звенящий колокольчик.

Обычно он носил свою гитару в сумке из дерюги
И сидел перед деревьями у железной дороги.
О, машинисты привыкли видеть его, сидящего в тени,
Бренчащим в ритме, который создавали водители,
Проходящие мимо люди останавливались и говорили:
«О, бог мой, как этот маленький деревенский пацан может играть».

Когда его мамаша говорила ему: «Когда ты вырастешь,
Ты станешь солистом большого оркестра.
За мили в округе люди будут приходить
Послушать, как ты играешь аж до заката,
И может быть однажды твое имя будет на световых афишах
С надписью: Джонни Би Гуд сегодня!»

Давай, Джонни, давай!
Давай, Джонни, давай!
Давай, давай! Джонни Би Гуд!

Рассказ о черном пареньке, пробившем дорогу к славе своей гитарой, действительно, был близок Чаку, но полностью автобиографичным его не назовешь. Во-первых, музыкант родился не в штате Луизиана, а в городе Сент Луис штата Миссури. Кстати, в фамилии Джонни он запечатлел и название улицы (Goode Avenue), на которой он жил. Во-вторых, он не просто умел писать и читать, но и имел в кармане дипломы парикмахера и косметолога.
Впоследствии Чак Берри напишет и продолжение истории удачливого паренька под названием «Bye, bye, Johnny, Go», где Джонни продолжит реализовывать американскую мечту в Голливуде.

В 2000 году прототип песни — Джонни Джонсон — повел себя не очень «гуд» и обвинил Берри в том, что тот украл у него песни «Roll Over Beathoven» и «Sweet Little Sixteen«, а песню «Johnny B. Good» посвятил ему именно в качестве признания за помощь. На вопрос почему Джонни не заявлял свои авторские права такое долгое время, тот невнятно говорил о своей алкогольной зависимости. Суд в итоге решил, что дело очень давнее и темное и иск отклонил.

Впрочем, к скандалам Чаку не привыкать. Еще подростком он угодил в исправительную школу за попытку ограбления. А в конце 1959 г. уже известного музыканта обвинили в совращении несовершеннолетней, которую он взял к себе работать гардеробщицей (правда, «совращенная» уже давно подрабатывала проституцией в Техасе). Чак отсидел три года в тюрьме и лишь в 1964 г. вернулся на сцену.
В 1981 году от Чака пострадал и его великий поклонник — Кит Ричардс из ROLLING STONES. После концерта Кит прибежал за кулисы и с криком «Привет, Чак!» бросился обниматься, на что тут же получил от кумира удар кулаком (Чак принял его за очередного надоедливого фэна). После такой «встречи со звездой» Ричардс в сердцах произнес, что, конечно, творчество Чака очень любит, но теперь не сможет относиться к нему тепло, даже если их вместе кремируют. Впрочем, позже их обоих попустит.

chuck_berry_04
18 октября 2016 года бодрому дедугану Чаку стукнет 90 лет!

Через 15 лет Берри загремел в тюрьму еще на сто дней — за неуплату налогов, а в 1990 «отдохнул» еще 6 месяцев после того, как в его доме нашли 62 грамма марихуаны и видеокассеты, на которые неутомимый старикан тайно записывал «реалити-шоу» — «женщины в уборных моего клуба». Так или иначе, неутомимый рокер дожил до 90 лет.

Ну, а его хитам, видимо, уготовлена еще более длинная жизнь. Особенно повезло «Johnny B. Good». Эту незатейливую, но драйвовую песенку ученые послали на корабле «Вояджер» за пределы Солнечной системы вместе с другими образцами человеческой культуры. Интересно, врубятся ли инопланетяне в рок-н-ролльные вибрации?

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Время Z» №1 2008 (июнь)