Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
1. Aqualung
(I. Anderson, Jennie Anderson)
2. Cross-Eyed Mary
(I. Anderson)
3. Cheap Day Return
(I. Anderson)
5. Wond’ring Aloud
(I. Anderson)
10. Locomotive Breath
(I. Anderson)
Ian Anderson (flute,acoustic guitar, electric guitar, vocals)
Martin Barre (electric guitar, descant recorder)
Clive Bunker (drums, percussion)
John Evans (piano, organ, mellotron)
Jeffrey Hammond-Hammond (bass, alto recorder, backing vocals)
Guest musicians:
David Palmer (string arrangement and conducting)
Production: Terry Ellis and Ian Anderson
Recording location/date: December 1970 and February 1971 at Island Studios, London.
Cover Art by: Burton Silverman
Release date: 19. March 1971 (UK) and 03. May 1971 (USA)
Label:
Island (UK)
Reprise (US)
Chrysalis/Capitol (US re-issue)
Позиция в хитпарадах:
Британский — 4, Американский — 7.
***
Информация сайта http://j-tull.com.ru:
Квадрафонический LP был иначе смикширован и содержит альтернативную запись «Wind-Up». В исходном американском CD отсутствует вступительная гитарная партия в «Aqualung» и последние 30 секунд «Wind-Up». UK box set использует тот же неполный оригинал, но 25th anniversary collection дополнен бонустреками. 24 karat gold edition on DCC Compact Classics — первый CD, в котором Ian Anderson использовал оригинальную двух дорожечную ленту окончательного сведения (знатоки могут поспорить на счёт моего перевода фразы «original two-tracks master mixdown tape»), но он не включает бонустреки.
На задней обложке LP находится следующая надпись:
In the beginning Man created God; and in the image of Man created he him. Перевод надписи на задней обложке LP (информация сайтаhttp://j-tull.com.ru): 1. В начале сотворил Человек Бога, по образу человечьему сотворил его. |
* * *
А. Галин «Менестрели рок-н-ролла. История группы ДЖЕТРО ТАЛЛ» (М: АОЗТ «Оникс», 1996):
Шестого декабря 1970 года Глен Корник ушел из группы… Главной причиной его ухода были не творческие разногласия, а чрезмерное увлечение алкоголем и прекрасным полом.
…В январе же 1971 года его заменил, кто бы вы думали? Конечно, Джеффри Хэммонд, взявший себе более «аристократическую» фамилию Хэммонд-Хэммонд. И это было весьма логической развязкой, ведь Ян Андерсон вспоминал о нем, по крайней мере, в четырех своих песнях, записанных на трех альбомах.
<Я. Андерсон:>
Мы взяли Джефри не потому, что он великий гитарист. Он еле выковыривал ноты из баса. Сейчас он стал хорошим музыкантом, но тогда мы взяли его оттого, что человек он был свой, мы дружили с ним много лет и друг друга понимали прекрасно.>
Этому классическому составу ДЖЕТРО ТАЛЛ принадлежит, наверное, самая значительная пластинка — «Aqualung». Во всяком случае, многие критики и поклонники группы считают ее вершиной их творчества. Альбом вышел в Англии в марте 1971 года, за неделю поднялся до четвёртого места, оставаясь там пятнадцать недель, и целых пять месяцев — в Топ-20. В Штатах он был выпущен в мае и в таблицах популярности за пару недель достиг седьмого места. На данный момент тираж проданых по всему миру пластинок превысил цифру пятнадцать миллионов. Переизданный на компакт-диске, Aqualung продолжает свой феноменальный забег.
Впервые в истории рок-музыки появилось нечто вроде концептуальной рок-оперы, в которой подвергалась яростным нападкам религия. Андерсон долгое время вынашивал идею этого проекта. Еще в ноябре 1969 года, в интервью для журнала «Рэйв» он сказал следующее: «Сейчас разрушаются многие важные моральные ценности. Секс вышел из подполья, а любовь и романтика задушены напрочь порнографией. Я не против большей свободы в этой области, но не доводить же все до таких крайностей. Все хотят мгновенной революции, но революции редко бывают успешными, тем более, когда они совершаются за столь короткое время. Я думаю, что все эти рок-революционеры успокоятся, когда обзаведутся своими собственными детьми. Я не христианин, но верую в Высший Разум. И хотя я вообще не читаю Библию, я знаю о чем она. Если я найду ответы на свои вопросы, то попытаюсь рассказать об этом в своих песнях.»
Очевидно, что эти ответы были найдены, и Андерсон предложит нам свою трактовку бытия, правда, не такую изощренную, как в «Колыбели для кошки» у писателя Курта Воннегута, но достаточно интересную. Суть ее сводится к тому, что семь миллионов лет назад «Человек создал Бога по образу своему и подобию» и наделил его всеми правами и полномочиями. Потом Человек в порядке эксперимента создал Акваланга и ему подобных. но они наскучили Ему и были выброшены за ненадобностью. Тем не менее, рассеянное по Вселенной племя Аквалангов выжило и адаптировалось к реальности.
Дальше началась обычная рутина — «И создал Бог нашу Землю за семь дней…» Акваланги, по евангелию от Андерсона, — это никчемные создания, ведущие бездуховную жизнь, своего рода Полые Люди (как у Томаса Стерни Элиста). Настоящих же людей на нашей земле очень мало, но и Акваланг может стать одним из них, если «прозреет» или испытает сильное душевное потрясение.
***
Из интервью с Я. Андерсоном:
— К вопросу о церкви – вы христианин?
— Строго говоря, нет. Точнее, я вырос в христианской среде, и меня на самом деле устраивают практически все христианские догматы – единственное, что меня не устраивает, это Иисус Христос и все, что с ним связано. Вот тут начинаются проблемы!
— А Aqualung – антиклерикальный альбом или нет?
— Не совсем; там просто сплошь и рядом поднимаются вопросы религии, это да, но антиклерикальным я бы его не назвал. Понимаете, мне кажется, что любая религия потенциально рискует превратиться в слепое поклонение сверхъестественному – это, конечно, мрачноватый сценарий, но так и правда происходит время от времени. В любой вере есть вот такие вот «темные углы», и мне совсем не хочется в них угодить. В качестве некой моральной основы христианство, как и любая другая религия, вполне приемлемо, то есть, иными словами, если кому-то проще воспринимать элементарные жизненные постулаты завернутыми в религиозную обертку, я не имею ничего против. Однако при этом лично я совсем не хочу становиться членом какого бы то ни было религиозного клуба. Я уважаю религию и считаю, что она может многое дать человеку, но сам не хочу принадлежать ни к одной. Впрочем, я могу еще и поменять свое мнение – я же еще совсем юн!
… Aqualung – по-моему, это вполне приличный альбом, там нет плохих треков, мы их все в разное время исполняли живьем.
***
Из интервью с Я. Андерсоном:
Я. Андерсон: — …Кстати сказать, Aqualung на самом деле не был в полной мере концептуальным альбомом, просто невинный набор песенок.
***
Дискография группы от Яна Андерсона:
К этому моменту я обрел уверенность как музыкант — я был в центре внимания в группе, и как гитарист — я начал как следует играть на гитаре. Тогда же я стал затрагивать в своих вещах вопросы религии — просто было самое время. Тогда это разрешали, в простеньких поп/роковых формах. Мне пришлось бы замаскировать кое-что из того, о чем я пел тогда, чтобы сейчас это «прошло».
«Aqualung» не был концептуальным альбомом, хотя так думали многие.
***
Из автобиографии (1968-1982), написанной Яном Андерсоном для октябрьского номера «Trouser Press Magazine» (1982):
В Aqualung есть некоторый юмор, и я думаю, что этот альбом лучше, чем Benefit. Не поймите меня неправильно, просто у меня много любимых песен того периода: «Aqualung», «Locomotive Breath», «Cross-Eyed Mary». Некоторые из акустических песен в Aqualung, подобно «Wond’ring Aloud», все еще очень много значат для меня. Даже Benefit имеет одну или две неплохие вещи. Но я не чувствую себя уверенным относительно полноты содержания этих альбомов или их звучания, что тоже является немаловажным.
Вообще запись альбома в целом дает хороший опыт; и не должна иметь только отрицательные последствия.
В то время мы были непопулярны в Англии, в стороне от моды (а были ли мы вообще когда-нибудь в моде?) Но вот мы начали headlining-турне по Америке. Yes были у нас «на разогреве», и они заставили нас работать в поте лица. У них все было отполировано до блеска; хотя и с перебором в применении тамбуринов… и льющимися отовсюду миром и любовью от Jon Anderson, — но все-таки это была тогда очень сильная группа. Мы также играли с Led Zeppelin и иногда нам удавалось «сделать их», но как писали в прессе — только потому, что Led Zeppelin иногда отменяли свои вечерние концерты, когда они были в плохом настроении. Когда это публиковалось, мы выглядели полными идиотами.
***
Я. Андерсон, 17.04.2002:
Другой фаворит — альбом «Aqualang» (1971), ведь он оказался очень успешным не только потому, что пьесы «Aqualang», «Cross-Eyed Mary» или «Locomotive Breath» очень хорошо воспринимались публикой на концертах. Мне-то тогда было куда как интереснее играть акустические номера вроде «Slipstream». Однако «Aqualang» не только превратил Jethro Tull в общеизвестную группу, но еще и показал публике, что рок-музыка может быть не только такой, к которой она привыкла — а с обилием акустического материала. «Aqualang» важен для меня как акустический альбом.
***
Журнал «Classic rock», №5, 2001:
Иан Андерсон некоторое время размышляет. «Если бы мы выступили в Вудстоке, не было бы «Aqualung»», — в конце концов глубокомысленно изрекает он. Сколько команд отдали бы все на свете за то, чтобы сыграть на знаменитом фестивале, ставшем символом 60-х и определившем судьбу многих музыкантов, были ли то Ten Years After, несущиеся вперед в «Going Home», или Джими Хендрикс, разрывающий «The Star Spangled Banner».
Но для рок-менестреля Иана Андерсона, который вместе со своей флейтой вот уже 33 года блистает в творческом сердце Jethro Tull, группу определило именно то, что она не выступала на Вудстоке.
«Я убедил Терри Эллиса (тогдашнего менеджера Tull и одного из основателей их записывающей компании Chrysalis), что не стоит играть в Вудстоке, потому что там будет полно хиппи и наркоманов, — неодобрительно говорит Андерсон. — Такие вещи меня раздражают. На нас наклеили ярлык хипповой группы. Вполне возможно, что после фестиваля мы бы распались или перешли к определенному шаблонному звучанию. Я рад, что этого не случилось».
Наверно, теперь Андерсон считает, что этот ход способствовал их карьере, но тогда в результате такого решения группа лишилась басиста, была вычеркнута из списка вудсток-ской элиты, и их американское турне оказалось далеко не столь триумфальным, сколь они того ожидали.
Уход Глена Корника — тайна, покрытая мраком. Согласно одной довольно жестокой версии, басисту было объявлено, что команда больше не нуждается в его услугах, только когда музыканты уже садились в самолет на обратном пути в Великобританию. Поэтому Корник был вынужден лететь одним из следующих рейсов, причем Андерсон так и не сказал Глену в лицо, за что его выгнали.
Близился конец зимы 1970 года. Андерсон чувствовал давление извне. Дело было не только в постоянных соперниках Jethro Tull вроде Led Zeppelin или Ten Years After, уже достигших вершины славы, но даже в тех музыкантах, которым Tull когда-то «отказа-
ли», например, Тони Йомми (который, сбежав к ним ненадолго, вновь вернулся в Black Sabbath). Heavy metal набирал обороты, постепенно отдаляясь от тех прогрессивных блюзовых корней, которые и составляли основу саунда Tull.
В чартах все тоже обстояло не слишком успешно. Их альбом «Benefit» весной 1970 добрался до третьей строчки хит-парадов, но разве сравнимо это было с успехом «Stand Up», который покорил британские чарты годом раньше? Вдобавок, последний сингл группы потерпел неудачу и не попал в Тор 10, в отличие от «Sweet Dream» и «The Witch Promise». Похоже, звезда Jethro Tull внезапно стала меркнуть.
Андерсона ужасало то, что «к 22 годам моя доля долга группы составляла 70 тысяч фунтов — по нынешним деньгам это где-то около миллиона. Страшно представить».
Неудивительно, что он ощущал давление. «Следующий релиз тщательно продумывался. «Aqualung» стал нашим четвертым альбомом за четыре года, но тем временам это было не так уж круто. Новый диск должен был выгодно отличаться от предыдущих… «.
Но с чего начать? Андерсону всегда было мучительно сложно изыскать время для сочинительства несен. «Мы записывались в промежутках между турне. Только однажды, в 1981, нам удалось нормально заняться записью. Так появился «Broadsword»».
Шестимесячный нон-стоп по Америке и изнуряющие гастроли утомили Андерсона. Ему хотелось заниматься непосредственно музыкой. Иан пришел к этому довольно необычно.
