Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»
Британская группа MUSE — это ядрёная смесь, настоящий «коктейль Молотова» из самых разных провокационных идей и музыкальных стилей. Музыкантам ничего не стоило втиснуть в упаковку альтернативного рока танго («Uno») и фламенко («City of Delusion»), волнообразное арпеджио в стиле 1980-х («Bliss») и академическое фортепиано в духе Рахманинова («Exogenesis: Symphony»), а то и вовсе притвориться новой инкарнацией группы QUEEN («United States Of Eurasia»).
Мэттью Беллами, лидер MUSE:
«Это странно звучит, но я не знаю, откуда появляются некоторые из наших музыкальных идей. Очевидно, они исходят из глубины моей личности, но иногда даже я не понимаю, как я придумываю их, и по правде говоря, я действительно не хочу выяснять. …Сначала я сочиняю музыку, а потом пою под неё то, что чувствую. Я никогда не пишу стихов отдельно от музыки. Слова часто придумываются совершенно наобум».
Несмотря на сказанное, лирика MUSE не такая уж и абстрактная. При этом Беллами волнуют не только любовные переживания (хотя куда уж без них), а — ни много ни мало — будущее человеческой цивилизации и мироздания. В песнях группы можно найти полный набор страхов современного человека: угроза Третьей Мировой войны, тотальный контроль над личностью, стремление США превратить мир в глобальный муравейник, тайные и циничные «игры» западной элиты, которая давно дискредитировала понятие демократии (Мэттью именует её «демонократией»).
Порою рассуждения на эти вполне очевидные темы заносят автора на территорию конспирологических и спекулятивных теорий. Но не стоит требовать от деятеля искусства многого. Его цель — улавливать нерв эпохи и транслировать эмоции. С чем MUSE успешно и справляются…
При всей любви к этой группе я заметил, что предпочитаю слушать их песни небольшими порциями. Истошный фальцет Беллами на фоне воющей гитары может быстро утомить — чисто физиологически (хотя, может, я старею). Из-за депрессивного звучания MUSE так долго сравнивали с RADIOHEAD, что Беллами это стало просто бесить.
Но, думаю, без влияния явно не обошлось. В 1994 году, когда RADIOHEAD уже гремели по всей Британии, группа MUSE (рус. МУЗА) только образовалась. Произошло это в тихом провинциальном городке Тинмут, благодаря трём школьникам — Мэттью Беллами, Крису Уолтенхолму и Доминику Ховарду.
Окончив школу, Беллами отправился колесить по Европе. Собственно в Греции он и написал первый хит MUSE — «Muscle Museum» (недаром, по словам Мэттью, песня звучит, «как греческая свадьба»). Впрочем, ничего «свадебного» в настроении песни не было. Беллами пел о старом конфликте между телом и душой, когда части твоего существа хотят разного, и в итоге не дают друг другу сделать ни того, ни другого.
Жалостливый тон песни хорошо отражён в клипе Джозефа Кана, где жители комфортного и «счастливого» пригорода постоянно плачут — при этом в самых заурядных бытовых ситуациях — во время вождения, за едой, чистя зубы…
У группы клип восторга не вызвал, а вот режиссёр считал его одной из лучших своих работ.
Ну, а при чём тут «Мышечный Музей»? — спросите вы. Да ни при чём! Беллами так долго не мог придумать для песни подходящего названия, что в итоге просто открыл словарь, нашёл родное слово «muse» и взял, «обрамляющие» его слова «muscle» и «museum».
«Muscle Museum» стал первым синглом группы, которому удалось пробиться в заветный ТОП-40 Британии (№ 25). Заслуженный успех снискал и следующий сингл — «Sunburn» — с волнующим фортепианным пассажем (№22).
Ну, а дебютный альбом «Showbiz» (1999) и вовсе стал «золотым».
Два сингла со второго альбома — «Plug in Baby» и «New Born» — ещё более укрепили авторитет группы. Они чуток не дотянули до ТОП-10, зато зарекомендовали Мэттью, как оригинального гитариста и сочинителя весьма запоминающихся риффов.
Любовная лирика этих песен, по словам автора, была замешана на страхе перед «расчеловечивающими» бездушными технологиями, где «тело не важно, и все соединены в одну сеть». Полноценно отразить эту идею в клипе «Plug in Baby» опять-таки не удалось — вместо задуманных человеческих конечностей, ползающих около музыкантов, режиссёр изобразил женщин-андроидов с торчащими из тела щупальцами.
Об интересах Беллами свидетельствовало и название альбома — «Origin of Symmetry» (2001), почерпнутое из книги по теории мироздания, где была глава «Теория происхождения симметрии».
Следующий альбом — «Absolution» (2003) — по моему мнению, один из лучших альбомов MUSE — вывел группу на вершину британского хит-парада, а песне «Time Is Running Out» удалось пробиться в ТОП-10 среди синглов.
Хотя лирика композиций ещё весьма расплывчата, названия говорят сами за себя. «Butterflies and Hurricanes» («Бабочки и ураганы») отсылает нас к математической теории хаоса, где утверждается, что в неустойчивой системе малейший толчок способен привести к глобальным последствиям (образно говоря, трепет бабочки может вызвать ураган). По версии Беллами, это вселяет уверенность в возможность одного обычного человека изменить целый мир.
В песне же «The Small Print» («Мелкий шрифт») поётся о неком договоре (с Дьяволом?) и том самом тексте «мелким шрифтом», который ленятся читать, подписывая документ, и в котором заключён весь подвох.
Придать песням новые оттенки восприятия помогают и клипы. Особенно ярким стало видео к красивой и грустной «Sing for Absolution» («Петь во прощение»).
Мы видим, как космический корабль с MUSE на борту улетает с замерзающей планеты на поиски нового пристанища. Преодолев множество испытаний, корабль приземляется на планету-пустыню, которая оказывается… бывшей Землёй (в руинах города явно узнаётся Лондон).
Тут стоит отметить, что Беллами — сторонник теории экзогенезиса (или панспермии) — т.е. инопланетного происхождения земной жизни. Впоследствии он напишет целую трёхчастную «симфонию» — «Exogenesis» — в которой заявит, что теперь очередь землян посылать «семена жизни» на другие планеты — на случай, если их собственная цивилизация погибнет…
Альбом «Absolution» окончательно перевёл MUSE в разряд «звёзд» британской рок-сцены, поэтому нового релиза ждали с плохо скрываемым нетерпением. И группа не подкачала. Новый альбом с загадочным названием «Black Holes and Revelations» («Чёрные дыры и откровения») вышел в 2006 году и уже в первую неделю разошёлся тиражом в 100 тыс. копий. Он не только возглавил хит-парад Британии, но и, наконец-то, покорил США, попав в ТОП-10.
Мэттью Беллами:
«Чёрные дыры и откровения — это то, откуда я черпал материал для песен этого альбома. Откровения о себе, о чём-то личном, об истинной природе человека. А чёрные дыры — это те песни, что появились… из менее известных районов Воображения».
Кроме того, альбом содержал мощный суперхит — «Supermassive Black Hole» («Сверхмассивная Чёрная Дыра») — наверное, одну из самых известных и необычных песен коллектива. То, что песня особенная, Мэттью Беллами хорошо понимал и сам. Потому и издал первым синглом — перед самым выходом альбома, чтобы вызвать нужный ажиотаж.
«Фишка» песни заключалась в том, что здесь MUSE решили добавить в свой фирменный «коктейль» модные танцевальные ритмы.
Мэттью Беллами:
«Я посещал дискотеки в клубах Нью-Йорка. Это помогло создать «Supermassive Black Hole». FRANZ FERDINAND хорошо делает подобные вещи, с тем самым танцевальным ритмом, смешанным с гитарой, и я всегда хотел создать нечто подобное.
…Когда я писал «Supermassive…», я просто думал, насколько эта вещь крута. Она кажется мне очень… ультрасовременной».
Текст песни звучал тоже в каком-то смысле игриво-пародийно. Хотя и не обошлось без излюбленных Беллами космических образов. В клипе на песню мы можем наблюдать целую кунсткамеру фриков – музыкантов в масках и женщин в причудливых костюмах, под которыми нет ничего кроме космической бездны – той самой всепоглощающей «чёрной дыры».
Мэттью Беллами:
«Это такая штука в центре галактики, которая засасывает все звёзды и планеты. Довольно простая песня на самом деле, очень прямолинейная. У меня есть девушка, в тот период у нас были проблемы, мы постоянно ссорились, и я начал думать: «Сколько можно, неужели это будет продолжаться бесконечно?» Наверное, в этой песне я пытался понять, почему мои отношения с женщинами превращаются в борьбу».
Песня бы и так была хороша. Но тут её вдобавок заприметила Стефани Майер — автор нашумевшего романа — «Сумерки». На экраны вот-вот должен был выйти первый фильм по этой «сентиментальной» вампирской саге, и писательница попросила «Supermassive Black Hole» для саундтрека. Стоило песне прозвучать в сцене, где кровососы лихо играли в бейсбол, как продажи сингла выросли ровно в 2 раза.
Позже MUSE напишут песню «Neutron Star Collision (Love Is Forever)» — уже специально для третьей части «Сумерек».
Самой же попсовой и «лёгкой» по звучанию песней на диске 2006 года стала «Starlight», в которой собственно и присутствует строчка о «чёрных дырах и откровениях». По словам басиста MUSE — Криса Уолстенхолма — это «песня без вести пропавших, песня о любви к друзьям, семье, к тем, кто вам дорог». Для усиления мотива заброшенности и потерянности группа сняла клип к этой песне посреди моря — на борту корабля, подающего SOS.
Сделав «алаверды» модной музыке, музыканты одновременно решили почтить старый добрый рок-н-ролл — в своей манере, разумеется. Песня «Knights Of Cydonia» напрямую отсылает нас к гитарным группам начала 1960-х. Конкретно — к THE TORNADOS и её инструментальной композиции 1962 года — «Telstar» (так звали, только что запущенный, первый американский спутник). Кстати, в составе этой группы играл Джордж Беллами — отнюдь не однофамилец…
Мэттью Беллами:
«Это довольно личная для меня песня, потому что музыка написана под влиянием группы моего отца… И она значит для меня несколько больше, чем остальные. Особенно ее гитарное интро, там нетрудно заметить сходство с гитарой Джо Мика».
Как обычно, музыканты намешали в песне всякого. Беллами охарактеризовал её, как «подход эпической стороны группы к почти смешному уровню», а Уолтенхолм — помпезно назвал «сорока годами рок-музыки, заключёнными в 6 минут».
Немало отсылок заложено и в названии песни — «Рыцари Кидонии». Под Кидонией подразумевается область на Марсе, долгое время служившая источником псевдонаучных теорий, до которых так падок лидер MUSE. На первых некачественных снимках Кидонии воспалённые умы сумели рассмотреть «пирамиды» и даже изображение человеческого лица. В итоге все эти чудеса «погибшей марсианской цивилизации» оказались обычными скалами и игрой светотени, но слухи крайне живучи…
«Лицо» на Кидонии (фотография, сделанная станцией «Викинг-1» в 1976 году).
Что касается образов «рыцарей Кидонии», то их проясняет обложка альбома. Там посреди марсианского пейзажа восседают за столом ни кто иные, как четверо всадников Апокалипсиса: Мор, Война. Голод и Смерть. Да и сам Беллами говорил, что эта песня «о величии и падении цивилизаций». Несмотря на мрачный антураж, слова «Knights Of Cydonia» звучат, как вдохновляющий призыв «бороться за наши права, бороться, чтобы выжить».
На альбоме 2006 года хватает и более жёстких политических призывов (вроде шокирующей песни «Assassin» — «Убийца»).
Мэттью Беллами:
«Речь идет о Новом Мировом Порядке, о чувстве беспомощности маленького человека, который думает: «Что за черт, какая сила делает все это с нами, существует ли кто-то, кто всем управляет?» …Всё это выглядит как срежиссированный хаос, умышленно созданный для определенных целей».
Дальше — больше. Мировой экономический кризис 2008 года только подогрел мятежные взгляды Беллами. Наблюдая из окна своей квартиры в центре Лондона за массовыми протестами, приуроченными к собранию стран т.н. «Большой двадцатки», лидер MUSE пишет откровенный протестный гимн под названием «Uprising» («Восстание»).
Пер. Ana Bais:
Восстань и возьми власть обратно.
Время, чтобы у денежных мешков случился инфаркт.
Они знают, что их время подходит к концу,
Мы должны объединиться и увидеть возвышение нашего флага!
Так давай!
Звучит песня тоже достаточно прямолинейно — с вдохновляющими гитарными «ква-ква» и боевым электронным ритмом (одни считали, что ритмика похожа на «Call Me» группы BLONDIE, другие — указывали на «Children of the Grave» BLACK SABBATH). Сам Беллами шутил, что специально написал «Uprising» в духе футбольного гимна, чтобы её можно было скандировать, протестуя против банковской ситуации. На песню сняли эффектный клип с игрушечным городом и бунтующими плюшевыми мишками.
Забавно, но эта «антиимпериалистическая» композиция стала самым успешным синглом MUSE в США (№37). А в 2009 году художественный руководитель Ватикана — Джулио Нерони — включил её в список песен, способных «достучаться до сердец благожелательных людей» (впрочем, в том же списке есть даже произведение Тупака Шакура!).
Мэттью Беллами:
«Я стараюсь держаться подальше от такого «отстаивания взглядов» как Боно и Крис Мартин. Они делают великое дело, но у меня плохо с публичным вниманием, я себя чувствую неловко. Я знаю, что буду выглядеть идиотом, если начну толкать речи. Но я порадуюсь, если такой трэк, как «Uprising» будет ассоциироваться с реформой Палаты Лордов».
Протестный дух на альбоме 2009 года «The Resistance» есть и в других песнях. Так в заглавной композиции Беллами использует сюжет антиутопии Оруэлла «1984», где главной силой сопротивления тоталитаризму становится любовь главных героев. Есть на альбоме и песня с провокационным названием — «United States of Eurasia» («Соединённые Штаты Евразии»), вдохновлённая чтением книги небезызвестного Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска».
Мэттью Беллами:
«Эти люди – настоящие психи с манией величия! Они там все сидят и разговаривают о реально существующих странах как о шахматных фигурах. Они говорят о войне каким-то бесчувственным тоном в холодных терминах… И я представил себе, что пишу песню «анти-Большая Шахматная Доска», в некоторой степени это песня о мегаломане, который хочет объединить Европу и Азию».
Несмотря на рост протестного содержания, музыка на последних альбомах MUSE становилась всё менее оригинальной. Одни песни зазвучали слишком мягко, другие — слишком традиционно (порою в духе старого рокешника 70-х).
Правда, на успехе группе это почти не сказывается…
М. Беллами о названии альбома 2015 года «Drones»: «Для меня дроны – это современная метафора на то, как можно быть человеком, который способен убивать безо всякого проявления чувств».
Слушать ещё песни MUSE:
Muse — Thought of a Dying Atheist (2003)
Muse — The Small Print (2003) live
Muse — City of Delusion (2006)
Muse — Undisclosed Desires (2009)
Muse — Exogenesis Symphony (Parts 1, 2 & 3)
MUSE — Survival (Live video from stadium)
(London Olympics 2012)
Muse — The 2ND Law Isolated System (2012)
Автор: Сергей Курий
июнь 2015 г.