АЛИСА — «Православные» (К.Кинчев, П.Самойлов — К. Кинчев)

Входит в альбом «Солнцеворот» (2000)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

К. Кинчев, интервью в Самаре, 11.03.1999:

Я хочу рассказать, где и когда родилась эта песня. Она родилась в декабре месяце 97-го года на перегоне в автобусе из Томска в Новосибирск, когда мы вместе с «Агатой Кристи» как раз ездили в сибирском туре, за что, подспудно, все равно огромное спасибо «Агате Кристи». Я не знаю почему и за что я благодарю «Агату», но вот эта песня появилась, в этой ситуации, и я потом весь тур еще ее под гитару пел, всех замучил этой песней… Вот… И сейчас мы уже поем ее на сцене.

.

***
К. Кинчев, ж.»Встреча» (г.Сергиев Посад) август 2000:

…старые, постоянные, кондовые слушатели более восприимчивы к изменениям. Они быстрее понимают и принимают их. Например, песня «Мы — православные» сейчас воспринимается залом очень хорошо, хотя она была очень и очень необычна для «Алисы». Не могу сказать, что я поднялся. Как говорят святые отцы: «Если думаешь, что ты стоишь, то уже падаешь». Поэтому говорить о том, что я стою или поднялся, значит упасть. Да и вообще, о каком спасении и духовом росте можно говорить? Надо сначала курить бросить, а я и этого никак не могу сделать. Начиная с этой мелочи, я сам себе противоречу. Я встаю и опять падаю. Поэтому когда я смотрю на себя со стороны, то понимаю, что слишком перебираю, заявляя открыто о своих убеждениях. Особенно, когда немного «поддам» и начинаю: «Мы, православные…». Православный — это высокое звание, ему надо соответствовать. Другое дело, когда ты дома — выпил, поговорил по душам.

.

***
Официальный пресс-релиз альбома «Солнцеворот», 2000 г.:

Гимн «Православные» знаменует собой настоящий творческий прорыв АЛИСЫ — к личному, внутреннему осознанию Руси, к тому, что она — это не внешняя нам «мамка», которая спасется как-нибудь сама (как было в одной давней песне), но — мы сами и есть Русь, ее спасение — это наше спасение. Однако такой православный манифест имеет мало общего с воинственными декларациями против внешних врагов, он возможен только на основе собственной великой войны — с буйными и злобными бесами внутри себя. Для правильного понимания этой песни подойдет аналогия с исламским джихадом, где Великой священной войной традиционно считается именно битва со страстями в своей душе, за свою собственную чистоту Веры. У тех же, кто останавливается на малой священной войне — с внешними врагами, она вырождается в банальную агрессию, ведущие которую теряют ее духовный смысл, а потому неизбежно проигрывают. И только победитель в Великой войне обретает бесценные духовные сокровища — упорство воли, попрание смерти и силу небесной любви.

.

***
Интервью с К. Кинчевым, «Вера» №5, 8-14 февраля 2000 г.:

— Вера воинствующая?

— Конечно. То, о чём ёмко и цельно говорил митрополит Филарет, я пытался сформулировать в песне «»Мы — православные»» А говорил он следующее: «Прощай врагов своих, одолевай врагов Отечества и гнушайся врагов Божиих». Православная церковь — это войско. Символ веры — устав этого войска. Обряд крещения очень жёсткий и облагораживающий. Крещение — это присяга, которую ты принимаешь и несёшь по всей жизни. Ты присягнул Господу, ты три раза плюнул в сторону дьявола. Отец Свешников на эту тему написал книгу «О национализме мнимом и истинном». Национализм без веры — лужа крови. Все человеческие амбиции превращаются в бесовские, которые завладевают сердцами людей, и льётся кровь. Национализм, основанный на базе духовной — созидателен. Христианин милосерден. Но любые виды кощунства нужно пресекать. Жёстко и твёрдо. Не молчать. На мой взгляд, в песне всё ясно сформулировано.

.

***
Официальная пресс-конференция по поводу выхода альбома «Солнцеворот». 25.02.2000.:

Вопрос: Как ощущение от того, что ты вторгся в запретную зону, назвав альбом «Солнцеворот». Видишь, какая атака мощнейшая идет…

КК.: Когда я написал песню «Православные», мой друг детства, ныне священник отец Владимир сказал: «А не боишься? Сдюжишь ли напор страстей мира?» Я думаю — буду стараться. Сейчас четкое ощущение, цитируя моего любимого Виктора Робертовича: «Я чувствую, закрывая глаза — весь мир идет на меня войной».

.

***
К. Кинчев, 2001 г.:

Отец Владимир мне сказал, когда он услышал песню «Православные»: «Костян, а ты не понимаешь? Ты не понимаешь, что произойдет, когда ты начнешь эту песню петь и эту позицию отстаивать? Ты готов, готов ли ты — к пустым залам, к жесткой обструкции в средствах массовой информации?». И я сказал — да. И Виктор Робертович тут возник… (поет): «Я чувствую, закрывая глаза — весь мир идет на меня войной»… Эта песня, которую я помню, делал, и я вымаливал, просто попросил разрешения у жены.

.

***
Из ответов К. Кинчева на вопросы посетителей официального сайта АЛИСЫ alisa.ru:

Сергей:
… вот в «Православных» это единство <музыки и текста> увидеть не удается. Текст — опять же о найденной Истине — спокойный, умиротворенный и, главное, светлый! А в музыке данной песни я всего этого, особенно светлости (коя прекрасно передается мелодиями той же «Радости печали»), как ни старался, не обнаружил. Взять, например, соло — оно ведь жесткое, нервное, агрессивное (позволю себе такой эпитет). Объясните, пожалуйста, это несоответствие стихов и музыкальной обработки. Это сделано специально? Что же, все-таки, общего в таких не похожих настроениях текста и музыки «Православных»?

Кинчев:
Сергей! Это вопрос восприятия, я считаю, что текст и музыка в «Православных» очень органичны. Начиная с тихого лирического вступления, достигая кульминации именно на гитарном проигрыше. В этом гитарном проигрыше я как раз и чувствую Россию, мое глубокое убеждение в том, что Россия именно ТАК музыкально и обозначается — в хард-роке, дремучем, могучем, и конечно должно быть немного страшно 🙂 «Вставай страна огромная» — так я чувсвтвую неодолимую мощь русской земли. Недаром у нас таким успехом пользовались все иностранные коллективы исполняющие хард-рок, на мой взгляд он наиболее органично воспринимается в нашей стране.

.

***
Из интервью с К. Кинчевым, г.»Троицкий вариант» (г.Троицк) 12. 01.2001.:

— Хочу уточнить кое-что по текстам. В песне «Православные» общий смысл строчки «Посягательства чад волей одолевать» ясен. Однако не понятно значение слова «чад». Вы его используете как «дым», «смрад», «тьма»? Или же «чада» (множественное число) -«дети», и Вы применяете какой-то литературный (исторический, религиозный) образ? Ведь рядом фраза — «порочить Отца»…

— Нет, здесь просто как дым.

.

***
Из ответов К. Кинчева на вопросы посетителей официального сайта АЛИСЫ alisa.ru:

Igorь:
Константин Евгеньевич! Конечно, я понимаю, что вмешиваюсь в самое святое — творческий процесс, но не могу не спросить о строчке «Посягательства чад — волей одолевать». Когда я в первый раз прочитал текст, я подумал что это опечатка. Потом прочитал Ваши объяснения, и кое-что понял. Но все-таки, не кажется ли Вам, что слышимое ухом «Посягательство чар — волей одолевать» сильнее?

Кинчев:
Игорь, твой вариант бесспорно был бы хорош, если бы я имел в виду посягательство некоей мистической силы (которая конечно же присутствует), но поскольку в этом куплете я пытался поэтичеки озвучить мысль Митрополита Филарета (Дроздова), которая звучит так: «Прощать врагов своих, одолевать врагов Отечества и гнушаться врагов Божиих», согласись, что в этом контексте сильнее и правильнее звучит слово «ЧАД». Спасибо за вопрос.

.

***
Из интервью с К. Кинчевым, «Независимая газета», 29.06.2000.:

В чем вы, собственно, видите утопичность? В том, что я делаю рок-музыку и одновременно принадлежу православной церкви? Не думаю, что ортодокс должен быть мертвой замшелой фигурой, которая не движется ни вперед ни назад. Рок-музыка в России существует тридцать лет, а православие — тысячу. Раньше не было традиции их совмещения, но совершенно не значит, что это невозможно. Для меня главное, чтобы мое творчество было позитивным, я рад возможности делиться с окружающими тем, что происходит в моем сердце. Раз таких людей много — значит я счастливый человек.

.

***
Из ответов К. Кинчева на вопросы посетителей официального сайта АЛИСЫ alisa.ru:

Юрий:
Что такое «Тяжло»?

Кинчев:
Тяжло — это труд на благо государства, сопряженный с колоссальной ответственностью.

.

***
Смертью смерти поправ… — фраза из церковной пасхальной службы в Великую Субботу. В христианской традиции считается, что смерть Христа  на кресте была спасительной, что в ней и через нее совершилось торжество победы над смертью. По преданию Христу, именно благодаря смерти, удаётся  спуститься  в ад и разрушить его врата, дав тем самым всему человечеству шанс на спасение. Как человек, Он реально умер, но умерев, в царство   смерти   вступает Сам Бог, Жизнь и источник жизни. В этом единственность, ни с чем не соизмеримое значение смерти Христовой: в ней — умирающий человек есть Богочеловек. Только в неизменном, неслиянном, неразлучном и нераздельном соединении Бога и человека во Христе человеческой   смерти   может вкусить Бог и ее изнутри разрушить и преодолеть.

 

_______________________________________________________________________

Текст песни «Православные»:

Душа магнитом-замком,
Тревожит вольную грудь,
Как по доброму жить,
Да готовиться в путь,
Как с надеждой глядеть на разрушенный дом,
Как по доброму петь.

Видеть козни врага,
Да по вере прощать.
Посягательства чад
Волей одолевать,
Да гнушаться всех тех, кто порочит Отца,
Да по силе терпеть.

Мы Православные!

Гнать кручину-печаль,
Да с похмелья болеть,
Нараспашку идти,
Да в молитве радеть,
Да собором судить, кому тяжло держать
Во славу нашей земли!

Мы Православные!

А в небе сила — любовь!
Божья воля — закон!
Смертью смерти поправ
Дышит вечность с икон.
Да святиться Имя твое
На все просторы Руси!

Мы Православные!

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий