The ISLEY BROTHERS — «Twist and Shout» (1962). История песни.

Twist_And_Shout_66

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»

К концу 1963 года истерия вокруг БИТЛЗ достигла в Британии прямо таки национального масштаба. Всё было, как положено — симпатичные парни отжигали на сцене, а девчонки в зале визжали и плакали от восторга. Дошло до того, что 4 ноября группу пригласили выступить в лондонском «Палладиуме» пред очами королевской семьи во главе с самой Елизаветой.
И вот, в финале выступления Джон Леннон решил изящно «потроллить» монарших особ и объявил последнюю песню так: «Я бы хотел попросить вашей помощи. Люди на дешёвых местах — хлопайте в ладоши. А остальные — могут просто погреметь своими драгоценностями». После чего группа врезала хулиганскую «Twist and Shout»…

Для многих эта заводная песенка ассоциируется именно с БИТЛЗ. Однако ещё до триумфа ливерпульской четвёрки «Twist and Shout» выпускалась не раз — да и хитом побывать успела.

Авторами песни выступили два американских сонграйтера — Фил Медли и Бертран (Берт) Расселл Бернс. Жизнь Бернса оказалась короткой (он умер от сердечного приступа в 38 лет), но композитор успел сочинить целый ряд выдающихся хитов — вроде «Under The Boardwalk» для The DRIFTERS или «Piece of My Heart», записанной Эрмой Франклин и Дженис Джоплин.
По словам сына Берта, его отец сочинил «Twist and Shout» под влиянием «мексиканского» рок-н-ролла «La Bamba» (недаром в песне слышен латиноамериканский ритм «ча-ча-ча»). Ну, и словечко «твист» тоже, видимо, не случайно — этот танец как раз находился на пике популярности.

Автор перевода — AXELLE:
https://en.lyrsense.com/beatles/twist_and_shout

Ну что, встряхнись детка сейчас, (встряхнись детка)
Твистуй и кричи (твистуй и кричи)
Давай, давай, давай, давай детка сейчас (давай детка)
Вперед и работай над этим (работай над этим)…

Правда, поначалу песня называлась иначе — «Shake It Up, Baby». Именно под таким названием она впервые и вышла в 1961 году в исполнении группы TOP NOTES.
Премьера оказалась неудачной — сингл пролетел мимо чартов. И это при том, что песню продюсировал небезызвестный Фил Спектор. Впрочем, тогда он ещё не изобрёл своей методы «стена звука» и результат получился настолько бледным и сумбурным, что Берт Расселл заявил, что Спектор испортил хорошую вещь, и решил в следующий раз продюсировать песню сам.

Очередными исполнителями стали другие чернокожие парни — из группы The ISLEY BROTHERS. В тот момент дела у братьев Айзли шли ни шатко, ни валко. В чарты им удалось попасть лишь один раз — с песней «Shout» («Крик») — да и то на 47-е место. Они уже не верили, что очередная «кричалка» поможет поправить положение.

Twist_And_Shout_65

Но Расселл знал, что делает. Он переименовал свою песню в «Twist and Shout» («Вертись и кричи») и замедлил её темп, чтобы тот, как бы, «раскачивал» слушателя. Рональд Айзли наложил поверх свой страстный соул-вокал, а остальные братья пели переходное «ооооо!».
Песня вышла в 1962 году и стала для The ISLEY BROTHERS первым крупным хитом (№17 в США).

Несмотря на то, что в Британии сингл «Twist and Shout» расходился плохо, «битлы» песню заметили и сразу стали исполнять на концертах. Структура песни почти не изменилась. Однако Джон Леннон сделал ведущим инструментом не духовые, а гитару и превратил зажигательный «латиноамериканский соул» в не менее зажигательный рок-н-ролльный стандарт.

Twist_And_Shout_57

Песню решили включить в дебютный альбом БИТЛЗ, запись которого состоялась 4 февраля 1963 года и стала для группы настоящим подвигом.
Во-первых, за одну сессию, длившуюся 12 часов, «битлы» успели записать аж 10 песен (вместе с четырьмя записанными ранее они и составили материал альбома «Please Please Me»). Во-вторых, Джон Леннон в тот день был адски простужен и в течение всей сессии пил тёплое молоко и сосал леденцы от кашля.

Twist_And_Shout_5
БИТЛЗ в студии EMI 11 февраля 1963 г.

Понимая, что исполняя шумную «Twist and Shout», певец сразу «сорвёт» горло, Джордж Мартин разумно приберёг песню на самый конец записи. Расчёт оказался верным. К тому моменту Леннон был измочален так, что ему пришлось снять с себя потную рубашку и из последних сил проорать то самое «Вертись и кричи!». Недаром песня заканчивается восхищённым выкриком Маккартни «Yes!» (мол, «получилось!»). Правда, группа попробовала записать «Twist and Shout» ещё раз, но тут голос Леннона окончательно «потух».

Джон Леннон, 1976 г.:
«Последняя песня чуть не убила меня. Мой голос долгое время не был таким же; каждый раз, когда я глотал, мне казалось, что я глотаю наждачную бумагу. Мне всегда было стыдно, потому что я мог спеть лучше; но теперь это меня не беспокоит. Вы можете слышать, что я просто безумный парень, делающий всё возможное».

А вот Мартин считал, что всё получилось более, чем удачно — по его мнению, этой песне и был нужен подобный голос — хриплый, напоминающий «звук рвущегося белья».

В Британии «Twist and Shout» вышла не на сингле, а на EP — пластинке, содержащей 4 песни. Это по сей день самая продаваемая британская пластинка, выпущенная в подобном формате.
А вот в США издали именно сингл. Случилось это 2 марта 1964 года, когда «битломания» охватила и Новый Свет. Показательно, что, когда «Twist and Shout» добрался до 2-го места, все пять первых позиций американского чарта занимали песни БИТЛЗ (группа как бы конкурировала сама с собой). Это был единственный кавер «битлов», попавший в ТОП-10 США.

Песню продолжили с успехом записывать и другие певцы. Например, версия известных «перепевал» The TREMELOES вышла спустя 4 месяца после записи БИТЛЗ и стала №4 в Британии.

Ещё лучше показал себя кавер ямайской регги-группы Chaka Demus & PLIERS, достигший в 1993 году 1-го места британского топа.

Даже оригинальная «битловская» запись умудрялась попадать в чарты спустя многие годы. Так в 1986 году она стала №23 в США, после того, как прозвучала в к-ф «Феррис Бьюллер берёт выходной» (на экране актёр Мэттью Бродерик просто открывал рот под фонограмму). А в 2010 году песня стала №48 — только теперь в Британии и благодаря iTunes.

Автор: Сергей Курий
август 2019 г.

См. также:

Хиты THE BEATLES:
1) «Love Me Do» (1962), «I Want To Hold Your Hand» (1963), «Can’t Buy Me Love» (1964), «Help» (1965);
2) «Yesterday» (1965), «Michelle» (1965), «Eleanor Rigby» (1966), «Yellow Submarine» (1966);
3) «Strawberry Fields Forever», «Penny Lane» (1967), «Lucy in the Sky With Diamonds» (1967), «All You Need Is Love» (1967);
4) «Hey Jude» (1968), «Back in the U.S.S.R» (1968);
5) «While My Guitar Gently Weeps» (1968), «Something» (1969), «Let It Be» (1970)