Имя культовой личности Роя Харпера вряд ли знакомо публике. Однако он широко известен среди самих музыкантов. Его стиль игры на акустической гитаре и удивительные магические песни снискали ему уважение гигантов вроде Джимми Пейджа, который подтвердил это своим «Hats Off To (Roy) Harper» в только что изданном тогда Led Zeppelin HI. В середине 70-х Pink Floyd пригласили Харпера спеть в «Wish You Were Here».
Именно вместе с Харпером Андерсон нашел в себе мужество написать и записать песни для акустической гитары. Сочиняя музыку, он всегда пользовался гитарой, но работая над «Aqualung», «писал песню и быстренько передавал ее ребятам, чтобы они сами придумывали аранжировки». Иан лишь добавлял флейту или губную гармошку.
В предыдущем релизе Tull «Benefit» Андерсон уже использовал акустическую гитару, но именно в «Aqualung» он «всерьез занялся пением и игрой, а потом уже записью и исполнением песен вживую. Все делалось отдельно».
Итак, новый творческий стиль был обретен, но как собирался Андерсон его применять? Лейбл Tull Chrysalis только что отстроил новую студию и был готов записать на ней своих звезд. Небольшой камень преткновения — у группы не было новых песен, готовых к записи.
«Я никогда не был хиппи, — пожимает плечами Андерсон. — Я не употреблял наркотики, и смерть ни разу не проносилась столь близко, что я мог бы об этом написать. Никаких катастроф. Поэтому мне пришлось обратиться просто к личным впечатлениям». Иными словами, Андерсон припомнил свои тинэйджерские (тогда еще недавние) школьные годы.
Некоторые из тех песен, в особенности «Wind Up», «Hymn 43» и «My God» — сердце «Aqualung» — теперь кажутся ему «сумбурным нагромождением религиозных впечатлений тревожной юности».
«Я не был фанатично верующим, религия — это просто составной элемент взросления, как и познание анатомии девушек. В молодости ты многое воспринимаешь неадекватно, стесняешься и все это не так уж здорово. Неудивительно, что семь лет спустя я об этом написал».
Строгое религиозное воспитание не коснулось Андерсона. В детстве он считал Бога «упрямцем», а Иисус рисовался ему «странным парнем, который мог бесстрашно разгуливать среди львов и тигров». Бог был устрашаюшей личностью, наделенной властью и ассоциировавшейся с Ревом Лафтом, «вспыльчивым, свирепым парнем», совмещавшим роли преподавателя богословия и директора средней школы, в которой обучался Андерсон. Зная о скептических религиозных воззрениях Иана, Лафт настоял на том, чтобы 15-летний подросток участвовал в ежегодных школьных богослужениях. Только справка от врача (в юности Андерсон страдал мигренями) помогла парню уклониться от этой повинности.
То, что Андерсон припомнил все свои впечатления в песнях — не такая уж грандиозная штука, в конце концов, то была эра Aquarius, Godspell и Джереми Спенсера, покинувшего Fleetwood Mac и присоединившегося к Детям Господа. Всякая уважающая себя группа уделяла некоторое внимание духовной тематике. 30 лет спустя Андерсон с легкостью говорит, что песни «Aqualung» были «простыми, наивными, наскоро написанными и порожденными циничными годами юности». Любопытно то, какую реакцию они вызвали в обществе.
«»Aqualung» разозлил американских церковников. Они устраивали церемонии сожжения записей и считали меня кем-то вроде Антихриста. В Испании и Италии, больших католических странах, служители церкви вообще психовали. Удивительно, что меня не попытались убить. Я был такой заметной мишенью!’.
Британские критики обнаружили в «Aqualung» нечто более пугающее, нежели Антихриста: они усмотрели в нем «концептуальность». Даже сейчас Андерсон стонет при упоминании этого уничижительного термина.
«В свое время я заявил, что альбом не был концептуальным, являясь лишь причудливым собранием всяких нелепостей и диковинок».
Однако он не может не согласиться, что аннотации и обложка на самом деле «связали все воедино». Вне зависимости от того, получился ли альбом «концептуальным» ‘или нет, одна мысль о подобном восприятии ‘»Aqualung» вызывала у Андерсона желание дать отпор критикам.
«После «Aqualung» мы подумали: «Отлично, а теперь мы выдадим им то, чего они жаждут — концептуальный альбом»». И за одним были выпушены «Thick As A Brick» (1972) и «A Passion Play» (1973).
Кажется, мы уже говорили, что невозможно создать альбом из полутора песен. В «Thick As A Brick» музыкантам удалось растянуть одну основную тему по всей поверхности винила. «То были времена Монти Питона — сюрреализм, смесь водевиля, пантомимы и тонкого юмора. Мы откровенно насмехались. Но Америка восприняла альбом очень серьезно».
Однако, подобной цельности замысла в «Aqualung» не наблюдалось. Главный герой, честно говоря, даже не был изобретением Андерсона. Его «нашли» в кипе снимков, сделанных женой Иана. Она наспех записывала свои впечатления на обороте фотографии бродяг, встреченных ею в парках и на улицах. Иан из этих записей создал хриплый, вульгарный и все же печальный заглавный трек. И по сей день бывшая миссис Андерсон дважды в год получает проценты от авторского гонорара.
Все обстояло не так-то просто. В техническом плане запись «Aqualung», по мнению Андерсона, была «абсолютным кошмаром». Новую студию оснастили в соответствии с последним словом техники. В ней было столько необычных приборов и примочек, что музыканты не могли работать.
«Такую технику мы еще не освоили, и она создавала массу проблем, — мрачно вспоминает Андерсон. — Комната, оборудование, мониторы… Звучало все ужасающе. И хуже всего обстояло с атмосферой. Помещение было ненормально огромным, с ужасной планировкой, и предназначалось для оркестра. Мы хотели работать в удобной студии с низкими потолками, но ее уже арендовали».
«Арендовали» ее Led Zeppelin, старые соперники Tull.
«Мы со многими из них общались, — вспоминает Андерсон, словно скрепя сердце. — Джимми Пейдж был довольно приветливым; Джон Бонэм — это гениальный сумасшедший».
А Роберт Плант? В те времена Андерсон шептал про себя мантру: «Каковы бы ни были причины наших неудач, я всему виной». Плант, дерзкий болтливый шоумен Черной Страны, являлся полной противоположностью Андерсону, который вне сцены был застенчивым и тихим и редко появлялся в обществе вместе со своей группой.
Для Андерсона соперничество с Плантом значило больше, чем столкновение характеров. «Все восходит к самому началу Tull. Мы приехали на один из концертов в клуб, куда воротилы бизнеса заходят выпить. В середине выступления пришел Алексис Корнер и сказал: «Я тут познакомился с одним замечательным молодым вокалистом. Я хотел бы, чтобы вы его послушали». Вряд ли можно отказать отцу британского блюза (я имею в виду Корнера, а не Планта).
«И появился этот юноша. Он был слишком красив, чтобы петь в блюзовой команде. Не знаю, что конкретно мы играли, но как только я услышал Планта, я понял: «Кажется, у меня будут неприятности». Уверен, что я уже тогда завидовал этому парню на сцене, там, гае мы чувствовали себя немного неуютно. Он занял мое место, и это терзало меня».
Дела шли все хуже. В 1969, отправляясь в напряженное американское турне, Zeppelin пригласили Tull на разогрев.
«Я очень этому обрадовался», — вспоминаег Андерсон. Так и должно было быть. Турне запустило Zeppelin в рок-стратосферу и помогло Jethro Tull решительно ворваться на североамериканский рынок.
Но Плант все еще раздражал Андерсона. Вокалист Zeppelin «очень серьезно прокомментировал какие-то мои действия. Я ответил: «Я — скромный парень и свое мнение оставлю при себе». А он отнесся к этому так высокомерно. Помню, именно в ту ночь у меня пропало пальто… «
То было не обычное пальто. Поношенное пальто Андерсона значило для него больше, чем элемент сценического имиджа. «Оно было мне дорого. Единственная вещь, которую дал мне отец, когда я уходил из дома. Он швырнул мне это старье — мы тогда не разговаривали — и сказал: «Тебе оно понадобится, зима будет холодной».
Так и оказалось. Зимы 67 и 68 были чертовски морозными. У нас еще не появилось своей аудитории, и меня согревало только это пальто. И благодаря ему я наладил отношения со своим отцом».
Потом, «на какой-то жалкой танцплощадке, переоборудованной под рок-клуб, в Коннектикуте или Чикаго, мы все переодевались в общей гримерке. И мое пальто исчезло. До меня дошли слухи, что это дело рук Zeppelin или кого-то из их окружения. Я расстроился. Я не мог поверить, что он (Плант) стащил мое пальто. Но это было настоящей потерей».
В одном из интервью Андерсон подлил масла в огонь, заявив, что его тексты в сочетании с музыкой Zeppelin породили бы очень стильную команду, недвусмысленно намекнув при этом, что тексты Планта были слабейшим местом грозного арсенала Zeppelin.
«Очевидно, его выгнали. Много лет спустя я встретил его на концерте, и он сказал: «Пусть все останется между нами». Я был потрясен. Я и не знал, что это столь серьезно. Жаль, что все так получилось. Подобные вещи происходят из-за взаимного непонимания».
А сессии «Aqualung» вскоре постигло непонимание музыкального рода.
«Всем известно, сколь сложной оказалась «Locomotive Breath». Мы (Мартин Барр — гитара, Джон Ивэн — клавишные, Клив Банкер — ударные, и Джеффри Хэммонд, который в буквальном смысле учился играть на басу) не могли свести ее воедино. Мы пытались играть ее в студии вживую, но это ничего не давало».
Подобный комментарий Андерсона, типичный для тех сессий, демонстрирует его собственный творческий взгляд на то, как должны звучать JethroTull, по крайней мере, в студии: «Я пришел в студию один и сперва в течение четырех минут записывал ударные. Потом я наложил акустическую и электрическую гитары. Ребята послушали пленку: «А, так вот чего ты хотел добиться!» Потом мы добавили вступление, то есть гитару Мартина. И еше был отличный фрагмент, исполненный на пианино, — почти классика, почти Бетховен. Так создалось ощущение блюза… «
Этот фрагментарный метод записи, столь отличающийся от предыдущих опытов Tull «живьем в студии», частично явился следствием желания Андерсона сделать «Aqualung» непохожим. «»Benefit» получился в некоторой степени простым — более риффовым, но в «Aqualung» мы попытались создать эксцентричные акустические композиции и произвести грандиозное «тяжелое» драматическое впечатление».
Перемены в стиле записи произошли и благодаря возрастающей студийной самостоятельности Андерсона.
«Понимание того, как следует работать с той или иной песней, возможно, обуславливалось тем, что в студии я часто был предоставлен сам себе. Я записывал акустические гитарные партии, и если ребята долго не приходили, то накладывал еше что-нибудь. Когда они наконец появлялись, многоеуже было готово.
Я чувствовал себя немного виноватым, ведь создавалось впечатление, что остальные не участвовали в творческом процессе. Но зато я добивался того, что хотел. Мне не нравилось, когда все постоянно играли одновременно. Очень трудно заставить кого-то хоть немного помолчать».
Один из участников группы — Джеффри Хэммонд — не особенно привередничал по поводу молчания. Фэны давно знали этого эксцентричного друга Андерсона по песням Tull «A Song For Jeffrey» и «Jeffrey Goes To Leicester Square». Но несмотря на то, что Хэммонд долгое время находился рядом с Tull и в школьных группах играл у Андерсона на басу, музыкантом он не был.
«Джеффри практически ничего не знал, — признает Андерсон. — У него не было традиционных музыкальных навыков».
И это значит, что без виртуозного басиста Корника Клив Банкер также должен был вскоре уйти, потому что собирался жениться, Андерсон фактически единолично представлял творческую палитру Tull.
Как и клавишник Джон Ивэн, которого Андерсон тоже знал еще с юности, Хэммонд не успел окончить колледж: его выгнали.
«Мы разучивали партии вместе с ним, и он старательно тренировался, пока у него пальцы не начинали отваливаться. Но он держался молодцом. Конечно, процесс замедлялся, и нам приходилось терпеливее работать над аранжировками».
Но «Aqualung» — это не только песнь Андерсона. С тех пор как герой блюза, гитарист Мик Эбрэхэмс ушел из фуппы, сменивший его Мартин Барр стремился обрести свой собственный почерк. Ко времени создания «Aqualung» Барру не удался лишь один блюзювый фрагмент в «Stand Up», его первом алььоме TuIl.
По иронии судьбы, в «Locomotive Breath», самом из выдающихся треков «Aqualung», он сполняет задушевное блюзовое вступление. Но Барру пришлось попотеть над гитарным соло в заглавном треке. «Однажды в студию пришел Джимми Пейдж, и Мартин совершенно терялся, — вспоминает Андерсон. — Возможно, поэтому он потом записал все за один раз, чтобы никто больше за ним не наблюдал».
