Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»
«Personal Jesus» (1989)
Не успели меломаны привыкнуть к классическому электронному саунду DEPECHE MODE, как в 1989 году группа преподнесла им новый сюрприз. Видимо, они решили-таки дать ответ на упомянутый мною ранее дурацкий вопрос: «Если вы рокеры, где ваши гитары?».
«А вот где!» — сказали ДЕПЕШИ, и обрушили на головы слушателей сначала убойный рефрен «Reach out and touch faith!» («Протяни руку и прикоснись к вере!»), а затем не менее убойный рифф песни «Personal Jesus» («Личный Иисус»), которым мог бы похвастать любой блюзмен.
Интересно, что при этом песня всё равно сохраняла и электронный саунд, и фирменный стиль DEPECHE MODE. В частности, ударные в «Personal Jesus» представляли собой засэмплированные прыжки трёх человек на пустых чемоданах.
Звук песни во многом определил и тематику клипа Корбайна, где музыканты предстают не модными хлопцами в косухах, а суровыми ковбоями, посещающими бордель на Диком Западе.
Энди Флетчер:
«Personal 3esus» — возможно, худшее мое воспоминание. Мы были в пустынном испанском городке — одном из тех ковбойских городков, где снимают вестерны и тому подобное. И весь день мне говорили: «Ну, Флетчер, тебе позже придется прокатиться на лошади». Я думал: «Но я не умею ездить на лошади!» А они говорили: «Не беспокойся, она хорошая, тихая — ну, большая, но всё в порядке».
В итоге выяснилось, что над Флетчером просто издевались — лошадка оказалась… деревянной.
Были в кадре и настоящие лошади. Случайно или нет, изображения их задниц совпало с придыханиями Мартина, поэтому цензура усмотрела в этом нехорошие намёки и потребовала убрать эти кадры из клипа. Хотя зачем намекать на нехорошее, если в клипе хватало вполне доступных девушек…
Мотив, да и тема «Personal Jesus», пришли Мартину Гору ещё в 1988 году, когда группа обкатывала по миру свою «Музыку для масс».
Будучи в США, Мартин каждый день наблюдал по телевизору очередного проповедника с призывами «Придите ко мне и покайтесь» (ниже прилагались адреса и телефоны — куда прийти и каяться). Впоследствии Гор расширит свою трактовку песни, сославшись, что написал её под впечатлением от воспоминаний жены Элвиса Пресли — Присциллы.
Мартин Гор:
«Это песня о том, каково быть Иисусом для кого-то, дарить надежду и заботу. Она о том, что Элвис был ее мужчиной и наставником, о том, как часто подобное случается в любовных отношениях; о том, как чье-то сердце становится в каком-то роде подобным Богу, а это не очень объективный взгляд на человека, не правда ли?».
Попытка дать песне более широкую трактовку вполне понятна. У ДЕПЕШЕЙ уже были проблемы с песенкой «Blasphemous Rumours» из альбома 1984 года. В ней пелось о девушке, которая выжила после попытки суицида, уверовала в Христа, а через два года была сбита машиной. И вывод «по-моему, у Бога жуткое чувство юмора». Ревностные христиане подобным поэтическим откровениям возмутились, и у песни были большие проблемы с радиоротацией.
Мартин понимал, что «Personal Jesus» — это мощнейший хитище, поэтому текст песни сам по себе не содержал никаких богохульных идей, и мог восприниматься, как совершенно протестантская идея о личном спасении.
Твой собственный, личный Иисус —
Тот, кто выслушает твои молитвы,
Тот, кто позаботится…
Твой личный, собственный Иисус —
Тот, кто выслушает твои молитвы,
Тот, кто будет рядом…Испытываешь незнакомые чувства,
Ты совсем один.
Простой смертный —
У телефона.
Возьми трубку —
Я заставлю тебя поверить…
Единственное хулиганство музыканты позволили себе перед выходом сингла, когда опубликовали в газетном разделе объявлений рекламу со словами «Ваш собственный личный Иисус». Ниже шёл номер телефону, по которому дозвонившийся мог послушать саму песню (за плату, конечно).
Этот трюк многих покорёжил, но в целом песня была принята достаточно благосклонно.
Надо сказать, что я даже встречал на каких-то православных форумах серьёзные споры неофитов (и явно бывших «депешистов») о том — за кого в этой песне Мартин Гор: за христиан аль за сатанистов? На самом деле, незамутнённым глазом сразу видно, что в «Personal Jesus» заложен большой заряд мрачной иронии, и речь в ней не только о Христе. По сути, это заклинание, обращённое «жрецом» к «пастве», некий танец Каа. Да и никакой христианин не станет распевать слова «Прикоснись к вере» под столь мрачные аккорды.
Тем не менее, заложенная Мартином двусмысленность, сыграла свою роль. Так в 2002 году кавер на «Personal Jesus» записал убеждённый христианин и кантри-певец — Джонни Кэш. И он действительно сделал песню «своей» и христианской.
Д.Кэш:
«…это, пожалуй, самая проповедническая песня, которую я когда-либо слышал. Не знаю, задумывалось ли это автором, но так получилось».
Дэйв Гаан о версии Кэша:
«Мы были в шоке! Вы бы видели реакцию Мартина! Он состроил серьезную рожу и сказал: «Ну да, звучит очень неплохо». Я ему говорю: «Неплохо? Мартин, да это то же самое, как если бы Элвис спел одну из твоих песен!».
С другой стороны к песне подошёл в 2004 году известный «антихрист-суперстар» Мэрлин Мэнсон.
Мэрлин Мэнсон:
«В моем понимании она совершенно отличалась от интерпретации Мартина Гора. Я знал, что запись этой песни позволила бы мне выразить значительные мысли о политике и религии».
Собственно сам кавер не звучал столь оригинально, как у Кэша. Зато Мэнсон отыгрался на клипе, куда впихнул кучу персонажей (Сталина, Муссолини, Кеннеди, Гитлера, Кастро, Ганди, Буша-младшего и Христа в негативном изображении), четырех секси-всадниц Апокалипсиса и брутальных монахинь, подносящих певцу младенца. Младенца роняют на пол, и видно, что это всего лишь статуэтка, из которой, как из копилки, сыплются деньги. В общем, весь набор в стиле Мэнсона…
Эндрю Флетчер:
«Я слышал около десяти различных трактовок «Personal Jesus», и это-то Мартину и нравится. «Personal Jesus» поднимает общие вопросы, вот что важно. Слова очень двусмысленны, так что, хотя песня могла бы стать сомнительной, в результате все оказалось совсем не так. Большинство людей посчитали ее христианским гимном, хотя она задумывалась не такой. Когда выпускаешь песню со словом «Иисус», напрашиваешься на проблемы, но мы хотели ее выпустить, потому что она нам понравилась».
Песня действительно произвела фурор даже среди тех критиков, которые недолюбливали DEPECHE MODE. «Personal Jesus» стал №13 в Британии, а в США первым синглом в истории группы, который стал «золотым».
В 2011 году группа выпустит новую (на этот раз полностью электронную) версию песни – «Personal Jesus (The Stargate Mix)», которую сопроводит новый, неоднозначно трактующий песню, клип.
В нём жители средневекового города ведут, обвинённую в ведьмовстве, девушку к мосту и подвергают испытанию водой (если не тонет – значит, ведьма). После нескольких попыток девушка всё-таки тонет, но потом неожиданно возносится из озера вместе со столбом воды, который изливается на экзекутором карающим жгучим дождём.
Но мы забежали далеко вперёд. А тогда – в 1989 году, после «Personal Jesus» – мир замер в ожидании нового альбома.
«Enjoy The Silence» (1990)
К 1990 году за спиной DEPECHE MODE уже были десятки хитов, успешных альбомов, толпы фэнов и отточенный фирменный стиль. Может, единственное, чего у них не было — это статуса «супергруппы». То есть, такой группы, песни которой до оскомины заигрывают радиостанции, а румяные домохозяйки при их звуках, начинают теребить бигуди: «Ой! Я знаю эту песню? Кто же её поёт? То ли ДЕТИ СОТ? Ах, нет, ДЕПЕ ШМОТ!».
Записью, которая перевела DEPECHE MODE на новый уровень, стал седьмой (!) по счёту альбом с названием «Violator», т.е. «Нарушитель» (музыканты пародировали названия хэви-металлических групп и пластинок) и кровавой розой на чёрном фоне, тут же ставшей символом группы.
Именно эта пластинка содержала два мегахита, по которым и ныне узнают группу: «Personal Jesus» (про который я уже писал) и «Enjoy The Silence».
Если песня о персональном Иисусе была радикальной и тяжёлой, то «Enjoy The Silence», напротив, вышла лёгкой и воздушной. Правда, такой она стала отнюдь не сразу. В демо-версии Гора песня звучала традиционно уныло и могла бы пополнить богатый арсенал красивых, но депрессивных, творений ДЕПЕШЕЙ. Вы сами можете сравнить эту грустную «демку» под названием «Enjoy The Silence (harmonium version)» <слушать> с конечным результатом, возникшим под давлением группы.
Энди Флетчер:
«Мы просто с первого прослушивания впервые в жизни поняли, что делаем хит. Никто в это не сомневался».
В руках Алана Уайдлера темп композиции заметно ускорился, а аранжировка стала более яркой и, если это вообще применимо для DEPECHE MODE, «светлой». Ну а продюсер Марк Эллис посоветовал добавить то самое простенькое соло на гитаре, которое тот час стало самой запоминающейся «изюминкой» песни.
Название песни часто переводят, как «Наслаждайся тишиной», хотя правильнее бы было перевести «Наслаждайся безмолвием».
Слова насильственно
Разрушают молчание,
Вторгаясь
В мой маленький мир!..
Причиняя мне боль,
Пронзая меня.
Неужели ты не можешь понять,
О, моя маленькая девочка…Все, что я когда-либо желал,
Все, в чем я когда-либо нуждался,
Здесь, в моих руках…
Слова совершенно необязательны.
Они могут только все испортить…
На одну из самых запоминающихся песен DEPECHE MODE был снят и один из самых запоминающихся клипов. Правда, когда Антон Корбайн предложил нарядить вокалиста Гаана в картонную корону и мантию и заставить ходить со складным стульчиком, остальные члены группы попадали со смеху. Но режиссёр настаивал на своём видении — мол, речь в клипе будет идти о короле, который имеет всё, но не может отыскать для себя тихого места.
В результате, идея понравилась всем, кроме самого Гаана. И не зря. Если остальные музыканты всего полчаса попозировали перед камерами в студии — и разбежались, то Дэйву пришлось шесть дней колесить со съёмочной группой по живописным местам Португалии, Шотландии и Швейцарии. В самом конце съёмок, проходивших в Альпах, нервы Гаана не выдержали. Он нахлобучил свою корону на голову продюсера видео Ричарда Белла, скинул мантию, и сказал: «Я уже достаточно находился, теперь ты поработай». После чего сел на вертолёт и полетел отогреваться в гостиницу. В результате роль «короля», поднимающегося в конце клипа по заснеженному склону, сыграл именно Белл.
Дэйв Гаан:
«Я был так зол на этого сумасшедшего голландца! Вы себе представляете, он заставил меня шляться по этим дурацким горам с этим дурацким стулом, на этом дурацком морозе! Схватив насморк, я так разозлился, что плюнул на это все и уехал в отель… Но какой получился клип, а?!! Это моё любимейшее видео, чёрт возьми!!!»
Тяготы и лишения во время съёмок «Enjoy The Silence» того стоили. Клип ещё сильнее привлёк внимание к синглу, в результате чего песня заняла 6-е место в Британии, и 8-е в США (единственное попадание ДЕПЕШЕЙ в американский TOP10). В 2008 г. тот же Корбайн снимет ещё один клип на «Enjoy The Silence», точнее на кавер, сделанный Марком Шинодой из LINKIN PARK.
А вот пародийный клип автора «Масяни» Олега Куваева:
Кстати, на альбоме 1990 года «Enjoy The Silence» не обрывается, а плавно переходит в своеобразную интерлюдию, где можно слышать, как Гаан играет на гитаре (!), и звучит замедленный сэмпл голоса Флэтчера, произносящего «Crucified» (Распятый).
А 19 марта 1990 года вышел «Violator».
Не секрет, что один-два мегахита вполне могут вытянуть и посредственный альбом. К «Violator» это не относится. В нём, как минимум ещё два хита — «World In My Eyes»<слушать> и «Policy Of Truth» с заразительным сэмплом слайд-гитары (недаром музыканты перебрали десятки вариантов в поисках этой «изюминки»).
А вообще пластинка хороша практически с первой и до последней песни.
В итоге, «Violator» был продан тиражом в 7 млн. экз., стал №7 в Америке, а в Британии не дошёл до вершины совсем чуть-чуть, заняв 2-е место. Движение «депешистов» в России достигает такого апогея, что на отечественной сцене тут же возникает группа-«клон» под названием ТЕХНОЛОГИЯ.
В общем, DEPECHE MODE стали супергруппой, хотя не так уж сильно этому и обрадовались.
Мартин Гор:
«До того момента мы всегда нормально продавались, не жаловались на отсутствие внимания, существовали себе преспокойно и никому не мешали. И внезапно «Violator» выстрелил… В Америке он стал просто мегапопулярен. А давление на нас мгновенно удвоилось после его выхода. Нет. Утроилось».
«I Feel You» (1993)
Казалось бы, что делать группе, дошедшей до кульминационой точки развития? Правильно, экспериментировать. Делать то, что ранее ей было несвойственным.
Именно таким вышел следующий альбом DEPECHE MODE «Songs of Faith and Devotion» (1993). Неоднозначный, нетипичный, где много несвойственной ДЕПЕШАМ гитары, где есть живые барабанов, живые струнных и даже присутствует ирландская волынка.
Мартин Гор:
«Мы стали превращаться в то, против чего протестовали на первых альбомах. Было весело».
Ярким примером метаморфоз стал главный хит альбома «I Feel You» с жёстким гранжевым гитарным риффом и эмоциональным иступлённым исполнением Гаана, сильно отличающимся от его привычной «отмороженной» манеры. Необычным был и имидж вокалиста, представленный в клипе Корбайна — романтичного юношу в кожанке сменил небритый волосатый и очень худой мачо в полосатом костюме-тройке.
Алан Уайлдер:
«Главной причиной для выбора было то, что трек радикально отличался от того, что мы делали раньше. Мы надеялись, это удивит людей и заставит их заинтересоваться остальными вещами с альбома».
Альбом вышел на волне успеха «Violator», поэтому, несмотря на свою нетипичность, без проблем занял первые места, как в Британии, так и в США.
Этим альбомом заканчивается классический период DEPECHE MODE, после которого наступит смутное время. В 1995 году группу покинет Алан Уайдлер. Дэвид Гаан окончательно впадёт в наркотический дурман, переживёт клиническую смерть, после чего всё-таки возродится к жизни.
DEPECHE MODE не только найдут силы продолжить творить, но и будут делать это успешно. Их альбомы до сих пор не залеживаются на полках, а хиты звучат с экранов и радиоприёмников. И достойные, надо сказать, хиты…
Depeche Mode — Broken (2013):
Автор: Сергей Курий
май 2013 г.