Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»
Продолжаю развеивать представление о SHOCKING BLUE, как о «группе одной песни». Прошлый раз я остановился на пороге 1970-х — как раз тогда, когда голландские рокеры смогли первый и последний раз в истории достичь вершины американского хит-парада с той самой «одной» песней «Venus». А ведь хороших песен у группы хватало как до, так и после.
«Never Marry a Railroad Man»
Сингл: 6 июня 1970
Автор: Robbie van Leeuwen
При этом факт остаётся фактом — после «Venus» популярность SHOCKING BLUE в англосаксонских чартах стала резко падать. Уже сингл 1970 года под забавным названием «Никогда не выходи замуж за железнодорожника» достиг лишь 102-го места в США, а последующие вообще пролетали мимо чартов.
Особенно обидно то, что «Never Marry a Railroad Man», как по мне, ничем не уступал пресловутой «Шизгаре». Недаром именно «Железнодорожник», а не «Венера» стал первым хитом группы, занявшим первое место в родных Нидерландах (тот же результат сингл показал и во Франции).
Смысл песни ясен уже из названия — стоит ли связывать свою судьбу с человеком, который любит новый поезд больше тебя?
Из интервью с Владимиром Кузьминым на передаче «Квартирник у Маргулиса», 18.09.2019:
«Е. Маргулис: – Я вот что хотел спросить: враньё это или нет то, что ты в МИИТ (Московский институт инженеров транспорта — С.К.) поступил из-за песни SHOCKING BLUE «Не выходи замуж за железнодорожника»?
В. Кузьмин: – Да я стебался так просто. Песня мне правда нравилась».
«Daemon Lover»
Трек альбома «Scorpio’s Dance» (29 августа 1970)
Автор: Robbie van Leeuwen
Красивая и грустная баллада о «демоническом любовнике» (наверное, правильнее сказать «искусителе»), который привык не давать любовь, а брать. Героиня песни всё осознаёт, но разлюбить своего «демона» не может – по поводу чего и печалится на протяжении целых шести минут. Несмотря на длину, песня слушается на одном дыхании — да и резкая смена ритма, который в середине начинает галопировать, заскучать не даёт.
Хотя «Daemon Lover» никогда не выходила синглом, на неё сняли целый промо-ролик, с которыми у SHOCKING BLUE, скажем честно, не густо. Судя по всему, на видео мы видим кадры пребывания группы в Японии, где они гастролировали в начале 1970-х.
«Alaska Country»
B-side на сингле «Sally Was A Good Old Girl»: март 1971
Трек альбома «Scorpio’s Dance» (29 августа 1970)
Автор: Robbie van Leeuwen
Из-за напористого темпа можно подумать, что речь в этой песне идёт, как минимум, про поход золотоискателей или скачках на оленьей упряжке. На самом деле «Страна Аляска» в этой песне — место уединения, которое позволяет героине обрести внутреннее спокойствие и ясность ума.
Перевод — Tanya Grimm из СПб:
…Семь дней в неделю
И семь одиноких ночей,
Мне хватит времени, чтобы снова найти себя,
И я узнаю, для чего я
Была создана,
И найду себе хорошую жизнь, в которой нет боли.Страна Аляска — оставайся такой, как есть.
Страна Аляска — ты меня никогда не обманывала.
Я хочу познать эту
Страну Аляску…
«Shocking You»
Сингл: июнь 1971
Трек альбома «3rd Album» (15 апреля 1971)
Автор: Robbie van Leeuwen
За 6 лет до того, как QUEEN грозились всех раскачать своей песней «We Will Rock You», SHOCKING BLUE записали сингл с похожим посылом — «Shocking You» («Мы шокируем вас»). Учитывая название группы песню можно счесть «программной». Шокировать музыканты собиралась не безобразными выходками или смелыми текстами, а исключительно своей музыкой. Это, так сказать, песня о песне…
Звук гитары — вспышка молний
Звук басов как ураган
Присоединяйтесь к этой толпе — и мы вас потрясём.
Ритм ударных как взрывы грома
Богиня музыки несет волшебный голос
Присоединяйтесь к этой толпе — и мы вас потрясём.
Данное заявление было подкреплено тяжёлыми угрожающими риффами и экспрессивным вокалом Маришки Верес. Кстати, именно в 1971 году группу усилил второй гитарист Лео ван де Кеттерей (правда, ненадолго — в следующем году он её покинет). Сингл «Shocking You» занял 10-е место в Нидерландах и 1-е во Франции.
Кстати, кое-кто из дотошных меломанов заметил, что соло в этой песне подозрительно похоже на мотив из хита Вячеслава Бутусова «Девушка по городу» 2004 года.
«Moonlight Night»
Трек альбома «3rd Album» (15 апреля 1971)
Автор: Robbie van Leeuwen
Главный композитор группы — Робби Ван Ливен — не раз признавался в любви к стилю кантри. На альбоме «Scorpio’s Dance» песен в духе Дикого Запада стало заметно больше. Взять, например, композицию «Лунная ночь» с её стремительным перебором на банджо.
Робби ван Левен.
Поётся же песня от лица женщины, которая околдовала парня и занималась с ним любовью в траве.
«Blossom Lady»
Сингл: 1 августа 1971
Автор: Robbie van Leeuwen
Ещё одна песня SHOCKING BLUE с характерными рубленными гитарными риффами. Хотя, в целом, звучание здесь более «лёгкое» (есть даже духовая партия).
Содержание песни особой новизной не блистало. Парень обещает героине, которую называет «цветущей (или «расцветающей») леди», свою любовь и постоянную заботу, а сам втихаря бегает по другим девкам.
Сингл «Blossom Lady» стал №2 в Нидерландах и №3 в Бельгии.
«I’ll Follow The Sun»
Сингл: февраль 1972
Трек альбома «3rd Album» (15 апреля 1971)
Автор: Robbie van Leeuwen
Да-да, у The BEATLES тоже есть отличная песня с таким названием, хотя скажу страшное – «тёзка» от SHOCKING BLUE мне нравится немного больше.
В данном случае бодрый ритм, вызывающий перед глазами образ скачущего ковбоя, не расходится с содержанием. Героиня песни действительно «следует за солнцем», чтобы на этом пути избавиться от душевной боли.
Автор перевода — sm57:
https://en.lyrsense.com/shocking_blue/ill_follow_the_sun_sbЯ последую за солнцем.
Я собираюсь сделать это,
Пытаясь забыть все о тебе.Я буду идти вслед за солнцем
До скончания века,
Ибо у меня больше нет боли и слез.Я последую за солнцем.
Птицы покажут мне дорогу,
Потому что вдруг выяснится, что мои глаза сухие.Я буду идти вслед за солнцем
Пока я не вижу свет.
Когда придет время, Аполлон приблизится…
Интересно, что в официально изданной аудиокниге Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» эта песня как бы иллюстрирует скандинавскую легенду о Конце Света — Рагнарёке:
«Фенрир, сын Локи, огромный волк, гоняющийся по небу за солнцем. Когда Фенрир догонит и пожрёт его — наступит Рагнарёк».
«Rock in the Sea»
Сингл: август 1972
Трек альбома «Eve & The Apple» (1972)
Автор: Robbie van Leeuwen
Надо сказать, что после записи «3rd Album» «золотой состав» SHOCKING BLUE начал потихоньку расклеиваться. Первым группу покинул бас-гитарист — Клаше ван дер Вал, а на его место заступил Хенк Смитскамп. Стал уставать и Робби ван Левен, которому приходилось сочинять песни практически в одиночку.
Робби ван Левен:
«…я не считаю, что наш новый альбом так уж отличается от предыдущих работ. Это просто музыка Shocking Blue, что мне еще об этом сказать? Я слышу иногда мнение, что «Rock In The Sea» – это новое звучание группы. Может быть, так и есть, но я не пытался добиться этого осознанно. Я использую мандолину, банджо и другие инструменты такого рода, если считаю это целесообразным, а не потому что сейчас это модно. А на самом деле все равно ты всегда на шаг позади. Весь этот ажиотаж вокруг слайд-гитары – это ведь тоже обезьянничанье».
«Rock In The Sea» — ещё одна песня в любимом Левеном стиле кантри, и там действительно есть соло на электрической мандолине. Речь в песне идёт о слиянии с природой, а героиня по очереди хочет стать «птицей в небесах», «кротом в земле» и «скалой в море». Хотя представить Маришку Верес «кротом в земле» лично мне непросто.:) Столь странная метафора станет понятной, если знать, что Левен сделал отсылку к народной американской песне «I Wish I Was a Mole in the Ground» («Я хочу быть кротом в земле»).
«Eve and the Apple»
Сингл: ноябрь 1972
Трек альбома «Eve & The Apple» (1972)
Автор: Robbie van Leeuwen
Содержание этой песни ясно уже из её названия — «Ева и яблоко». Это, по сути, вольный пересказ библейской истории, как Змий искусил Еву нарушить Божий запрет и съесть яблоко с Древа Познания Добра и Зла. После чего первых людей из Рая вышвырнули.
Наибольший успех сингл «Eve and the Apple» имел во Франции, где занял 1-е место.
«A Waste Of Time»
Трек альбома «Eve & The Apple» (1972)
Автор: Robbie van Leeuwen
В этой песне мне особенно нравится меняющийся ритм и ковбойский свист в проигрыше. Что касается текста то речь в нём очередной раз идёт о неверном любовнике, который разбил героине сердце.
Автор перевода — AlexandraKzz:
https://en.lyrsense.com/shocking_blue/a_waste_of_time…Ты все продолжал твердить, что все так хорошо.
Но ты изменял мне, пока я не видела.
Никогда бы не поверила, что ты можешь так поступить,
Но теперь я вижу, что я должна найти свой собственный путь.Это была пустая трата времени,
И дурочек, кроме меня, тут нет.
Моя любовь к тебе
Была пустой тратой времени…
«This America»
Сингл: 11 мая 1974 г.
Трек альбома «Good Times» (30 октября 1974)
Автор: Martin van Wijk
В 1973 году Робби ван Левен заболел желтухой и решил, что пора сделать в своей карьере музыкальную паузу. Однако после его ухода SHOCKING BLUE не распались. Место ван Левена занял Мартин ван Вейк, который одновременно принял эстафету главного сочинителя в группе.
Не удивительно, что музыка альбома 1974 года «Good Times» несколько отличалась от привычного саунда SHOCKING BLUE. Правда, на сингле «This America» это ещё не сильно заметно. Саму песню можно назвать гимном, прославляющим идеализированную Америку — страну свободы и возможностей.
Перевод — Aino Tori:
https://www.amalgama-lab.com/songs/s/shocking_blue/this_america.htmlЭта Америка,
Мне нравится, как ты нас любишь,
Эта Америка,
Мне нравится, как ты в нас нуждаешься,
Эта Америка,
Мне нравится, что ты хочешь нашей свободы,
Приезжай и следуй за мной.
«Ball Of Confusion»
Трек альбома «Good Times» (30 октября 1974)
Автор: Martin van Wijk
Иное дело — другая песня ван Вейка — «Ball Of Confusion» («Клубок смятения»), написанная в стиле фанк. Кстати, не путайте её с одноименной фанковой композицией чернокожей американской группы The TEMPTATIONS.
Во-первых, у американцев речь в песне идёт о социальных проблемах (сегрегации и т.п.), а у голландцев — явно о любовных отношениях. Во-вторых, если песня The TEMPTATIONS стала в США большим хитом (№3), то «Ball Of Confusion» SHOCKING BLUE даже синглом не издавалась. Тем не менее, мне песня нравится, чего и вам желаю.:)
Внимание! В приведённом ниже ролике аудио и видео не соответствуют друг другу. Но, думаю, вы это и так бы заметили.
«Beggin’»
Трек альбома «Good Times» (30 октября 1974)
Авторы: Bob Gaudio, Peggy Farina
А вот следующая фанковая композиция из альбома «Good Times» — действительно, кавер. Одни знают эту песню в оригинальном исполнении группы The FOUR SEASONS 1967 года, другие — в версии хип-хоп-дуэта MADCON 2007 года. Я же впервые услышал «Beggin’» («Умоляю») именно на пластинке SHOCKING BLUE и до сих пор считаю их аранжировку и исполнение лучшими в череде других каверов.
В оригинале эта песня исполнялась от лица мужчины, который относился к девушке, как свинья, а теперь кается и умоляет её вернуться. Поэтому для Маришки текст пришлось немного переписать — например, вместо «Когда я был королём…» она поёт «Когда я была королевой…» и т.д. Подробнее об истории песни читайте здесь.
«Gonna Sing My Song»
Сингл: 1975
Автор: Jacob H. Zwart
После ухода Левена история SHOCKING BLUE была недолгой. Маришка Верес решила заняться сольной карьерой, и 1 июня 1974 года группа объявила о своём распаде.
Маришка Верес:
«У меня вовсе нет желания до восьмидесяти лет петь «Venus». Через некоторое время мы решили: давайте-ка разойдёмся, ведь и последние пластинки получились не такими уж успешными. И когда срок контракта истек, мы разрубили узлы».
Именно из-за контрактных обязательств в 1975 году был выпущен ещё один сингл SHOCKING BLUE — «Gonna Sing My Song», которому суждено было стать последним. Надо сказать, что песня «Собираюсь спеть свою песню» (уж извините за тавтологию) получилась весьма симпатичной, хотя по звучанию и напомнила мне репертуар советских ВИА.
На этот раз автором выступил не Левен и не Вейк, а голландский композитор Якоб Цварт.
Впоследствии Цварт напишет для Маришки её первый сольный хит «Take Me High».
Автор: Сергей Курий
август 2021 г.