Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
2. Crazed Institution
(I. Anderson)
5. From A Deadbeat To An Old Greaser
(I. Anderson)
6. Bad-Eyed and Loveless
(I. Anderson)
8. Too Old To Rock’n’Roll: Too Young To Die
(I. Anderson)
10. The Chequered Flag (Dead or Alive)
(I. Anderson)
Ian Anderson (flute, acoustic guitar, harmonica, electric guitar, percussion, vocals)
Martin Barre (electric guitar)
Barriemore Barlow (drums, percussion)
John Glascock (bass, vocals)
John Evans (piano)
Guest musicians:
David Palmer (orchestral arrangements, orchestra conductor, Vako Orchestron, saxophone solo on «From A Dead Beat To An Old Greaser»),
Maddy Prior (backing vocals on the title track),
Angela Allen (backing vocals on «Crazed Institution» and «Big Dipper»)
Production: Ian Anderson for Five Star Records
Recording location/date: December 1975 at Maison Rouge Mobile Studio, Radio Monte Carlo.
Cover Art by: Michael Farrell and David Gibbons
Release date: 23. April 1976 (UK) and 17. May 1976 (USA)
Label:
Island Records (UK)
Chrysalis/Capitol (US)
Позиция в хитпарадах:
Британский — 25, Американский — 14.
Ремастированная в 2002 г. версия альбома включает два бонус-трека, не вошедшие на виниловую пластинку — «Small Cigar» и «Strip Cartoon».
***
Альбом был записан в декабре 1975 года и выпущен в 1976 году .
Это первый альбом с новым басистом Джоном Глэскоком, который также пел на бэк-вокале.
Это последняя концептуальная работа группы (но не Андерсона), представляющая собой историю стареющей рок-звезды Рэя Ломаса. Эта история рассказана не только посредством песен, но и посредством комиксов на конверте пластинки.
Альбом достиг №14 в США и № 25 в Великобритании.
Это — единственный альбом Jethro Tull в 1970-х годов, который не достиг «золотого» сертификата.
В переиздание 2002 года включены два бонус-трека, которые не попали на оригинальную пластинку 1976 года: «A Small Cigar» и «Strip Cartoon».
* * *
Из интервью с Я. Андерсоном, 2002:
— Как-то со сцены Вы сказали, что JETHRO TULL в свое время почитались за прогрессивную рок-группу, делающую концептуальные альбомы. Как Вы считаете, могли бы Вы еще когда-нибудь записать еще один концептуальный альбом?
— В сущности, последней работой такого рода для группы JETHRO TULL я считаю материал на «Too Old To Rock And Roll», который я бы назвал чем-то вроде концептуального альбома. Он вырос из идеи написать какую-то музыку для сценического мюзикла.
***
После провала кинематографического воплощения идеи «WarChild» Андерсон никак не мог успокоиться и спустя год, в 1975-м, замыслил создать мюзикл. Иэн с Дэвидом Палмером планировали написать 18 песен и для следующего альбома выбрать из них 12 лучших. Альбом альбомом, но в мюзикле «арии» постаревшего рокера должен был исполнять самый натуральный позабытый ветеран британских роковых баталий Эдам Фэйт (Adam Faith)! Этот проект постигла судьба предыдущего, а дабы уже созданные опусы не пропадали, JETHRO TULL в 1976 году разродились не слишком удачным диском «Too Old To Rock’n’Roll, Too Young To Die».
***
Сева Новгородцев, программа «Рок-поссевы», сентябрь 1988:
У каждой группы есть невидимые миру помощники, участвующие в ее творческом процессе, о существовании которых знают лишь посвященные. Был такой человек и у «Джетро Талл» — пианист и оркестровщик Дэвид Палмер, работавший с группой с 68 года, но до поры до времени остававшийся за кадром. В том же 76 году он в содружестве с Ианом Андерсеном писал мюзикл, своего рода рок-оперетту, предназначавшуюся для звезды шестидесятых, певца и актера, Адама Фейта. Адам Фейт оказался занятым другой работой, спектакль с его участием поставить не удалось, но этим неудавшимся мюзиклом заинтересовались остальные джетроталльцы -настолько, что оставив работу над очередной пластинкой, взяли его за основу своего следующего альбома. Назывался он «Too Old To Rock’N’Roll Too Young To Die -Слишком Стар Для Рок-н-ролла, Слишком Молод Умереть». «Джетро Талл» исполнили мюзикл целиком в телестудии, правда играли они не по настоящему, а под фонограмму, что на телевидении тех лет было делом обязательным. Заглавная песня пластинки стала классикой рока, а выражение «Too old to rock too young to die — Стар для рока, молод для смерти» — прочно вошло в обойму музыкальной журналистики.
Тогда, в 76 году музыкальная пресса восприняла пластинку, как своего рода автобиографическое заявление и всерьез рассуждала о кончине «Джетро Талл». Сам Иан Андерсон, поясняя идею, сказал, что моды приходят и уходят, но уходя, они обычно снова возвращаются, а потому — нет смысла следовать за модой. Если оставаться старомодным достаточно долго, то в один прекрасный день окажется , что ты снова в моду вошел. Это заявление, конечно, — смелое и парадоксальное, однако же не всем, вышедшим из моды удается дотянуть до ее следующего пришествия — это под силу лишь выдающимся представителям поколения, жанра или стиля, которые, завоевав аудиторию, катятся потом долгие годы на волне ностальгии своих почитателей, покуда их снова для себя не откроет новое поколение.
***
Из автобиографии (1968-1982), написанной Яном Андерсоном для октябрьского номера «Trouser Press Magazine» (1982):
Замысел этого альбома начался с идеи театральной постановки; David Palmer всегда хотел сделать что-то в этом роде. Я придумал персонаж, старомодно одетый и несовременный, упорно сопротивляющийся моде и затем внезапно оказывающийся снова на гребне волны. Это были размышления о циклической природе моды, и было немного странно, когда почти сразу после выхода альбома в Англии проявились все те группы, носящие узкие брюки, туфли на каблуках — все то, что носил мой персонаж из альбома.
Как только были написаны музыка и слова, мы оформили их в альбом Jethro Tull, что, вероятно, было не очень хорошей идеей. Не так уж приятно, когда о тебе говорят, что ты «слишком стар для рок-н-ролла». Сколько раз мне задавали вопрос: «Действительно ли Вы слишком стары для рок-н-ролла?», столько же раз я отвечал, что это не автобиографический альбом. Я знал, что мне будут задавать вопросы такого рода, но не ожидал, что это будут делать в каждом интервью в течение следующих пяти лет.
***
А. Галин «Менестрели рок-н-ролла. История группы ДЖЕТРО ТАЛЛ» (М: АОЗТ «Оникс», 1996):
В апреле 1976 года был выпущен альбом «Too Old То Rock’n’Roll, Too Young To Die», который месяц спустя занял 14-е место в Штатах и 25-е на родине ДЖЕТРО ТАЛЛ. Пластинка получилась очень слабой, с легковесной музыкой и текстами, лишенными привычной «перцовой» приправы. Но самое большое несоответствие было между лирикой песен, в которых то и дело мелькали угнанные машины и пьяные подростки на мотоциклах, и вялой, порой просто утомительной музыкой, с которой вся эта рокеровская байда никак не вязалась.
Центральная композиция была посвящена старому рокеру по имени Рэй Ломас, который не хотел в угоду моде менять ни уклад своей жизни, ни стиль одежды. В результате все девушки от него отвернулись, музыкальная карьера не состоялась, и единственное, что осталось у Ломаса, так это старенький мотоцикл, на котором он нарезал со страшной скоростью. Победив в телевикторине, незадачливый искатель приключений познакомился с леди из высшего общества, которая вскоре его бросила.
Расстроенный своей неудачей, Рэй забредает в кабачок, где встречает поддатого и бородатого джазмена в «From A Dead Beat Tо An Old Greaser», второй сильной песне альбома, название для которой Андерсон позаимствовал из критической статьи о Дэвиде Боуи и Роде Стюарте (Rod Stewart), опубликованной в газете. Старый джазмен олицетворяет собой поколение битников, которые с упоением слушали игру Чарли Паркера (Charlie Parker), зачитывались Джеком Керуаком и пытались рисовать в стиле Рене Магритта. Андерсон словно сравнивают судьбу джаза с судьбой сменившей его рок-музыки. В этой ностальгической песне есть прекрасное соло Дэйва Палмера на сопрано-саксофоне.
Но Ломас страстно отвечает джазмену, что с рок-музыкой все будет по-другому. Он верит, что рок не умрет, и, окрыленный этой мыслью (а также винными парами) садится на свой мотоцикл, давая полный газ. На повороте его заносит, и он с большой скоростью врезается в дерево. Но наш герой (в отличие от Марка Болана (Mark Bolan, лидер Т. REX)) остался жив. Рэя собрали по кусочкам врачи, и, лежа в больничной палате, он внезапно видит по телевизору, что рок-н-ролл снова пошел в гору, а его собственные песни звучат с экрана в исполнении других волосатых ребят в поношенных джинсах. Рэй Ломас стал «звездой», а рок будет жить вечно.
Вот вкратце мелодраматический сюжет мюзикла, для которого Ян Андерсон и написал эти песни (а Дэвид Палмер помог сочинить музыку). Главную роль должен был исполнять Адам Фэйт (Adam Faith), который в последний момент отказался. Вместе с режиссером по имени Майк Мэнсфилд (Mike Mansfield) Андерсон написал сценарий, но фильм так и не был до конца закончен, хотя отрывки из него все-таки показали по лондонскому телевидению. Поэтому музыканты решили записать на основе этих песен альбом, хотя, по мнению самого Яна (и моему тоже), эта музыка совершенно не подходила для ДЖЕТРО ТАЛЛ. Обложка пластинки была сделана в виде комиксов, в которых раскрывался основной сюжет, причем, их главный герой слишком уж смахивал своей внешностью на нашего флейтиста. Так что в чем-то этот альбом можно считать автобиографичным.
***
Дискография группы от Яна Андерсона:
В самом начале истории Талл, когда на дворе был «блюзовый бум», мы обратились спиной к коммерческому успеху, мы были своего рода «панками» — нашего поколения, конечно. Шесть-семь лет спустя все перевернулось вверх дном. Тогда уже движение английских панков повернулось спиной ко всем прогрессивным, артовым группам, и вернулось к основам — агрессивной, примитивной и нигилистической музыке. Эти события и стали сюжетом «Too Old to Rock and Roll». Стареющий рок-н-ролльный бунтарь обнаруживает, как все достижения его карьеры вдруг порушены следующим поколением рокеров. Это — не наш прямой «ответ на панк», а отражение цикличной природы популярной музыки. Хотя, легко понять тех журналистов, которые решили, что этим диском мы «сводим счеты» с панками. Когда мы на деле всего лишь хотели показать, что музыкальный бизнес имеет форму цикла, и, если ты занимаешься чем-то довольно долго, ты можешь вдруг снова стать модным.
***
Из интервью с Я. Андерсоном, 17.04.2002:
— …концепция альбома «Too Old To Rock’n’Roll, Too Young To Die» (1976) и не лежит рядом со всеми вашими фольклорными корнями…
— Но зато концепция этого альбома — это и есть современный городской фолк! Раз уж Jethro Tull такая национально ориентированная группа, то отчего же нам не сочинять песни о модной субкультуре 60-х, которая тогда процветала по всей Англии — даже в самых маленьких городках. Мотоциклетные клубы создавались в Англии на протяжении всех 50-х и 60-х, а парни в кожаных куртках вдохновлялись образами Марлона Брандо и Джеймса Дина и были первыми бунтовщиками против современного им общества. А потом, в 60-е, в Англии возникли моды — «поклонники всего итальянского», как я их называю. Их стычки с рокерами-мотоциклистами стали теперь неотъемлемой частью нашего национального фольклора. Я никогда не считал, что фолк-музыка — это песни, написанные 300 лет назад; это песни о том, что происходит в нашей жизни здесь и сейчас. Или происходило лет десять назад… …Вообще я хочу сказать, что поп-музыка, адресованная сразу всем, требует гораздо больше времени для своего, так сказать, созревания, а вот фолк-музыка создается постоянно. Неважно — год или 100 лет назад. Это музыка, создаваемая людьми и для людей, а не придуманная кем-то там в музыкальном бизнесе или на фирмах грамзаписи. Фолк отражает культуру людей, их эмоции, их радость, а чаще — слезы. Поэтому, возвращаясь к альбому «Too Old To Rock’n’Roll, Too Young To Die», я хочу сказать, что можно состариться для рок-н-ролла, а для фолк-музыки — нет.
***
Я. Андерсон:
Рок- и поп-музыка никогда не входили в сферу моих интересов, ха-ха! Мне это не было особо интересно даже в юношеские годы. Мои корни — это фолк, классическая музыка и джаз, вот их я и продолжаю слушать. Я всегда, честно говоря, был староват для рок-н-ролла.
Примечание Сергея Баранцова:
На развороте альбома приведен в виде комикса небольшой эпизод из жизни некоего Рэя Ломаса, старого рокера, который является смысловой связкой песен альбома. В этой истории подчеркнуты моменты возникновения замысла каждой песни. Итак: |
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы JETHRO TULL
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы JETHRO TULL»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы JETHRO TULL по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий