Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»
Сразу скажу: я не собираюсь опровергать мнение, что пионерами в области использования симфонического оркестра в рок-музыке были BEATLES с их знаменитым «Сержантом Пеппером…». Однако нельзя не признать, что у них этот эксперимент носил еще достаточно эклектичный и эпизодический характер, где оркестр выступал в роли эдакой экзотической виньетки. Первое же серьезное слияние симфонической аранжировки с электро-рок-ритмами произошло всего лишь через несколько месяцев после «Пеппера» — на альбоме группы THE MOODY BLUES «Days of Future Passed».
«It Ain’t Necessarily So» (1965)
Надо сказать, что группа пришла к этому звучанию далеко не сразу. В начале своей карьеры «унылые блюзмены» полностью соответствовали своему названию. Материал дебютного альбома группы — «The Magnificent Moodies» (1965) — почти полностью состоял из ритм-энд-блюзов и на 80% — из каверов. Тогда в группе ещё не было Хейворда и Лоджа, а главным вокалистом выступал Денни Лейн. Именно он исполнил ударный хит альбома — «Go Now» (кавер на песню Бесси Бэнкс 1964 года), который попал на самую вершину британского топа.
Однако я хочу поговорить о другой песне с «The Magnificent Moodies», которая мне понравилась куда больше. Речь идёт о ещё одном кавере — «It Ain’t Necessarily So». Он был взят взят прямиком из знаменитой оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».
Сегодня — «Порги и Бесс» — железобетонная классика. Однако в середине 1930-х годов поставить на сцене историю из жизни чернокожих американцев оказалось нелегко. Например, «Метрополитен-опера» соглашалась предоставить площадку лишь при условии, что все роли будут играть белые актёры, которых выкрасят в тёмный цвет. Гершвин посчитал, что подобное предложение не только унижает негритянскую расу, но и превращает само произведение в карикатуру. С другой стороны — часть афроамериканцев тоже была недовольна тем, что о их жизни будет рассказывать какой-то белый.
Джордж Гершвин.
Постановка «Порги и Бесс» состоялась в 1935 году и не снискала коммерческого успеха. Однако Гершвин был уверен, что со временем его оперу оценят, и в итоге оказался прав. Впрочем, отдельные песни из «Порги и Бесс» стали разбирать на хиты практически сразу (чего стоит одна колыбельная «Summertime»!). К таким песням относился и блюз «It Ain’t Necessarily So» («Это не обязательно так»), слова к которому (как и всё либретто) написал брат Гершвина — Айра.
По сути, это была язвительная критика «Библии» — по крайней мере, её буквального истолкования. Мол, как это тщедушный Давид сразил гиганта Голиафа, а Иона три дня прожил в чреве кита? Видимо, Айра не случайно вложил эти слова в уста циничного и подлого наркодиллера — Спортинга Лайфа (зачем лишний раз раздражать религиозное сообщество?).
Из перевода Светланы Артепалихиной:
https://soundtrack.lyrsense.com/porgy_and_bess/it_aint_necessarily_soМафусаил жил девятьсот лет,
Примерно, но кто считает это жизнью,
Когда нет девушки, что уступит
Мужчине, которому девятьсот лет?…Да! Это не обязательно так,
Это не обязательно так.
Вашим детям говорят,
Что дьявол — злодей.
Но это не обязательно так.
В оригинальной постановке 1935 года «It Ain’t Necessarily So» исполнял Джон Бабблс, а в фильме 1959 года — Сэмми Дэвис-младший.
Среди других исполнителей можно вспомнить Бинга Кросби, Бобби Дарина, Арету Франклин, Пегги Ли, BRONSKI BEAT (версия последних в 1984 году заняла 16-е место в британских чартах). А на Универсиаде 1991 года инструментальная версия «It Ain’t Necessarily So» сопровождала выступление российской гимнастки Натальи Лащёнова.
Однако я до сих пор отдаю предпочтение более неторопливому и блестяще аранжированному каверу The MOODY BLUES. Кстати, это была первая (но, отнюдь, не последняя) песня, которую спел флейтист группы — Рэй Томас.
«Nights in White Satin» (1967)
Постепенно успех покинул группу, и она задолжала изрядную сумму звукозаписывающей компании DECCA. И тогда компания предложила рассчитаться с долгами весьма оригинальным способом. Как раз в это время британский лейбл «Decca» разработал новый стереоформат «Dream Stereo Sound» и дал MOODY BLUES задание записать (в качестве рекламы формата) 9-ую Симфонию чешского композитора Дворжака «Из Нового Света».
Для этого группе даже выделили целый Лондонский Фестивальный симфонический оркестр под управлением Питера Найта.
Однако постепенно работа над Дворжаком была заброшена, и группа (поначалу втихаря) стала готовить свой собственный материал, при этом по полной используя весь предоставленный арсенал средств.
Как раз к этому времени в группе произошли замены. Приход новичков — Джастина Хейворда (гитара, вокал) и Джона Лоджа (бас) совпал с радикальным изменением подхода к музыке. В духе новых тенденций MOODY BLUES замахнулись на целую концептуальную работу. Изыски и сложность тогда были в цене, о чём свидетельствовало уже название альбома — «Дни прошедшего будущего». Аннотация была не хуже:
«Здесь, где смешаны эмоции и креативность — где поэзия, бит-группа и симфонический оркестр подпитывают друг друга вдохновением — The Moodys решили написать картину дня обычного человека, которая ничего не берет от ностальгии о прошлом и ничего не добавляет к возможностям будущего».
Проще говоря, концепция заключалась в том, что песни должны были изобразить один день человека — с утра до ночи. Песни так и назывались: «Начало дня», «Заря», «Утро», «Обеденный перерыв», «После обеда», «Вечер», «Ночь». Последней из них, которая полностью называлась «Nights in White Satin» («Ночи в белом атласе»), было суждено стать самой известной композицией MOODY BLUES.
Написал и спел её один из «новобранцев» — Джастин Хейворд.
Д. Хейворд:
«Я написал нашу самую известную песню еще в 19 лет. Текст возник сам собой и был автобиографичным. Я как раз находился в конце одного любовного романа и в начале следующего».
В поисках красивой метафоры Хейворд вспомнил о белых атласных простынях, недавно подаренных ему девушкой (нет, не той, которая его бросила).
Д. Хейворд:
«Просто они оказались в моём чемодане. Выглядели они очень романтично, но на поверку оказались совершенно непрактичными».
Ночи в белом атласе
(перевод DD)
Ночи в белом атласе никогда не закончатся,
Письма, что я написал, никогда не отправятся,
Я не замечал красоты до того, как увидел эти глаза,
Вот в чем правда, я не могу сказать большего…Потому что я люблю тебя, да, я люблю тебя, о, как я люблю тебя…
Глазею на людей, некоторые держаться за руки,
Они не могут понять того, через что я прохожу,
Некоторые пытаются сказать мне, что мысли не защитят,
И в конце ты станешь тем, кем хочешь быть…Ночи в белом атласе никогда не закончатся,
Письма, что я написал, никогда не отправятся,
Я не замечал красоты до того, как увидел эти глаза,
Вот в чем правда, я не могу сказать большего…И я люблю тебя, да, я люблю тебя,
О, как я люблю тебя, как люблю тебя…
Когда Хейворд принёс новую песню в студию, его коллеги поначалу не слишком ею впечатлились. До тех пор, пока Майк Пиндер не начал играть струнную партию в конце каждой строчки. Это звучало так красиво, что остальные тоже включились в работу над песней.
The Moody Blues — Nights In White Satin
(The first official Video of «Nights In White Satin» from the year 1967):
В связи с тем, что многие слышали «Nights in White Satin» в основном на сборниках и по радио, далеко не каждый знает, что на альбоме песня была значительно длинней. На синглах урезали оркестровые проигрыши во вступлении и финале, а также стихотворение «Поздняя жалоба», которое написал клавишник Майк Пиндер и продекламировал барабанщик Граэм Эдж.
«Глубокий вдох,
Наступает темнота,
Вижу, как гаснут огни
В каждой комнате,
Люди в гостиной
Оборачиваются и плачут,
Очередной день впустую
Потраченной энергии…Страстные любовники
Сражаются как одно целое,
Одиночка жаждет любви
И у него никого нет,
Новая мать поднимает
И кормит грудью своего сына,
Пожилые люди
Хотят помолодеть…Шар с ледяным сердцем
Управляет ночью,
Удаляет цвета
Из поля нашего зрения,
Красный стал серым,
А желтый — белым,
Но нам решать,
Что правда,
А что иллюзия».
Надо сказать, что пластинка была по-настоящему коллективной работой. Авторами всех песен на ней значились «Redwave/Knight»: Redwave — это общее название участников группы, а под «Knight» подразумевался дирижер оркестра Питер Найт, который собственно и упаковывал песни в симфообертку (а также написал интерлюдию).
Забавно, что в сингловой версии «Nights in White Satin» работу Найта мы не слышим (оркестр вступал в финале, который обрезали). Например, соло на флейте сыграл Рэй Томас, а струнные партии имитировалось меллатроном Майка Пиндера — инструментом на тот момент новым, модным и перспективным.
Меллатрон представлял собой некий прообраз синтезатора. Каждая его клавиша включала определённую магнитную петлю, на которой был записан какой-нибудь инструмент (например, скрипка) — причём в заданной тональности. Надо сказать, что группе очень повезло, что Майк Пиндер работал в компании, производящей меллатроны, и был редким музыкантом, который мог обслуживать на сцене этот громоздкий, сложный и капризный инструмент.
Д. Хейворд:
«Когда я слушаю пластинку, то там — такое большое пустое пространство и замечательное эхо, характерное для студий «Decca». В песне есть загадочная сила. Я думаю, что она сформировала звук MOODY BLUES».
Новый альбом взамен обещанного Дворжака, безусловно, вызывал у «Decca» опасения. Но риск оправдался. Вышедший в ноябре 1967 года, «Days of Future Passed» сразу занял 27-е место в британском хит-параде. Достоинства нового стиля и системы звукозаписи были налицо. Симфорок доказал свою состоятельность.
Обложка диска «Days of Future Passed».
Синглу «Nights in White Satin» повезло меньше. Даже в урезаном виде он казался для слишком длинным для ротации по радио. И лишь после успеха таких длинных синглов, как «Hey Jude» BEATLES и «Layla» Эрика Клэптона, группа решила переиздать песню. И в 1972 году она наконец получила заслуженную славу (№2 — в США, №9 — в Британии).
В 1979 году «Nights in White Satin» чуть было не попала в саундтрек фильма Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня», но затем режиссер отдал предпочтение другой знаменитой песне 1960-х — «The End» группы DOORS. Впоследствии «Ночи в белом атласе» включит в свой фильм «Казино» (1995) другой именитый режиссер — Мартин Скорцезе.
Из каверов тут же вспоминается версия поп-певицы Сандры 1995 г. с запоминающимся клипом в стиле восточных сказок.
Обложка диска певицы Sandra «Fading Shades» (1995), куда вошла версия «Nights in White Satin».
Можно также отметить — с одной стороны — сладкоголосую италоязычную версию группы IL DIVO «Notte di luce» и — с другой стороны — жесткую «металлическую» версию польской группы CEMENTERY OF SCREAM.
Самому же Хейворду больше всего понравился кавер 2010 года от американской соул-певицы Бетти Лаветт. По его мнению он вышел даже лучше исходника. Не знаю, как насчёт «лучше», но в оригинальности подхода певице не откажешь.
Напоследок стоит упомянуть забавную историю, которая произошла с группой BARCLAY JAMES HARVEST. Однажды какой-то желчный критик обозвал их музыку «МУДИ БЛЮЗОМ для бедных». На что лидер группы Джон Лиз ответил блестящим ироничным ходом, а именно — написал песню, которую так и назвал «Poor Man’s Moody Blues». Песня была сознательно стилизована под «Nights in White Satin», а припев полностью повторял текст из нее. Однако мелодия была совершенно оригинальной, и песня, назло критику, оказалась весьма успешной.
Barclay James Harvest — Poor Man’s Moody Blues:
«Tuesday Afternoon» (1967)
Вторым синглом с альбома «Days of Future Passed» стала очередная песня с «суточным» названием — «Tuesday Afternoon» («Вторник после полудня»). Как и «Nights in White Satin», её сочинил Хейворд.
Случилось это во время посещения парка Лилиат (недалеко от г. Страуд), куда мать Хейворда частенько водила его с братом в детстве. По словам гитариста, песня действительно родилась во вторник днём, когда он сел в парке, выкурил «забавную африканскую сигарету» (проще говоря, косяк) и предался блаженному ничегонеделанью. Собственно, текст песни и передавал это эйфорическое состояние, когда звуки и красоты внешнего мира заставляют трепетать мир внутренний (к этой теме The MOODY BLUES вернуться ещё не раз).
Конечно, для рядового рабочего англичанина данное время суток трудно назвать временем отдыха. Но Хейворд с самой юности занимался только музыкой и имел более вольный график («Я действительно думал о том, что мне посчастливилось никогда не ходить на постоянную работу»).
Как и в случае с «Nights in White Satin», альбомная версия «Tuesday Afternoon» была куда длиннее. Да и называлась более глобально и витиевато «Forever Afternoon (Tuesday?)» («Вечность после полудня (Вторник?)»). На таком переименовании настоял продюсер группы Тони Кларк.
Когда в 1968 году песню издавали на сингле, то старое название ей вернули, а финальную оркестровую часть вырезали. Впрочем, даже в урезанном виде песня сохранила оригинальность, сочетая в себе необычные смены мотивов и темпа. Ну, а оркестр с успехом заменял меллотрон Майка Пиндера.
«A Simple Game» (1968)
The MOODY BLUES сделали всё, чтобы эту замечательную песню авторства Майка Пиндера никто не заметил. В альбом её включать не стали и издали только на задней (т.е. неважной) стороне сингла «Ride My See-Saw».
Возможно, песня так бы и прозябала в безвестности, если бы не инициатива продюсера группы — Тони Кларка. Случилось так, что в бывшем лондонском офисе The MOODY BLUES разместилась штаб-квартира американского «чёрного» лейбла «Motown», музыку которого Кларк очень ценил. Поэтому, когда Лондон навестили подопечные «Motown» — знаменитый вокальный квартет The FOUR TOPS, продюсер тут же подкатил к парням с предложением записать новую версию песни «A Simple Game» («Простая игра»).
Квартету песня понравилась — тем более, что в устах чернокожих слова про освобождение и самореализацию приобретали дополнительный смысл.
The FOUR TOPS не только записали песню в своей экспрессивной манере, но и сняли на неё видеоролик, где четвёрка выезжала на сцену в чёрном ретро-автомобиле.
В 1971 году версию квартета издали на сингле, который заслуженно занял 3-е место в британском хит-параде. Через год сингл переиздали в США, но там его успех был скромнее — 34-е место в ритм-энд-блюзовом чарте и всего 90-е — в Национальном.
После этого опомнились и The MOODY BLUES. «A Simple Game» стали включать бонусом в переиздания альбома «In Search of the Lost Chord». Тем не менее, многие слушатели до сих пор связывают эту песню с The FOUR TOPS. Кстати, в 2016 году свой кавер на «A Simple Game» выпустил ещё один легендарный чернокожий певец — Билли Оушен.
Автор статьи: Сергей Курий
ноябрь 2011; дополнена — октябрь — 2019 г.
См. также:
Мой хит-парад группы The MOODY BLUES, часть 2:
«Legend Of A Mind», «Voices in The Sky» (1968), «So Deep Within You», «Dear Diary», «Lazy Day», «Out and In», «Gypsy» (1969)
Мой хит-парад группы The MOODY BLUES, часть 3:
«How is it (We are here)», «Tortoise And The Hare», «Melancholy Man» (1970), «The Story In Your Eyes», «Nice to Be Here» (1971), «I’m Just A Singer (In A Rock And Roll Band)», «For my Lady» (1972), «The Voice» (1981)