«Aqualung» в некоторой степени ввел в замешательство и самого Андерсона. Речь идет об обложке альбома. Иан и теперь начинает беспокойно ерзать в кресле при одном поминании о ней. Этот сгорбленный длинноволосый старый извращенец в сером пальто с виду уж больно напоминает самого Андерсона образца 1970 года.
«Эта обложка — одна из штучек Терри Эллиса, — рассказывает Андерсон. — Вклад Терри как «исполнительного продюсера» означал, что он появлялся на сессиях и мудро кивал головой. Обложки и оформление — его мир, и мы предоставили ему этим заниматься. Оформление «This Was» было предоставлено мне, а в «Stand Up» Терри придумал концепцию и нашел художника. Кавер «Benefit» я ненавидел — ужасно, чудовищно. «Aqualung»
завершил трилогию.
Думаю, Хорэйс Силвермэн был настоящим художником. Иллюстрация основывалась на фотографии старого бродяги, сделанной моей первой женой. Но Терри захотел, чтобы человек с обложки походил на меня: то же старое пальто и все остальное. Мне действительно не понравилось, что мой имидж был использован для кавера, я не хотел ассоциироваться с героем той песни!»
И невозможно винить его за это. Герой «Aqualung» — это не просто бедный старый извращенец, он «посматривает на маленьких девочек с нехорошими намерениями» и околачивается возле косоглазой Мери, «богатой девушки для бедного мужчины», которая «отдается за песню».
Андерсон понимает, сколь мрачное впечатление производили эти композиции. «Что касается «Cross-Eyed Mary», потенциальный насильник малолетних должен понимать в этом толк. В «Aqualung» упоминаются маленькие девочки. Насколько я могу припомнить, люди какого бы то ни было возраста не обманывали меня подобным образом. Мне никогда не предлагались гомосексуальные контакты. И подобные сплетни мне надоели!
Дети знают, что существуют грязные парни, которые так и жаждут посадить их к себе на колени, — продолжает он. — Помню, моя мать очень беспокоилась по поводу того, что по соседству жил строитель, который частенько приглашал меня к себе на чашку чая и бутерброд. Он был грубым, немытым малым, но ни разу не тронул меня и не произнес какой-нибудь двусмысленности».
Андерсон, конечно, может сопротивляться тому, что его идентифицируют с персонажем «Aqualung», но сей релиз считается его конструктивным творением. Именно в этом альбоме Tull он наконец-то стал всецело управлять творчеством группы. Помимо прочего, он нашел в себе силы не только сочинять акустические партии, но и играть их на сцене. Может быть, первое впоследствии привело к росту его эго в некоторых причудливых эпизодах «Thick As A Brick» или «A Passion Play», a второе — к уникальному звучанию альбомов «Songs From The Wood» ’77 и «Minstrel In The Gallery» 75.
Хотя после «Aqualung» песни Андерсона стали более сложными, ему уже больше не удалось вновь добиться такой злой страстности. Для него (и для многих критиков) самым важным альбомом Jethro Tull стал «Stand Up»: «Мы больше не были маленькой блюзовой командой. Я начал сочинять песни под влиянием разной музыки: джаза, блюза, классики и фолка и даже мировой музыки, которую исполняют на балалайках, или средиземноморских мотивов в «Jeffrey Goes To Leicester Square»».
Он признает, что ценность «Aqualung» местами сомнительна.
«Но «My God», «Aqualung» и «Locomotive Breath» — это классика Tull, которую мы так и будем исполнять на каждом концерте.
В этом году мы играем «Aqualung» и «Locomotive Breath» так, как они были записаны на альбоме; «God Father» мы петь не будем, мы и так пели его все время. Но если вы попросите меня исполнить «Hymn 43», я просто выброшусь из окна. Касательно «Wind Up» у меня есть много хороших задумок. Название предполагает, что это песня на все времена. Но она была написана о том, что тревожило меня в 14. А сейчас мне около 50, и исполнять ее непросто, наверно, как и Роджеру Дэлтри нелегко петь «My Generation» с The Who.
Несмотря на все страхи, чувство вины, разочарование, благоговение, ненависть и прочее, «Aqualung» до сих пор остается актуальным. Гуляя по Лондону или Нью-Йорку, я нередко натыкаюсь на бездомных бродяг. Сейчас их стало даже больше, чем раньше. Как и все, я иногда бросаю монету в чью-нибудь шляпу, а иногда просто перехожу на другую сторону улицы. Подымается целая буря эмоций, например, чувство вины из-за того, что ничего нельзя с этим поделать. И мне не стыдно об этом петь. В песне можно выразить то, о чем трудно говорить».
***
Журнал «Rolling Stone», №66, 2008:
— В Британии Jethro Tull лучше всего знают по первым трем альбомам — This Was, Stand Up и Benefit, а в Америке — следующим трем: Aqualung, Thick As A Brick и A Passion Play. Почему так?
Я. Андерсон: — Вообще-то, в Америке всё началось с Benefit. Он вышел и 1970-м, когда мы начали выступать хедлайнерами в кинотеатрах: и давать большие концерты на разогреве. Во многих отношениях, это был более мрачный альбом, там было меньше флейты и больше гитар. Но, очевидно, американцам он оказался ближе, чем его предшественник, Stand Up, который был для них слишком эклектичным. Но по-настоящему в Европе и Америке дела пошли после Aqualung. Он не поднялся до №1 и все такое, но стабильно хорошо продавался. И продолжил продаваться позже; по моим последним данным было продано 12 миллионов копий. Его покупали люди, узнавшие о нас и в 70-х и 80-х. Это был наш первый альбом в Латинской Америке и России, а потом и в Индии.
— Но Aqualung, в отличие от Thick As A Brick и A Passion Play, так и не стал №1 в США.
Я. Андерсон: — Это потому, что люди, в течение года покупавшие Aqualung, потом шли и покупали Thick As A Brick и A Passion Play, чуть только они появлялись и продаже.
***
Журнал «Rolling Stone», №47, 2006:
AQUALUNG — САМЫЙ ПРОДАВАЕМЫЙ ИЗ ВСЕХ АЛЬБОМОВ JETHRO TULL, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ АЛЬБОМ ГРУППЫ, КОТОРЫЙ МНОГИЕ СЧИТАЮТ КЛАССИКОЙ. НО ИЭН АНДЕРСОН С БОЛЬШОЙ ОГОВОРКОЙ ПРИЗНАЕТ, ЧТО ЭТОТ АЛЬБОМ — ЕГО ЛЮБИМЫЙ.
Я думаю, что все мы в глубине души •чувствовали, что Aqualung станет важным альбомом. Он будет либо еще одним шагом вперед, либо будет шагом в сторону. Я был уверен, что мы не останемся стоять на месте».
Предсказания фронтмена JethroTull Мэна Андерсона оказались пророческими. Aqualung стал основополагающим альбомом в карьере группы. Он стал их прорывом в Америке, ворвавшись летом 1971 года в Тор-10 и оставаясь там до конца года.
И хотя последующие два альбома Tull — Thick As A Brick и Passion Play — добирались до первого моста в мартах в США (и отличие от Великобритании, где популярность группы падала), Aqualung всегда оставался самым продаваемым из всех альбомов Jethro Tull. Последний раз, когда Андерсон наводил справки (а, будучи не только музыкантом, но и добросовестным бизнесменом, он периодически это делает) — цифра мировых продаж составляла 12 миллионов копий.
Что не менее важно, Aqualung для большинства людей явился выражением экстравагантности и шарма JethroTull, от открывающего тяжелого металлического риффа на заглавном треке, до финальных, образных нот Wind-Up.
«Полагаю, что в некотором смысле это так. — кивает Андерсон в знак согласия. — Это хорошее сочетание слегка хмурых, глубоких песен на глобальные темы с более личными и юмористическими, с сюрреалистическими сюжетами. Но я с большой оговоркой могу сказать, что это мой самый любимый альбом JethroTull. Уж слишком многое мне в нем не нравится, особенно качество звука, которое я ненавижу по сей день. Но это альбом интересных рок-песен, совсем не похожих на чьи-либо еще рок-песни».
Эта типично прохладная оценка Андерсона, возможно, маскирует его более глубокую привязанность к своему детищу, чем он позволяет выпустить наружу. В конце концов, Locomotive Breath — стал с тех самых пор постоянным номером всех живых выступлении группы, да и заглавный трек исполнялся практически на каждом концерте.
В прошлом году Jethro Tull исполняли альбом целиком перед избранным обществом на Радио ХМ в Вашингтоне, включая три песни, которые не исполнялись с момента их записи в далеком 1972 году. К слову, Андерсон передал все доходы от продаж альбома Aqualung Live, выпущенного в прошлом году, благотворительным обществам, заботящимся о бездомных.
Что еще раздражает Андерсона, так это ярлык «концептуального альбома», навешанный на Aqualung критиками в момент его выхода и прочно прилипший к нему по сей день. Выпустив альбом Tommy -рок-оперу — The Who были провозглашены суперзвездами в Америке, а тут критики быстро сориентировались и сообразили, что в ряде песен на альбоме Aqualung содержатся нападки на организованную религию и ее лицемерные манипуляции верующими.
«Это не концептуальный альбом, каковым некоторые люди пытались его представить, — отстаивает свое мнение Андерсон.- Может быть, там три-четыре пески — My God, Wind-Up, Hymn 43 — объединены одной темой; но остальные песни разительно от них отличаются. Они о людях и о красоте природы, как, например, Mother Goose. И есть пара более личных песен, Cheap Day Return и Wond’rig Aloud. Они представляют собой тот редкий случай, когда я действительно пою от первого лица».
И. конечно, никакого «концептуализма» группа даже и в уме не держала, когда в декабре 1970 года приехала в студию Island Records на Бэйсинг-стрит, чтобы приступить к записи своего четвертого альбома. Большую часть года они провели в дороге (кроме пары месяцев, когда они записывали Benefit).
Те разъезды включали в себя три тура по Америке, где группа быстро набирала популярность. Этому способствовал и тот факт, что годом ранее Tull выступали на разогреве у Led Zeppelin во время их американского тура, и самая прогрессивная хиппи и рок-аудитория Америки уже успела с ними познакомиться. И даже по радио крутили их хит — Teacher — трек, который не был включен в британскую версии! Benefit (появился на 6и-сайде), но который пришелся по душе программным директорам на американском радио.
Но состав Tull все еще не устаканился, Оригинальный гитарист Мик Абрахаме ушел почти одновременно с выходом дебютного альбома группы, This Was, в начале 1969 года. Ему на замену пришел Мартин Барр. А басиста Гленна Корника выгнали незадолго до начала работы над Aqualung. Его скоропалительной заменой стал Джеффри Хэммонд, блэкпульский школьный друг Андерсона, с которым они вместе играли в местных группах. Хотя Хэммонд уже и так был частью фольклора Tull, потому что они использовали его имя в названиях таких песен, как A Song For Jeffrey, Jeffrey Goes To Leicester Square.
«Я помню, как принес и заранее вручил ему рождественские подарки: басуху Framus, не очень по-праздничному упакованную, и усилитель Vox AC30, — вспоминает Андерсон. — Он спросил: «Что мне со всем этим делать?». А я ответил; «Послезавтра жду тебя со всем этим хозяйством в студии на Бэйсинг-стрит».
Из чего мы можем заключить, что Хэммонд, скорее, не обладал такой музыкальной суперквалификацией, чтобы справиться с ролью, отведенной ему Андерсоном.
«На самом деле, Джеффри не умел играть, но он был таким прилежным и усердным, что вполне был способен подтянуться до того уровня, чтобы справиться, — поясняет Андерсон. — Он также был очень застенчивым. «Но это как раз тот случай, когда, если ты возьмешь кого-то, кто замкнут в себе, и поместишь его на сцену, что-то начнет происходить. В случае Хаммонда, это вылилось в своеобразные внешние проявления, что способствовало утверждению репутации Tull, как группы со своими причудами».
Появление Хаммонда (позднее он стал зваться Джеффри Хэммонд-Хэммонд) довело блэкпульский контингент Tull до трех человек — пианист Джон Эванс (позднее его уговорят расстаться с буквой в конце фамилии), музыкальная квалификация которого была выше крыши — вошел в постоянный состав чуть ранее, после сессионной работы на альбоме Benefit.
А позднее блэкпульцеи и вовсе стало четверо, когда барабанщик Барримор «Барри» Барлоу заменил Клайва Бункера вскоре после выхода Aqualung. Этот состав и останется «классическим» составом Jethro Tull на протяжении их успешных 70-х.
…Андерсон припоминает, что некоторые песни, вошедшие на Aqualung, начинали вырисовываться еще во время американских гастролей группы. «После того, как мы разогревали Led Zeppelin в 1969 году, мы отправились с туром по Америке в начале 1970-го, и на этот раз у нас на разогреве играли Yes. И как раз в этом туре мы начали исполнять My God. Хотя слова были другими, и некоторые куски другие, но сама песня у нас уже была».
Но большая часть материала родилась в студии или, во всяком случае, совсем незадолго до начала записи: «Частенько я приходил пораньше и накидывал кое-какие идеи на пленку, — вспоминает Андерсон.
— «Небольшие акустические песни с альбома родились именно из этого процесса. Когда ребята приходили, у них уже был записанный мною материал, и они могли добавлять что-то от себя».
Но нельзя сказать, что Андерсон очень уютно чувствовал себя в студии: «Мне было трудно делать что-то свое. Вокруг постоянно ошивались какие-то люди, а у меня были такие вещи, которые требовали уединения. Я был не слишком уверенным в себе гитаристом и певцом, поэтому люди у пульта, наблюдающие за мной, меня очень смущали. Мне даже приходилось просить инженера уйти и оставить меня только с техником, который нажимал красную кнопку».
Сказывалось и отсутствие продюсера на записи Акваланга. Три предыдущих альбома Tull продюсировали сам Андерсон и менеджер группы Терри Эллис.
«Мы всегда искали продюсера, — говорит Андерсон, — но беда с ними была в том, что почти все они сидели на наркотиках, а я не могу работать с людьми, которые употребляют наркотики. Я себя с ними чувствовал не в своей тарелке, а они, соответственно, некомфортно чувствовали себя со мной».
«Я помню, был этот один парень (очень известное имя, поэтому, во избежание недоразумений, не будем его называть), он здорово подсел на кокаин. Он часто уходил в туалет, потом возвращался в сильном возбуждении и кричал: «Давайте-ка добьем эту вещь!». Это было ужасно. К тому же за ним постоянно ходили эти суровые парни — дилеры. А в итоге, конечно, все расходы записывались на наш счет»,
«На самом деле, я поехал и встретился с Джорджем Мартином (знаменитый продюсер Beatles) перед тем, как мы стали записывать Aqualung. Я сказал ему, что во мне происходит борьба; нанимать ли продюсера, или просто продолжать делать все в том же духе, повинуясь своей интуиции и здравому смыслу. Меня также смущало и то, смогу ли я сработаться с кем-то, у кого будет свое творческое видение, и кого мы наделим властью. Мы разговаривали на эту тему, и вдруг Джордж сказал — не исключаю, что он сказал это в надежде на то, чтобы я его не позвал нас продюсировать — что мне следует решиться на этот шаг и попробовать все сделать самому. Так я и поступил».
Как оказалось, однако, само продюсирование не было главной заботой: «Настоящей проблемой стала сама студия на Бэйсинг-стрит — с совершенно новым, но не до конца отлаженным сложным оборудованием. Вообще-то, это была переоборудованная церковь (по иронии судьбы, принимая во внимание концептуальность — ах, простите — тематическую направленность некоторых песен альбома), — говорит Андерсон.
«Мы находились в такой огромной комнате, с нишами, в которой ужасно было работать. Акустика была просто чудовищная. И пультовая была кошмарной. Это был наихудший альбом, который мы когда-либо записывали, в смысле звука».
«Так что эта запись стоила нам нервов. Потому что, имея столько хороших песен, я волновался за качество записи, — объясняет Андерсон. — «Из-за недовольства студией росла напряженность, я думаю, мы все немного теряли терпение и срывались. Я думаю, что мы сыграли не самым лучшим образом».
…Запись и микширование альбома растянулись до 1971 года, и Андерсон вспоминает, что во время последних сессий они «умирали от холода». Но и на этом их проблемы не закончились; вопрос обложки оставался открытым. И это еще один аспект Акваланга, который до сих пор терзает Андерсона.
«Наш менеджер Терри Эллис хотел задействовать нью-йоркского художника Бертона Силвермана. Я не возражал, потому. что в любом случае не хотел использовать сделанную моей женой фотографию бродяги — уж слишком она была натуралистичная, а мне хотелось чего-то более художественного. Поэтому я объяснил художнику, что за персонаж был тот бродяга, рассказал, о чем поется в песне. Но должен признать, что этот художник мне никогда особенно не нравился. А из его набросков я понял, что Терри проинструктировал его, что бродяга должен быть похож на меня. Я сказал, что ко мне облик этого персонажа не имеет никакого отношения, и что они движутся в неправильном направлении. А они сказали: «Ну, а что, если мы его оденем в пальто, сделаем ему длинные волосы, но на тебя он похож не будет?» И все это тянулось и тянулось, пока мы не дотянули до крайнего срока, когда уже надо было сдавать эскиз. Мне никогда не нравилась обложка — да я и по-прежнему от нее не в восторге».
Андерсон признает, что это был «очень нервозный процесс» — ждать реакции на новый альбом: «Помню, у нас была небольшая презентация для прессы, так, ничего выдающегося, Пришли люди, мы слушали альбом, я давал какие-то интервью. У меня точно было это волнение — как пройдут «смотрины», как примет публика наш альбом, понравится ли он».
«И я не помню свои дальнейшие ощущения. Помню, что внезапного «Ух, ты. Им понравилось» не было. Скорее, все было так: «Окей». От восторга никто вокруг нас не прыгал. Что, возможно, было даже и лучше, так как это означало, что мгновенно супер-мега-хитом альбом не стал».
«Появление альбома, который впоследствии оказался нашим самым продаваемым альбомом, изначально не выглядело выходом мегахита. — вспоминает Андерсон. — Релиз был достаточно тепло принят, но что сделало его таким успешным — так это стабильные продажи в течение первых трех лет, а затем и на протяжении трех десятилетий. Даже если бы Aqualung оказался единственным выпущенным мною альбомом, я бы уже не умер несчастным человеком».
***
Интервью ИЭНА АНДЕРСОНА (JETHRO TULL):
http://vingz.ru/interview/intervyu-iena-andersona-jethro-tull
— Когда ваш первый альбом This Was очутился в Тор 10, вы почувствовали, что находитесь на пути к славе?
Андерсон: — Нет. Это ощущение пришло гораздо позже, через несколько месяцев после выхода альбома. Aqualung. До этого мы неплохо выступили с блюзовым альбомом This Was и записали весьма достойный Stand Up, который очутился на первой строчке хит-парада и помог нам прославиться в Европе и США. Benefit продвинул нас еще немного, но только Aqualung действительно принес нам мировую славу. Мы почувствовали, что наше творчество достигло такого уровня, что его уже невозможно дискредитировать, даже если мы выпустим посредственный альбом.
Aqualung принес вам славу общественного критика, особенно в плане вашего циничного отношения к религии. Верно. В этом отношении мало чего поменялось. Хотя я уже не отношусь к религии так же враждебно, как предполагают некоторые тексты на этом альбоме, я все еще крайне циничен в этом вопросе. Меня не смущают религиозные ценности, но я считаю, что всегда стоит внимательно относиться к механизмам религиозного воздействия, к тому, как религии используют свое влияние, к их власти и склонности к самообожествлению. Эти аспекты всегда будут оставаться объектом критики.
***
Журнал «Rolling Stone», №47, 2006:
— Jethro Tull никогда ранее в Великобритании целиком не исполняли Aqualung -а многие считают его лучшим альбомом группы.
Я. Андерсон: — Мы никогда серьезно не рассматривали идею сфокусироваться на одном альбоме и исключить другие. С каждым годом составлять сет-лист становится все труднее и труднее. Один ди-джей на вашингтонском радио предложил живую трансляцию Акваланга, это было в 2004 году. Мы сомневались, но с его идеей согласились.
— В прошлом году вышел живой альбом того вашингтонского выступления. а весь гонорар от него, причитающийся группе, перечисляется в фонд заботы о бездомных.
Я. Андерсон: — В нынешнее время я в основном участвую в защите диких кошек, но тема бездомных возникает в моем уме всякий раз, когда я исполняю титульный трек альбома. Приятно чем-то отплатить, пусть немного.
***
В 1994 г. был выпущен диск «Aqualung — DCC Gold CD release» с пометками «From the original master tapes» и «Booklet includes complete original artwork».
***
В 1996 (к 25-летию выхода альбома) вышла ремастированная версия «Aqualung — 25th Anniversary Special Edition» со следующими бонус-треками, включающими в частности квадрофоническую версию «Wind-Up».
***
Осенью 1996 года на юбилейном альбоме, посвященном 25-летию выхода знаменитаго «Aqualung» Jethro Tull, лидер группы Иэн Андерсон заявил, что слышит в словах «Лестницы в небо» влияние своей поэзии, объяснив это тем, что Jethro Tull и Led Zeppelin в тот период работали в одной и той же студии, и Роберт Плант подсознательно проникся его, Андерсона, идеями. Он много еще чего интересного говорит в этом интервью (14-й трек на юбилейном диске «Aqualung» 1996) о «Лестнице в небо».
***
В 2003 году по опросу журнала «Rolling Stone» альбом «Aqualung» вошел в список 500 величайших альбомов в истории музыки под номером 337.
***
Звуки.Ру, 29.09.2005:
19 сентября 2005 г. в Европе поступил в продажу альбом группы под названием «Aqualung Live». Диск выпущен ограниченным тиражом — как сказано на обложке, для коллекционеров. Средства, вырученные музыкантами и издателями от продажи альбома, будут перечислены в различные фонды помощи бездомным, о чем также сообщено на обложке. Получится, как сказал Ян Андерсон на официальном сайте Jethro Tull, что «Акваланг выплатит немного своим приятелям».
В буклете к альбому Андерсон рассказывает о том, как был записан этот альбом. В США есть радиокорпорация XM Radio, предлагающая своим подписчикам за плату более 150 каналов цифрового радиовещания. Один из этих каналов называется XM Live, а на этом канале выходит серия передач под названием «Then : Again : Live!». Идея ее состоит в том, чтобы восстановить в живом исполнении классические рок-альбомы. Обратились с таким предложением и к Андерсону. Сперва он это предложение всерьез не воспринял, но спустя какое-то время идея стала ему нравиться все больше и больше,- отчасти потому, что некоторые из песен с «Aqualung» так никогда и не игрались вживую, и это был хороший повод «освежить» их и ввести в репертуар. Через свой веб-сайт джетроталльцы пригласили на эту запись поклонников группы, и вот в ноябре 2004 года, закончив концертный тур по США, группа поехала в Вашингтон на запись передачи.
Большую часть альбома записали с одного дубля, но две песни пришлось переписать — на «Slipstream» забарахлило гитарное оборудование у Мартина Барра (Martin Barre), а потом клавишник Энди Гиддингс (Andy Giddings), по словам Андерсона, «споткнулся на фортепианном вступлении к «Locomotive Breath», которое до того играл ну тысячу раз уж точно. Видимо дело было в близости аудитории, крепости XM-овского кофе и в ужасающем осознании того, что за эту работу ему не заплатят».
Продолжим цитировать Андерсона. «Доан Перри (Doane Perry) колотил по своим бонгам в специальной звукоизолирующей кабине, но дверь в нее приоткрыли, так что мы могли его слышать и кое-как видеть через проем. Остальные из нас играли через небольшую усилительную систему, чтобы создать для собравшейся «семейной» аудитории видимость звукового баланса. Ощущение такое, будто ты в своей гостиной, правда-правда, но только музыку врубил на 11″.
(Какие одиннадцать имел в виду классик — пусть останется для нас тайной).
«Эту запись я потом перемикшировал в своей домашней студии безо всяких специальных эффектов — просто фиксируя живую и чистую непосредственность нашего маленького концерта. Большую часть болтовни между песнями я вырезал (она вас будет жутко раздражать уже после первого прослушивания, уж поверьте мне), но зато включил в альбом всю эту говорильню наряду с интервью как бонус-трэки после музыки, так что совсем ограбленными вы себя не почувствуете».
Выпускать эту запись как обычный полноценный новый альбом группа сочла неуместным, поэтому она выйдет ограниченным тиражом как издание для коллекционеров. Как уже сказано, на прилавках европейских магазинов альбом появился уже сегодня. В октябре-ноябре группа собирается бесплатно раздавать его на своих концертах в США — просто за то, что билет купили. На американские прилавки он, однако, попадет только в марте следующего года.
.
***
Мартин Барр
(«Guitar World» 11.17.2015):
Тот факт, что «Aqualung» стал одним из самых популярных альбомов TULL — чистая случайность. Это был сложный альбом. Мы записывали его с большим трудом, потому что в студии все ломалось, и это приводило создавало в группе напряжённость. Это был не очень хороший альбом, и, его последующая популярность была отчасти из-за образа Акваланга, как человека. Людей зацепила лирическая сторона альбома, а также разнообразие песен. Мы писали его очень долго.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы JETHRO TULL
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы JETHRO TULL»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы JETHRO TULL по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий