Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
01. alfa
(БГ)
09. Хиханьки да Хаханьки
(БГ)
13. Ода
(БГ)
Музыкальный состав:
ВОН ВАВИЛОН
БГ : голос, гитара
Костя Туманов : synth
Марк Титов : prog
Детский хор “Растафари”
БАСТА РАСТА
БГ: голос, гитара
Костя Туманов : synth
Jeremy Stacey : drums
Liam Bradley : drums
Leo Abrahams : гитара
А Титов : бас
МОЕ ИМЯ ПЫЛЬ
БГ : голос, гитара
Demetrio Muniz Orchestra
Roberto Garcia : trumpet
Emre Ramazanoglu : prog
ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
БГ: голос
James Hallawell : кеyboards
Оркестр Времен Изоляции
ЗНАК
БГ : голос гитара
Jeremy Stacey : drums
Leo Abrahams : гитара, бас, synth
Paul Stacey : гитара
Хор преп. Паисия Пчельника
ИЗУМРУДНАЯ ПЕСНЯ
БГ : голос гитара
Sly & Robbie : drums/bass
The Kickhorns : bass
Leo Abrahams : гитара
Mike Moore : гитара
Martin Slattery : keyboards
Игорь Тимофеев : голос, саксофон
Антон Боярских : тромбон
МАСАЛА ДОСА
БГ : голос гитара
James Hallawell : кеyboards
Liam Bradley : drums, whistling
ХИХАНЬКИ ДА ХАХАНЬКИ
БГ : голос, гитара
НЕ СУДЬБА
БГ : голос, гитара, нога
James Hallawell : кеyboards
Omar Torres : гитара
МОЙ ЯСНЫЙ СВЕТ
БГ : голос гитара
А Титов : бас
Оркестр Времен Изоляции
James Hallawell : кеyboards
ПОУТРУ В ПОЛЕ
БГ : гитара, голос
А Титов :бас
Глеб : percussion
Liam Bradley : drums
Brian Finnegan: tin whistle
Sheema Mukherjee: sitar
Alok Verma : percussion
Philip Pickett : medieval flutes
Оркестр средневековой музыки
ОДА
James Hallawell : кеyboards
детский хор п/у В.Пчелкина
оркестр п/у А. Суротдинова
Philip Pickett’s Medieval Consort
Запись: август 2018 — июнь 2020
кроме
ПОУТРУ В ПОЛЕ : март 2014 — июнь 2020
МОЁ ИМЯ ПЫЛЬ : январь 2016 — июнь 2020
601 (Петербург), The Barn (Richmond), Coronet St (Shoreditch), SNAP & HOXA (London), Estudios Areito, (Havana)
Звукоинженеры : J. Hallawell, J. Boys, C. Craig, L. Abrahams, M. Tитов.
Mixed by J. Boys — M. Tитов — E. Ramazanoglu
Фото: Евгений Конасов
Обложка: Владимир Забавский
______________________________________
***
Из интервью с участником группы АКВАРИУМ — Игорем Тимофеевым
для издания Элита Татарстана. 18.11.2019:
http://elitat.ru/guest/vremja-igrat-muzyku/
– Игорь Борисович, приоткройте, пожалуйста, завесу тайны, какими будут особенности готовящегося альбома «Аквариума»?
– Каждый свой альбом группа создает новыми способами. На этот раз все музыканты синхронно записывают отдельные звуки, иногда находясь в совершенно разных местах. Ноты бумажные, отдельные ненаписанные партии рассылает по почте сам Борис Гребенщиков. Потом из этих звуков создается музыка. Тут торопиться нельзя, работы много, поспешай медленно, но верно!
.
***
21 Июня 2020 года БГ объявил о выходе альбома «Знак огня» в своей радиопередаче «Аэростат». А 23 июня альбом был опубликован на стриминговых сервисах.
.
***
БГ, передача «Аэростат» 21 июня 2020:
https://www.radiorus.ru/brand/57083/episode/2414525
Вот и закончилась работа над новым альбомом Аквариума. Альбом называется «Знак Огня» и – как и предыдущие два – выходит под именем БГ, но не позволяйте ввести себя в заблуждение. Вся моя жизнь в музыке происходит по благословению области света по имени Аквариум; БГ в данном случае – псевдоним «Аквариум», маска.
Но псевдоним этот взят неслучайно. Кто же такой – этот БГ?
«Русский Альбом», Чубчик, Лилит, песни Окуджавы и Вертинского, и вот теперь еще эти три альбома «соль-время Н-знак огня». Удивительно, что же это за тип с трагедией в сердце?
Почему же все-таки этот альбом БГ, а не Аквариум? Потому что Аквариум – это тот случай, когда целое – больше суммы частей.
С самого начала Аквариум стремился – нет, не просто записывать песни, а создавать в студии небывалые вселенные, устраивать оркестры, которые нельзя услышать в реальном времени. Мы учились этому у титанов – Битлз, Джими Хэндрикс, Кокто Твинз. Как говорил Браян Ино использовать студию как музыкальный инструмент.
Прямо с «Искушения Св. Аквариума» это все и началось. Мы еще и совсем ничего не умели, а уже пытались как-нибудь странно записывать музыку.
На нас в 70е годы смотрели странно и считали мягко говоря идиотами ч – зачем записывать музыку, ее нужно играть. Но я принял эстафету у радио, в котором находил сокровища, открывшие мне меня и изменившие мою жизнь – и мне хотелось делать то же, для других. Поэтому музыка для меня существовала в виде записанном и нужно было учиться делать то же. И если Аквариум всегда был поиском и нахождением неожиданного чуда, то его ипостась, именуемая БГ – это простая и прямая передача от сердца к сердцу, исповедь, покаяние, признание, вырвавшееся вопреки всякому здравому смыслу.
Мне потребовались десятки лет и сотни песен, чтобы наконец понять, что одно невозможно без другого.
Так что вот он – альбом. Знак Огня.
При этом пороха в пороховницах еще достаточно и не счесть алмазов в каменных пещерах. В закромах осталось материала столько, в итоге из того, что осталось может сложиться что-то еще – но это когда придет время. Потому что всему свое время.
Как сказал однажды Джалаладдин Руми, «будь тающим снегом. Вымой себя из себя».
Спасибо за то, что мне дано такое счастье – делиться с вами музыкой!
.
***
Александр Кан. Интервью с БГ для ВВС russian к выходу нового альбома. 19 июня 2020:
https://www.bbc.com/russian/news-53097611?fbclid=IwAR0mvDboM_PlfLS-VlCMvsLcefBUQW7EsDMDsySv14Z6_RCUjcb7-ac_OlY
…«Знак Огня», название у которого появилось уже буквально в последние дни перед выходом, зародился года два назад, когда еще шла работа над предыдущим — «Время N».
Вместе со «Временем N» и предшествовавшей ему «Солью», «Знак Огня» складывается в своеобразную трилогию. Каждый из них отражает определенное время и отношение автора к этому времени.
— Почему же все-таки так долго?
БГ: Записывать альбом несколько лет — дело страшно утомительное.
Компьютер у меня сейчас заполнен многими десятками вариантов записи одной и той же песни, и что именно ищется — сказать не всегда возможно.
Но когда есть — то уж есть. Отслушивая бесконечные версии, я поймал себя на том, что ищу — и иногда нахожу — то необъяснимое ощущение, которое часто случалось у меня при записях, начиная прямо с 80-х.
У меня изначально было и есть до сих пор ощущение духа «Аквариума», которое невозможно описать словами, но и перепутать ни с чем невозможно. Оно было и тогда, когда мы в 70-е годы с Дюшей и Фаном [Андрей «Дюша» Романов и Михаил «Фан» Файнштейн — музыканты «Аквариума» 1970-1980-х годов — Би-би-си] собирались в очередном красном уголке, подвале или доме культуры и играли бесконечные джемы, но играть хотелось не виртуозно и профессионально — играть хотелось непривычно, чтобы странность сочетания звуков раскрывала двери в другие миры.
И все, что когда-либо мы делали, было про это. Музыка как портал.
— Почему же все-таки этот альбом БГ, а не «Аквариум»?
БГ: Если «Аквариум» всегда был поиском и нахождением неожиданного чуда, то его ипостась, именуемая БГ, — это простая и прямая передача от сердца к сердцу, исповедь, покаяние, признание, вырвавшееся вопреки всякому здравому смыслу.
Мне потребовались десятки лет и сотни песен, чтобы наконец понять, что одно невозможно без другого.
…альбом, основная структура, набор песен которого казались сформированными еще зимой, и который должен был пройти лишь период тонкой отделки, шлифовки, — вдруг в это странное, необычное, ирреальное время изоляции, опустевших улиц и отсутствия живого общения между людьми стал радикально меняться.
Менялся состав песен, сдвигались акценты в содержании и эмоциональном настрое складывающегося альбома. На моих глазах, как живой растущий организм, он трансформировался, дышал и жил своей жизнью.
Остались уже известные, исполнявшиеся на концертах, существовавшие в виде студийных записей и даже выложенных на YouTube клипов, но здесь заново переаранжированные, перезаписанные, а то и измененные и по музыке, и по тексту «Пошел Вон Вавилон», «Баста-Раста», «Изумрудная», «Пыль», «Поутру В Поле».
Некоторые песни, включенные в более ранние версии альбома, из него исчезли и уступили место новым, написанным буквально в последние месяцы и никем еще не слышанным: «Вечное Возвращение», «Масала Доса», «Не Судьба», «Мой Ясный Свет», «Хиханьки Да Хаханьки».
Метод работы БГ над альбомами последних лет предполагает участие в записи самых разных музыкантов, живущих зачастую в разных уголках планеты. Вот уже много лет Гребенщиков перемещается между Петербургом, Лондоном, Лос-Анджелесом, Белфастом, Гаваной, Тель-Авивом и другими местами, где ему хочется записать приглянувшихся музыкантов или получить желанный, иногда сугубо местный эффект-колорит.
Вынужденная изоляция этот принцип не изменила. Только теперь, благо современные коммуникации это позволяют, запись, в особенности новых песен, происходила «на удаленке»: путем постоянного обмена композиционными идеями, инструментальными партиями, ритмическими структурами, аранжировочными решениями. Затем все вместе сводилось в материнской студии под непосредственным, постоянным и в высшей степени придирчивым (хотя тоже зачастую дистанционным) контролем самого автора.
…Он находит и умело использует тех музыкантов, которые способны дать ему нужный эффект, вне зависимости от степени знакомства. С британским гитаристом Лео Абрахамсом он работает уже несколько лет, тот плотно сросся с эстетикой БГ и стал просто инструментальной основой, фундаментом звука всех последних альбомов.
В «Знаке Огня» таким партнером стал также клавишник и продюсер Джеймс Халлауэлл.
С мексиканско-американским гитаристом Омаром Торресом было мимолетное знакомство на фестивале в Черногории в сентябре — и пара слету, без репетиций исполненных там песен, потом в ноябре несколько концертов в Израиле. И вот Торрес без прямого непосредственного контакта, сидя за много тысяч километров у себя в Лос-Анджелесе, создает на своей акустической гитаре практически всю щемящую музыкальную фактуру песни «Не Судьба».
А пронзительное соло кубинского трубача Роберто Гарсиа в «Пыли» родилось практически спонтанно в студии в Гаване, куда Гребенщиков отправился еще в 2016 году записывать несколько песен с участием музыкантов из плеяды прославленного на весь мир Buena Vista Social Club.
Ну и конечно есть здесь и струнные оркестры, и хоры, и приглашенные солисты-духовики. Каждая краска тщательно подобрана и умело ложится в колоритную звуковую палитру.
.
***
«Новая газета» № 64 от 22 июня 2020:
https://novayagazeta.ru/articles/2020/06/20/85928-boris-grebenschikov-ya-otkazyvayus-verit-sytym-svolocham
Борис Гребенщиков:
— Как только мы закончили «Время N» в начале 2018-го, сразу начали думать о продолжении банкета. Было ясно, что «Соль» и «Время N» — части трилогии, и должно последовать ее завершение. Собственно, «Знак огня» начал записываться в августе 2018-го. Пять песен написаны уже сейчас, большинство остальных — за последние два года, а одна ждала своей очереди аж с 2013-го. Какие-то песни выпадали, новые вставали на их место. И постепенно, как сквозь туман, начала проступать картина этого альбома. Я думаю, что каждый настоящий альбом — история того, как время испытывает и учит человека, рассказанная посредством песен. Любая песня — моя реакция на то, что происходит, поэтому там нет ничего «социального», все очень личное. Я был воспитан в то идеальное время, когда все знали, что государству верить нельзя. Ничего с тех пор не изменилось, так зачем тратить время на пустословие, когда и так все понятно?
.
***
«Российская газета» 23.06.2020:
https://rg.ru/2020/06/23/boris-grebenshchikov-vypustil-novyj-albom-znak-ognia.html
Новый диск Гребенщикова — финальный в трилогии, начатой релизами «Соль» и «Время N». Завершал работу над новыми песнями БГ уже в Лондоне, о чем рассказывал и в интервью «РГ». Всего их в этом альбоме оказалось тринадцать.
Некоторые песни с альбома «Знак огня» уже хорошо известны, в частности, «Вон Вавилон» или «Масала Доса». БГ выкладывал их в интернете, в рамках своего проекта «Подношение интересному времени». Он затеял его нынешней весной, оказавшись в самоизоляции Лондоне. Пел под акустическую гитару, снимал любительские видео и бесплатно публиковал на YouTube. Были там и его классические треки, например, «Та, которую я люблю» или «Ну что нам делать с пьяным матросом», и редко исполняемые на концертах. Пел БГ и совсем новые. В частности, как раз — «Вон Вавилон» и «Масала Доса» (опубликованная под номером «44», уже в коде проекта).
.
***
БГ отвечает на наши вопросы по имейлу. Часть 2. 27 мая 2020 г. :
https://www.facebook.com/groups/bgyavlenie/permalink/935794556894570/
— Что за волшебные оркестры и хоры звучат на «Знаке Огня»?
— «Оркестр Времён Изоляции» был героически собран Андреем Суротдиновым во время карантина. Хоры детские и церковные тоже были найдены и записаны им; они будут указаны на обложке альбома.
.
***
БГ отвечает на наши вопросы по имейлу. Часть 3. 28 ноября 2020 г. :
https://www.facebook.com/groups/bgyavlenie/permalink/935794556894570/
— Мы знаем, что предыдущий альбом изначально должен был выглядеть по-другому, но написалась «Время N». Есть ли на новом альбоме такая песня, определившая его направление и состав? (То есть, когда она появилась, стало ясно: альбом будет вот таким, и никаким другим.)
— Нет, на этот раз альбом создан именно сочетанием песен.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий