Входит в альбом «Лошадь Белая» (2008)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
Из интервью с БГ, mixnews.lv, 14.04.2009:
— Тогда, пожалуйста, вернёмся ещё к концертной программе? Кто, всё-таки, такой господин Паисий Пчельник? (То есть, я понимаю, что так называется песня из нового альбома, но, всё-таки — кто это?).
— Это такой человек, вероятно, очень святой (перекрестился). В интернете умные люди очень много чего говорят по этому поводу… Я, правда, не всё понимаю.
***
Из интервью с И. Смирновым, svobodanews.ru , 30.01.2009:
— Может быть, заодно разберемся и с другим историческим персонажем? Какие такие древние молитвы превращают женщину в тигрицу с базукой?
— На многочисленных сайтах, посвященных творчеству Гребенщикова, а среди них есть даже специальный по разгадыванию ребусов — «О чем БГ», там уже развернулась работа по идентификации пчеловода — феминиста. Кандидатуры преподобного Паисия Великого, Паисия Величковского, можно еще добавить старца Паисия Святогорца: «Доходят до того, что спрашивают: «Почему это жена должна бояться мужа?». Однако в страхе присутствует почтение, а в почтении — любовь… Жена должна иметь почтение к мужу… Сегодня люди истолковывают Евангелие шиворот-навыворот и поэтому уравнивают все». Смысл, как видите, несколько иной, чем в песне. С точностью до наоборот. На самом деле, в эсхатологии среди знаков, указывающих наступление «последних времен», то есть хаоса, распада перед концом света, особое место занимает смешение установленных социальных ролей: господствующей для мужчины и подчиненной для женщины: «Придут последние времена — будут девицы — бесстыжие лица. Что мужчины, что женщины — не отличить. Женщины будут у власти, волосы стриженные». Гребенщиков всё это средневековье переводит в откровенно пародийную эксцентрику, в боевичок а ля «Килл (Де)Билл». И кто тут реакционер, скажите на милость?
***
«Золотой треугольник» — экскурсионный тур по штату Раджастан. В маршрут входят: Джайпур, Дели, Агра.
***
…иные грядут времена / Когда муж превратится в орнамент / И всем будет править жена… —
Из интервью с БГ, «Огонек», 2001:
— Хотелось бы теперь услышать о предощущении ближайшего десятилетия. Или столетия. Или тысячелетия, по возможности…
— Никакого ощущения рубежа у меня нет, но, конечно, мы вступаем в новую эру. Не видеть этого смешно, хотя сейчас еще не все к этому готовы.
— Что за эра?
— Эра матриархата. Так происходит во всем мире, затронет и нас, и я этому только рад. Эра гармоничная и мирная — как с моей точки зрения, так и с точки зрения нескольких независимых экспертов.
— «За последнюю тысячу лет мы узнали печальную часть наук»…
— Верно. «Настало время заняться чем-то другим».
— А почему наступает матриархат? Что, мужчины повывелись?
— Матриархат наступает потому, что так написано в небесах. Светила так расположены. Все происходящее в мире вообще очень мало соотносится с нашими заслугами или провинностями.
Из интервью с БГ, 20.02.2002:
— У вас нет ощущения, что жизнь стала жестокой какой-то, и все это подогревается в придачу программами вроде Последнего героя?
Борис: Это звено той же цепи, благодаря которой появился, скажем, фильм Солдат Джейн о женщине в армии. В принципе, для средневекового мышления довольно странная вещь. Хотя до Средних веков все это уже было. Идет поворот к давно забытому прошлому, когда мужчина и женщина были в чем-то равны. Женщине свойственна крайняя жестокость, которая совершенно несвойственна мужчинам, потому что женщины озабочены выживанием человеческого рода. Ради выживания, скажем, собственного ребенка любая женщина перегрызет глотку кому угодно. Поэтому жестокость в данном случае — давно забытая форма, которая, тем не менее, была присуща всегда. Я вижу это в контексте нового выживания человеческого рода. Я серьезно считаю, что начался матриархат. В следующие 300-400 лет будет очень весело, все будет поворачиваться дальше и дальше к каким-то странным формам. Эра точно кончилась, пошел новый виток.
.
_______________________________________________________________________
Текст песни «Слово Паисия Пчельника»:
Что ты печально стоишь на своих каблуках?
Лучше бы ты, как тигрица на джипе
С подледной базукой в руках
В жутких тропических зарослях ельника
С древней молитвою Паисия ПчельникаЧто ты рыдаешь, размазав паленую тушь?
Лучше б ты пересекала в собачьей упряжке плато Гиндукуш
Или б тихо мурлыкала про Москву и Сокольники,
Выпивая с шаманами в «Золотом треугольнике»Слушай, сестра,
Брось пресмыкаться в юдоли
Скажи «Прощай»
Концепции бабьей доли
Как молвил Паисий, иные грядут времена
Когда муж превратится в орнамент
И всем будет править жена.А старцам открыта книга будущих дней
Старец он слышит ушами сердца молчание древних камней.
Так что начни сейчас, не жди понедельника,
Правь этим миром по слову Паисия Пчельника.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий