Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 7: история песен «Маэстро» (1980) и «Старинные часы» (1981)

alla_pugacheva_34

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Наши хиты»

В 1980 году в творческой карьере Аллы Пугачёвой начался период, который назовут «паулсовским». Впрочем, можно сказать и наоборот — что это у Раймонда Паулса начался «пугачёвский» период. Ведь композитор был уже немолод, опытен, а в его послужном списке числилось, как минимум, два всесоюзных хита — «Листья жёлтые» и «Танец на барабане». Правда, в основном творчество Паулса не выходило за пределы родной Латвии. Недаром даже у его песен, прославленных Пугачёвой, как правило, имелись «двойники», исполняемые на латышском языке с совсем другими текстами.

Композитор не только обогатил репертуар певицы, но и сильно повлиял на её сценический образ. Мелодии Паулса звучали так «взросло» и респектабельно, что Пугачёвой пришлось примерить на себя роль импозантной светской дамы.

А. Пугачёва, 1983:
«Я уже три раза собиралась бросить петь. Последний раз собралась — но тут Паулс объявился!».

alla_pugacheva_35
Алла Пугачёва и Раймонд Паулс.

Важную лепту в образование нового творческого союза внёс Илья Резник. Именно он попросил Паулса прислать несколько мелодий — с целью попробовать написать на них песни для Пугачёвой.
И вот, во время гастролей певицы в Омске, Резник включил ей «паулсовские» фонограммы. Первая мелодия — «Два стрижа» — Пугачёвой не приглянулась, зато понравилась вторая. По воспоминаниям Резника он написал то ли восемь, то ли пятнадцать вариантов текста прежде, чем на свет родилась песня «Маэстро» — о том, как кумир и его поклонница со временем меняются ролями — теперь на сцене она, а он восхищённо взирает из глубины зала.

alla_pugacheva_36
Алла Пугачёва и Илья Резник.

Поэт тот час позвонил из Омска в Ригу, и Паулс текст одобрил. Композитор даже удивился, что такую простую танцевальную форму удалось наполнить столь глубоким драматическим содержанием. Дело в том, что Пугачёва была не в курсе того, что на эту же мелодию уже записан латышский вариант под названием «Tik ta viena» («Лишь та единственная»), который исполняла Мирдза Зивере (та самая, что в 1984 году прославится на весь Союз с песней «Надо-надо па-подумать»). Разумеется, Аллу Борисовну такое положение дел не радовало, но самодостаточный Паулс реагировал на претензии с истинно прибалтийской сдержанностью.

А. Пугачёва:
«…дело в том, что, работая вместе с композитором над песней, я должна дышать с ним одним воздухом, непосредственно участвовать в процессе создания нового произведения. Без этого, я считаю, песня как бы не моя. А с Паулсом у нас так получилось, что он стал приносить уже готовые песни. Когда я говорила — меня это не устраивает, Раймонд со свойственным ему юмором отвечал: «Устроит кого-нибудь другого»».

Премьера песни на новогоднем «Голубом огоньке -1980-81» получилась блестящей. На сцене стояло два рояля — красный и белый. За красным сидел серьёзный неулыбчивый Паулс, который играл роль того самого «маэстро», к которому обращается певица. К концу песни уже сама Пугачёва садилась за белый рояль и, как бы, музицировала с композитором в 4 руки.

alla_pugacheva_38

А. Пугачёва:
«Лично мне «Маэстро», как исполнителю, долго петь невозможно. Настолько она ярко была снята на телевидении, что уже по-другому, без Паулса, ну невозможно. Я однажды пошла на исполнение, кричат зрители: пой «Маэстро»! Но они же сами потом были разочарованы. Они почему-то думали, что сейчас выйдет Паулс… Как будто он со мной всё время ездит».

Разумеется, тут же поползли слухи о романе певицы и композитора. Все они были полной чушью, хотя, по воспоминаниям Резника, определённое влияние Паулс на текст песни оказал. Мол, когда Пугачёвой понравилась мелодия, она воскликнула «Во-о-от! Давай для маэстро напишем!», и слово «маэстро» стало отправным.

alla_pugacheva_37
Алла Пугачёва и Раймонд Паулс.

Находились и те, кто сами претендовали на роль прототипа песни. Например, Константин Орбелян, в оркестре которого Пугачёва какое-то время работала. Было это в 1976 году — сразу после ухода певицы из ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ. По воспоминаниям Веры Дербенёвой у дирижёра и солистки начался бурный роман:

«Дело близилось к свадьбе. Тогда Леня (поэт Леонид Дербенёв – С.К.) стал кричать на Аллу: “Ты что, с ума сошла? Орбелян — восточный мужчина, значит, деспот. В лучшем случае ты будешь петь на его кухне “Сулико”!” Таким образом Дербёнев расстроил их помолвку».

К. Орбелян:
«Дело в том, что знаменитую песню «Маэстро» она посвящала мне. Сам Резник, автор текста, рассказывал, что Алла просила его написать стихи на мелодию Паулса, имея в виду меня. Но поскольку в то время я с ней уже не работал, то все стали считать, что эта песня адресована Паулсу. У меня хранится афиша, на которой она мне написала: «У нас с тобой одна святая к музыке любовь»».

Сама же Пугачёва рассказывала об источнике вдохновения «Маэстро» так:

«…наверно никогда бы эта песня не могла родиться, если бы действительно не было такой ситуации, когда я смотрела на этого «принца», совсем еще молоденькой девочкой, как он играл, как потрясающ был. А меня он просто не признавал никак, практически и теоретически. Никак. Нет и всё. А как мы поехали в Сопот, так я уже «звездой» была, а он никто. И вот там я всё вспомнила. Сидел он там в восьмом ряду, в восьмом ряду обычно жюри сидит, а я пела. И потом всё это рассказала Илье. Как мы не здоровались с ним, а потом как дружили, и разругались, и потом как он уже старался наладить отношения, я уже не хотела. Расплевались окончательно. И вот Илья Резник сумел то, чего я никак не желала просто, «сосватал» нас».

Следующий хит от трио «Паулс-Резник-Пугачёва» тоже имел свой вариант на латышском языке под названием «Es milu tevi ta» («Я люблю тебя так»). Его исполнял Имантс Скрастиньш, чья полуречитативная манера чем-то напоминала знаменитое «L’ete indien» Джо Дассена.

И снова в руках Резника содержание песни коренным образом изменилось…
Творческий процесс происходил непосредственно в Риге — в гостях у композитора. Как известно, «на Рижском взморье воздух свеж», поэтому сначала Резник сочинил стихи о море. Паулсу они понравились, а вот поэт не был до конца доволен. Резник попросил сыграть «морскую» тему ещё раз, и в этот момент в доме раздался звон.

И. Резник:
«Я вышел в прихожую и впервые увидел большие напольные часы. Сколько раз проходил я мимо этих часов и не замечал их! И вот неожиданно они напомнили о себе и подсказали тему будущей песни.
— Старинные часы! — сказал я, возвратившись в комнату.
— Ну да, старые, — подтвердил Раймонд.
— Нет, старинные, — возразил я».

Новый текст соединился с мелодией столь гармонично, что только спустя много лет я заметил, что написан он «белым стихом» — т.е. вообще без рифмы.

Старинные часы еще идут…
Старинные часы — свидетели и судьи.
Когда ты в дом входил, они слагали гимны,
Звоня тебе во все колокола.

Когда ты не сумел меня понять,
Я думала — замрут все звуки во Вселенной,
Но шли мои часы торжественно печально,
Я слышала их поминальный звон…

Впервые «Старинные часы» прозвучали с экранов ТВ в декабре 1981 года на творческом вечере Паулса «У нас в гостях Маэстро». Даже несколько депрессивное звучание не помешало этой песне стать очередным хитом.

Однако пиком сотрудничества Паулса и Пугачёвой станет третий хит, который самой певице никогда не нравился. И об этом — в следующей статье.

Автор: Сергей Курий
апрель 2017 г.

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 1: история песен «На Тихорецкую» и «Мне нравится, что вы больны не мной» (1975)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 2: история песен «Волшебник-недоучка» (1976) и «Куда уходит детство» (1977)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 3: история песни «Арлекино» (1975)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 4: история песен «Этот мир придуман не нами»(1977), «Песенка про меня (Так же, как все)» (1977), «Женщина, которая поёт» (1977), «Сонет Шекспира» (1977), «Поднимись над суетой (Просто)» (1978)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 5: история песен «Не отрекаются любя» (1976), «Ты на свете есть» (1982) и «А знаешь, всё еще будет» (1982)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 6: история песен «Всё могут короли» (1976-77), «Песня первоклассника (То ли ещё будет)» и «Улетай, туча» (1979)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 8 история песни «Миллион алых роз» (1982)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 9: история песен «Расскажите, птицы» (1983) и «Айсберг» (1983)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 10: история песен «Белая дверь» (1984), «Белая панама» (1985), «Паромщик» (1985)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 11: «Две звезды» (1986), «Надо же» (1986)