ЕГОР и ОПИЗДЕНЕВШИЕ — «Офелия» (муз. и сл. — Е. Летов)

Входит в альбом «Сто Лет Одиночества» (1993)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
Офелия —  героиня трагедии В. Шекспира «Гамлет». Отвергнутая Гамлетом, который к тому же невольно стал убийцей её отца, Офелия сходит с ума, а затем топится в реке.

.

***
Е. Летов, авторские комментарии из буклета переиздания альбома «Сто Лет Одиночества», 15.04.2005:

Одна из самых Самых моих песен. Сочинена во время работы над текстом «В блокадном Ленинграде не спешат часы».

.

***
Егор Летов, из интервью об альбоме «Зачем Снятся Сны». Москва «Б1». 26.05.2007:

…Оно (творчество — С.К.) возникает, как водопад, фонтан, но только после того, как ты очень долго в двери стучишься. Просто так, если ты ничего не делаешь, ничего не возникает. Я, например, года с 98-го по 2000-й вообще ничего не делал — просто давал концерты, пьянствовал, жил в своё удовольствие — и ничего не сочинялось совершенно. Только тогда, когда возникает определённая охота, когда начинаешь так… профессионально (наверное, это и есть профессионализм) стучаться в какие-то двери такие… отслеживать…
Вот как, допустим, «Офелия» возникла? У меня был такой черновой стих про Питер — т.е. я сочинял маленький такой стих про блокаду в Ленинграде — «В блокадном Ленинграде не спешат часы…» – про то, что там ещё НЕ происходит, а что происходит. Долго писал и понял, что там что-то не то. А в некий момент, когда я ходил и искал… охотился, как профессиональный охотник… Я вообще считаю, что все мы — те, кто что-то сочиняет — не являемся на самом деле авторами. Мы являемся какими-то проводниками чего-то, что существует где-то… везде. Для этого надо набраться определённого мужества и подписаться под тем, что ты согласен платить за то, что ты к этому подключаешься и вот это делаешь. Платить иногда приходится очень жестоко и сильно, судя по тому, как вокруг художники умирают… В результате чего ты хватаешься за это дело, и сквозь тебя проходит какой-то поток.

.

***
См. стихотворение «В блокадном ленинграде» (из сборника 2003 г. «Егор Летов «Стихи»):

В блокадном Ленинграде не спешат часы
Зато звенят струны — гляди не оглохни
Смотри не сорвись со своей тишины
Это вовсе не то, что ты думаешь
Это вовсе не то, что ты знаешь —
Не оливковая кожа и не белая сова
И не сладкая баба на дереве голая
Не бездарное замещение одного другим
То не смена караула, не братина по рукам запущенная
Не раздольное бесноречие
Не повальное баснословие
Это не то, что ты знаешь
Это не то, чем ты чавкаешь
То не смена караула
И не вздорная вера в царя и отечество
То не карие жадные глазки они на тебя
устремлённые влажные
Не синяк на ноге, не столица на Паприке
То — смутное это, трижды-бродячее
стократно-невнятное
С того самого прославленного бережка.

08.11.1995

.

***
Из интервью с Е. Летовым, газета «Реакция» от 25.05.2005:

— Мне довелось как-то присутствовать при дискуссии «имеет ли какую-то связь «Офелия» с романом Ю.Олеши «Зависть»? Рассуди, пожалуйста.

— Нет, не имеет. Книжка Олеши очень хорошая, но читал столь давно, что вообще ничего не помню. Если что-то и повлияло конкретным образом, то это внезапное воспоминание о картине Джона Эверетта Миллеса «Офелия» во время работы над совсем другим текстом, про блокадный Ленинград.

go18
Д. Миллес «Офелия».

***
Из ответов Е. Летова на вопросы посетителей официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 23.02.2006:

— В буклете к альбому «сто лет одиночества» в комментарии к песни «Офелия» написано, что она сочинена во время работы над текстом «В блокадном Ленинграде не спешат часы» Расскажи, пожалуйста, что это за текст, и выходил ли он где либо?

— Нигде не выходил. Его и нет. Разве что в черновиках где-то. Текст про то, что в блокадном Ленинграде не спешат часы, зато происходит много всякого другого, и оно перечисляется. Принцип текста перекочевал в «Офелию», оригинал я соответственно забросил, потому что у меня в голове заиграла песня. Я еле успел добежать до дома, чтобы успеть записать её на диктофон. Потом весь вечер дорабатывал почти готовый текст. Частично использовался тоже нигде не задействованный стих про то, какие отражения, отголоски доносятся с другого берега реки, если через неё кричать.

.

***
Из интервью с С. Летовым (братом Е. Летова), программа «Содержание» на Финам.FM, 16.05.2010:

ЛИПНИЦКИЙ: Да, вот как раз эта песня, о которой ты вспоминал в начале, где упоминается «СашБаш». Тем не менее, я помню, что, когда погибла Янка Дягилева, опять возникли все эти вопросы про суицид, про взаимные влияния. Вообще, наверное, многим интересно узнать, как сотрудничали два выдающихся сибирских поэта – Янка и Егор.

Сергей ЛЕТОВ: Дело в том, что после вот этих гонений гэбэшников на Игоря, он решил пуститься в бега, перейти вот в эту хипистскую систему, когда вписываются куда-то на квартиры и путешествуют автостопом. И Янка с Игорем приехали автостопом ко мне, ночевали у меня. И мне она не понравилась. Во-первых, я предполагал, что это какая-то должна быть красивая девушка. Янка была довольно толстая, неуклюжая девица…

ЛИПНИЦКИЙ: С веснушками.

Сергей ЛЕТОВ: С веснушками, какая-то такая… Никакой косметики. И вообще не женщина-вамп, которая могла быть подругой музыканта, а такая как бы… Ну, вот хиппи, девочка-хиппи. О том, что она пела какие-то песни, я вообще не догадывался, не знал очень долго. Но при этом она была очень добрым человеком. Добрая, спокойная, ну, как все толстые люди. Мне казалось, она была с каким-то таким пофигизмом приятным, но человек очень хороший.
Я как-то её холодно принял, и мне потом в жизни бывало… Ну, вот когда я вспоминаю об этом, мне становится стыдно, что я как-то так очень холодно и высокомерно её принял. Я знаю, что Игорь очень много для неё сделал, во всяком случае, всё творчество её он собрал, издал. Вот шесть дисков, по крайней мере, он издал. У них были какие-то сложные отношения. Когда я бывал с концертами в Новосибирске, ко мне однажды подходил отец Янки и спрашивал: «Сергей, скажите, у них это серьёзно?»
Когда Янка погибла, Игорь уже с ней давно не жил вместе, то Игорь был настолько потрясён этим, что он схватил нож, лежавший на столе, и разрезал себе руку крестом. У него на руке оставался большой такой, кривой шрам, разрезанный наискосок. Вот он располосовал руку, и вторым ударом он как бы вот разрезал… Она не зашита, эта рана у него, оставался такой крест на руке.
Я думаю, что песня «Офелия», это лучший реквием по Янке, который… Хотя официально она им не является, но все, кто знает, они понимают, что эта песня о ней.

letov_yanka_2
Егор Летов и Янка Дягилева.

***

Офелия (оригинал с альбома «100 лет одиночества»):

Егор Летов — Офелия
(Акустический концерт в городе-герое Ленинграде 2 июня 1994 года)

Фестиваль «ОКНА ОТКРОЙ 2006!»

 «Офелия» в клубе «Апельсине»

Офелия (Свердловск 2008)

КАВЕРЫ:

Ольга Арефьева — Офелия (кавер)

Lina Di — Офелия (Instrumental Cover)

_______________________________________________________________________

Текст песни «Офелия»:

ofelia2     Dm      Gm        C              F
Далёкая Офелия смеялась во сне
Gm   Dm          F         A
Пyзатый дpозд, мохнатый олень.
Dm               Gm              C              F
Пpивычно пpошлогодний наpисованный снег
Gm              Dm            A          A#
Легко, светло и весело хpyстит на зyбах.

Hаpядная Офелия текла чеpез кpай
Змеиный мёд, малиновый яд.
Резиновый тpамвайчик, оцинкованный май
Пpосpоченный билетик на повтоpный сеанс.

Влюблённая Офелия плыла себе вдаль
Сияла ночь, звенела земля.
Стpемительно спешили никого не таясь
Часы в свою нелепyю смешнyю стpанy.

Послyшная Офелия плыла на восток
Чyдесный плен, гpанитный востоpг.
Лимонная тpопинка в апельсиновый лес
Hевидимый лифт на запpедельный этаж.

Далёкая Офелия смеялась во сне
Усталый бес, pакитовый кyст.
Даpёные лошадки pазбpелись на заpе
Hа все четыpе стоpоны попpобyй, поймай.

1991

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий