BELLE EPOQUE — «Black Is Black», «Miss Broadway» (1977). История песен.

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика:
«Зарубежные хиты»

Что такое «Прекрасная эпоха», или, как говорят французы, «La Belle Epoque»? Для историков это период с 1870 по 1914 год, когда европейская культура, наука и техника переживали расцвет и, как многим казалось, неуклонно вели общество в некое «светлое будущее». Впрочем, сам термин появился лишь, когда было с чем сравнивать — после окончания Первой Мировой войны, дотла разрушившей былые иллюзии…
Что же касается «олдовых» меломанов, то для них «Belle Epoque» — это, прежде всего, название французского женского трио. Популярность трио длилась недолго — всего каких-то пару лет, но и этого срока хватило, чтобы, как минимум, две песни прочно вошли в «золотой фонд» европейского диско.

Центральной фигурой BELLE EPOQUE всегда была французская певица Эвелин Лентон. К своей славе она пришла уже зрелой 32-летней женщиной с большим певческим опытом. Именно хриплый, резкий и сильный голос Эвелин — главная отличительная черта и достоинство этого, в общем-то, типичного диско-проекта. Не случайно в 1960-е годы певица работала на ниве рок-музыки.

Было у Эвелин ещё одно достоинство — родной брат и композитор Альберт Уэймэн, который в то время работал в Риме. Летом 1976 года ему пришла идея — сделать танцевальную диско-версию старого поп-хита «Black Is Black».
Его сочинили британские сонграйтеры Мишель Грейнджер, Тони Хейс и Стив Уэди. Это была их первая песня, и никто из местных групп не хотел брать её в свой репертуар. Тогда авторы предложили её испанской группе LOS BRAVOS. Группа, хотя и числилась испанской, но пела на английском языке, а её солист — Майк Когель — и вовсе был немцем.
Интересно, что в студийной записи «Black Is Black», которая проходила в Великобритании, из всей группы участвовал лишь Когель, а остальные музыканты были сессионными. Дело в том, что по тогдашнему британскому законодательству официально записываться могли только местные музыканты…
В 1966 году песня стала дебютным синглом LOS BRAVOS и неожиданно выстрелила по обе стороны Атлантики, став №2 в Британии и №4 в США.

А выпущенная в том же году франкоязычная версия Джонни Холлидея под названием «Noir c’est noir» возглавила хит-парад Франции.

Что касается содержания, то песня представляла собой стенания мужчины, которого оставила девушка.

Автор перевода — Юлия:
https://en.lyrsense.com/los_bravos/black_is_black_lb

Черное — это черное…*
Я хочу, чтобы моя детка вернулась
Все серое, серое,
с тех пор как она ушла.
Ооо, что я могу сделать?..

……………………………………………………..
* — Из-за этой строчки после терактов 11 сентября 2001 года песня попадёт в список треков, не рекомендуемых к прослушиванию по радио… — С.К.

И вот спустя ровно 10 лет Альберт Уэймен переделывает песню в стиле диско и предлагает записать её своей сестре под маркой группы BELLE EPOQUE. Как я уже говорил, ядром группы всегда была Эвелин Лентон. А вот бэк-вокалистки регулярно менялись. Одно время с ними выступал и темнокожий юноша-танцор (некий косплей Бобби Фарелла из BONEY M).

Сингл «Black Is Black» повторил успех своего предшественника и занял 2-е место в британском топе. Правда, как по мне, с реверберацией в этой песне явно перестарались.

Что касается США, то там гораздо большую известность приобрёл второй сингл BELLE EPOQUE под названием «Miss Broadway». Правда, в Национальном поп-чарте он занял лишь 92-е место, зато неплохо показал себя в танцевальных чартах (№21) и чартах R&B (№26).
Да и сама песня вышла куда более броской и мощной, чем «Black Is Black». Музыку на этот раз сочинил сам Альберт Уэймэн, а Эвелин написала язвительный текст о женщине, пытающейся заработать на «шикарную жизнь» самым простым способом…

Автор перевода — Олег Лобачев:
https://en.lyrsense.com/belle_epoque/miss_broadway

Ну, я хочу получить работу,
Потому что мне нужно есть.
Но я знаю, что каким-то образом
Это окажет влияние на мою голову.
Я хочу купить красивые платья
И модную машину.
Поэтому я лучше пойду поищу
Свою счастливую звезду.

За деньги покупают
За деньги покупают

Эй, Мисс Бродвей, ты ходишь туда-сюда.
Ты тайно подцепила следующего.
Ради славы и удачи ты продаешь свое тело.
И тебя заставили работать
И на следующий день…

На всё про всё у Эвелин и Альберта ушло всего два дня. Интересно, что фонограмма была записана в более высокой тональности, чем того требовал голос певицы. Это заставило Эвелин петь на грани своих возможностей, отчего песня приобрела дополнительный накал.

Автор: Сергей Курий
сентябрь 2021 г.