Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»
Это было на излёте советской эпохи — в 1991-м году. В то время по отечественному ТВ впервые показывали МТV, и я каждую неделю приникал к «голубому экрану», чтобы посмотреть знаменитый видео-хит-парад. Разочаровался я довольно быстро. Оказалось, что хит-парады — зрелище довольно скучное и однообразное. Одни и те же песни, одни и те же клипы… Поэтому я хорошо помню, что тогда только один клип поразил меня настолько, что пересматривать его было сплошным удовольствием.
Непривычные мизансцены, драматическая музыка, которая обрушивается на вас вместе со стаканом молока, нервный спазматический танец и дрожащий голос исполнителя — всё это по-настоящему завораживало. Так я впервые увидел и услышал Майкла Стайпа, группу R.E.M. и песню «Losing My Religion». Название песни — «Теряя свою веру» — казалось бы, отлично подкреплялось и трагичным звучанием, и видеорядом, полным религиозных образов.
Каково же было моё удивление, когда я узнал, что на самом деле Майкл Стайп написал свой текст вовсе не о безверии или разногласиях с Богом. По его словам, «Losing My Religion» — классическая песня о любовной одержимости, подобная песне группы POLICE «Every Breath You Take» (от себя бы я добавил, что она ещё и о непонимании со стороны объекта любви). А название песни использовано вовсе не в буквальном смысле. Дело в том, что на диалекте юга Америки «Losing My Religion» значит нечто вроде «Я теряю терпение», «Теряю почву под ногами», «Дошел до ручки»…
Майкл Стайп:
«Losing My Religion» — так говорят на Юге, когда решаются положить конец чему-либо или находятся на грани того. В песне герой имеет в виду свою безнадёжную любовь.
…Со стихосложением всё не так просто. Песни, которые мне особенно нравятся, — те, которые сами приходят изнутри. Когда я отключаю мозг, пишется лучше».
Перевод — Виктор Викторов — ведущий YouTube-канала PMTV Channel
(подробный разбор текста см. здесь):Жизнь больше тебя,
Она больше, чем ты.
И мы не похожи,
Дали, в которые я пойду —
Всего лишь расстояние в твоих глазах,
Нет, я слишком много сказал.
Я выдал себя…Вот он я — в углу,
А вот — в центре внимания,
Потеряв рассудок,
Пытаюсь угодить тебе.
Уже не знаю — получится ли?
Нет, я слишком много наговорил
Хотя сказал так мало…Кажется, я слышал твой смех,
Кажется, я слышал, как ты поёшь,
Наверно, мне показалось, что тебе не всё равно…Шёпотом
Каждый божий день
Я подбираю признание,
Пытаясь краем глаза следить за тобой,
Словно я ранен, потерян, слеп и глуп…
Нет, я слишком много наболтал.
Я выдал себя…Вот посмотри,
Посмотри —
Это такой явный намёк.
Посмотри —
Я оступился, споткнулся
И упал на колени.
Что, если мои фантазии подведут меня?
Я слишком разболтался…Но это был лишь сон,
Всего лишь сон…
Хотя авторами этой песни названы все члены R.E.M., известно, что её основой послужил рифф, который гитарист группы Питер Бак сочинил, когда тренировался играть на мандолине (именно мандолина создает специфическое звучание струнных в песне).
Во время студийной записи Стайп так удачно исполнил «Losing My Religion» с первого раза, что больше дублей не потребовалось.
Несмотря на то, что песня стала основным синглом альбома «Out of Time», поначалу никто не ожидал такого успеха. Сингл слабо ротировался на радио, а видео вызывало критику на MTV.
Сейчас это кажется странным, ведь видео «Losing My Religion» до сих пор является образчиком клипмейкерского искусства. Группа АГАТА КРИСТИ говорила, что снимала свой клип «Как На Войне», находясь под впечатлением клипа R.E.M.
Режиссёром «Losing My Religion» был Сингх Тарсем, и, как это часто бывает с клипами, обыграл не любовную, а религиозную сторону, заложенную в названии.
Тарсем утверждал, что на эстетику его видео, прежде всего, повлияли фильмы Тарковского и картины Караваджо. Недаром в клипе так много картинных поз и сцен.
Также считается, что на сюжет клипа оказал влияние рассказ Габриэля Гарсиа Маркеса «Старик с большими крыльями» об упавшем на землю ангеле, которого показывают за деньги на потеху толпе. Этим количество ассоциаций не исчерпывается. Лично мне казалось, что старик с крыльями отсылает зрителя к Дедалу (тому самому, что смастерил крылья и своему непослушному сыну — Икару).
«Полет Икара» (1636-1637) — картина Джейкоба Питера Гоуи по эскизу Рубенса.
Недаром в клипе фигурирует два «ангела» — старый и молодой.
Сцена же, когда человек тычет ангелу пальцем в дырку под ребрами — прямая отсылка к картине Караваджо «Уверение апостола Фомы» (1600-1602). На ней изображался евангельский эпизод, когда воскресший Христос предлагает Фоме неверующему убедиться в реальности Воскресения.
Евангелие от Иоанна (20:24-29)
«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».
Кадр из клипа и картина Караваджо.
Ну а протянутая с неба рука молодого ангела сразу заставляет вспомнить Длань Господню, протянутую Адаму, на картине Микеланджело.
Есть в клипе и мальчик, проткнутый стрелами — отсылка к святому мученику Себастиану, которого за преданность христианской вере император Диоклетиан приказал расстрелять из луков.
Кадр из клипа и картина Николо Реньери «Святой Себастьян» (около 1620).
Наиболее же загадочно смотрятся на видео образы красного флага и пролетариев, кующих механические крылья. Возможно, это некий мотив богоборчества и стремления людей стать равными богам.
Кстати, «Losing My Religion» был первым клипом, где Стайп пел под фонограмму (до этого на видео были лишь живые выступления группы).
Клип и песня в сочетании с отличным материалом всего альбома «Out of Time» в один миг перевели R.E.M. из статуса звёзд альтернативной музыки в ранг суперзвёзд. Альбом возглавил хит-парад, а группа получила два «Грэмми» — за лучшее выступление вокального поп-коллектива и за лучшее музыкальное видео. Стоит ли говорить, что на MTV Video Music Awards клип «Losing My Religion» победил в шести номинациях.
1991-92 гг. стали пиком карьеры R.E.M. И до и после группа выпускала хиты и добротные песни, но, лично для меня, «Out of Time» — единственный альбом, который хорош от начала и до конца.
Каверы на «Losing My Religion»:
— GREGORIAN — Losing My Religion
Группа, исполняющая поп-хиты в стиле грегорианских хоралов, просто обязана была взять в оборот песню с таким названием.
— А вот тройка «утяжелённых» каверов — от Trivium, Lacuna Coil и Graveworm (последний звучит, скорее, смешно, чем драматично)
— Два электронно-танцевальных кавера — от Sylver, Angemi, Dave Crusher и Pearl Andersson, Lookee.
— Ну, и напоследок, две самые необычные и интересные версии «Losing My Religion» от BELLSAINT и Puddles Pity Party.
Автор: Сергей Курий
январь 2012 г.;
последняя редакция — январь 2021 г.