НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС — история альбома «Наугад» (1990)

1990_naugad_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Как падший ангел
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

2. Родившийся в эту ночь
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

3. Тихие игры
(В. Бутусов — В. Бутусов, Е. Аникина)

4. Последний человек на Земле
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

5. Джульетта
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

6. Падал тёплый снег
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

7. Бриллиантовые дороги
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

8. Отход на север
(В. Бутусов)

9. Стриптиз
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

10. Город братской любви
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

11. Музыка на песке
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

12. Чёрные птицы
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

13. Она ждёт любви
(А.Беляев, И.Копылов — И. Корммильцев)

14. Новые легионы
(В. Бутусов)

15. Князь тишины
(В. Бутусов — Э.Ади, перевод Л.Мартынова)


 1990_naugad_02

Вячеслав Бутусов — вокал, гитара
Егор Белкин — гитара
Александр Беляев — гитара
Игорь Копылов — бас
Игорь Джавад-заде — барабаны

Гости:
Олег Сакмаров — флейта, гобой
Петр Акимов — виолончель

Звук: Франк Остерланд, Андрей Макаров, Александр Гноевых

Запись произведена в Москве и Ленинграде в 1990 году
Издана в июне 1994 года

© 1990 NAUTILUS POMPILIUS

CD:
1994 MOROZ RECORDS
1999 Dana music

1990_naugad_03

1990_naugad_04

* * *

В. Бутусов:

Я пришел к выводу, что ранний период — павлинизации, боевой раскраски, эпатажа — прошел. С возрастом захотелось быть естественнее, проще. Мы тогда стали куда менее напряженными и «надутыми».

 

***
Из интервью с В. Бутусовым и И. Кормильцевым, «Аргументы и факты», №12 (493), 24-30.03.1990.:

КОРР. Можно ли обозначить основную концепцию вашего нового альбома?

В. Б. Концепция у группы была всегда одна: мы пытались говорить об общечеловеческих ценностях. Но если раньше в наших песнях было достаточно много, скажем так. лозунговостн. патетики, то сейчас мы более спокойны.

И. К. Действительно, задача была всегда одна — писать песни о том. о чем хочешь писать в настоящий момент. Мы никогда не пытались учить молодежь жить правильно.

.

***
Из интервью с Вячеславом Бутусовым, «РОКСИ-Экспресс» №5, 1991 г.:
http://naunaunau.narod.ru/articles/0500-roksi-express/

Бутусов: В Ленинграде мы оказались потому, что здесь административное ядро группы и трое музыкантов. То есть здесь часть творческих сил, плюс крыша и расчетный счет.

— И как новый состав? Не дерется друг с другом? Все-таки разные традиции…

Бутусов: Трения есть, но пока решаемые.

— Но ведь не только люди сменились, но и инструменты.

Бутусов: Мы давно хотели менять что-то, ориентируясь на традиции ленинградской музыки. Теперь появилась возможность поэкспериментировать с различными инструментами. Вот недавно с виолончелью записывались. Но оказалось, что это довольно сложно — очень плотная фактура, надо рассчитывать специально на этот инструмент.

— А почему вы вообще уехали из Свердловска? Ты года три тому назад вполне патриотические речи произносил на пресс-конференциях.

Бутусов: Когда все разъезды начинались, у нас и не было мысли уезжать из Свердловска. Просто цель была — найти организацию, с которой можно работать. Когда после многочисленных гастролей вернулись в Свердловск в 88-ом, то просто бредили созданием собственной студии. И в этот момент случился так называемый «трагический распад» насильственным методом. Творческий перерыв, когда решили в корне поменять музыку. Но поскольку состав и стилистика были уже наигранными, были амбиции творческого характера, поняли, что каждый должен делать свою музыку. Так оно и произошло.

— Ты тогда в Москве оказался. И на некий срок. Но не навсегда. Почему?

Бутусов: Там очень много времени уходит на решение проблем, разговоры, встречи. Это необходимо, но время! К Москве нужно приспособиться, чтобы работать нормально. А в Ленинграде все проще. Нет изощренной политики общения между людьми. Поэтому в Ленинграде мы надолго. Здесь и контакты со студией начались, и администрация здесь, и всякие личные дела тоже.

…— А как народ реагирует на новую вашу музыку?

