Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»
Если бы в бытность подростком меня попросили бы быстро назвать самую типичную эталонную рок-группу, я бы без всякого сомнения произнёс — ДИП ПЁПЛ (кто-то из наших называл её ДИПАПЛ, а кто-то даже ДИП ПУРПЛЕ). Для англичан название звучало гораздо проще – «Тёмно-пурпурные».
Но это тогда группа казалась нам типичной и эталонной. А в 1970-м году озадаченные критики относили её к «прогрессив-року» (термин «хард» тогда ещё не употреблялся), то есть стилю заведомо экспериментальному и новаторскому.
Правда, в 1969 году группу занесло в совсем уж запредельные выси — клавишник Джон Лорд записал целую пластинку, где DEEP PURPLE музицировали с симфоническим оркестром. Народ удивлялся, но в подобный эксперимент попросту не въезжал. Гитаристу Ричи Блэкмору и вокалисту Яну Гиллану симфонические затеи Лорда тоже были не по душе, и они поставили ультиматум — эксперименты делай на стороне, а мы уж давай играть рок — не в смысле, конечно, трехаккордного «c’mon everibody» — но всё-таки рок. Лорд к мнению парней прислушался и вожжи передал Блэкмору.
Эпохальный альбом «Deep Purple In Rock» (как некий ответ на предыдущий «Deep Purple с оркестром») своим успехом во многом обязан и тому, что в группе появилась парочка перспективных новобранцев — басист Роджер Гловер и вокалист Ян Гиллан. Силу визга последнего высоко оценивал даже Блэкмор (неприязнь между вокалистом и гитаристом во многом будет определять историю группы).
Но DEEP PURPLE вовсе не отказались от симфонически-классических экзерсисов Лорда, и его органные пассажи составляли достойную конкуренцию буйной гитаре Блэкмора. Баланс между четырьмя виртуозными инструменталистами и железной глоткой Гиллана был найден.
Началась «золотая» эпоха «золотого состава» DEEP PURPLE.
Обложка «Deep Purple In Rock» остроумно пародирует знаменитые профили американских президентов высеченные в скале — т. е. «In Rock».
«Speed King» (1970)
Особенностью альбома «In Rock» было то, что его материал был предварительно обкатан на концертах. И одной из первых вещей отрепетированных группой стала композиция о «Короле Скорости».
Поначалу она называлась «Kneel & Pray» («Преклони колени и молись»), а основной рифф был придуман Роджером Гловером под впечатлением от композиции Джими Хендрикса «Fire».
Гиллан вспоминал, что его дядя — джазовый пианист, впервые услышав «Speed King» на репетиции, просто выбежал из комнаты с возмущёнными криками, что это не музыка, а какофонический набор звуков.
И правда — песня начиналась с сумбурной импровизации Блэкмора на гитаре (оно звучало настолько шумно, что из американской версии альбома его нагло вырезали). Затем шёл обманчиво спокойный орган Лорда, после чего песня также внезапно взрывалась истошным визгом Гиллана и далее уже неслась на всех парах. «Speed King» и сегодня поражает своей энергетикой, а в те времена это была сверхскоростная композиция.
Недаром в тексте Гиллан использует много цитат из песен ещё одного знатного рок-крикуна1950-х — Литтл Ричарда (упоминаются, например, его «Good Golly Miss Molly» и «Tutti Frutti»).
Я. Гиллан:
«Я просто свалил в кучу все крылатые фразы из песен Элвиса Пресли, Литтл Ричарда, Чака Берри, какие только смог вспомнить. И, кстати, «Speed King» — об ощущениях, когда ты быстро поёшь. И никакого отношения к наркотикам не имеет. …Для меня главным была энергия».
Смешная вырезка из отечественной газеты, где приведена русская транскрипция текста «Speed King».
Автор перевода — Р BlackOut:
https://en.lyrsense.com/deep_purple/speed_kingО Господи, сказала крошка Мисс Молли,[1]
Отплясывая в доме голубого света [2],
Tutti Frutti [3] была такая привязчивая,
Когда отжигала на Восток и Запад.
Люсиль [4] была в своём репертуаре,
Когда пошла против папиной воли.
Давай же, детка, сведи меня с ума, давай, сделай это!Я — король скорости
Послушай, как я пою.
Я — король скорости.
Смотри — я улетаю!Субботний вечер, я при деньгах.[5]
Буду кутить, к чёрту скупердяйство.
Некоторые станцуют рок, другие же — ролл,
Закачу вечеринку во спасение моей души.
Твердолобая женщина [6] и мягкосердный мужчина,
Эти двое создавали проблемы с самого начала.
Возьму-ка я немного риса, возьму немного бобов [7]
И отправлюсь рок-н-роллить вплоть до Нового Орлеана………………………………………………………………………………….
Примечания переводчика:
1) Аллюзия на песню Литтла Ричарда «Good Golly Miss Molly»
2) слэнг, публичный дом
3) Аллюзия на песню Литтла Ричарда «Tutti Frutti»
4) Аллюзия на песню Литтла Ричарда «Lucille»
5) Первая строчка из песни Литтла Ричарда «Rip It Up»
6) Аллюзия на песню Элвиса Пресли «Hard Headed Woman»
7) Аллюзия на строчки песни «The Battle of New Orleans» (автор -Дж. Дрифтвуд) в исполнении Джонни Хортона.
Кстати, на юбилейном переиздании альбома «In Rock» есть «piano-version» «Короля Скорости», где Лорд играет не на органе, а на пианино.
«Child In Time» (1970)
Если вы меня спросите о самой любимой песне этой группы, я долго думать не буду. И это вовсе не набившая оскомину «Смоук Ин Зе Вота», а глобальная 10-минутная композиция «Сhild in Time», завершающая 1-ю сторону виниловой пластинки «In Rock».
Ричи Блэкмор:
«Эта запись была своеобразным ответом всему тому, что мы делали с оркестром. Мне хотелось сделать громкую хард-роковую вещь, и я буквально молился, чтобы она такой и получилась. Я боялся, что иначе мы до конца жизни будем играть со всякими оркестрами».
Музыка «Сhild in Time» давала такой простор для фантазии, что знать текст казалось вовсе не обязательным. Подростками мы переводили название песни, как «Дитя во времени», и я представлял под вступительные органные звуки, как в космическом пространстве из некоего яйца вылупляется младенец. Затем музыка нагнеталась, голос Гиллана взмывал выше и выше, а в моём «клипе» дитя быстро взрослело. Затем бил маршеобразный ритм и Блэкмора начинал своё неистовое соло — возможно одно из лучших за его карьеру, а мой герой старел и погружался в пучину жизни с ее ужасами, жестокостями и войнами. На пике неистовства музыка снова возвращалась к вступительной части, мой герой стремительно молодел и прятался обратно в скорлупу космического яйца. А с наступлением финальной какофонии, висящая рядом, Земля сгорала в огне (надо понимать ядерной войны).
Как оказалось впоследствии, моя буйная детская фантазия была не так уж далека от смысла, заложенного в песню. Надо сказать, что читать переводы тексты DEEP PURPLE — занятие неблагодарное. Сплошь какие-то сексуальные бэйбы, любовь-морковь, «ну, что, родимая, поехали кататься» и т.д. и т.п.
А вот «Сhild in Time» — редкое исключение. Её текст метафоричен и, по признанию автора слов — Гиллана — отражает состояние человека в период «холодной войны», грозящей перерасти в «горячую» — ядерную. И переводить название надо не как «Дитя во Времени» или «Ребёнок в наше время» (как перевели на советской пластинке), а с учётом запятой, которая, правда, так и не была пропечатана.
Дитя, со временем…
(Перевод Дмитрия Попова)Милое дитя, со временем
Ты увидишь линию,
Линию прочерченную между хорошим и плохим,
Увидишь слепца стреляющего в мир,
Пули летят собирая жатву.
Если ты был плохим,
Господи! Ну, конечно же ты был им,
И тебя не достал летящий свинец,
Лучше закрой глаза, пригни голову
И жди, пока в тебя не попадет рикошетом.
Некоторые, не без основания, считали, что «Сhild in Time» касается и войны во Вьетнаме. На конверте песню сопровождала подпись «The story of a loser — it could be you (Это история лузера — им мог быть ты)».
Ян Гиллан:
«При посредстве радиостанции «Свободная Европа» эта песня и ей подобные достигли ушей и сердец наших единомышленников за железным занавесом и, как я узнал много лет спустя, они с огромным облегчением узнали, что и здесь у них есть друзья, которые хотят мира.»
Спустя какое-то время я узнал ещё одну новость. Многие думают, что сдирать чужие песни и мелодии — это прерогатива отечественных музыкантов. Спешу успокоить — западная музыкальная практика не менее богата на плагиаты. Так знаменитое органное вступление на «Сhild in Time» было «позаимствовано» из песни «Bombay Calling» группы IT’S A BEAUTIFUL DAY (только там этот отрывок игрался живее и на скрипке).
.
Судебных разбирательств «обворованные» не предъявили. Вместо этого они взяли ПЁПЛОВСКИЙ инструментал «Wring That Neck» и сделали из него песню «Don and Dewey» — теперь для себя. В СССР мелодией «Сhild in Time» воспользовался Владимир Кузьмин в одной из ранних своих песен «Мама» (сравните Гиллановское «А-а-а!» с Кузьминским «Мама-а!»). Впрочем, это была открытая цитата.
.
Как ни странно, Блэкмор отзывался о своём соло на студийной записи «Сhild in Time» с недовольством.
Ричи Блэкмор:
«Гитарное соло, однако, получилось довольно посредственным. В те времена никогда не делалось больше двух-трех дублей, когда дело доходило до гитарных соло. Мне дали пятнадцать минут — считалось, что для гитариста этого вполне достаточно. Пэйси (барабанщик – Ян Пэйс – С.К.) был тут как тут, нервно притопывая ногой и поглядывая на часы, как бы говоря: «Ну, долго ты еще там?». «Да я только-только настроился!» — «Ты что же, значит, еще дольше собираешься сидеть?!». Иногда на концертах я играю это соло много быстрее, чем на пластинке.
…Ян Гиллан был, пожалуй, единственным человеком, способным ее спеть. Это был его звездный час. Больше никто не решился бы на подобное «карабкание» по октавам все выше и выше».
После распада DEEP PURPLE Гиллан создаст свою собственную группу и перезапишет «Сhild in Time» в более спокойной пространной манере, чем-то напоминающей PINK FLOYD <слушать>. А спустя время он и вовсе перестанет её петь — не из принципа, а по вполне будничной причине.
Ян Гиллан:
«Эта песня всегда была на грани моих возможностей. А сейчас, когда мне 60, боюсь, уже за гранью. Я и сам расстраиваюсь, что мы не исполняем эту песню, она все-таки много значит для меня и для группы. Но если я ее все-таки решусь спеть, то следующую неделю я буду говорить вот таким голосом (еле слышно хрипит)».
Впоследствии песню перепоют-переиграют такие исполнители, как Ингви Малмстин <слушать>, GREGORIAN <слушать>, певцы Steve Balsamo и Kasia Laska <слушать>, сопровождающие Джона Лорда в его сольных турах, а также жена Блэкмора — Кэндис Найт, поющая в проекте мужа под названием BLACKMORE’S NIGHT <слушать>.
Что до меня, то склонен признаться, что некоторые песни юности со временем тускнеют, теряют свежесть, видятся не столь замечательными. Но «Сhild in Time» к ним не относится
«Black Night» (1970)
Запись альбома «In Rock» была уже практически закончена, когда в студию завалили менеджеры EMI и попросили записать какой-нибудь хит для сингла. Ребята к тому времени устали и, чтобы расслабиться, решили зависнуть в пабе. Наркотиками «пёпловцы» не увлекались, но наклюкаться любили. Изрядно выпив, Блэкмор вдруг сказал Гловеру «А почему бы нам не взять рифф из песни Рика Нельсона «Summertime»?» (вариация известной композиции Гершвина — С.К.).
Пьяная кампания завалилась в студию в начале первого ночи, и на основе чужого риффа быстренько сварганила композицию под названием, конечно же, «Black Night» («Чёрная Ночь»). В процессе музыканты продолжали заимствовать всё, что приходило на ум.
Я. Гиллан:
«Название мы взяли из текста одной старой песни Артура Александера, а ритм украли у CANNAD HEAT (конкретно — из композиции «On The Road Again» — С,К,). Роджер и я потом работали над текстом, что было достаточно сложным делом, учитывая то состояние, в котором мы находились. Мы пытались написать наиболее банальные и глупые слова…».
Они вручили композицию менеджерам лишь бы на время от них отделаться. Никаких надежд на «Black Night» музыканты не возлагали (в альбом она, например, не вошла) — считали, что в лучшем случае добьют ей какой-нибудь стоящий сингл. Но руководители EMI посчитали иначе и не прогадали.
Сингл «Black Night» вышел в июне 1970 года и неожиданно занял 2-е место в Британском топе. Забавно, что песня, записанная в алкогольном угаре и спустя рукава, станет наивысшим достижением в сингл-чартах за всю карьеру DEEP PURPLE.
Р. Гловер:
«Перед нами тут же открылось множество новых дверей. Я помню, как мечтал увидеть «In Rock» в чартах, но уже после сингла «Black Night» мы были везде: про нас писали в газетах, начали окупаться концерты, публика повалила…».
Отличные показатели были и у альбома «In Rock» (№4 в Британии). Группу, наконец-то, полюбили на родине, но… разлюбили в США, где они до этого имели стабильную аудиторию.
Автор: Сергей Курий
2012-2013