Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»
Британскую группу THE YARDBIRDS можно по праву назвать не только «кузницей» гитаристов (через её ряды прошли такие виртуозы, как Эрик Клэптон, Джефф Бек и Джими Пейдж), но и «передовиком» поп-производства. Эксперименты с гитарным звуком, ритмикой песен и экзотической музыкой оказали огромное влияние на становление таких стилей, как психоделика, хард-рок, «гаражный» рок (предтеча панка) и даже рага-рок (рок с восточными элементами). Всё это мы легко можем проследить по главным хитам группы.
«For Your Love» (1965)
Сформировались YARDBIRDS ещё в 1963 году. Ядро группы составили вокалист Кит Релф, басист Пол Сэмвелл-Смит, барабанщик Джим Маккарти и гитарист Крис Дрейя. А вскоре к ним примкнул и второй гитарист — 18-летний Эрик Клэптон. По наличию Клэптона нетрудно догадаться, что поначалу коллектив специализировался на блюзовой музыке. Два года YARDBIRDS играли чужие хиты и стандарты, издали два сингла, но желанного успеха в хит-парадах не имели.
Помощь пришла со стороны 19-летнего сонграйтера Грэма Гоулдмэна. Хотя это ещё вопрос — кто кому больше помог. У Гоулдмэна тоже была своя группа под названием MOCKINGBIRDS и полное отсутствие достойного репертуара. Он ходил по разным музыкальным издательствам, но ни одна из предложенных песен ему не нравилась. Тогда, вдохновившись примером БИТЛЗ, юноша решил попробовать сочинять сам. Чуть ли не первым авторским опытом стала песенка под названием «For Your Love» («Ради твоей любви»), смысл которой ясен уже из названия. Кое-где упоминают, что главным источником её вдохновения (кроме «битлов») был знаменитый «Дом Восходящего Солнца» от ANIMALS — и действительно, нечто общее в звучании этих песен есть.
Грэм Голдмэн.
Однако продвинуть «For Your Love» на музыкальный рынок оказалось непросто. Сначала Гоулдмэн предлагал её лейблам, затем — другим группам вроде тех же ANIMALS или HERMAN’S HERMITS. Всё безуспешно. Тогда менеджер Гоулдмэна посоветовал ему показать песню самим БИТЛЗ, для чего автор отправился на рождественский концерт в зал «Hammersmith Odeon». Случилось так, что, окромя БИТЛЗ, там выступали и YARDBIRDS. Джим Маккартни вспоминал, что «For Your Love» им сразу приглянулась — прежде всего, своей необычностью.
Песня и впрямь ошарашивала резкими сменами ритма и тонального лада. Казалось, что в середину одной песни вставили совершенно другую. Начиналась «For Your Love», как тревожная минорная баллада, а затем неожиданно переходила в стандартный мажорный рок-н-ролл.
Интересно, что в записи минорной части песни приняли участие всего два члена YARDBIRDS — Кит Релф и барабанщик Джим Маккарти. Третий член — Пол Сэмвелл-Смит — вместо прямых обязанностей басиста занялся продюсированием. Именно ему пришла в голову странная идея использовать в песне бонги и клавесин. По тем временам это было настолько смело, что приглашённый игрок на клавесине — Брайан Оже – искренне удивлялся: «Кто в здравом уме купит поп-сингл с таким инструментом?».
Эрику Клэптону (гитару которого мы можем слышать только в мажорной части) «For Your Love» вообще категорически не нравилась. Он пришёл в группу играть блюз, а это был явный поп-рок — пускай и необычный. Мнение гитариста не изменилось даже после того, как песня стала большим хитом — причём не только в Великобритании (№3), но и в США (№6).
Что касается Грэма Гоулдмэна, то после успеха «For Your Love» он станет очень востребованным сонграйтером — не только у YARDBIRDS, но и у других групп (вспомним хотя бы такие хиты, как «Bus Stop» от HOLLIES или «No Milk Today» от HERMAN’S HERMITS). А в 1970-е, наконец-то, создаст собственную успешную группу 10CC.
Запишет он и свою версию «For Your Love», хотя каверов на эту песню всегда хватало. Среди них версия FLEETWOOD MAC, инди-версия BORDEAUX LIP, блюзовая (!) версия MAGNOLIA SONS, жёсткая версия Майкла Бина, фанковая версия Dr Victor и даже версия от белорусской группы ЯБЛОКИ.
«Heart Full of Soul» (1965)
Итак, не желая изменять своим музыкальным вкусам, Клэптон покинул YARDBIRDS и перешёл в BLUESBREAKERS. Перед уходом он порекомендовал на своё место Джими Пейджа. Однако будущий вдохновитель LED ZEPPELIN посчитал тогда, что работа сессионного гитариста и прибыльнее, и спокойнее. И предложил вместо себя Джеффа Бека. Надо сказать, что смена гитаристов пошла YARDBIRDS только на пользу.
Джим Маккартни:
«Когда кто-то в группе несчастен, с ним не очень-то здорово путешествовать и играть концерты. Поэтому, когда Эрик ушёл, мы испытали облегчение.
… (О Джеффе Беке) Его стиль имел широкий диапазон влияний — от Леса Пола до восточного ситара. Он привносил в группу необычность, а с Эриком мы бы вернулись к тому, чтобы снова стать группой 12 тактов (т.е. играющей блюз — С.К.)».
Именно с Беком группа записала свой второй большой хит — отчаянную любовную мольбу «Heart Full of Soul» («Сердце полное души»). Песню сочинил тот же Гоулдмэн с теми же фишками — сменой темпа, сочетанием минора и мажора, протяжёнными вокальными распевами и восточным привкусом. Последняя «фишка» и натолкнула Бека на революционную мысль — использовать в записи песни такие экзотические индийские инструменты, как ситар и табл.
Однако в студии выяснилось, что индийские музыканты не очень-то привыкли к чёткому ритму. И если игрок на табле в размер 4/4 более-менее попадал, то ситарист оказался безнадёжен. Тем не менее, Бек от идеи не отказался и применил целый арсенал примочек, чтобы сделать звук своей гитары похожим на звук ситара. Конечный результат получился впечатляющим, и сингл «Heart Full of Soul» достиг 2-го места в британских и 9-го — в американских чартах.
Сожалеть можно было только об одном. Удайся Беку первоначальный замысел, и YARDBIRDS стали бы первой рок-группой в истории, использовавшей ситар. А так этот титул отошёл к БИТЛЗ, которые спустя 5 месяцев выпустили знаменитый сингл «Norwegian Wood». Впрочем, и забракованную «ситарную» версию «Heart Full of Soul» сегодня тоже можно отыскать в раритетах YARDBIRDS.
Из других версий (среди которых — авторская версия Гоулдмэна, версии групп RUSH, DOKKEN, L.A.GUNS, UFO, BLONDIE, BOX of FROGS, JOSHUA) я бы отметил кавер Криса Айзека 1987 года (содержание песни хорошо подходило жалостливой манере певца).
«Evil Hearted You» (1965)
Третьим (и последним) «подарком» Гоулдмэна для YARDBIRDS стала песня «Evil Hearted You». Если в «Heart Full of Soul» герой просто жалобно молил некую девушку вернуться, то здесь уже попахивало мазохизмом. Парень откровенно унижался, стоя на коленях перед явно жестокосердной сучкой. О сменах темпах, мажоре-миноре повторяться не буду. Скажу лишь, что хит снова получился отличный, хотя он и не столь известен, как два предыдущих.
«Still I’m Sad» (1965)
С приходом Бека у YARDBIRDS появились не только музыкальные, но и авторские амбиции. Первой песней, которую музыканты сочинили сами, стала «Still I’m Sad» («Я всё ещё грущу»). Своему названию песня отвечала на 200%. И без того унылое настроение этой баллады многократно усиливалось тоскливо-гудящим распевом, который вызывал ассоциации то с прериями Дикого Запада, то с пустынями Ближнего Востока, то с григорианскими хоралами монастырей. Слова сочинил басист Сэмвелл-Смит — и с этого момента стал главным текстовиком оригинальных композиций группы.
Перевод — отсюда:
Смотри, звёзды падают с неба
Мягко пролетая, они высушат поцелуями твои слёзы
Смотри, ветер прилетел, мягко сдувает
Волосы от твоего лица
И дождь приходит, падая вниз
Своим безумным способом
И всё же мне грустно…
Хотя «Still I’m Sad» вышла на обратной стороне сингла «Evil Hearted You», она тоже угодила в хит-парады, а со временем оказалась даже более популярной, чем заглавная композиция. Взять, хотя бы каверы от таких разных групп, как RAINBOW (1975) и BONEY M (1977).
Интересно, что на дебютном альбоме RAINBOW Ричи Блэкмор записал «Still I’m Sad», как инструментал, но в 1990-е она уже исполнялась на концертах группы, как полноценная песня.
Ну, и, разумеется, не мог остаться в стороне и коллектив GREGORIAN, перепевающий поп-хиты в стиле хоралов.
«Shapes of Things» (1966)
Сами же YARDBIRDS считали пиком своей творческой карьеры песню «Shapes of Things», и многие музыкальные критики с этим согласны. Некоторые даже утверждают, что «Формы вещей» – можно считать первой композицией, записанной в жанре психоделики (забавно, что этот причудливый стиль сформировался ещё до того, как рок-музыканты стали «расширять своё сознание» с помощью ЛСД). Несмотря на то, что главные новаторские идеи (искажённая гитара, обратная запись) принадлежали Беку, в написании «Shapes of Things» участвовала вся группа.
Джим Маккарти:
«Мы начали с ритма, затем использовали басовый рифф из какой-то джазовой песни, потом добавили аккорды, и уже поверх этого Кит напел мелодию».
Тот же Маккарти утверждал, что по содержанию «Shapes of Things» — антивоенная песня, этакая реакция на войну во Вьетнаме. А вот непосредственный автор слов — Сэмвелл-Смит — больше настаивал на экологическом подтексте, направленном «против уничтожения нашей планеты». Впрочем, одно другому не противоречит — особенно, если вспомнить сотни гектаров вьетнамских лесов, выжженных американским напалмом.
Сингл «Shapes of Things» показал хорошие результаты (№3 в Британии, №11 в США).
В 1968 году Джефф Бек перезапишет песню для своего сольного альбома. Предложение поступит от вокалиста его группы — Рода Стюарта, на что Бек ответит: «Тогда давай замедлим песню и сделаем её брутальной и злой».
«Mister, You’re a Better Man Than I» (1966)
Обратная сторона британского сингла «Shapes of Things» тоже не подкачала. На ней была записана ещё одна замечательная песня с ироничным названием «Mister, You’re a Better Man Than I» («Мистер, ты лучший человек, чем я»). В ней тоже затрагивались остросоциальные вопросы — можно ли оценивать внутренние качества человека по дороговизне одежды или цвету кожи? должны ли люди умирать ради короля и государства (странно только, почему не «королевы»)?
На этот раз песню сочинили не YARDBIRDS, а один из основателей группы MANFRED MANN — Майк Хагг со своим братом Ронни. В 1969 году MANFRED MANN запишут и свою (очень своеобразную) версию «Mister, You’re a Better Man Than I» (см. также каверы SHAM 69 и GROWING CONCERN).
«Over Under Sideways Down» (1966)
Были в творчестве YARDBIRDS и весёлые гедонистические песни. Например, «Over Under Sideways Down», посвящённая беззаботному времяпрепровождению — автомобилям, девушкам, пьянкам-гулянкам и прочему «делу молодому». По сути, этот сингл стал последним взлётом группы в верхние строчки хит-парадов (№10 в Британии, №13 США).
«Happenings Ten Years Time Ago» (1966)
Летом 1966 года былое единство группы покачнулось — её ряды покинул Сэмвелл-Смит. На замену пришёл — кто бы вы думали? — Джими Пейдж — тот самый, что год назад взял самоотвод. Теперь ему захотелось живых выступлений и хоть какого-то творчества. Не успел Джими прийти в группу, как в октябре YARDBIRDS оставил Джефф Бек. Редкой студийной записью, где Бек и Пейдж ещё играли вместе, стал сингл «Happenings Ten Years Time Ago».
В США он сумел добраться до 30-го места, а вот в Британии не смог попасть даже в ТОП-40. При этом многие критики считают этот психоделический сингл немного опередил своё время и является одним из самых недооценённых синглов 1960-х.
По утверждению музыкантов песня рассказывала о реинкарнации и эффекте «дежавю» (когда ты узнаёшь вещи, которые в этой жизни видеть не мог).
«Ten Little Indians» (1967)
Последним синглом YARDBIRDS, который вообще смог попасть в хит-парад (99-е место в США), стала чужая песенка под названием «Десять маленьких индейцев». Да-да, она была одной из вариаций знаменитой считалочки «Десять негритят», хорошо знакомой по роману Агаты Кристи. Правда, автор этой песни — Гарри Нильсон — сделал считалочку по-христиански назидательной. Индейцы здесь гибли от того, что нарушали 10 библейских заповедей. Оригинальная версия вышла на альбоме Нильсона в 1967 году и тогда же её предложили записать YARDBIRDS.
Джими Пейдж возненавидел «Ten Little Indians» сразу («Вы только посмотрите на название… и ещё там были духовые»). Чтобы хоть как-то спасти эту «чрезвычайно глупую песню», он использовал весь арсенал технических средств — например, «обратное эхо». Это когда эхо после звука вырезается и ставится впереди звука, создавая ощущение, что мелодия звучит задом наперёд (ту же «фишку» Пейдж использует и в ЦЕППЕЛИНОВСКОЙ «Whole Lotta Love»). В итоге, «опсиходеленная» «Ten Little Indians» получилась весьма любопытной (в ином случае я бы вообще о ней не рассказывал).
На этом сингле история оригинальных YARDBIRDS прервалась. В 1968 году группа распалась, но Пейдж, получивший права на название, попробовал замутить собственный проект NEW YARDBIRDS. В ряды новой группы он рекрутировал старого знакомого Джона Пола Джонса (кстати, именно он сыграл на басу в «Happenings Ten Years Time Ago»), а также вокалиста Роберта Планта и барабанщика Джона Бонэма. Меломанам уже ясно, что вскоре эта четвёрка прогремит (в буквальном смысле этого слова) на весь мир под другим названием — LED ZEPPELIN. Но это уже другая история…
Что же касается YARDBIRDS, то в 1990-е группа неожиданно возродилась, а в 2003 году даже выпустила добротный альбом «Birdland». Правда, из старого состава в группу вошли только Крис Дрейя и Джим Маккартни (последний же стал и главным композитором).
P.S. Небольшой анонс. При написании этой статьи я решил выяснить, откуда же взялась знаменитая считалочка про десять негритят. И обнаружил, что в русскоязычном И-нете эта тема толком не освещена. А она очень интересна и заслуживает отдельного исследования.
Автор: Сергей Курий
апрель 2018 г.