Бутусов: Огорошенный народ выходит: где саксофон, где «Казанова»?! Музыка стала менее съедобная.

— Да, та музыка была более демократичная, более массовая.

Бутусов: Тогда толчком стала «новая волна», как форма. А сейчас музыка более дифференцированная. Я слушаю теперь монстров — РОЛЛИНГ СТОУНЗ, Игги Попа, Лу Рида, авангард выборочно. Вся новая музыка сводится к форме или подаче. Если взять то, что крутит MTV, то мои симпатии на стороне REM.

.

***
Из интервью с Вячеславом Бутусовым, Киев, 1991:
http://naunaunau.narod.ru/articles/0558-nautilus-kiev/

К. — Не кажется ли вам, что вы слишком долго «меняли батарейки». В то время, как по всей стране проходит бум популярной музыки, творчество «Нау», на мой взгляд, стала холодным по отношению к почитателям, даже каким-то чужим.

В. Б. — Дело в том, что все перипетии в самом коллективе начались в ходе массовой заинтересованности «попсой». Поэтому и произошла остановка. Сначала это был творческий перерыв, который потом перерос почти в конфликтную ситуацию. Средства массовой информации и определенные музыкальные круги «подогревают» процесс усиления заинтересованности в «попсе». Главный наш слушатель, молодежь, считает, что популярная музыка — наинеобходимейшее в жизни. Поэтому молодежь очень легко сориентировать в нужном направлении. Собственно, так и произошло. А вообще удивляться нечему, потому что подобные явления происходят повсеместно.

К. — Однако «Нау» существует. Песни Вячеслава Бутусова слушают и знают, они легко запоминаются. Долго еще после концерта не утихает в голове любимый мотив. Слова песен неотделимы от мелодий, что создает удивительную гармонию. Ваши песни стали резче, а может, и печальнее. Почему Вы пишете именно такие песни!

В. Б. — Мне трудно ответить на ваш вопрос, я действительно не знаю, почему пишу такие песни. Да, наша музыка стала резче. Нужно всегда искать форму. Как по мне, то наши песни не грустные. Мне они кажутся иного характера. Вообще, мне нравится лирика Гребенщикова и Кинчева. Почему! Потому, что мне нравятся те вещи, которых я сам никогда не напишу. Просто у меня другой стиль.

К. — …кроме солиста Вячеслава Бутусова, в группе работают еще четверо музыкантов: гитаристы Александр Беляев («Телевизор») и Егор Белкин, бас-гитарист Игорь Копылов («Петля Нестерова») и барабанщик Игорь Джавад-заде ( «Арсенал»). Какие ваши намерения?

В. Б. — Сейчас мы работаем без определенных ориентиров, кто на что способен. Когда есть коллектив из пяти человек, то они создают единое целое, свой микроклимат.

.

***
А. Кушнир «Утомленные роком» («Введение в наутилусоведение», М.: ТЕРРА, 1997):

Несмотря на то что по итогам 1989 года “Наутилус” занял второе место в хит-параде ТАСС, популярность группы начала идти на убыль. Для широких масс не осталось незамеченным то обстоятельство, что в течение целого сезона группа не дала ни одного живого концерта. Ситуацию не спас даже запоздалый выход на “Мелодии” “Князя тишины” – с репертуаром, большая часть которого уже давно была известна по концертным выступлениям, магнитоальбомам и любительским записям, сделанным с тех же самых концертов. Закономерно, что, к примеру, в итоговом хит-параде украинской “Молодой гвардии” “Наутилус” был назван “разочарованием года”, а в “Московском комсомольце” – “вице-разочарованием года”. Империя музыкального господства “Наутилуса” рушилась прямо на глазах.
Тем временем ситуация внутри группы в очередной раз изменилась. На этот раз – в лучшую сторону. Бутусов набирает новый состав, полностью состоящий из ленинградских и московских музыкантов: Игорь “Гога” Копылов (экс-“Петля Нестерова”) – бас, Александр Беляев (экс-“Телевизор”) – гитара и Игорь “Джавад” Джавад-Заде (экс-“Арсенал”) – ударные.
С Беляевым и Джавад-Заде Бутусов впервые пересекся в конце 1989 года во время записи на “Ленфильме” песенного материала, известного впоследствии под названием “Чужая земля”. После ухода Умецкого по рекомендации Беляева в качестве нового басиста был приглашен “на время” Игорь “Гога” Копылов.

Вспоминает Джавад-Заде:
«Первоначально планировалось, что Гога на данном этапе поможет группе собрать “скелет” песен. Но в очередной раз оказалось, что все временное является постоянным. Мы в Гогу сразу же влюбились – он приходил на репетиции с бенгальским огнем в глазах и виртуозно играл слэпом на безладовом басу».

Джавад и Гога составили тот ударный костяк, который позволил буквально через месяц говорить об определенном потенциале и перспективах нового проекта. И если с Джавадом все было ясно изначально – один из лучших барабанщиков страны, появившийся в группе “по наводке” Кинчева, мог сыграть практически любой ритмический рисунок, то Беляев и Копылов в своих прежних командах ориентировались на музыку, имевшую мало общего с тем, что делал до этого “Наутилус”.

00_90_naugad_05
1990 г. Возрожденный НП. Игорь Джавад-заде (ударные, экс-”Арсенал”), Вячеслав Бутусов (вокал, гитара), Егор Белкин (гитара), Игорь Копылов (бас, экс-”Петля Нестерова”), Александр Беляев (гитара, экс-”Телевизор”).

Вспоминает Игорь Копылов:
«Мне тогдашний “Наутилус” дико не нравился. В первую очередь – из-за допотопного звучания клавиш. В “Петле Нестерова” мы минимальным составом из трех человек уже давно перестроились на гитарную музыку и ничего другого просто слушать не хотели. Уж очень сильно достала массовая депешмодовщина вокруг. Еще я недолюбливал переизбыток тарелок – хотелось побольше “мяса” и драйва».

Вскоре выяснилось, что к новому звуку стремился и Бутусов:
«Я уже давно хотел внести в саунд группы новые краски. В начале восьмидесятых для меня толчком послужила “новая волна” – как форма. Теперь меня больше привлекают монстры – “Роллинг Стоунз”, Игги Поп, Лу Рид».

В январе у группы появилась возможность записать несколько песен в Москве, в ДК Русакова. К этому времени “Наутилус” успел отрепетировать с полдесятка композиций: “Музыка на песке”, “Как падший ангел”, “Джульетта”, “Тихие игры”, “Черные птицы”. Все они были зафиксированы на пленку во время сессий в ДК Русакова с помощью звукооператора Льва Орлова (подыгравшего группе на гармошке) и нескольких музыкантов из консерватории, сыгравших на скрипках и виолончели на композиции “Как падший ангел”. Долгое время оригинал этой 20-минутнойдемозаписи считался утерянным, пока недавно рулон с пленкой не был обнаружен Бутусовым в процессе домашнего субботника.
В Питер после московской записи группа вернулась уверенная в собственных силах. Особенно изменилось настроение у Бутусова.

Вспоминает один из администраторов “Наутилуса” того периода Андрей Тарасенков:
«Когда у Славы просыпается вдохновение, он напоминает ядерную бомбу. В такие моменты Бутусов может все. И это его состояние заряжает всех вокруг».

В феврале новый “Наутилус” был приглашен принять участие в рок-фестивале “Голубой воробей”, проходившем в Восточном Берлине…

Вспоминает Джавад:
«Первоначально ехать на фестиваль Бутусов не хотел, считая, что новые песни совсем не отрепетированы. Но мы сумели убедить его, что под лежачий камень вода не течет, и все-таки отправились в Берлин».

Но желаемого смотра сил не получилось. Практически без настройки “Наутилус” отыграл четыре песни – в условиях, максимально приближенных к боевым. Вокруг царила суета, музыкантов било током, коротили шнуры, фонили динамики. На последней композиции у Беляева порвалась струна, и песню пришлось доигрывать втроем: барабаны–гитара–бас. В такой хаотичной обстановке прошло первое живое выступление обновленной группы.
Через месяц “Наутилус” приехал в Свердловск, где дал три сольных концерта и принял участие в фестивале местного рок-клуба. Во время этих выступлений осуществлялись съемки 30-минутного фильма “Заметки в стиле рок”, из которого видно, что концертная программа дорепетировалась прямо в гримерке, несмотря на отключенное электричество.
Новые песни остудили пыл публики не хуже ушата холодной воды или дубинок выстроившегося у сцены оперотряда. Концерт начался с барабанного соло Джавада. Он появился на сцене в платке, в темных очках, коротко стриженный и стартовал с барабанной интродукции – на двух “бочках”, с применением четырех альтов, октабанов, тома, штук шести “тарелок”, целой батареи лайнбеллов. Еще на первых репетициях Джавад предложил Бутусову начинать шоу с барабанного соло – чтобы дистанцироваться от прежней драматургии и “немного прочищать людям голову”. Последующая материализация этой идеи стала фирменным знаком “Наутилуса” модели 1990 года. Барабанное соло плавно совмещалось с эффектным басовым риффом Копылова, и группа начинала играть “Отход на Север”, измененный до неузнаваемости и доведенный до предела безысходности.
Свердловские зрители были в растерянности – перед ними стоял абсолютно другой “Наутилус”, который связывали со старым лишь тексты Кормильцева и вокал Бутусова. Это был принципиально иной подход к звуку и к построению композиций. В новой музыке не было слащавого мелодизма и китча, не было традиционного тандема “клавиши–саксофон”, куда-то пропала былая помпезность. Взамен появился скрытый нерв, внутренний надрыв, жесткая гитарная динамика, заструктурированная в сложные ритмические рисунки. Окончательный итог отрыва от масс и минувших идеалов подчеркнуло выступление на бис, во время которого вместо привычного “Гуд-бай, Америка” нежданно-негаданно прозвучала битловская “And I Love Here”. Прогнозировать, чего можно ожидать от такой группы в ближайшие недели или месяцы, не мог, пожалуй, никто.
Этот тезис частично подтвердило последовавшее за концертами в Свердловске крупное весеннее турне “Наутилуса” – первое после почти двухлетнего перерыва. Помимо ряда российских городов группа выступила в Прибалтике – в частности в Вильнюсе и Таллинне.

Вспоминает Бутусов:
«Нас там очень полюбили. Не за то, что мы играли что-то очень странное и кривое, а за то, что приехали в такой судьбоносный для всей Прибалтики момент и как бы невольно оказались соучастниками в их борьбе за независимость».

Это было так и не так.
В том же Таллинне “Наутилус” знали по блестящему выступлению летом 1987 года в одной компании с “Алисой” и “ДДТ”. Ностальгические воспоминания о том концерте в течение трех лет служили дежурной темой кухонных разговоров – насколько кухонные разговоры возможны в Эстонии. Тем не менее резонанс от того свердловско-ленинградского прорыва был настолько силен, что многие люди, не попавшие на концерт и имевшие о нем лишь смутные крохи информации, все это время жили в ожидании повторного приезда “Наутилуса”. Конечно, до Таллинна доходили слухи о кардинальных переменах в составе группы, но к ним не относились чересчур серьезно, не без оснований полагая, что кашу маслом не испортишь.
В отличие от концерта 1987 года аншлаг в апреле 1990-го был стопроцентный. Люди стояли в проходах таллиннского “Горхолла”, свешивались с галерок, ютились в коридорах. Большинство зрителей проморгало наутилусовский триумф трехлетней давности и сейчас ринулось на концерт с затаенной надеждой воочию увидеть чудо. Но вместо анонсируемого людской молвой чуда они узрели на сцене мираж в виде зафуззованного гитарного индиварианта, который не спасали даже фантастические барабанные соло Джавада.
Вспоминает один из организаторов этой акции, известный эстонский журналист и социолог Николай Мейнерт:
Облом был капитальный. Группа отошла от одной модели, ринулась в другую, а другая модель пока не шла. Этим концертом “Наутилус” на корню убил легенду, которая сложилась о группе несколько лет назад.
Выступление “Наутилуса” в Таллинне вошло в историю группы еще по одной причине. По просьбе Бутусова специально на эти концерты приехал (пока в качестве постороннего наблюдателя) Егор Белкин. Бутусов верил, что с помощью еще одного гитариста ему все-таки удастся усилить “Наутилус”.

Вернувшись с тура домой, музыканты узнали, что буквально через два месяца им предстоит выступать в Америке. “Наутилус” должен был не просто сыграть пару концертов в Нью-Йорке, но и принять участие в одном из самых крупных в мире промоушен-мероприятий под названием “New Musical Seminar”.
…Помимо воздушных замков и несбывшихся устных обещаний западных партнеров поездка в Америку все-таки имела одно ощутимое достоинство. Речь шла о реальном контракте с вышеупоминавшейся фирмой “LRO Music”. Миллионами в контракте и не пахло, но зато западные партнеры обязывались обеспечить участие “Наутилуса” в ряде немецких рок-фестивалей, а также профинансировать и спродюсировать запись нового альбома. Поэтому в течение лета и ранней осени 1990 года группа сыграла в Германии невероятное количество концертов. К примеру, “Hay” выступил вместе с “АукцЫоном” и “Поп-механикой” на советско-германском фестивале “Dawai Rock-n-Roll” в Касселе, а затем с небольшим перерывом отыграл в Ганновере, Гессене и Берлине.
… Вернувшись из Германии домой, “Наутилус” планировал записать первую для нового состава пластинку. На студии “Телевизора” на Фонтанке было выкуплено студийное время, и с ноября 1990 года “Наутилус” начал записывать там новые песни. По контракту с “LRO Music” ее представитель Франк Остеланд взял на себя обязанности по звукопродюсированию альбома.
В Западном Берлине на средства матери (зубного техника по специальности) он приобрел небольшую студию, которая была расположена на втором этаже полуразрушенного дома и в которой записывались небогатые студенческие панк-группы, не слишком трепетно относящиеся к нюансам собственного звучания. В середине 1990 года “Наутилус” попытался сделать на этой студии запись нескольких композиций, но ничего выдающегося из этой затеи не вышло.

Вспоминает Джавад:
«Франк заставлял нас работать под метроном и с немецкой пунктуальностью следил за тем, чтобы каждая нота была сыграна правильно. В итоге в студии начался “напряг” и запись получилась какой-то мертвой».

После берлинской неудачи запись альбома решено было перенести в Ленинград.

Вспоминает звукорежиссер “Наутилуса” Александр “Полковник” Гноевых:
«В то время у нас было ощущение, что на Западе все хорошо и халява там отсутствует по определению. Это оказалось иллюзией – халявы там не меньше, чем у нас… У Франка Остеланда это была первая крупная работа, он абсолютно не имел звукорежиссерского опыта, и очень скоро стало понятно, что ничего особенного из нашего союза не получится. Я должен был работать в студии вместе с ним, но так и не смог найти общий язык. В конце концов я решил: “Пусть из нас двоих это делает кто-нибудь один”.

Франк неприятно поразил не только звукооператора, но и самих музыкантов.

Вспоминает Игорь Копылов:
«Франк слишком по-панковски относился ко всему, что попадало ему под руки в студии. Если под ногами путался длинный шнур, от него тут же отрезался “лишний” кусок, если барабан звучал чересчур звонко, то брались кусачки и откусывались “ненужные” пружины – “чтобы не мешали”. Апофеоз наступил в тот момент, когда немцы развинтили бас-гитару Александра Титова(одолженную басистом “Аквариума” Копылову на время записи) со словами, что в ней, мол, все стоит неправильно».

С точки зрения Джавада , в не совсем удачном конечном результате в первую очередь были виноваты сами музыканты:
«Ни у кого из нас не было опыта настоящей студийной работы. Подсознательно мы пытались приблизить студийный звук к концертному. У нас была куча материала, и фактически в студии мы занимались тем, что грубо его отесывали. В итоге все получилось достаточно суховато».

Покидая Ленинград, Франк в сердцах сказал, что, кроме Бутусова, никто в группе к записи не был готов. Вполне возможно, что за этой версией скрывалась не только пресловутая разница в менталитетах.

Запись на Фонтанке, вышедшая впоследствии на пластинке под названием “Родившийся в эту ночь”, оказалась как минимум четвертой студийной попыткой зафиксировать одну и ту же программу. Впервые часть этих композиций была записана вместе с Умецким, Беляевым, Джавадом и Игорем Доценко из “ДДТ” в студии “Ленфильма”, причем мелодия “Джульетты” обрамляла тогда текст песни “Звездные мальчики”. Во второй раз половина композиций, вошедших в “Родившийся в эту ночь”, писалась в ДК Русакова и распространялась на магнитоальбомах под названием “Наугад”. Примечательно, что в магнитофонном варианте московская запись была добита фрагментами концерта, записанного 14 и 15 июня 1990 года на концертах в ДК Ленсовета и обработанного режиссером Андреем Макаровым вместе с Полковником. Магнитоальбом – с обложкой, отпечатанной в типографии, и размноженный чуть ли не в домашних условиях, распространялся на кассетах при помощи какого-то ленинградского кооператива.
Третья попытка записать эту программу произошла на студии у Франка в Берлине.
Студийная запись, сделанная на Фонтанке, оказалась четвертой попыткой. Сложно оценивать, была ли эта сессия самой удачной, но именно ее оригинал под названием “Родившийся в эту ночь” был отдан в Москву на фирму “Русский диск”. Первые партии виниловых пластинок появились в продаже лишь в конце следующей весны, а повторный тираж в 200000 экземпляров увидел свет в 1992 году.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ о ВИНИЛОВОЙ ПЛАСТИНКЕ «РОДИВШИЙСЯ в ЭТУ НОЧЬ»:

nautilus-pompilius-rodivshijsya2

Привожу трек-лист этого альбома:

1. Родившийся в эту ночь
2. Тихие игры
3. Люди
4. Последний человек на земле
5. Бриллиантовые дороги
6. Она ждет любви
7. Музыка на песке
8. Черные птицы
9. Джульета
10. Как падший ангел

Вячеслав Бутусов — вокал, гитара
Егор Белкин — гитара
Александр Беляев — гитара
Игорь («Гога») Копылов — бас
Игорь Джавад-Заде — барабаны
Олег («Дед Василий») Сакмаров — флейта, гобой
Петр Акимов — виолончель

Звукозапись — Фрэнк Остерланд
LRO Music (Западный Берлин)
Фото и дизайн — Ильдар Зиганшин
Запись сделана в 1990 г.
Альбом выпущен в 1991 г.
© МП «Русский диск», 1991

<В виде исключения вставлю свои «пять копеек». Вариант «Родившийся в эту ночь» по подбору песен и их расположению мне кажется гораздо более удачным, чем странно скомпилированный, со множеством переигранных старых песен, «Наугад». Но… как говорится хозяин — барин… — С.К.>

***
Из интервью с В. Бутусовым:

— Многие отмечают, что звук на вашем последнем альбоме сильно изменился. Чем это вызвано?

— Если имеется в виду пластинка «Родившийся в эту ночь», то мы ею очень недовольны. Писали мы ее по контракту с немцами, и работа по сведению альбома от нас не зависела. Они все делали сами. У меня сложилось впечатление, что они на нашей базе решили поэкспериментировать. У нас было одно представление о звуке, у них другое.

… Любопытно, что когда спустя несколько лет “Наугад” решили переиздать на фирме “Мороз Рекордз”, то в качестве дизайна его обложки с невероятной смелостью было использовано оформление альбома “Achtung Baby” ирландской группы “U2”. Сходство получилось просто вызывающим.

Сравните: слева — обложка диска “Achtung Baby”, справа — обложка диска «Наугад»:

00_90_naugad_08

… Презентацию магнитоальбома “Наугад” решено было осуществить в Москве, в которой группа не выступала целых два года. Акция состоялась в ДК Горбунова 19 и 20 декабря. К этому моменту состав “Наутилуса” увеличился на двух музыкантов – виолончелиста Петра Акимова и флейтиста Олега Сакмарова, помогавших “Наутилусу” еще во время записи “Родившийся в эту ночь”. И если сотрудничество с Акимовым носило эпизодический характер (возникли проблемы совмещения виолончели и баса в одном регистре), то творческое сотрудничество с Сакмаровым продлилось вплоть до 1995-го года. К слову, чтобы выступать под знаменами “Наутилуса”, Олег отказался от десятимесячной стажировки в Принстонском университете.

Вспоминает Сакмаров:
«Мы с Акимовым в студии на Фонтанке помогали “Колибри” записывать их первый альбом. В следующие после “Колибри” смены в студии работал “Наутилус”, а я всегда являлся их большим поклонником. Меня очень сильно цепляло, как Бутусов поет, а Кормильцев пишет тексты – у них просто уникальный тандем… Мы внедрились в “Наутилус”, не выходя из студии, – Слава тогда решил уравновесить жесткость гитарной линии звучанием флейты и виолончели».

00_90_naugad_07
Осень 1990г. Джавад-заде, Копылов, Беляев, Белкин, Сакмаров, Бутусов, Акимов. Для обложки альбома «Наугад».

Москва встретила “Наутилус” не до конца наполненным залом – несмотря на то что стоимость билетов была на редкость демократичной (10 рублей при вдвое большей цене пачки “Marlboro”).
После нескольких песен зал разделился на две части: одна половина рванула к сцене, вторая – в буфет. На композиции “Она ждет любви”, музыку к которой написали Беляев и Копылов, тандем наутилусовских гитаристов разразился каскадом впечатляющих инструментальных импровизаций. Сентиментально-мягкие “Джульетта” и “Тихие игры”, сыгранные в акустике с выведенными на первый план флейтой и виолончелью, оказались своеобразным бенефисом Сакмарова и Акимова. На “Черных птицах” – сложной композиции с рваным ритмом – вовсю разошелся Белкин, извлекавший из гитары волны черной энергии и имитируя слайдером страшный визг птиц. В середине программы Бутусов поменял электрическую гитару на акустическую и с серьезным лицом объявил: “Песня народов Севера – „Я хочу быть с тобой“”. В зале – никакой реакции. И лишь на “Бриллиантовых дорогах”, посвященных памяти Цоя, толпа немного раскачалась, стала подпевать и жечь спички.

Вспоминает Бутусов:
«Действительно, после старого состава народ воспринимал новую программу достаточно болезненно. Мы сами все это тогда достаточно болезненно воспринимали. Под знаком “даешь индепендент!” – новый индепендент, но в старых трусах. Хотя я до сих пор считаю, что то звучание было интересно – по крайней мере, в студийном варианте».

В самом конце второго выступления, когда Белкин вышивал на гитаре финальный проигрыш в “Гуд-бай, Америка”, покидавший сцену Беляев незаметно вывернул до максимума ручку громкости на усилителе. Несмотря на то что концерт закончился весело, в итоговом хит-параде “Московского комсомольца” за 1990 год “Наутилус” с большим отрывом выиграл гонку за титул “Разочарование года”. В ленинградской прессе (газета “Смена”) ситуация выглядела более радужно: в категории рок-групп “Наутилус” занял седьмое место, в категории поэтов-песенников Илья Кормильцев был восьмым, а виниловая пластинка “Князь тишины” в итоге оказалась девятой.

Бутусов впоследствии говорил:
«Я достаточно ровно отношусь ко всем так называемым результатам. И мне иногда хочется думать, что с каждым новым проектом мы делаем что-то новое – то, чего мы до этого не делали. Потом проходит время, и оказывается, что мы делаем то же самое. Затем нас начинают упрекать, что мы делаем все хуже. Вот такой парадокс. Я думаю, тут все зависит от эффекта узнаваемости. Это совершенно нормальный процесс восприятия».

***
В. Бутусов, «МК в Питере»:

…ситуаций, когда поклонники нас не понимали, в нашей жизни было много. В том же «Нау», когда перешли на гитарную эстетику, отказались от клавиш, нас в Екатеринбурге на первом концерте тура просто забросали бутылками.

 

***
Из книги А. Кушнира «Хедлайнеры»:

Затем мне позвонил новый директор «Наутилуса» Дима Гербачевский и сказал, что нужно приехать. Мол, мы начинаем работать по-новому, набрали новый состав, будем снимать кино… Надо разобраться с материалами, которые они сняли. Надо разобраться, как быть с Умецким, его покровителями, которые требуют назад аппаратуру…
Я приехал в Коломяги, познакомился с новыми участниками группы. Пожил у них, пописал вместе с Леней Порохней сценарий для фильма, который в итоге так и не вышел. В феврале 90-го съездил с «Наутилусом» в Берлин. Написал новый материал… Честно говоря, материал был написан еще осенью, но я его не хотел отдавать, потому что в группе был Умецкий.
Потом у меня с «Наутилусом» случился перерыв… Я не знал, будем ли мы вместе работать или нет… У меня в Екатеринбурге был свой проект — культорологический журнал. И я им с удовольствием занимался. А они где-то ездят, у них опять начались проблемы с администраторами… Администраторы не хотят давать денег, меня не берут в Америку и еще куда-то. И я махнул рукой — на фиг всё…
Из отданного мной материала Слава скроил два альбома: «Наугад» и «Чужая земля». Я в это не лез. Изредка появлялся у Славы в Питере, пару раз заезжал к ним на гастроли… Мне не нравилась убогая обстановка, эти пьяные гитаристы и все прочее…

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий