Пионеры американского панк-рока — 3. История песен «Blitzkrieg Bop» (1976) и «Sheena Is a Punk Rocker» (1977) группы RAMONES

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика:
«Зарубежные хиты»

В предыдущей статье я уже рассказывал о нью-йоркском клубе «CBGB», который к середине 1970-х стал центром притяжения многих американских панк-групп первой волны. Была среди них и группа RAMONES, участники которой по приколу взяли себе одинаковые фамилии-псевдонимы — Рамоны.

Однако нельзя сказать, что группа представляла собой дружную семью. Достаточно сказать, что у двух участников — вокалиста Джоуи Рамона и басиста Ди Ди Рамона — были совершенно противоположные политические предпочтения. Первый был евреем, разделяющим левые взгляды, а второй симпатизировал правым националистам и позволял себе антисемитские шуточки.
Тем не менее, ребят объединяла страстная любовь к шумной, весёлой и простой музыке. Песни у RAMONES были быстрые и очень короткие (недаром иногда группе удавалось отыграть 20 песен за 17 минут!). В них практически отсутствовали соло (которые по мнению музыкантов «замедляли темп и докучали»), а гитара звучала, как приёмник, издающий громкий «белый шум».

Ну, и под всё это распевались бодрые хулиганские тексты вроде «Я хочу понюхать клея!» или «Бей по ребёнку бейсбольной битой!» (говорят, Джоуи Рамон действительно видел на улице мать, яростно бегущую за непослушным чадом с бейсбольной битой в руках).

Ди Ди Рамон:
«Настоящий панк-рок делают разъярённые парнишки, вдруг почувствовавшие творческий порыв».

Я знаю, что на Западе RAMONES — группа культовая (да и у нас хватает поклонников). Однако, мне её песни кажутся чересчур однообразными. Помню, как впервые слушая дебютный альбом RAMONES 1976 года, я к концу перестал отличать один трек от другого.

Как по мне, самым ярким и характерным для группы стал первый трек под названием «Blitzkrieg Bop». Большую часть песни сочинил барабанщик Томми Рамон. Как известно, «блицкриг» — это печально известная тактика «молниеносной» войны, которую нацистская Германия пыталась провернуть на территории СССР. Песня действительно получилась очень стремительной. В оригинале её темп составлял 177 ударов в минуту, а на концертах мог доходить до 200 ударов!

Учитывая вышесказанное, некоторые слушатели сочли, что в «Blitzkrieg Bop» поётся об армии марширующих немецких солдат. Однако Томми Рамон сразу назвал подобные трактовки «чепухой». Ведь поначалу песня носила совсем другое название — «Animal Hop». Но Ди Ди Рамон решил, что «Blitzkrieg Bop» звучит круче, а также заменил строчку «They’re shouting in the back» («Они кричат в спину») на «Shoot ’em in the back» («Стреляй им в спину»).

На самом деле сумбурный и эмоциональный текст песни был обращён к фанатам RAMONES и воплощал в себе раздолбайский дух рок-н-ролльного праздника.

Они выстраиваются в шеренгу,
Они идут против сильного ветра.
Ребята сходят с ума.
Блицкриг-боп.
Они набиваются на заднее сиденье,
От них в машине не продохнуть,
Они дергаются в такт музыке.
Блицкриг-боп…

Об этом свидетельствует и знаменитый зачин песни — «Hey, Ho, Let’s Go!» («Эй, хо, поехали!»), который впоследствии станет любимой кричалкой разных спортивных фанатов. Забавно, что на эту кричалку RAMONES вдохновила песня The BAY CITY ROLLERS «Saturday Night», в которой пелось «S-A-T-U-R-D-A-Y Night». Да-да, наши панк-герои очень любили эту подростковую поп-группу, и тоже захотели добавить в свою песню какое-нибудь броское восклицание.

Крэйг Леон, продюсер:
«Они хотели превзойти The BAY CITY ROLLERS, вот в чём дело. Джоуи был настоящим фанатиком поп-культуры — я имею в виду, что он любил что-то вроде HERMAN’S HERMITS! Я уверен, что ни один из RAMONES не был фанатом тех групп, влияние которых им приписывали слушатели. Они не слушали STOOGES или The VELVET UNDERGROUND. Они считали их просто мрачными старыми пердунами».

«Blitzkrieg Bop» вышла на дебютном сингле RAMONES в феврале 1976 года, но ни в американский, ни в британский хит-парад не попала. Лишь в 1977 году — после того, как в Соединённом Королевстве случилась панк-революция, американцам удалось попасть на 22-е место британских чартов с синглом «Sheena Is a Punk Rocker» («Шина — это панк-рокерша»). Кстати, считается, что это одна из первых песен, где слово «панк» прозвучало, как обозначение представителя субкультуры.

Текст песни был посвящён небезызвестной Шине (некоем женском аналоге Тарзана). На Западе эта героиня была хорошо известна по комиксам, а в СССР, благодаря фильму 1984 года «Шина — королева джунглей», где главную роль исполняла красотка Таня Робертс.

Обложка комикса и кадр из фильма 1984 года.

Идея заключалась в том, что такая дикая музыка, как панк-рок должна обязательно прийтись по вкусу девушке, выросшей среди зверей.

Джоуи Рамон, автор песни:
«Для меня это была песня подросткового бунта, написанная в стиле сёрф-панк-рок. Я объединил Шину — королеву джунглей — с первобытностью панк-рока».

Из других — более поздних — песен RAMONES я бы упомянул «Do You Remember Rock ‘n’ Roll Radio?» («Ты помнишь рок-н-ролльное радио?»), вышедшую в 1980 году. Песня отличалась нетипичной для группы длительностью (почти 4 минуты!) и богатой аранжировкой, к которой приложил руку знаменитый Фил Спектор (одна саксофонная партия чего стоит!). Ходила даже легенда, что эксцентричный продюсер угрожал Ди Ди Рамону пистолетом, заставляя его бесконечно долго играть один и тот же рифф (впрочем, Марки Рамон это отрицал).
В песне RAMONES грустили по временам 1950-60-х годов, когда на радио можно было услышать революционную рок-н-ролльную музыку, потому что «в последнее время всё звучит одинаково». И делают в финале безрадостный вывод: «Это конец, конец 70-х, это конец века».
Как бы подтверждая вышесказанное, «Do You Remember Rock ‘n’ Roll Radio?» в чарты не попала.

Что ещё послушать у RAMONES:
«Here Today, Gone Tomorrow» (1977), «Rockaway Beach» (1977), «Swallow My Pride» (1977), «I Just Want To Have Something To Do» (1978), «I’m Affected» (1980), «This Business Is Killing Me» (1981), «We Want The Airwaves» (1981).

Автор: Сергей Курий
март 2022 г.