Майк Науменко — история альбома «LV» (1982)

1982_lv_00

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Увертюра
(М. Науменко)

2. Белая Ночь/Белое Тепло
(М. Науменко)

3. Лето — песня для Цоя
(М. Науменко)

4. Золотые Львы
(М. Науменко)

5. Растафара (Натти Дрэда)
(М. Науменко)


6. Песня Гуру
(М. Науменко)

7. Шесть Утра
(М. Науменко)

8. Бу-Бу — песня для Свина
(М. Науменко)

9. 21-й дубль
(М. Науменко)

10. Время, Вперед
(молодежная философская)
(М. Науменко)

11. Завтра Меня Здесь Не Будет
(М. Науменко)

12. Сегодня Ночью
(М. Науменко)


1982_lv_01

Михаил «Майк» НАУМЕНКО — голос; акустические гитары; электрические гитары
Илья КУЛИКОВ («Зоопарк») — бас
Александр ХРАБУНОВ («Зоопарк») — лидер-гитара
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ («Аквариум») — второй голос; рэгге-гитары и голoc воина Джа; электрическая гитара, губная гармоника.
Юрий ХАРИТОНОВ — лидер гитара
музыка и тексты песен: Майк, 1982 год.

MC, 1982;
LP, ЭРИО, 1991;
CD, MC, Отделение Выход, 1994
.

1982_lv_02a      1982_lv_02b

* * *

Из интервью с И. Гудковым (он же «Панкер», он же «Монозуб»):

Я был в некотором роде мажором — спекулировал пластинками, джинсами, у меня деньги водились. Купил себе барабанную установку. И ко мне приехали на первую репетицию Майк и Илья Куликов, ныне покойный. Мы стали играть, потом сели выпивать, и Майк сказал: Не, Панкер, давай ты не будешь барабанщиком, потому что не получается из тебя барабанщик, давай ты будешь нашим звукооператором. Я сразу согласился. Номинально, нечего звукооперировать-то. Просто надо же было кем-то быть. А потом я устроился с большими проблемами при помощи своего отчима в Театральный институт. Там был записан альбом Майка «LV»…

1982_lv_03     1982_lv_04

***
Игорь «Панкер» Гудков, инженер звукозаписи альбома «LV», март, 1994 (из книги «Майк из группы Зоопарк», 1996):

Я хочу начать с того, почему мы к этой записи вообще подошли, в принципе. Даже с того, как познакомился с Майком. Это был 80-й год, и мы со «Свином» Пановым вовсю уже слушали панк-рок, хотя все остальные его тогда не слушали. И был новогодний концерт «АКВАРИУМА» в ЛИСИ, где они играли вместе с Майком рок-н-роллы. Я там присутствовал и сильно был потрясен этим делом. И Гребенщиков сказал в микрофон, что те, кто хочет получить их альбом «Все братья-сестры» («альбом» — как-то это было в диковинку), тот может подойти после концерта к музыкантам и спросить, где его взять. Я, естественно, тогда был наглый и подошел. Мне было сказано, что пленка стоит… не помню, но типа 6 рублей, что сейчас ее нет, но можно все сделать, и мне был оставлен телефон гребенщиковской квартиры на Алтайской. Тогда все это было просто — получить телефон какого-то Гребенщикова. Я позвонил, и мне был продан альбом…
А потом он сказал, что Майк записал новый альбом «Сладкую N», тоже его распространяет, и дал мне майковский телефон. Я позвонил, и Майк спросил, как удобнее встретиться — может, я зайду? Я, конечно, за эту мысль ухватился, приехал. Хотя вообще все это забавно — какое время — звонит неизвестный человек с улицы, говорит, что хочет купить пленку, а за продажу пленки можно было очень лихо загреметь — спекуляция и т.д. Ну, ладно, прошел я в комнату, очень в кайф — завешана вся фотографиями, плакатами.
…Вообще, атмосфера записи была очень легкая, если были пререкательства, то по конкретным вопросам, а уж когда приходил Гребенщиков, наступало всеобщее умиротворение. Что удивительно, в студии мы напились всего один раз и то по весьма специальному поводу. Мы должны были идти к кому-то на новоселье, и у нас с собой было. А институт вечером закрыли, а мы на пятом этаже. Вот и пришлось провести ночь в студии.

00_82_lv3
Игорь «Панкер» Гудков, Михаил «Майк» Науменко, Игорь «Иша» Петровский, 1980.

