Борис Гребенщиков — история альбома «Знак Огня» (2020)

bg_2020_znak_ognya_1

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

01. alfa
(БГ)

02. Вон Вавилон
(БГ)

03. Баста Раста
(БГ)

04. Моё Имя Пыль
(БГ)

05. Вечное Возвращение
(БГ)

06. Знак
(БГ)

07. Изумрудная Песня
(БГ)

08. Масала Доса
(БГ)

09. Хиханьки да Хаханьки
(БГ)

10. Не Судьба
(БГ)

11. Мой Ясный Свет
(БГ)

12. Поутру в Поле
(БГ)

13. Ода
(БГ)

Музыкальный состав:

ВОН ВАВИЛОН
БГ : голос, гитара
Костя Туманов : synth
Марк Титов : prog
Детский хор “Растафари”

БАСТА РАСТА
БГ: голос, гитара
Костя Туманов : synth
Jeremy Stacey : drums
Liam Bradley : drums
Leo Abrahams : гитара
А Титов : бас

МОЕ ИМЯ ПЫЛЬ
БГ : голос, гитара
Demetrio Muniz Orchestra
Roberto Garcia : trumpet
Emre Ramazanoglu : prog

ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
БГ: голос
James Hallawell : кеyboards
Оркестр Времен Изоляции

ЗНАК
БГ : голос гитара
Jeremy Stacey : drums
Leo Abrahams : гитара, бас, synth
Paul Stacey : гитара
Хор преп. Паисия Пчельника

ИЗУМРУДНАЯ ПЕСНЯ
БГ : голос гитара
Sly & Robbie : drums/bass
The Kickhorns : bass
Leo Abrahams : гитара
Mike Moore : гитара
Martin Slattery : keyboards
Игорь Тимофеев­­ : голос, саксофон
Антон Боярских : тромбон

МАСАЛА ДОСА
БГ : голос гитара
James Hallawell : кеyboards
Liam Bradley : drums, whistling

ХИХАНЬКИ ДА ХАХАНЬКИ
БГ : голос, гитара

НЕ СУДЬБА
БГ : голос, гитара, нога
James Hallawell : кеyboards
Omar Torres : гитара

МОЙ ЯСНЫЙ СВЕТ
БГ : голос гитара
А Титов : бас
Оркестр Времен Изоляции
James Hallawell : кеyboards

ПОУТРУ В ПОЛЕ
БГ : гитара, голос
А Титов :бас
Глеб : percussion
Liam Bradley : drums
Brian Finnegan: tin whistle
Sheema Mukherjee: sitar
Alok Verma : percussion
Philip Pickett : medieval flutes
Оркестр средневековой музыки

ОДА
James Hallawell : кеyboards
детский хор п/у В.Пчелкина
оркестр п/у А. Суротдинова
Philip Pickett’s Medieval Consort

Запись: август 2018 — июнь 2020

кроме

ПОУТРУ В ПОЛЕ : март 2014 — июнь 2020
МОЁ ИМЯ ПЫЛЬ : январь 2016 — июнь 2020
601 (Петербург), The Barn (Richmond), Coronet St (Shoreditch), SNAP & HOXA (London), Estudios Areito, (Havana)

Звукоинженеры : J. Hallawell, J. Boys, C. Craig, L. Abrahams, M. Tитов.
Mixed by J. Boys — M. Tитов — E. Ramazanoglu

Фото: Евгений Конасов
Обложка: Владимир Забавский

bg_2020_znak_ognya_2

______________________________________

***
Из интервью с участником группы АКВАРИУМ — Игорем Тимофеевым
для издания Элита Татарстана. 18.11.2019:

http://elitat.ru/guest/vremja-igrat-muzyku/

– Игорь Борисович, приоткройте, пожалуйста, завесу тайны, какими будут особенности готовящегося альбома «Аквариума»?

– Каждый свой альбом группа создает новыми способами. На этот раз все музыканты синхронно записывают отдельные звуки, иногда находясь в совершенно разных местах. Ноты бумажные, отдельные ненаписанные партии рассылает по почте сам Борис Гребенщиков. Потом из этих звуков создается музыка. Тут торопиться нельзя, работы много, поспешай медленно, но верно!

.

***
21 Июня 2020 года БГ объявил о выходе альбома «Знак огня» в своей радиопередаче «Аэростат». А 23 июня альбом был опубликован на стриминговых сервисах.

.

***
БГ, передача «Аэростат» 21 июня 2020:
https://www.radiorus.ru/brand/57083/episode/2414525

Вот и закончилась работа над новым альбомом Аквариума. Альбом называется «Знак Огня» и – как и предыдущие два – выходит под именем БГ, но не позволяйте ввести себя в заблуждение. Вся моя жизнь в музыке происходит по благословению области света по имени Аквариум; БГ в данном случае – псевдоним «Аквариум», маска.

Но псевдоним этот взят неслучайно. Кто же такой – этот БГ?

«Русский Альбом», Чубчик, Лилит, песни Окуджавы и Вертинского, и вот теперь еще эти три альбома «соль-время Н-знак огня». Удивительно, что же это за тип с трагедией в сердце?

Почему же все-таки этот альбом БГ, а не Аквариум? Потому что Аквариум – это тот случай, когда целое – больше суммы частей.

С самого начала Аквариум стремился – нет, не просто записывать песни, а создавать в студии небывалые вселенные, устраивать оркестры, которые нельзя услышать в реальном времени. Мы учились этому у титанов – Битлз, Джими Хэндрикс, Кокто Твинз. Как говорил Браян Ино использовать студию как музыкальный инструмент.

Прямо с «Искушения Св. Аквариума» это все и началось. Мы еще и совсем ничего не умели, а уже пытались как-нибудь странно записывать музыку.

На нас в 70е годы смотрели странно и считали мягко говоря идиотами ч – зачем записывать музыку, ее нужно играть. Но я принял эстафету у радио, в котором находил сокровища, открывшие мне меня и изменившие мою жизнь – и мне хотелось делать то же, для других. Поэтому музыка для меня существовала в виде записанном и нужно было учиться делать то же. И если Аквариум всегда был поиском и нахождением неожиданного чуда, то его ипостась, именуемая БГ – это простая и прямая передача от сердца к сердцу, исповедь, покаяние, признание, вырвавшееся вопреки всякому здравому смыслу.

Мне потребовались десятки лет и сотни песен, чтобы наконец понять, что одно невозможно без другого.

Так что вот он – альбом. Знак Огня.

При этом пороха в пороховницах еще достаточно и не счесть алмазов в каменных пещерах. В закромах осталось материала столько, в итоге из того, что осталось может сложиться что-то еще – но это когда придет время. Потому что всему свое время.

Как сказал однажды Джалаладдин Руми, «будь тающим снегом. Вымой себя из себя».

Спасибо за то, что мне дано такое счастье – делиться с вами музыкой!

.
***
Александр Кан. Интервью с БГ для ВВС russian к выходу нового альбома. 19 июня 2020:
https://www.bbc.com/russian/news-53097611?fbclid=IwAR0mvDboM_PlfLS-VlCMvsLcefBUQW7EsDMDsySv14Z6_RCUjcb7-ac_OlY

…«Знак Огня», название у которого появилось уже буквально в последние дни перед выходом, зародился года два назад, когда еще шла работа над предыдущим — «Время N».
Вместе со «Временем N» и предшествовавшей ему «Солью», «Знак Огня» складывается в своеобразную трилогию. Каждый из них отражает определенное время и отношение автора к этому времени.

— Почему же все-таки так долго?

БГ: Записывать альбом несколько лет — дело страшно утомительное.
Компьютер у меня сейчас заполнен многими десятками вариантов записи одной и той же песни, и что именно ищется — сказать не всегда возможно.
Но когда есть — то уж есть. Отслушивая бесконечные версии, я поймал себя на том, что ищу — и иногда нахожу — то необъяснимое ощущение, которое часто случалось у меня при записях, начиная прямо с 80-х.
У меня изначально было и есть до сих пор ощущение духа «Аквариума», которое невозможно описать словами, но и перепутать ни с чем невозможно. Оно было и тогда, когда мы в 70-е годы с Дюшей и Фаном [Андрей «Дюша» Романов и Михаил «Фан» Файнштейн — музыканты «Аквариума» 1970-1980-х годов — Би-би-си] собирались в очередном красном уголке, подвале или доме культуры и играли бесконечные джемы, но играть хотелось не виртуозно и профессионально — играть хотелось непривычно, чтобы странность сочетания звуков раскрывала двери в другие миры.
И все, что когда-либо мы делали, было про это. Музыка как портал.

— Почему же все-таки этот альбом БГ, а не «Аквариум»?

БГ: Если «Аквариум» всегда был поиском и нахождением неожиданного чуда, то его ипостась, именуемая БГ, — это простая и прямая передача от сердца к сердцу, исповедь, покаяние, признание, вырвавшееся вопреки всякому здравому смыслу.
Мне потребовались десятки лет и сотни песен, чтобы наконец понять, что одно невозможно без другого.

…альбом, основная структура, набор песен которого казались сформированными еще зимой, и который должен был пройти лишь период тонкой отделки, шлифовки, — вдруг в это странное, необычное, ирреальное время изоляции, опустевших улиц и отсутствия живого общения между людьми стал радикально меняться.
Менялся состав песен, сдвигались акценты в содержании и эмоциональном настрое складывающегося альбома. На моих глазах, как живой растущий организм, он трансформировался, дышал и жил своей жизнью.
Остались уже известные, исполнявшиеся на концертах, существовавшие в виде студийных записей и даже выложенных на YouTube клипов, но здесь заново переаранжированные, перезаписанные, а то и измененные и по музыке, и по тексту «Пошел Вон Вавилон», «Баста-Раста», «Изумрудная», «Пыль», «Поутру В Поле».
Некоторые песни, включенные в более ранние версии альбома, из него исчезли и уступили место новым, написанным буквально в последние месяцы и никем еще не слышанным: «Вечное Возвращение», «Масала Доса», «Не Судьба», «Мой Ясный Свет», «Хиханьки Да Хаханьки».

Метод работы БГ над альбомами последних лет предполагает участие в записи самых разных музыкантов, живущих зачастую в разных уголках планеты. Вот уже много лет Гребенщиков перемещается между Петербургом, Лондоном, Лос-Анджелесом, Белфастом, Гаваной, Тель-Авивом и другими местами, где ему хочется записать приглянувшихся музыкантов или получить желанный, иногда сугубо местный эффект-колорит.
Вынужденная изоляция этот принцип не изменила. Только теперь, благо современные коммуникации это позволяют, запись, в особенности новых песен, происходила «на удаленке»: путем постоянного обмена композиционными идеями, инструментальными партиями, ритмическими структурами, аранжировочными решениями. Затем все вместе сводилось в материнской студии под непосредственным, постоянным и в высшей степени придирчивым (хотя тоже зачастую дистанционным) контролем самого автора.

…Он находит и умело использует тех музыкантов, которые способны дать ему нужный эффект, вне зависимости от степени знакомства. С британским гитаристом Лео Абрахамсом он работает уже несколько лет, тот плотно сросся с эстетикой БГ и стал просто инструментальной основой, фундаментом звука всех последних альбомов.
В «Знаке Огня» таким партнером стал также клавишник и продюсер Джеймс Халлауэлл.
С мексиканско-американским гитаристом Омаром Торресом было мимолетное знакомство на фестивале в Черногории в сентябре — и пара слету, без репетиций исполненных там песен, потом в ноябре несколько концертов в Израиле. И вот Торрес без прямого непосредственного контакта, сидя за много тысяч километров у себя в Лос-Анджелесе, создает на своей акустической гитаре практически всю щемящую музыкальную фактуру песни «Не Судьба».
А пронзительное соло кубинского трубача Роберто Гарсиа в «Пыли» родилось практически спонтанно в студии в Гаване, куда Гребенщиков отправился еще в 2016 году записывать несколько песен с участием музыкантов из плеяды прославленного на весь мир Buena Vista Social Club.
Ну и конечно есть здесь и струнные оркестры, и хоры, и приглашенные солисты-духовики. Каждая краска тщательно подобрана и умело ложится в колоритную звуковую палитру.

.
***
«Новая газета» № 64 от 22 июня 2020:
https://novayagazeta.ru/articles/2020/06/20/85928-boris-grebenschikov-ya-otkazyvayus-verit-sytym-svolocham

Борис Гребенщиков:
— Как только мы закончили «Время N» в начале 2018-го, сразу начали думать о продолжении банкета. Было ясно, что «Соль» и «Время N» — части трилогии, и должно последовать ее завершение. Собственно, «Знак огня» начал записываться в августе 2018-го. Пять песен написаны уже сейчас, большинство остальных — за последние два года, а одна ждала своей очереди аж с 2013-го. Какие-то песни выпадали, новые вставали на их место. И постепенно, как сквозь туман, начала проступать картина этого альбома. Я думаю, что каждый настоящий альбом — история того, как время испытывает и учит человека, рассказанная посредством песен. Любая песня — моя реакция на то, что происходит, поэтому там нет ничего «социального», все очень личное. Я был воспитан в то идеальное время, когда все знали, что государству верить нельзя. Ничего с тех пор не изменилось, так зачем тратить время на пустословие, когда и так все понятно?

.
***
«Российская газета» 23.06.2020:
https://rg.ru/2020/06/23/boris-grebenshchikov-vypustil-novyj-albom-znak-ognia.html

Новый диск Гребенщикова — финальный в трилогии, начатой релизами «Соль» и «Время N». Завершал работу над новыми песнями БГ уже в Лондоне, о чем рассказывал и в интервью «РГ». Всего их в этом альбоме оказалось тринадцать.

Некоторые песни с альбома «Знак огня» уже хорошо известны, в частности, «Вон Вавилон» или «Масала Доса». БГ выкладывал их в интернете, в рамках своего проекта «Подношение интересному времени». Он затеял его нынешней весной, оказавшись в самоизоляции Лондоне. Пел под акустическую гитару, снимал любительские видео и бесплатно публиковал на YouTube. Были там и его классические треки, например, «Та, которую я люблю» или «Ну что нам делать с пьяным матросом», и редко исполняемые на концертах. Пел БГ и совсем новые. В частности, как раз — «Вон Вавилон» и «Масала Доса» (опубликованная под номером «44», уже в коде проекта).

.

***
БГ отвечает на наши вопросы по имейлу. Часть 2. 27 мая 2020 г. :
https://www.facebook.com/groups/bgyavlenie/permalink/935794556894570/

— Что за волшебные оркестры и хоры звучат на «Знаке Огня»?

— «Оркестр Времён Изоляции» был героически собран Андреем Суротдиновым во время карантина. Хоры детские и церковные тоже были найдены и записаны им; они будут указаны на обложке альбома.

.
***
БГ отвечает на наши вопросы по имейлу. Часть 3. 28 ноября 2020 г. :
https://www.facebook.com/groups/bgyavlenie/permalink/935794556894570/

— Мы знаем, что предыдущий альбом изначально должен был выглядеть по-другому, но написалась «Время N». Есть ли на новом альбоме такая песня, определившая его направление и состав? (То есть, когда она появилась, стало ясно: альбом будет вот таким, и никаким другим.)

— Нет, на этот раз альбом создан именно сочетанием песен.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий