Хиты группы THE CURE, ч.1: история песен «Killing an Arab» (1978) и «Boys Don’t Cry» (1979)

the_cure_1_06

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»

“Иметь фамилию Смит — всё равно, что не иметь никакой” — шутят в Англии. Да и имечко у нашего героя не намного оригинальнее. Тем не менее, меломана ФИО «Роберт Смит» нисколько не путает и сразу отсылает к лидеру группы THE CURE — человеку с взъерошенными волосами, размалеванным лицом и крайне меланхоличными песнями (как спел бы Женя Осин, «весь в слезах и губной помаде»).

“Рыдающий” голос Роберта Смита и его нервозная музыка давно стали культовым явлением. И как бы не отмежёвывался сам Смит, THE CURE однозначно стояли у истоков такого расплывчатого направления, как “готический рок”.
При этом лидер группы нередко разрушал клише созданного образа.

Р. Смит:
«Для меня существует, как минимум 7 инкарнаций THE CURE, и все они разные. Однако, я не думаю, что, если я побрею голову, прилично оденусь и запою высоким голосом о любви к шоколаду, что-нибудь изменится. Люди будут говорить, что по сути это остаётся “готикой”.
…Я всегда считал нечестным, ведь мы играли в различных стилях, порой очень успешных. Однако за последние два года я понял, что мы играем в особенном стиле… и делаем это лучше всех».

Роберт давно научился не смешивать без оглядки искусство и жизнь. Его вряд ли вдохновляет пример Яна Кёртиса из JOY DIVISION, которого депрессивное мировосприятие довело до логического конца (читай: петли) в мае 1980 г. Добивайся Смит полной идентичности автора и творений, фэнам давно бы пришлось навещать его на кладбище, или в “психушке”.

the_cure_1_07

Р. Смит:
«Разумеется, я уже давно бы умер, если бы пережил то, о чем пою.
…Иногда я кажусь себе пустым и никчемным, и мне необходимо что-то делать, чтобы оправдать своё существование. Поэтому и пишу песни. В это время я пребываю в странном эмоциональном состоянии, которое не опишешь словами. Но постоянно в нём находиться невозможно. Большую часть времени я такой же, как все, чем очень расстраиваю своих поклонников, которые почему-то считают, что я должен быть трагичным и загадочным«.

Что же до наших родных “просторов”, то культ THE CURE никогда не проникал глубоко “в массы” (как это было, хотя бы, с DEPECHE MODE). Зато многие наши рок-гуру очень внимательно следили за творчеством Роберта Смита и щедро черпали из его “творческого наследия” многие идеи и находки, о которых я ещё упомяну в этой статье.

Лично я услышал THE CURE довольно поздно — в году 1990-91-м. Друг привез записи прямо из Москвы, где группа как раз входила в моду. На скорую руку он скинул мне на бобину два альбома и уехал обратно. Тогда альбомы показались мне такими разными, что я поначалу не поверил, что это играет одна группа. На одной стороне лаконично звенели постпанковские гитары, напоминающие местами группу КИНО, на второй же — звучали длиннющие композиции, напичканные электронными звуками и ритмами. Моё удивление легко объяснимо — эти альбомы разделял десяток лет.

«Killing an Arab» (1978)

Раннее творчество THE CURE, несомненно, формировалось под влиянием панк-рока. Короткие простые песенки, гнусавый эмоциональный вокал, резкие гитарные риффы и выделенная линия баса – всё это определяло саунд многих молодых британских групп Великобритании во второй половине 1970-х.

Одним из образцов такого саунда был дебютный сингл CURE «Killing an Arab». Он вполне мог выйти ещё в 1977 году, когда четвёрка недавних школьников, выиграла в конкурсе талантов и получила в награду контракт со знаменитым лейблом «Hansa». Впрочем, уже в марте 1978-го контракт был разорван — лейблу не нравились песни Роберта Смита, а Смит не желал играть каверы чужих хитов.
К счастью, юные дарования недолго болтались неприкаянными — их заметил продюсер лейбла «Polydor» — Крис Перри. К тому времени в группе осталось только три человека — вокалист-гитарист Смит, ударник Лол Толхерст и басист Майкл Демпси. Перри без труда выкупил у «Hansa» все, сделанные там, записи CURE (предыдущие работодатели не видели в них ничего особенного).

the_cure_1_03
Демпси, Смит и Толхерст.

Была среди них и запись «Killing an Arab», которую в декабре 1978 года наконец-то выпустили — причём очень небольшим тиражом. Вскоре его пришлось допечатывать. Хотя сингл и не попал в чарты, он произвёл достаточно шума, чтобы группу заметили. Причина — в провокационном названии песни — «Убивший араба» (восточный колорит гитарного соло, как понимаете, тоже не случаен). Как раз в это время оживился местный Национальный Фронт с его призывом «Вернём Британию белым!», и на концертах CURE неожиданно появились стайки скинхэдов, распевающих строчки «Killing an Arab» со всей расистской серьёзностью.

Роберт Смит с удивлением осознал, что стал жертвой того, что Грибоедов называл «горем от ума». Дело в том, что текст песни был вдохновлён романом «Посторонний» французского писателя и философа Альбера Камю. В своём романе Камю в художественной форме воплотил идеи экзистенциализма об абсурде человеческой жизни. Герой «Постороннего» действительно убивает араба, но делает это не из расистских побуждений, а совершенно спонтанно — из-за некоего психического срыва, вызванного жарким африканским солнцем. Кроме того невольный убийца ведёт себя на суде до «неприличия» откровенно — не юлит, не оправдывается — чем ещё больше настраивает против себя общество.

А. Камю «Посторонний»:
«Председатель суда кашлянул и негромко спросил, не хочу ли я что-нибудь сказать. Я поднялся и, поскольку мне давно хотелось заговорить, сказал первое, что пришло в голову, — у меня не было намерения убить того араба. Председатель заметил, что это уже определенное утверждение и что до сих пор он плохо понимал мою систему защиты. Он будет очень рад, если я до выступления моего адвоката уточню, какими мотивами был вызван мой поступок. Я быстро сказал, путаясь в словах и чувствуя, как я смешон, что все случилось из-за солнца. В зале раздался хохот. Мой адвокат пожал плечами».

the_cure_1_01

Забавно, что в 2012 году Смита даже попросят написать предисловие к переизданию «Постороннего». Но тогда никакого экзистенциализма никто не заметил, хотя «Polydor» и пытался продавать сингл вместе с книгой Камю. Когда в 1979 году CURE играли концерт в Кингстонском университете, студенческий союз выступил против исполнения «Killing an Arab». Только после длительного объяснения Смита о литературном первоисточнике запрет сняли.
Не везло песне и впоследствии. Вышедший в 1986 году сборник хитов группы — «Standing On The Beach» («Стоя на пляже» — кстати, первая строчка из «Killing an Arab») пришлось сопроводить специальной наклейкой, что в песне нет ничего антиарабского.

Р. Смит:
«Песня была написана в 1976 году, когда мне было 16 лет. Раньше мы играли её в пабе в Кроули, и в то время земля не разверзалась у нас под ногами. Мне показалось совершенно смехотворным, что песня внезапно стала проблемой в этом году. Только когда кто-то предположил, что это был какой-то рекламный трюк, я осознал: «Всё действительно вышло из-под контроля», и именно тогда я попросил снять песню с эфира».

Чтобы успокоить общественность, Смит постоянно менял рефрен песни на концертах, исполняя то «Killing An Englishman» («Убивший англичанина»), то «Killing Another» («Убивший другого»), а иногда даже «Kissing an Arab» («Целующий араба»).

Р. Смит:
«В Америке после первой войны в Заливе это было «Killing an American», и американские СМИ смешали нас с грязью. Если бы я знал, что так будет, назвал бы песню «Standing on the Beach» и избежал многих проблем».

Кстати, в оригинальный дебютный альбом CURE «Three Imaginary Boys» (1979) песня не вошла и появилась только на его американской версии, вышедшей в 1980 году под названием «Boys Don’t Cry».

the_cure_1_02

«Boys Don’t Cry» (1979)

Такое же название носил и второй сингл группы, выпущенный в сентябре 1979-го. Не покупайтесь на мажорный тон этой песенки. Строчку о том, что «Парни не плачут», Смит поёт так, что кажется, что он вот-вот разрыдается.

Л. Толхерст:
«[Роберт] всегда поёт о себе, своих переживаниях и муках. Одна из его известных песен — «Boys Don’t Cry» — результат подобных переживаний. Почему мальчикам нельзя плакать? Слова этой песни Роберт написал еще в четырнадцатилетнем возрасте, когда ему постоянно повторяли: «Мужчины никогда не плачут». Чушь. Когда я один, и чем-то обижен — я плачу».

Перевод B-Flower:

Я бы встал пред тобой на колени,
Просил бы прощения и умолял…
Но я знаю – уже слишком поздно,
И сделать ничего нельзя.
Итак, я стараюсь над этим смеяться,
Ложью как-то замаскировать,
Я стараюсь над этим смеяться,
Пряча слезы, что щиплют глаза –
Ведь парни не плачут,
Парни не плачут.

the_cure_1_04

Смит говорил, что «Boys Don’t Cry» была попыткой написать в 1970-х поп-хит в стиле 1960-х, и сильно рассчитывал на коммерческий успех. Каково же было его разочарование, когда и этот сингл пролетел мимо британских чартов.
Свой реванш песня взяла лишь в 1986 году, когда CURE переживали очередной всплеск популярности. Перезаписанная и изданная ведущим синглом сборника «Standing On The Beach», она заняла 22-е место. Под это дело на «Boys Don’t Cry» был снят запоминающийся клип, где трое мальчишек имитировали музыкантов группы, в то время, как сами члены CURE появлялись лишь в виде теней за занавеской.

После этого песню не раз перепевали другие исполнители, а некоторые даже подозревают, что её отзвуки можно услышать в композиции группы КИНО «Видели ночь».

Слушать микс :

КАВЕРЫ:

Автор: Сергей Курий
октябрь 2017 г.

Хиты группы THE CURE, ч.2: история песен «A Forest» (1980) и «The Hanging Garden» (1982)

Хиты группы THE CURE, ч.3: история песен «Let’s Go To Bed» (1982), «The Walk», «The Love Cats» (1983)

Хиты группы THE CURE, ч.4: история песен «In Between Days», «Close to Me» (1985), «Why Can’t I Be You?», «Just Like Heaven», «Hot Hot Hot !!!» (1987)

Хиты группы THE CURE, ч.5: история песен «Lullaby», «Lovesong», «Pictures Of You» (1989)

Хиты группы THE CURE, ч.6: история песни «Friday I’m in Love» (1992)

См. также:

Страница группы THE CURE на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»