ПИКНИК — история альбома «Родом из Ниоткуда» (1988)

1988_piknik_rodom_niotkuda_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Я невидим
(Э. Шклярский)

2. Интересно
(Э. Шклярский)

3. Нет берегов
(Э. Шклярский)

4. Романс
(Э. Шклярский)

5. Это он
(Э. Шклярский)
 

6. Стоя на этой лестнице (вспоминая Led Zeppelin)
(Э. Шклярский)

7. Дай себя сорвать
(Э. Шклярский)

8. Все остальное — дым
(Э. Шклярский)

1988_piknik_rodom_niotkuda_02


ВАУРА, Ven Amon Санкт-Петербург 

Эдмунд Шклярский — музыка и слова.
Мастеринг: М.Насонкин
Редактор: Дэ’Стеклов
Компьютерный дизайн:Б.Смирнов, Э.Ковалев
Продюсер: О. Круглов
Запись подготовлена при участии фирмы «ДИГИТОН»
.


1988_piknik_rodom_niotkuda_05

* * *

Из интервью с Э. Шклярским, «Московский Комсомолец» 07.09.1990:

Вопреки слухам ГРУППА «ПИКНИК» жива и вполне здорова. Не так давно фирма «Мелодия» разродилась пластинкой «Родом Ниоткуда», записанной «Пикником» в Москве в конце 1987 года. Два года пылилась на студии готовая и ими же записанная фонограмма! И это в условиях перестройки, о которой руководители «Мелодии» не устают повторять.

1988_piknik_rodom_niotkuda_vinil_1

1988_piknik_rodom_niotkuda_vinil_3

***
Из интервью с Э. Шклярским, «FUZZ», 2002 г.:

— Когда первый винил вышел, поступило предложение сделать второй. Песенка «Я Почти Итальянец» появилась даже раньше, чем вышла пластинка «Иероглиф» — правда, мы об этом не знали, — на сборнике «Место Встречи Дискотека З». Там, кроме музыки, все обволакивалось предисловием-послесловием некоего Артура Макарьева. И он нам сказал: «Давайте сделаем вторую пластинку, а потом сборник». Мы говорим: «Не рановато ли — сборник после двух пластинок?» В общем, до сборника дело не дошло, но выпуск пластинки «Родом Ниоткуда» — это была его инициатива. Ездили в Москву, там записывали…

— У альбома была концепция? Или про­сто записывались песни, которые были на тот момент?

— Те, что были на тот момент, за исключением отсеивания какого-то. «Дым» — это багаж, который долго с нами путешествовал, и, наверно, «Иероглиф»… А вот «Танец Волка» и «Родом Ниоткуда» — для них специально песни писались.

Во время записи пластинки «Родом из Ниоткуда»:

00_pik2

1988_piknik_rodom_niotkuda_07

***
Информация с буклета CD «Полная История. Родом из ниоткуда», (текст — А. Шклярская), 2004:

По приглашению Артура Макарьева (того самого, что издал песню «Я почти итальянец» на виниле), ПИКНИК едет в Москву на запись следующей пластинки «Родом из ниоткуда» (названия, конечно
тогда еще не было) и не где-нибудь — а на самой «Мелодии», что по тем временам — большая удача. Но после разговора с дамой, которая распределяла смены студии, стало ясно, что всё не бывает хорошо, а бывает как всегда — очереди своей, по её словам, «тут ждут годами!».
«Годы» проводились в общежитие иностранных студентов, что возле магазина «Балатон».
Какими-то хитростями все же удалось выбить две смены. В первую, почти на ощупь, записали самплеры Саши Алексеева (того счастливого обладателя столь редкого в то время агрегата AKAI, знакомство с которым произошло еще до записи «Иероглифа»). На следующий день смену дали, но предупредили, что записываться-чго в принципе бесполезно, ибо студию затопило. Саша Алексеев, искушенный видимо в таких делах, коротко и ясно сказал: «дайте денег — и всё высохнет!» Так, собственно и случилось.

1988_piknik_rodom_niotkuda_03

Дальше в ход пошли всё более и более изощренные уловки в виде французских духов (в то время страшный дефицит!). Казалось, что «заведующая распределением времени на студии» не пошутила насчет бесконечной очереди, тянущейся годы: не смотря на то, что «Мелодия» была монополистом, ждать выхода пластинки пришлось намного дольше, чем «Иероглифа». Музыканты по десять раз приезжали в Москву на запись, потом возвращались домой в Ленинград (если учесть, что предыдущие три альбома записывались максимум за 3 дня, можно понять состояние безысходности, которое ощущала группа). В существующей же в стране ситуации это кажется в порядке вещей, а Союз действительно представляется чем-то незыблемым и нерушимым, поэтому полученная за участие в концерте, посвященному 17 октябрю, грамота не выглядела ни курьёзом, ни насмешкой, как могло бы показаться сейчас.

1988_piknik_rodom_niotkuda_08b

На определенный период ПИКНИК скрывается с глаз концертных организаций, а значит не ездит на гастроли, без особых сожалений по этому поводу, причина в том, что ставки — не велики — всего 9 руб/концерт (высшая однако ставка), а за сольник — в два раза больше.

00_88_rodom5

Альбом «Родом из Ниоткуда» наконец вышел, а знакомые (и незнакомые) сошлись во мнении, что «ПИКНИК заматерел»… В немецком (ГДР-ском журнале «Мелодии и ритмы») даже вышла статья, где говорилось, что диск получил какую-то премию за звукорежиссуру.
В конце восьмидесятых начался расцвет кооперации, как следствие появились первые кооперативные концерты, только подтвердившие банальную фразу: «деньги портят отношения», и значки с ликами участников ПИКНИКа. Фотографии были смонтированы так, что некоторые музыканты отказались их себе приобретать на память (о чём, наверное, сейчас жалеют …)
Можно было порадовать себя и наклейкой с эмблемой ПИКНИКа, никак правда не ассоциировавшейся с творчеством группы (латинская «Р» представляла собой серп и молот).

00_88_rodom81

Оформление диска, как выяснилось — занятие не из простых, и не для слабонервных: на целый день пришлось отдать себя в руки гримёров, не пожалевших никакой краски (гуаши в том числе), и поминутно убеждавших музыкантов, что без этого сейчас — никуда.

1988_piknik_rodom_niotkuda_06a

Впервые публичное исполнение новых песен произошло на хит-параде ТАСС в Москве и Ленинграде. Одно из выступлений в заведении Казахстан (под Москвой), вошло в музыкальную кассету «Серпантин», где ПИКНИК представлен песней «Нет берегов». Впрочем, самим музыкантам Казахстан запомнился тем, что в нём остались все концертные костюмы и кожаные сапоги, купленные когда-то в Алма-ате.

00_88_rodom8

На песню «Дай себя сорвать» в Ленинградском Мухинском училище снимается клип. Действие происходит во время майских праздников и музыканты, ничтоже сумнящеся, решив, что свет будут устанавливать еще долго, разбились на группы для продолжения банкета.
Определённым испытанием явились три сольных концерта в СКК им. Ленина, тем более с учетом того, что перед началом третьего концерта, Шклярский, вежливо уступив дорогу световику, полетел в яму. И после не на шутку затянувшегося, по причине отсутствия солиста, вступления с расстроенной гитарой и плохо шевелящимися пальцами левой руки вышел на сцену.

Заканчивался 1988 год и за праздничным столом вместе с бокалами в программе «Голубой огонёк» «звенит» песня ПИКНИКа, нет — не «Праздник», а «Бал» (в первой, утерянной, версии). За этот недолгий период, музыканты, помимо кожаных сапог в цирке и прочей мелочи, умудрились растерять много чего еще: например, все клипы с ленинградского телевидения. Из приятного же — первая загранпоездка (после совместных гастролей с французской металлической группой по волжским городам) в Сопот на фестиваль (не тот, который запомнился многим Марылей Родович и группой Кристи, а некий альтернативный Сопот, со всеми вытекающими от этой альтернативы последствиями). На этом, к сожалению, закончился период триумфального шествия Винила от Москвы до самых до окраин и начинается совсем другая песня, но об этом чуть позже…

Обложка кассеты с альбомом «Родом из ниоткуда»:

1988_piknik_rodom_niotkuda_kasseta

1988_piknik_rodom_niotkuda_08c

***
Ответы Э. Шклярского на вопросы посетителей его сайтаhttp://qazimodo.ru, август 2010:

— Вопрос возможно часто задавали, но я все ж спрошу: альбомы “Родом ниоткуда” и “Харакири” были заново перезаписаны, когда переиздавались на СD. Скажите, чем это было вызвано? Не было возможности или желания оставить тот “виниловый” вариант записи?

— Например диск “Родом ниоткуда”записывался еще в советские времена на “Мелодии” в Москве и поэтому ситуация бала наподобие патовой. Нечто похожее было и с другими пластинками.

1988_piknik_rodom_niotkuda_10

***
Из книги «ПИКНИК. 30 световых лет» (составитель — Марат Корчемный) — М.: «Нота-Р» 2014:

В 1988 на «Мелодии» выходит второй официальный винил «Пикника» – «Родом ниоткуда».
Предложение выпустить новый альбом поступило от Артура Макарьева, известного радиожурналиста. «Пикник» познакомился с ним в результате целой цепочки случайных совпадений, благодаря которым еще в 1986 «Я почти итальянец» попал на сборник «Место встречи — дискотека». Макарьев вел популярную передачу «Место встречи — Маяк» и был продюсером целой серии пластинок.

«Пикник» с энтузиазмом откликается на предложение, и группа отправляется в Москву. Благодаря стремительным реформам, в Советском Союзе постепенно зарождаются новые экономические отношения. Фирма «Мелодия» перешла на хозрасчет. Государство больше не указывало в явной форме, какие пластинки выпускать, а какие нет. Хозрасчет означал, что отныне главным мотиватором назначается рубль, а не построение светлого будущего. Но каждый сотрудник фирмы грамзаписи новую экономическую политику понимал по-своему.

Диссонанс возникал по одной простой причине – все хотели работать как при коммунизме, а жить, как Джеймс Бонд на средиземноморском курорте. В такую конструкцию хорошо вписывалась модель поведения типа «человек-шлагбаум». Если совсем ничего не хочется делать, просто встань на любом пути шлагбаумом и взымай мзду за проезд.
В роли «человека-шлагбаума» на пути «Пикника» к новому альбому выступила барышня, миссия которой состояла в распределении студийного времени между многочисленными желающими. Свободные смены тут годами ждут – был ее ответ на все вопросы. Но шлагбаум всякий раз рефлексивно открывался, как только барышня улавливала запах дорогих французских духов сквозь подарочную упаковку.

1988_piknik_rodom_niotkuda_04

Запись «Родом ниоткуда» растянулась на три долгих месяца. Музыканты приезжали, уезжали, снова приезжали… Иногда приходилось задерживаться в столице на продолжительное время, и тогда они коротали дни в общежитии института Дружбы Народов. Всю гастрольную деятельность на время записи пришлось свернуть. Произошло это без особых сожалений. Ставка музыканта составляла девять рублей за концерт и никак не увязывалась с кассовыми сборами.

Для синтеза нового звучания применялись семплеры Саши Алексеева. Семплеры пришли на смену синтезаторам в конце восьмидесятых. В народе их прозвали «мозгами». Теперь вместо генераторов звука использовались готовые семплы, предварительно записанные звуки реальных инструментов. Можно было записать, например, собственный голос, загрузить в семплер и играть на клавиатуре полученным тембром. Алексеев привез на студию «Мелодии» ультрасовременный «Akai S1000».

В музыкальном плане альбом «Родом ниоткуда» отличался от предыдущего «Иероглифа» более сложной композиционной формой. Музыкальные критики классифицировали его как альбом в стиле арт-рок. А в восточногерманском журнале «Мелодии и ритмы» вышла статья, где обращалось внимание на высокий уровень звукорежиссуры в новой работе «Пикника».
Виктор Евсеев: «Эдик приносил новые вещи в виде гармонии и мелодии. Тексты песен, зачастую, впервые слышали уже на студии. Он записывал вокал, мы слушали и думали — вот, клевая вещь! А дальше каждый, как профессиональный музыкант, должен был все это дело на своем инструменте оформить, в духе музыки «Пикника».

…К оформлению пластинки подошли серьезно. В течение целого дня гримеры и художники колдовали над внешним обликом музыкантов, накладывая все новые слои краски и грима на их лица.

1988_piknik_rodom_niotkuda_08  1988_piknik_rodom_niotkuda_vinil_2

___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы ПИКНИК

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ПИКНИК»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ПИКНИК по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий