Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»
Как вы уже догадались из предыдущей статьи, работа в VISAGE крепко сблизила Юра и Карри. Поэтому последний предложил Миджу поучаствовать в реанимации ULTRAVOX, после того, как её покинул основатель и вокалист Джон Фокс.
Юр давно был поклонником последнего альбома ULTRAVOX — «System of Romance» 1978 г. — и долго не ломался.
М. Юр:
«Если бы ULTRAVOX распались до того, как я к ним пришёл, люди наверняка балдели бы от «System of Romance» и всех тех ранних альбомов. Но я пришёл со своей не крутой попсовой идеей. И что ещё хуже – мы стали успешными. Да, мы стали чуть более попсовыми, но я до сих пор уверен, что мы сочиняли хорошие песни».
На самом деле, не приди в коллектив Юр, о раннем ULTRAVOX помнили бы разве что продвинутые меломаны. Именно, благодаря ему, выкристаллизовался классический стиль группы, где страстный вокал и осмысленные (часто мрачноватые) тексты сочетались с танцевальными электронными ритмами и запоминающимися мелодиями.
М. Юр:
«До нас электронные инструменты рассматривали как новинку, как детскую музыкальную игрушку для извлечения необычных шумов, мы сделали электронику эмоциональной и обратили ее на службу чистого искусства, привнесли в нее страсть.
…Пресса прикрепила нам этот ярлык «новых романтиков», но я думаю, что все мы того времени… старались делать «белую» европейскую танцевальную музыку. Танцевальной музыкой всегда рулили чёрнокожие, особенно американцы. И вдруг внезапно появилась массовая танцевальная музыка, не фанковая, а белые европейские парни. Фанк – это ритмические акценты, а у нас были дешёвые ритм-машины типа CR-78, с плотным неакцентированным ритмом. Это была танцевальная музыка для людей, не умевших танцевать».
Уже первый сингл «Sleepwalk», записанный с Миджем, позволил заключить новый контракт с лейблом Chrysalis и попал в ТОП-40. Второй сингл — «Passing Strangers» — оказался не столь удачным.
Зато третий стал самым большим достижением ULTRAVOX за всё время существования.
«Vienna» (1980)
У нас главный хит группы — «Vienna» — никогда не был сильно популярен, и тому были вполне объективные причины. Их в полной мере озвучили менеджеры Chrysalis, впервые услышавшие песню — «слишком медленно, слишком мрачно, слишком длинно».
Группа с мнением фирмы не согласилась и настояла на том, чтобы выпустить «Vienna» синглом. Как сказал ударник Уоррен Канн, «эта песня лучше других представляла то, что мы хотим делать».
Б. Карри:
«Никто из нас не думал, что это будет большой хит, как потом случилось, но мы понимали, что сделано хорошо. Когда мы потом работали над этим альбомом с продюсером Кони Планком и, если было плохое настроение, то мы ему говорили: поставь-ка «Vienna» — и сразу у всех рот до ушей».
По тем временам эта синти-поп-баллада звучала действительно необычно и непопсово. В отличие от многих рок-групп ULTRAVOX строили свою музыку на основе европейской «белой» традиции. По словам Юра они сознательно хотели сделать «Vienna» «невероятно помпезной». А что вы хотели от песни, центральной темой которой стала мировая столица оперы — Вена. Отсюда и хоровое пение, и звуки рояля, и соло на скрипке, сыгранное Биллом Карри (единственные «живые» звуки на этом синтезаторном треке).
М. Юр:
«Есть кое-что, что в нынешние времена делать легче. Если вы послушаете песню, то во время соло Билли она чуть ускоряется перед тем, как снова замедлиться. У нашего ударника Уоррена был маркер, которым он подписал все кнопки ритм-машины, чтобы определять, когда что нажимать. Из-за постоянного ускорения и замедления темпа нам пришлось записывать несколько дублей: было соло с ускорением, с замедлением, медленнее, ещё медленнее… бум! Обрезали! Сбросили темп и закончили песню».
Текст песни Мидж Юр написал под впечатлением от «нуар»-фильма 1949 года «Третий человек» (по сценарию Г. Грина), где действие развивалось в сумрачной послевоенной Вене. Образы в песне были настолько туманны и мистичны, что нашлись те, кто посчитали, что «Vienna» посвящена знаменитому австрийскому художнику — Густаву Климту. Сам Юр впоследствии скажет, что это всего лишь песня «о курортном романе, просто поданная в тёмных зловещих тонах».
Клип на «Vienna» музыканты логично решили снимать в самой Вене. Правда, Chrysalis наотрез отказалась спонсировать видео, и снимать пришлось на собственные деньги. Дело шло к зиме, поэтому, приехав в столицу Австрии, музыканты обнаружили, что многие исторические места города закрыты на косметический ремонт, а здания скрыты полотнами и строительными лесами.
Закончили съёмки на старом кладбище у могилы какого-то знаменитого изготовителя пианино (впоследствии, этот памятник украсит обложку сингла).
Не успела группа доснять клип, как из рекорд-компании раздался звонок: срочно везите видео, ваша песня неожиданно стала радиохитом! И действительно, сингл, подкреплённый видео, в начале 1981 года добрался до 2-го места британского хит-парада и не выходил из чартов 72 недели. Одноименный же альбом «Vienna» стал №14.
М. Юр:
«Не случись этой песни, не исключено, что сегодня я б занимался совсем другим делом. Благодаря “Vienna” ULTRAVOX превратились из кумиров местного масштаба во всемирно известную группу: хороший пример, как много может значить в биографии исполнителя одна-единственная песня».
«Hymn» (1982)
В карьере группы, наконец-то, началась «белая полоса», которая тянулась всю первую половину 1980-х. Альбом 1981 г. «Rage in Eden» отметился в чартах двумя хитами — «The Thin Wall» и отличной песней «The Voice», воспевающей силу голоса (простите за тавтологию). Учитывая, что само название ULTRAVOX переводилось с латинского, как «суперголос», песню можно считать программной.
Следующая пластинка «Quartet» (1982) знаменательна уже тем, что стала единственным альбомом группы, попавшим в чарты США (61-е место). И это вовсе неудивительно, если вспомнить, что музыка ULTRAVOX была напрочь лишена блюзовых корней. Самой популярной песней альбома считается «Reap the Wild Wind» («Пожнёшь бурю»), но мы-то с вами знаем, что «Hymn» куда лучше.
Советский слушатель подскакивал при звуках этой песни не случайно. Западные критики обратили внимание, что последовательность аккордов в «Hymn» весьма напоминает мелодию… «Гимна СССР».
При этом название хита ULTRAVOX всё же не стоит переводить, как «Гимн». Разобраться в том, что же хотел сказать Мидж Юр этой песней непросто, но ясно одно — он имитирует стиль Библейских псалмов. Для большей загадочности сингл «Hymn» вышел с обложкой, где были изображены масонские символы — вроде циркуля и угломера.
Give us this day all that you showed me —
The power and the glory
till my kingdom comes.«Дай нам на сей день всё, что ты показал мне —
Власть и славу,
Пока не придет Царствие мое…»
Правда, смысл «Псалма» Юра наверняка вывернут наизнанку, о чём свидетельствует и клип к песне, где Дьявол искушает людей именно славой и властью.
«Hymn» стал №11 в Британии и одним из самых известных хитов ULTRAVOX в СССР. Единственное, что сильно напрягает в этой песне лично меня — так это совсем блёклые и невнятные куплеты на фоне яркого и мелодичного припева.
Каверы на «Hymn»:
«Dancing with Tears in My Eyes» (1984)
Второй знаменитой песней ULTRAVOX среди советских слушателей стала композиция с альбома 1984 г. «Lament» под названием «Dancing with Tears in My Eyes» («Танцуя со слезами на глазах»). Не знающие английского, и не подозревали, какой мрачный контекст заложил Мидж Юр в эту красивую танцевальную мелодию.
Зато понять смысл песни легко по клипу, где изображена ситуация аварии на атомной электростанции (за 2 года до реального Чернобыля). Осознав, что трагедия неминуема и спасения нет, герой Юра бежит посреди всеобщей паники домой, чтобы провести последние часы вместе с женой и ребёнком. В конце клипа мы видим, как плёнка проектора, изображающая счастливые дни семейной пары начинает плавиться.
Танец со слезами на глазах
(перевод Дмитрий Воронов из Москвы)Танцую со слезами на глазах,
Оплакивая память о прошедшей жизни.
Танцую со слезами на глазах,
Оживотворяя воспоминание об умершей любви.Пять часов, и я снова еду домой.
Трудно поверить, что это в последний раз.
Человек по радио кричит снова, что
Все кончено, все кончено…Танцую со слезами на глазах,
Оплакивая память о прошедшей жизни.
Танцую со слезами на глазах,
Оживотворяя воспоминание об умершей любви.Поздно, и я с моей любовью наедине.
Мы пьем, чтобы забыть про надвигающийся шторм,
Мы занимаемся любовью под звук нашей любимой песни
Снова и снова…Танцую со слезами на глазах,
Оживотворяя воспоминание об умершей любви.Пора… и мы в объятьях друг друга.
Пора… но я не думаю, что мы по-настоящему любим.Танцую со слезами на глазах,
Оплакивая память о прошедшей жизни.
Танцую со слезами на глазах,
Оживотворяя воспоминание об умершей любви.Танцую со слезами на глазах…
Сингл «Dancing with Tears in My Eyes» достиг 3-го места в британских чартах, а меланхоличная баллада «Lament» 22-го. К сожалению, альбом 1984 года оказался последним по-настоящему успешным релизом ULTRAVOX.
.
Хотя следующая пластинка «U-Vox» (1986) и попала в Британский ТОП-10, но синглы с неё продавались вяло. Любопытная попытка Юра обратиться к своим шотландским корням и скрестить синти-поп с кельтскими мелодиями (см. отличный сингл «All Fall Down») не была оценена слушателями, да и сами музыканты считали, что альбому не хватило «сфокусированности».
На этом история ULTRAVOX закончилась, о чём Мидж Юр особо не переживал, так как ещё в 1984 году начал успешную сольную карьеру.
Особо прославил его, написанный совместно с Бобом Гелдофом, рождественский сингл «Do you know it’s Christmas?», в записи которого приняли участие многие британские «звёзды». Все средства от сингла пошли на помощь голодающим Африки. Именно этот пример вдохновил американцев спустя год по подобному принципу выпустить свою благотворительную песню «We Are The World». Но это уже другая история…
2013 г.