***
А. Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока»:

Альбом «LV» оказался в числе первых радикальных записей, которые действительно полюбила страна… …Существует версия, что одна из причин сольной записи альбома (т.е. не в рамках ЗООПАРКА) заключалась в том, что к началу сессии в Ленинграде отсутствовал барабанщик группы Андрей Данилов, а чуть позднее уехал в иногороднюю командировку гитарист Александр Храбунов. По другой версии, акустический характер «LV» не вписывался в уже устоявшуюся концепцию ЗООПАРКА, в основном исполнявшего в электричестве ритм-энд-блюзы и утяжеленные рок-н-роллы. И, наконец, наиболее правдоподобным представляется то, что, несмотря на дружеские отношения между Тропилло и Майком, у лидера ЗООПАРКА в тот период отсутствовала техническая возможность зафиксировать свои композиции в полноценном электрическом варианте.
Цикл новых песен Майк решил записать в студии театрального института у своего приятеля Игоря «Панкера» Гудкова. Панкер не имел опыта звукорежиссерской работы, зато обладал кипучей энергией, организаторскими способностями и, что самое главное, очень любил и ценил майковские песни. Инициатива записи исходила именно от Панкера. Произошло это через пару месяцев после того, как он устроился на работу в студию театрального института — не без помощи отчима, работавшего в обкоме КПСС. Боевой арсенал студии составляли три магнитофона STM, тесловский пульт и ревербератор, а также несколько микрофонов Telefunken. Явных недостатков работы в этой студии было, как минимум, два. Во-первых, запись можно было осуществлять только летом, когда в институте заканчивались учебные занятия и все экзамены проходили в соседнем корпусе. Вторым минусом было то, что в связи со строгой пропускной системой и отсутствием звукоизоляции практически невозможно было использовать живые барабаны. Поэтому Майк вынужден был работать в сопровождении отечественного ритм-бокса, одолженного у Тропилло. Это был тот самый ритм-бокс «Электроника», с которым группа Кино записала альбом «45». (Для полноты картины можно упомянуть, что последующие альбомы, создававшиеся в студии у Гудкова — «Нервная ночь» Кинчева и дебютная работа СЕКРЕТА «Ты и я», записывались уже с живыми барабанами.)
…Допотопная советская драм-машина, нехотя выстукивавшая на тоскливо-утробных тембрах лишь самые примитивные ритмы, тем не менее расщедрилась на вполне сносный ритмический каркас. На ритм-бокс Майк наиграл гитарную сетку, затем шел вокал и, в случае необходимости, остальные инструменты. Запись происходила методом наложения, причем при каждом последующем наложении звучание драм-машины проседало вглубь. Тем не менее, полноценное звучание основных инструментальных партий — в промежутке между ритм-боксом и вокалом — в основном удалось сохранить.
…Принесенный Майком материал был насколько интересным, настолько и сырым. Часть вещей приходилось доделывать непосредственно в студии при помощи других музыкантов. Гудкову удалось организовать их проход сквозь вахту, причем чаще всего — по одному, чтобы не вызывать ненужных подозрений.
…Спустя две недели запись альбома была фактические закончена. Оставалось лишь продумать драматургию, оформление и наложить шумы. Источником шумов послужили немецкие грампластинки, раздобытые на фирме «Мелодия».
…После наложения шумов уже можно было объединять находящиеся на отдельных захронометрированных катушках композиции в цельное произведение. Выстраивать драматургию альбома было для Майка необычайно интересным занятием. Он садился за стол, писал тексты песен на отдельных листах и затем переставлял их, анализируя, как они будут смыкаться друг с другом. Сомнений не вызывали только две позиции: альбом должен начинаться с «Увертюры» и заканчиваться «Сегодня ночью». Еще одним критерием были временные ограничения — альбом записывался в расчете на формат катушки в 275 метров, поэтому каждая сторона должна была составлять не более двадцати двух минут. Разобравшись с порядком, Майк собственноручно выбрал шрифты и на большом листе ватмана написал тушью Майк — «LV». Просто. Доступно. И легко. Первоначально «LV» обозначало год рождения Майка — 1955-й. Когда же после фотосъемок Вилли Усова обнаружилось, что фигура Майка на обратной стороне обложки выглядит словно зависшая в воздухе, возникла и вторая версия названия — левитация.

1982_lv_05a        1982_lv_05b

***
Игорь Петровский, «Комментарии к комментариям…», Март, 1994.:

Альбом мог бы иметь и другое название — «Студийный Брак». На фотосессиях Вилли Усов делал фотографии, на которых Майк сидел рядом с гитарой, одетой в фату.

___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы ЗООПАРК

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ЗООПАРК»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ЗООПАРК по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий