НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС — история альбома «Яблокитай» (1997)

1997_yablokitay_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Люди на Холме
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

2. Во Время Дождя
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

3. Странники в Ночи
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

4. Сёстры Печали
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

5. 9-й Скотч
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

6. Три Царя
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

7. Нежный Вампир
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

8. Большое Сердце
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

9. Атлантида
(В. Бутусов — И. Кормильцев)

10. Апельсиновый День
(В. Бутусов — И. Кормильцев)


 1997_yablokitay_05

Слава Бутусов — вокал, гитары, клавишные, автор музыки
Борис Гребенщиков — вокал (1,7)
проф. Сироб Вокищнеберг -реверсы (8)
Илья Кормильцев — автор текстов
Билл Нельсон — produce (?), гитары, клавишные, перкуссии, вокал, messages, vertigo intros
Джон Спенс — recording & mixing engineer

Special thanks — «Друг рыбака» (таблетки), «День сурка» (кино), «Safeway» (магазин), «The Ketch» (паб), лошадям Чарльстону, Шарлотте и Руби, UFOs, piano «Gollard & Gollard», Rudstone Walk Farm (отель), ghosts (привидения), Большому Дереву, «Jingle Bells» (песня), гитарам «Gibson», «Guild», «Yamaha», «Berlin», «Eros», «Washburn», «CV», усилителям «Pignose», «Vox», «Boo Cer», «Shaftesbury», Xmas Trees Garden, Марку Болану, Фрэнку Заппе, The Beatles (Magical Mystery Tour)

Запись произведена на Fairview Studio, Willbery near Hull, East Yorkshire, Great Britain
Mastered at Chop ‘Em Out Studio, London by Bill Nelson and Donnel Whillam

Мультимедийный трэк:
Концепт — Илья Кормильцев и Владимир Пинич
Объекты — Илья Михайлов, Алексей Солодухин

Дизайн: А. Коротич

1997 Dana music

2001 2CD DANA Music

Обложка переиздания «Яблокитая» 2001 г.:

1997_yablokitay_02

1997_yablokitay_03

 

Трэк-лист переиздания «Яблокитая» 2001 г.:

CD 1:
1. Люди на холме
2. Во время дождя
3. Странники в ночи
4. Сестры печали
5. Девятый скотч
6. Три царя
7. Нежный вампир
8. Большое сердце
9. Атлантида
10. Апельсиновый день
11. Матерь богов
12. Бедная птица

CD 2:
1. Апельсиновый день
2. В время дождя
3. Апельсиновый день (coda)
4. Большое сердце
5. Три царя
6. Странники в ночи
7. Девятый скотч
8. Люди на холме
9. Атлантида
10. Бедная птица
11. Матерь богов
12. Сестры печали

1997_yablokitay_06a   1997_yablokitay_06b

* * *

Материал для альбома написали: тексты — Илья Кормильцев в Праге в декабре 1995, январе и, отчасти, в мае 1996, — музыку же — В. Бутусов в Санкт-Петербурге в 1994-96 годах. Он же соединил ее с текстами у себя дома в августе-сентябре 1996 года.
Продюсером альбома стал Билл Нельсон, основатель и лидер известнейшей в Британии 70-х глэмовой группы «Be Bop Delux», впоследствии — продюсер коллективов Gary Newman и Yellow Magic Orchestra, неофициальный участник группы Japan, автор музыки к фильмам и спектаклям (более чем сорок сольников у него) — масон и розенкрейцер, да и просто замечательный человек — маэстро Билл.
Само же название выплыло из отягощенного знанием всех тех богатств, которые выработало человечество Ильи Кормильцева. Он поведал Бутусову, что апельсины в переводе то ли с фламандского, то ли еще с какого — это китайские яблоки. Исходя из этого, архитектурно обученный Слава сконструировал «Яблокитай.» и настоял, на этом названии.

1997_yablokitay_04

***
ЯБЛОКИТАЙ: СВЕДЕНИЯ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
(информация с официального сайта группы —
www.nautilus.ru):

Альбом, получивший название «Яблокитай» (дословный перевод со староголландского на русский русского слова АПЕЛЬСИН) (см. П. Я. Черных , «Историко-этимологический словарь современного русского языка», М., «Русский язык», 1994) был записан на студии Fairview в местечке Willerby-near-Hull в британском графстве Восточный Надел Йоркшира (East Riding of Yorkshire).

Материал для альбома написали: тексты — Илья Кормильцев в Праге в декабре 1995, январе и, отчасти, в мае 1996, — музыку же — Б. В. Г. в Санкт-Петербурге в 1994-96 годах. Он же соединил ее с текстами у себя дома в августе-сентябре 1996 года.

Продюсером альбома стал Билл Нельсон, основатель и лидер известнейшей в Британии 70-х глэмовой группы «Be Bop Delux», впоследствии — продюсер коллективов Gary Newman и Yellow Magic Orchestra, неофициальный участник группы Japan, автор музыки к фильмам и спектаклям (более чем сорок сольников у него) — масон и розенкрейцер, да и просто замечательный человек — маэстро Билл.

Никто из других участников МРГ в записи участие не принял, и не по косным денежным причинам, о чем уже распространялись инсинуации, а просто так.

Подъезжал также Борис Борисович БГ, пил виски, пел песни, плясал танцы — и доплясался: затянуло в многоканальный магнитофон, перевернуло, реверсировало и выплюнуло обратно уже в виде безумного профессора яблокитайского языка Сироба Вокищнеберга!

Мероприятие началось 7 ноября (в день Великой Октябрьской революции, а закончилось 22 декабря (в день рождения товарища Сталина). Это вовсе не символично — каждый день какая-нибудь пакость случалась.

Всего было записано 12 песен, но в альбом войдут только 10 — двум пришлось отодвинуться, чтобы предоставить место Мультимедийной дорожке.

.

***
Информация о новом переиздании «Яблокитая» на 2 CD в 2001 г.:

В переиздание последнего альбома «Яблокитай» помимо основного материала диска вошли два бонус-трека «Матерь богов» и «Сестры печали». Однако это не все: для преданных фанатов «Наутилуса» и просто заядлых меломанов будет несомненно интересен второй диск. Хотя бы с коллекционной точки зрения. Здесь собран весь демо-материал «Яблокитая», записанный перед основной записью в Лондоне.
Автор слов ко всем песням «Яблокитая» Илья Кормильцев в телефонном разговоре рассказал, что идея выпуска CD пришла в голову представителям компании Dana music, издававшей «Наутилус» в лучшие времена большими порциями. Материал, представленный на втором диске, записывался дома у Вячеслава Бутусова и являлся «рабочим» вариантом альбома (при этом надо иметь в виду, что писалось все-таки «начисто»). Что касается песен «Матерь богов» и «Сестры печали», они также были подготовлены для «Яблокитая», были записаны и на демо, и на студии в Лондоне, но по творческим соображениям в альбом не вошли: Бутусов якобы не хотел избытка треков на альбоме. Зато вошли в изданный позже сборник «Атлантида» вместе с другими песнями, забракованными группой в разные времена существования «Наутилуса». (Отметим, что бонусы ничуть не хуже основных треков очень профессионального альбома, особенно это касается «Матери богов»).
«Яблокитай» — последний альбом в дискографии утонувшего «Наутилуса». Причем под маркой NAUTILUS POMPILIUS альбом по сути выходил лишь формально. Из, так сказать, коммерческих соображений. Де-факто он представлял из себя первый сольник Бутусова. Ни один музыкант «Наутилуса» не принимал участие в записи «Яблокитая» в Лондоне в 97-м. Партии вокала, гитары, клавишных, перкуссии исполнили два человека — сам Бутусов и господин Бил Нельсон. В двух треках можно услышать голос БГ. Над звуком работал английский звукорежиссер Джон Спенс.

.

***
Чат с Ильей Кормильцевым, 15.08.1999.:

— Илья, как я слышал, ни вам ни Бутусову не нравится альбом «Яблокитай», который с подачи Гребенщикова и при его участии вы записали в Англии. Почему?

— Это не правда. Нам не нравится все, но нам нравится многое. И БГ никакой подачи не давал. Это была независимая идея.

— Гребенщиков как-то повлиял на саунд в «Яблокитае» или это целиком заслуга Нельсона?

— Что имеется в виду? Саунд как арранжировки, или как сведение-мастеринг? Борис не влиял ни на то, ни на другое.

— Имеется в виду, что саунд уж очень отличается от предыдущих альбомов.

— Конечно Нельсон. Но очень плохие сведение и мастеринг: Дана денег не дала.

00_97_yablokitay_04

***
Из интервью с В. Бутусовым, «FUZZ», №7/1999:

FUZZ: “Яблокитай” — это уже и не НП, а твоя с Ильей работа.

Вячеслав: Я был уверен, что это будущее наше творение не спасет ни Англия, ни продюсеры, потому как сами мы представляли на тот момент полуразложившийся корнеплод. Но Кормильцев решил — в Англии, со студией, с продюсером. А когда туда приехали… жизнь и работу там я вспоминаю как лечение в пансионате. Я избавился от депрессии за полторы-две недели, и все происходящее, включая творчество, воспринимал эйфорически — отсюда и результат. По статусу эта работа должна быть авторской, а никак не НАУТИЛУСовской. К тому моменту, как мы отправились в Англию, уже было ясно, что музыканты группы в нем участвовать не будут. Однако под девизом: “Надежда умирает последней” все делали вид, что просто ничего не понимают. Потом потянулся этот шлейф оправдательно-извинительный.

.

***
А. Кушнир «Утомленные роком» («Введение в наутилусоведение», М.: ТЕРРА, 1997):

Масло в огонь новому отношению к жизни подлил приезд из Праги брызжущего энергией Кормильцева. После презентации “Крыльев” он в течение нескольких месяцев жил в Чехии, писал тексты для новой программы и, по существу, вернулся из загранкомандировки другим человеком.

…Кормильцев сказал:
«Там я писал стихи, чувствуя, как с меня сходит весь невроз, приобретенный в Москве за последние три года. У меня появились уверенность в собственных силах, необходимая жесткость, образность мышления. Я посетил в Праге кучу рок-концертов и постепенно начал “отмокать”. Вернувшись домой, я почувствовал себя как заколдованный и впервые поверил, что никакая сила здесь не сможет меня сокрушить. Впервые за много лет мне все стало по х…».

… Довольно быстро был написан материал нового альбома, и только потом стало ясно, что делать его по-старому нельзя: нужен был продюсер.
В это время в недрах “Наутилуса” происходила очередная переоценка ценностей, в первую очередь связанная с активным увлечением его идеологов психоделической стороной брит-попа. Новым культовым героем группы стал Джарвис Кокер, вытеснивший в сознании Бутусова и Кормильцева несколько потускневший с годами образ Мика Джаггера. Возродившийся интерес к идеологии неохиппи способствовал возникновению у музыкантов нового психологического оптимизма, который после осенней поездки в Амстердам повлек за собой определенные эксперименты, связанные с расширением сознания.

… В обстановке духовного подъема у Бутусова появилось естественное желание записать новый альбом в Англии. Не последнюю роль здесь сыграл пример Гребенщикова, который, записав два альбома в Лондоне, доказал реальность проведения подобных мероприятий.

На предварительной стадии подготовки альбома Александр Пономарев говорил:
«На данном этапе группе надоело вариться в собственном соку. Какое бы в России ни было оборудование, какие бы ни были звукоинженеры, мы сами до конца не знаем, как именно все должно звучать. В поисках истины группа делала в студии множество версий одной и той же песни – и не факт, что при этом выбирался самый оптимальный вариант. “Наутилусу” не хватало продюсера, который взял бы на себя ответственность за звук».

Печальная истина современного положения российского шоу-бизнеса заключается в том, что практически все поиски в области звукозаписи свелись у нас к приобретению новой, а потом и новейшей аппаратуры. В нее “вбухивались” колоссальные деньги, отчего звук странным образом не улучшался. Слово же “продюсер” до сих пор понимается в контексте не музыкальном, а кинематографическом, если не уголовном – как человек, который заказывает музыку. В то время как на самом деле продюсер музыку создает (музыканты при этом играют).

Поиски продюсера для нового альбома начались довольно давно. По крайней мере, еще осенью 1995 года директорат группы вел предварительные переговоры с одним из продюсеров “Eurythmics” на тему совместной работы с “Наутилусом”.

Бутусов:
«Продюсер привносит в работу элемент уверенности. Это человек, который приходит в студию и говорит: “Ребята! Я не берусь утверждать, что это гениально, но я могу гарантировать, что из этого можно сделать что-нибудь стоящее”. Продюсер знает, что именно надо делать и какими средствами этого добиться».

Вскоре такой человек был найден. Им оказался английский музыкант по имени Бил Нельсон, фигура в России малоизвестная – разве что старые меломаны помнят группу “Ве-Вор Deluxe” – родоначальницу английского глэм-рока. Однако на родине его знают и почитают достаточно: друг Марка Болана, известный по совместным работам с Роджером Ино, Дэвидом Сильвианом и Харольдом Баддом.
Через сотрудничавшую с “Аквариумом” Кэйт Сент Джон министру иностранных дел “Наутилуса” Ольге Суровой удалось пообщаться с ним в Лондоне. Нельсон, чья фамилия находится в энциклопедиях “новой волны” и “инди”, аккурат между “New Model Army” и “Napalm Death”, заинтересовался музыкой “Наутилуса”, прослушав самым внимательным образом всю музыку “Hay” (!) от начала и до конца, и начал всерьез рассматривать предложение о сотрудничестве.
Нельсон, проживающий на северо-востоке Англии в 250 милях от Лондона в графстве Восточный Йоркшир, относится к тому разряду людей, которые не любят много говорить. Разговорам он предпочитает дело. За свою двадцатипятилетнюю карьеру музыканта и продюсера им было выпущено более сорока альбомов. В самом начале 1970-х его имя было связано с группой “Ве-Вор Deluxe”. Ведомые ироничными гитарными вспышками Нельсона и продюсируемые будущим саунд-гуру “Stone Roses” и “Kula Shaker” Джоном Лики, “Ве-Вор Deluxe” попали со своими двумя альбомами в английский “Top of the Pop”, после чего Билу игра в рок-н-ролл показалась чересчур монотонной. Нельсон уединился от мирской суеты на собственной ферме, где в домашней студии в течение последних двадцати лет пишет музыку для кинофильмов, спектаклей и телепостановок. Параллельно он приезжает в Лондон, работает с другими музыкантами, продюсирует записи молодых рок-групп (от английских до японских), увлекается амбиентом, сэмплерами и секвенсорами, а также экспериментирует с СD-RОМ’ами, считая, что они значительно расширяют визуальный потенциал любого проекта.

Нельсон:
«Я получаю удовольствие от работы с правильными людьми. При этом я даже сам не всегда знаю, буду ли я только продюсером или буду записываться вместе с музыкантами. Для меня это всегда сюрприз».

И далее – по поводу “Hay”:
«У вас в музыке все слишком отточено и поэтому немного скучновато, вам надо добавить немного задора и здорового, легкого сумасшествия. В идеале вам надо немного побесшабашничать».

Подобная направленность вполне сочеталась с устремлениями лидеров группы, и общий язык был найден. Оставалось просто сойти с ума – слегка и временно. Основным и необходимым условием была не психбольница, а работа в Англии, в Йоркшире – на студии Била Нельсона.
После того как Нельсон получил переведенные на английский язык тексты нового альбома, состоялась его встреча с приехавшим в Англию Кормильцевым. Следствием их беседы стало решение о том, что Бил Нельсон будет продюсером нового альбома “Наутилуса”.
Записывать альбом в Англии Бутусов собрался с местными студийными музыкантами. Говорят, это решение во многом объяснялось экономическими причинами – день работы в студии с английскими музыкантами стоит значительно дешевле, чем оплата проезда и проживания в Англии членов группы “Наутилус Помпилиус”.
Нельзя сказать, что известие о подобной системе записи было встречено внутри группы с большим энтузиазмом. В принципе, в “Наутилусе” уже стала традицией нервозная обстановка накануне подготовки любого альбома.
… По словам Бутусова, с английскими музыкантами и продюсером ему записываться психологически легче. Поскольку в подобной ситуации отпадает необходимость решать, какую из версий выбрать и какая гитарная партия записана лучше. Вторая причина состояла в том, что сам факт записи альбома в Англии подразумевал в понимании Бутусова гарантированное качество конечного продукта, гарантированное качество аранжировок и звука.
Лидер “Наутилуса” в очередной раз решил пойти на эксперимент. Возможно, это был его наиболее нестандартный ход за последние полдесятка лет. Риск состоял в том, что демонстрационная версия нового альбома имела очень мало общего как со стилем “Наутилуса” последних лет, так и с той трансообразной эстетикой, которую проповедовал Бил Нельсон. К этому следует добавить, что демовариант нового альбома, записанный Бутусовым на домашней портостудии осенью 1996 года, производил сильное впечатление именно своим мелодизмом, простотой и ясностью. Сразу более полудесятка композиций – “Апельсиновый день”, “Странники в ночи”, “Большое сердце”, “Три царя”, “Девятый скотч” и “Люди на холме” – носили ярко выраженную хитообразную направленность. На фоне монотонных мелодий последних лет эти песни выделялись именно своей выразительностью – в духе лучших композиций “Наутилуса” 1980-х годов. Написанные Кормильцевым тексты отошли от расплывчатых трактовок библейских образов и стали более тонкими и осмысленными. Другими словами, при благоприятном стечении обстоятельств с этим альбомом группа могла рассчитывать на настоящий прорыв. Осознание близости желаемого результата и чувство вновь обретенной свободы окрыляли в который раз поверившего в собственные силы Бутусова.
“Это одна из моих самых ответственных работ, – сказал Слава перед отлетом в Йоркшир. – Первый раз в жизни я еду куда-то с нетерпением”.

00_97_yablokitay_06

***
А. Коротич:

Срочно, за две недели, из любительских фотографий Кормильцева при помощи компьютера был создан «вывернутый» глобус Йоркшира, в центре которого находился апельсин. Я работал над дизайном «Яблокитая» с какой-то отчаянной осенней грустью. Почему? Может быть виноваты унылые ландшафты Альбиона, а может предчувствие скорой развязки: этого даже китайцы не знают. Все как-то не ладилось. Большинство сотоварищей не приняли странного на слух названия альбома. Неожиданная засада явилась с английской стороны — Билл Нельсон (ох уж эти стареющие плейбои!) решительно не понравился себе на фотографии отчего чуть было не пострадал весь проект. Дальше — больше. Хитрая макетная задумка, рассчитанная на картонную раскладушку была по финансовым причинам переработана дизайнерами DANA Music под стандартную пластмассовую коробку отчего утратила главный композиционный прикол.

.

***
Из интервью с В. Бутусовым, «Комсомольская правда», 1997 г.:

— В материале о том, как шла работа над альбомом «Яблокитай», была фраза: «Бутусов считает этот диск главной работой в своей жизни. Это так?

— Вообще-то таких высказываний я избегаю. Но могу сказать откровенно: от работы над этим альбомом я получил громадное удовольствие. Хотя, может, это и опасно, когда человек находится в эйфории и перестает злобно контролировать то, что происходит.

— А не было ощущения, что тебя контролируют? Не злобно, но жестко? Все-таки в Англии пришлось работать в совершенно непривычных условиях?

— Конечно, но я в этот процесс вписался, меня все вполне устраивало. Я предпочитаю предсказуемость. И в процессе работы у меня не было никаких сомнений относительно конечного результата. Меня радовало, что все происходило в хорошем смысле пунктуально. Все положительные моменты, которые замышлялись, все происходили. Работая в России, я мог бы капризничать. Там мне этого не позволялось. И я, представьте, был счастлив ощущать себя человеком, который никому не мешает работать.

— Здесь вы работали с людьми, которых знаете не первый год. С одной стороны, это хорошо, вы понимаете друг друга с полуслова. Есть некий коллективный дух. Но, возможно, именно это мешает поставить работу на чисто рациональную основу. На многие вещи приходится закрывать глаза: мне с этим человеком еще работать… В Англии с вами работали партнеры, о которых точно можно было сказать, что после окончания записи, вы с ними не увидитесь. Вы ощутили разницу?

— В «Hay» именно первый тип отношений. В этом тоже есть свои плюсы. У нас все тебя поймут, если ты напился или просто не в состоянии работать. Наш народ душевно готов к тому, чтобы освоить твои проблемы. Это очень хорошо. Там в этом смысле все более отгорожено. Но если втянуться, понимаешь, что так и надо работать.

— Насколько близко вы сошлись с английскими музыкантами? Бывали у вас какие-то посиделки?

— Внерабочих посиделок практически не было. Выпивать вечерами и изливать проблемы на чужие головы — это чисто наше. Хотя день рождения продюсера, конечно, отмечали. Кстати, давайте я сразу поясню. Постоянно на студии работали три человека: звукооператор, продюсер Билл Нельсон и я. Так что «музыканты» ^ слишком громко сказано.

— Как вам, кстати, работалось под руководством Билла Нельсона?

— Я считаю, что его вклад в это дело просто грандиозный. Помимо продюсирования он еще и на всех инструментах играл. При этом делал все без лишних восторгов, как бы нейтрально, тем самым не давая мне впадать в эйфорию.

— Как происходил последний сеанс записи?

— … Расставались мы с большой грустью, потому что прониклись друг к другу. Давно я не испытывал таких теплых чувств. Там вообще была атмосфера — смесь пионерлагеря с санаторием.

— Борис Гебенщиков вписался в эту атмосферу или же его появление в английской студии было не слишком желанным напоминанием о жизни в России?

— Все было очень трогательно. Мы наконец-то ощутили, что имеем какое-то отношение друг к другу. Тем более что первые десять дней я там жил в полном одиночестве.

— Как ваши английские партнеры отнеслись к тому, что Борис принял участие в записи? Не сочли это нарушением контракта?

— По этому поводу испуга они не испытали. Они считают: раз людям так лучше, значит, так и надо. Можно было хор дрессированных мышей привести — лишь бы продукт получился таким, как его представляет себе продюсер.

— Уезжая в Англию, каким образом вы поставили об этом в известность музыкантов «Наутилуса»?

— Да практически никак, поскольку сам был в полном неведении. С музыкантами у нас были осторожные разговоры на эту тему. Уезжал я с полным мешком сомнений — а зачем это вообще нужно? Но было стремление попробовать что-то новое. Когда я приехал в Лондон, с ужасом думал о том, что из этого получится. Но с другой стороны, я представлял себе, как все могло бы быть, если бы мы поехали все вместе. Отношения в группе непростые. В профессиональном смысле полный порядок: Но в производственном процессе это не всегда решает все проблемы. Иногда надо просто заткнуть свои амбиции за пояс, довериться продюсеру. Я, например, нормально относился к тому, что Билл Нельсон делал с моей музыкой. А у кого-то, может, по этому поводу истерики были бы. В такой атмосфере ничего хорошего сделать нельзя. Нужна целенаправленность. А она достигается только железной дисциплиной. В чём я не силен. Мне всегда кажется, что каждый человек по-своему прав.

— Но там, в Англии, вы предпочитали об этом не думать?

— В Англии я был совершенно уверен в том, что я поступаю правильно. За то небольшое время, которое нам было отведено, мы пришли к результату, который меня устраивал. Все остальное — побоку.

— Как прошла первая встреча с музыкантами «Hay» после вашего возвращения из Англии?

— А не было никакой первой встречи. Часть музыкантов живет в Питере, часть — в Екатеринбурге. Общались в основном по телефону. И, если честно, мне нечего было им сказать. Я не мог найти подходящих лозунгов для того, чтобы честно, но убедительно объяснить, почему все так произошло.

.

***
А. Могилевский, «Столица С», 12.06.1997:

О «Яблокитае» говорить можно бесконечно. Конечно, профессиональная работа. Я Славе аплодировал. А вот если судить о музыке… Они там друг друга компилируют. Бутусов стал перепевать свои песни — отдельными местами, а Кормильцев — компилировать великих поэтов. Они сами говорят, что в этом нет ничего страшного. Весь этот музыкальный материал нам на 70% известен. Дайте нам по компьютеру и два месяца свободного времени, и мы выпустим свой альбом.

.

***
В. Бутусов:

Можно найти много возможностей для самореализации. И проект «Яблокитай» для меня стал как бы переходным от НАУТИЛУСА к полной творческой свободе, скажем так, пафосно.

.

***
Из интервью В. Преображенского с И. Кормильцевым:

— Какой из периодов существования «Наутилуса» был для вас наиболее интересным?

— Самым интересным был последний год. Проведенный в Великобритании.

— Почему?

— Это трудно объяснить. Буквально за несколько недель мы выяснили, что все предыдущие 12 лет занимались полной глупостью. (Смеется.) Это всегда человека очень восхищает, раскрепощает как-то и поднимает по жизни – такая самокритика, тотальная. Просто кто-то выдерживает, а у кого-то сдает нервная система.

— И к чему это привело?

— Группа распалась (Смеется еще задорнее). В принципе, это должно было произойти гораздо раньше. Мешала неинформированность и подверженность общим иллюзиям и мифологемам.

.

***
Интервью Вячеслава Бутусова для сайта Colta.ru. 27.02.2017:
http://www.colta.ru/articles/music_modern/14055

— Последний студийный альбом «Наутилуса» «Яблокитай» был записан в Британии с продюсером Биллом Нельсоном. Чья это была идея?

— Это была идея Ильи. Мы на тот момент сотрудничали с ирландской издательской компанией. Они предложили записать альбом в Англии и профинансировать все расходы. Я поначалу растерялся, поскольку для меня это было абсолютно новое явление — ехать куда-то за границу и записывать альбом с незнакомыми людьми. Но Илья был экспериментатором и очень подвижным человеком. Его не пугали ни Англия, ни конюшня под Йоркширом, в которой находилась эта студия. Как ни странно, в итоге этой работой больше всего проникся я.
Отдельная история, как мы искали продюсера на эту запись. Компания предложила на выбор трех человек. Один из них был почтенного возраста композитором из Ирландии, который спродюсировал один из альбомов Шинейд О’Коннор. Мы на него делали основную ставку, но он отказался — его не устроило, что мы уже слишком много понаписали музыки, сделали демо-записи и тем самым его уже куда-то направляли. Другой продюсер регулярно работал с группой Status Quo. Он оказался человеком попросту неаккуратным. По нашим меркам — растяпой. Мы не смогли с ним работать. Так что Билла Нельсона мы не выбирали — он достался нам автоматически. При этом он больше всех вник в нашу историю и понял, что мы хотим. Потом оказалось, что он — мультиинструменталист, и в результате Билл Нельсон все сам и записал. Музыканты просто не понадобились.

— В итоге вам достался лучший вариант из возможных. Послужной список Билла Нельсона впечатляет.

— Господь направляет. Когда человек очень чего-то желает, его желание определяет дальнейшие события. Для нас студийная работа всегда была большой роскошью, поэтому мы к ней относились с большим трепетом и старательно. В конце концов наши молитвы были услышаны. Вообще я считаю «Яблокитай» одним из самых интересных альбомов «Наутилуса».

.

***
Алексей Могилевский, народное интервью 12.03.2015:
http://vk.com/a_mogilevsky?w=wall-2141267_177%2Fall

— Почему альбом «Яблокитай» записывался с сессионными музыкантами? Была история, что альбом планировался как первый сольник Бутусова.

Ответ:
Наиболее точно вам ответила бы Википедия или сам Илья, чему не бывать, по понятным и скорбным причинам, или Слава. Для меня эта история так же загадочна и малопонятна. Это и есть первый сольник Славы по факту, но, насколько мне известно, деньги выделялись под бренд «Наутилус Помпилиус», и отчитываться по освоенным средствам надо было как за продукт именно НП, а не «сольниквячеславабутусова».
Помнится, планировалось участие меня и Потапкина в записи, но это не осуществилось. Без пояснения причин. Позже, репетируя тур в поддержку Яблокитая, все же было нечто оправдывающее альбом как наутилусовский. Нам раздали кассеты с записью готового альбома, и мы его добросовестно «сняли» на слух, откинув студийные мулечки и фишечки и добавив живой драйв барабанов, дудки и всего остального, ибо живого звука группы в студии было не добиться.
Все делал один человек – Билл Нельсон. Немножко подпел Боря в Нежном Вампире, поскольку был в тех же краях по своим делам. Где-то подпели девушки (или девушка) из местного церковного хора, даже Илья, который присутствовал при создании альбома, где-то вставил свои пять копеек в качестве чего-то бэк-вокального.
Вячеслав приехал из отпуска в самом конце репетиций тура, который одновременно был и прощальным. Без официальных уведомлений, но все знали, что он последний. Показали, что получилось, ему понравилось. Но и только. Сам он участия уже ни в чем не принимал, пел под то, что сделали без него. Как в Ирландии, так и в Москве. Грустная история, в общем-то.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий