Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»
«Babooshka», «Army Dreamers», «Breathing» (1980)
После оглушительного дебюта начался шоу-бизнес. В арсенале певицы осталось немало нереализованных песен, и компания решила на волне успеха на скорую руку записать второй альбом «Lionheart», который вышел в том же 1978-м году.
Разумеется альбом вышел слабее и однообразнее. А первое турне 1979 года так измотало певицу, что стало… последним. Она решила навсегда завязать с концертами и заняться исключительно творчеством.
К тому же Кейт Буш сожалела, что первые два альбома записывались чересчур быстро, и у нее не было возможности поэкспериментировать.
Эта возможность в полной мере проявилась на третьем – самом известном среди советских меломанов – альбоме «Never for ever» (1980). Наверное, кое-кто из вас помнит болгарскую пластинку, на обложке которой множество разных тварей вылетало прямо… из под подола певицы. В Японии альбом вышел с измененной обложкой. там посчитали, что появление животных из под юбки певицы выглядит несколько неприлично.
Помню, в какой восторг привел меня голос Кейт – экспрессивный и способный перетекать из нежных трелей в пронзительный визг или утробное рычание. Музыка была подстать – очень разнообразная и изысканная.
Дело в том, что Буш учла предыдущий опыт и решила сама заниматься и аранжировками и продюсированием (разделив последнюю функцию со своим помощником — Джоном Келли).
Простые наигрыши под фортепиано больше не удовлетворяли певицу. На «Never for ever» начинается в полную силу использоваться электроника — драм-машины и синтезатор Fairlight CMI (довольно дорогой в то время аппарат, представляющий из себя персональный компьютер с монитором и клавиатурой в дополнение к собственно синтезатору). В результате альбом получился стилистически разнообразным, тексты песен стали более сложными, а музыка — более экспериментальной.
«Babooshka» (1980)
Наибольшую популярность у нашего слушателя до сих пор имеют две песни. Первая – греющая наши души уже одним своим названием – «Babooshka» («Бабушка» – именно так, с ударением на второй слог). Забавно то, что, когда Кейт сочиняла песню, она подразумевала не русскую женщину преклонных лет, а скорее, сказочную принцессу. Певица говорила: «…это было только именем, которое случайно всплыло в уме. Возможно, оно было в какой-то услышанной в детстве волшебной сказке».
Сюжет же песни в чем-то напоминал оперетту «Летучая Мышь». Героиня, решив проверить верность мужа, начинает писать ему романтические письма от имени молодой девушки – Бабушки…
В интервью певица говорила, что это рассказ о том, как паранойя и подозрительность разрушают взаимоотношения.
На видео к песне героиня Кейт исполняет песню в обнимку с контрабасом, который символизирует… её мужа.
Интересно, что «Babooshka» стала первой песней певицы, которую выпустили в СССР — в том же 1980 году. Правда это была гибкая пластинка, не содержащая никаких данных об исполнительнице.
«Army Dreamers» (1980)
Вторая популярная у нас песня – баллада «Army Dreamers» («Солдаты-мечтатели») тоже вводила, не знающих текст, слушателей в заблуждение, как своим названием, так и красивой мелодией. Однако название содержало в себе не романтику, а горький сарказм – ведь песня исполнялась от лица матери, сын которой погиб на военных маневрах. А щелчки, звучащие в песне – звуки ружейного затвора.
Эквиритмичный перевод – Евгений Матусов и Ирина Пеньшина:
«Кем бы он стал? Может быть, рок-звездой.
Но не смог скопить он даже на гитару!
Кем бы он стал? Может быть, и адвокатом.
Но он даже толком не закончил школу!
Кем бы он стал? Может, стал бы папой.
Но не прожил он, увы, и двадцати лет!
Жизнь отдал
Горе-воин
О, как мечтал он
Стать героем».
«Breathing» (1980)
Завершала альбом песня «Breathing» (Дыхание) – мрачная эпическая вещь, с характерной для тех времен темой страха перед ядерной войной.
Впрочем, сама тема решалась оригинально – песня исполнялась от лица плода, находящегося в утробе матери, который чувствует, что происходит за пределами матки и боится родиться в мире, отравленном ядерными осадками. Это прекрасно проиллюстрировано в клипе, где певица сидит в эдакой прозрачной матке и, толкая ее руками, умоляет мать дышать.
Сама певица назвала эту песню своей «маленькой симфонией» и считала своей лучшей работой на то время.
Риск, на который пошла Кейт Буш, оказался оправдан. Альбом, где певица наконец-то начала гнуть свою линию, занял 1-е место и убедил певицу идти дальше по пути эксперимента.
Автор: Сергей Курий
август 2010 г.
Хиты Кейт Буш (Kate Bush), часть 1: история песни «Wuthering Heights» (1978)
Хиты Кейт Буш (Kate Bush), часть 3: история песен«Running Up That Hill» и «Cloudbusting» (1985)