АГАТА КРИСТИ — история альбома «Ураган» (1997)

1997 - Агата Кристи - Ураган - 1a
Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Два корабля
(Г. Самойлов)

2. Ураган
(Г. Самойлов)


3. Моряк
(А. Козлов — Г. Самойлов)

4. Поход
(Г. Самойлов)

5. Грязь
(А. Козлов — Г. Самойлов)

6. Легион
(Г. Самойлов)

7. Розовый бинт
(Г. Самойлов)

8. Звездное гестапо
(Г. Самойлов)

9. Аусвайс на небо
(Г. Самойлов)

10. Извращение
(Г. Самойлов)

11. Серое небо
(Г. Самойлов)

12. Корвет уходит в небеса
(Г. Самойлов)

1997 - Агата Кристи - Ураган - 1b


Вадим Самойлов — вокал, гитары, бас-гитара, клавишные  
Глеб Самойлов — вокал, гитары, бас-гитара, клавишные
Александр Козлов — клавишные, синтезаторный бас

программирование — О. Зуев, В. Самойлов 
звукоинженеры — В. Капцов, И. Кузнецов, О. Зуев 
звукорежиссёр — В. Самойлов.

Альбом записан на студии «Olimpic Studio Moscow» в сентябре – октябре 1996 года.
Издан на CD фирмой «Extraphone» в 1997 году.
Переиздан на виниловой пластинке фирмой «Бомба Мьюзик» в 2013 году.

1997 - Агата Кристи - Ураган - 3

Переиздание 2008 г.:

1997 - Агата Кристи - Ураган - 4

1997 - Агата Кристи - Ураган - 5
 

* * *

АГАТА КРИСТИ об альбоме «Ураган», апрель 1997:

Вадим Самойлов: «Гастроли наши продлились достаточно долго, и летом, в июле, по-моему, мы начали работу: каждый по отдельности начал что-то сочинять, делать в нашей домашней студии какие-то заготовки.
Цикл сочинения и записи альбома составил четыре месяца, и в начале ноября появился готовый «мастер».
…к окончательному виду мы привели песни все вместе. Из новых лиц в работе принимал участие Олег Зуев — наш новый звукорежиссер. Записывали мы альбом в новой студии Аркадия Укупника — «Олимпик Студия». Студия очень качественная, качеством записи мы очень довольны.»

Александр Козлов: «Мы все были готовы к такому исходу событий: материал получился именно таким, каким он должен был получится. Никакой математики, сверхпродюсерства над материалом не было. Все происходило достаточно искренне и органично…»

Глеб Самойлов: «Матросские, веселые, залихватские песни.»

Вадим Самойлов: «Насколько они у нас вообще могут быть веселыми залихватскими…»

Глеб Самойлов: «…в некрофильном смысле нас парадировать трудно. Мы сами такая пародия на себя.»

Александр Козлов: «Кому из профессионалов — экспертов, журналистов — ни показывали новый материал, все говорят по-разному. Кто-то определяет это как концептуальный поп, концептуальная эстрада, кто-то… действительно можно назвать все это поп-музыкой. Поскольку мы используем на этом альбоме достаточно много передовых технологий из области программирования, аранжировок, звукозаписи, использования каких-то битовых основ, то да! — это синтез компонентов, относящихся к поп-музыке. Но, если смотреть на дело шире…»

Вадим Самойлов: «Это опять непонятная смесь, опять эклектика. Могу сказать точно, что там звучат барабаны, сыгранные не руками и не ногами…»

1997 - Агата Кристи - Ураган - 2

***
Из интервью с В. Самойловым:

— Вадик, а что изменилось, по-твоему, в группе за последние два года? Концепция, может быть?

— Так у нас концепций как токовой и не было никогда – что ни альбом, то новая концепция. В этом смысле все поменялось в очередной раз. Мы позволили себе альбом достаточно сложный, депрессивный, но это было сделано вполне искренне – в тот момент нам именно такой музыки хотелось.

.

***
Из интервью с Вадимом Самойловым и Александром Козловым, 1997:
http://agata.rip/publication/pub1997/97_agressivn.php

А. К.: — Наша музыка действительно стала более жесткой и агрессивной, но все это искренне. Если же говорить о технической стороне дела, то можем похвастаться: в альбоме использовано много передовых технологий с точки зрения программированности, аранжировок, звукозаписи вообще.

— У вас не возникало желания записать альбом где-нибудь за пределами страны или, на худой конец, привезти сюда «фирменного» звукорежиссера?

В. С.: — У нескольких человек из группы была идея записать хотя бы часть материала в другом месте. Но в большей степени это было связано с желанием просто абстрагироваться от окружающей действительности. Гастроли последних двух лет очень нас вымотали, нужна была передышка.

А. К.: — Я слушал много альбомов, записанных за границей. Качество некоторых из них ничем не отличается от качества альбомов, записанных здесь, поскольку многие пишутся в студиях, созданных бывшими советскими гражданами. Я не вижу в этом никакого смысла.

.

***
Г. Самойлов, из интервью в газете «Калейдоскоп»:

— Ваш последний альбом «Ураган» как только не называли — мрачным, депрессивным, тяжелым, а кое-кто и вымученным. И в принципе имели на это право — я и сам думал, что диск будет непростым, все-таки вы стыли сочинять его после двух лет непрерывных гастролей, должна была накопиться внутренняя усталость:

— «Ураган» получился таким, каким он мог получиться. На момент написания этого альбома мы были именно такими, и наше внутреннее состояние нашло отражение в наших песнях. Кстати, на многих наших слушателей диск не производит удручающего впечатления. Вообще, веселой музыки в нашей стране и так слишком много, кто-то же должен делать другую? И не могу сказать, что какие-то песни рождались в муках. Писалось, как обычно, — да, было тяжело входить в состояние сочинительства, а так все было, как всегда, и никто из нашей звукозаписывающей фирмы нас не торопил и не требовал выдавать на-гора новые суперхиты. Все сочинялось естественно, и все песни были готовы задолго до того, когда их нужно было сдавать нашим издателям.

.

***
Глеб Самойлов:

«Ураган» — это абсолютно нонконформистский альбом, такой вскрытый нерв. У нас было жуткое истощение, была попытка уйти от шоу-бизнесовой реальности в наркотики. Все это дало жуткое разочарование в том, во что раньше верил, и слабую надежду на то, что есть нечто, во что можно верить. Так и все песни этого диска с одной стороны — ощущение трагичности происходящего: «Все мои игрушки, мама, разметало ураганом. Нету больше сказки…» — констатация факта, но с другой стороны, тоска по утерянному раю, уверенность в существовании чего-то неземного и горечь из-за невозможности это уловить.

.

***
Из интервью Вадима Самойлова, апрель 1997:

— Похоже, вы круто изменили направление творчества. ..

— Отсюда, из Москвы, могло казаться, что наши прошлые альбомы совсем не похожи на «Ураган». Но для меня этот альбом — продолжение прежней линии. Я не могу сказать, что в последнее время мы резко изменились, потому что китч и пафос диска «Коварство и любовь» тоже были очень вычурными. И этот интерес к себе, самокопание всегда в нас присутствовали. Представь себе человека в провинции, понимающего свою отдаленность от центра. Просто с возрастом человек становится более закрытым, но в то же время и более искренним. А песня и должна быть искренней, честной. «Ураган» — это слова взрослого человека. Глеб как поэт вообще сейчас сильно вырос.

— Вырос и стал писать такие жуткие песни?

— На самом деле никто не хотел делать диск мрачным. Более того, нам он таким не кажется. Я считаю, что «Ураган» — альбом достаточно жизнеутверждающий.
Может быть, не с первого прослушивания, но он заставляет человека задуматься.

— О чем? О смерти?

— Я думаю, все далеко не так плохо, как кажется. Недавно мы с Глебом разговаривали об этом альбоме, и оба согласились: в музыку мы вкладываем не только то, что у нас за душой, но и то, что находится в рамках жутких, циничных законов шоу-бизнеса… Иначе говоря, приходится торговать собой… Ведь когда ты взлетаешь на большие высоты, приходится повторять самого себя. Тиражироваться. И конечно же, ты переживаешь.

— Я не ждал от альбома такой концентрации жути. И первый вопрос, который возник, — а как же поклонницы, фанаты, маленькие дети, которые молятся на вас? Как они смогут это слушать?

— Каждый человек понимает все по-своему. Мрачная и суицидальная песня в ушах ребенка может звучать просто как романтическая сказка. Моя дочка Яна слушает этот альбом, и у нее есть любимые песни. Ей всего шесть лет, и она пока еще не может анализировать, но ей нравятся веселые песни — «Моряк», «Корвет». Она чувствует глубину, говорит: «Вот эта — грустная песня, вот эта — негрустная». Восприятие боли, проявляющейся в песнях, напрямую зависит от опыта человека. Я не думаю, что кто-то, не пережив в жизни определенных вещей, сможет дать однозначное определение этому альбому.

— А как насчет того, что искусство должно нести светлое и доброе?

— Да искусство вообще никому ничего не должно. Как говорится, Бог терпел и нам велел. Ведь страдания тоже являются светлыми эмоциями, ведь душа человека закаляется и взрослеет совсем не от радости. Я, например, к потрясениям в своей жизни отношусь так: хорошо, что они со мной случаются, было бы хуже, если б со мной вообще ничего не происходило. Музыка не должна только веселить.

— Но сам ты альбомом доволен?

— Разумеется! Я верю, что «Ураган» — очень хороший альбом. Я могу говорить об этом спокойно, потому что там нет моих песен. Мне кажется, что это очень серьезный альбом, это ступень в русской музыке. Я бы поставил его в один ряд с теми пластинками, которые в свое время произвели впечатление на меня: «Невидимка» «Наутилуса Помпилиуса», «Группа крови» «Кино» или «Энергия» «Алисы» — альбомами, которые становятся вехами. Я в этом уверен!

agata_kristi_uragan_01

***
Интервью с АГАТОЙ КРИСТИ, «Музыкальная газета», 1997:
http://www.nestor.minsk.by/mg/articles/1997/47/0100.html

— В последний раз мы с вами встречались почти сразу после выхода «Урагана», и тогда вы сказали, что прошло еще недостаточно времени для того, чтобы оценить альбом со стороны. Сейчас, когда уже прошел год с окончания его записи, вы можете это сделать?

Глеб: Мы еще им не переболели.

Вадим: Нам этот альбом интересен. Я считаю, что он оченьбогат по музыке и внутреннему духовному содержанию; это альбом, за которыйнам совершенно не стыдно.

Глеб: Тем более что есть люди, которым он понравился,чьим мнением мы дорожим.

Вадим: К тому, что у него другая коммерческая судьба нежелиу «Опиума», мы были готовы, и ничего удивительного в этом нет.

— Вы сказали фразу «мне не стыдно». Неужели были какие–то упреки?

Вадим: А нам упреки все время… В попсе, бесталанности…

Глеб: Сейчас пишут о том, что исписались…

Александр: В «Музобозе» написали, что «Ураган»— яркое свидетельство творческой деградации и импотенции группы.

.

***
Из интервью группы, апрель 1998:

— Почему «Ураган» так вяло рекламировался?

Глеб: Вообще, если честно, этот альбом запускался по инерции после «Позорной звезды» и «Опиума». Ты, наверное, имеешь в виду, что там нет убойных хитов типа «На тебе, как на войне» или «Сказочная тайга»? Если так, то да. Это — минус. Но на концертах «Ураган» вызывает очень даже сильную реакцию.

— Вокруг нового альбома сегодня много споров. Много песен отсеялось?

Глеб: Споры — вокруг каждого альбома. А в этом все песни отсеяли сами авторы. Вадим так и не стал выносить свои предложения. Саша Козлов написал несколько песен и сам отрезал большую их часть, осталось три. Я тоже много песен сам отсек. Просто возникло ощущение, что это не те песни, за которые стоило бы рубиться.

— С чем связано затянувшееся молчание Вадима как автора? Еще со времен альбома «Опиум»…

Вадим: Много с чем связано. С одной стороны, с тем, чем мы хотим заниматься и чем вынуждены. С другой стороны, что от себя хочешь услышать и что получается в результате. Все это очень субъективно. Я не назвал бы каких-то определенных причин.

Глеб: Бог дал, Бог взял… Бог даст — напишется и новый мегахит типа «Viva Kalman!» или «Черной луны». Или что-то совсем-совсем новое…

Вадим: Всему свое время. Нельзя сказать, что я ничего не делаю. Возможно, я не могу пока понять, что со мной сейчас происходит. Может, я не в том направлении ищу. А может, действия не в том порядке совершаю.

.

***
Из интервью с Глебом Самойловым,
Газета «Молодежь Эстонии». Март, 1999 года:

— «Ураган» звучит жестче и агрессивнее, чем предыдущие альбомы и последний альбом — «Чудеса». Почему?

Глеб: Ничего не делалось специально, не было даже задумки записать нечто жесткое и тяжелое. Все произошло, как с любым из наших альбомов: всегда побеждает какой-то случай. Не случайность, а естественность. И я бы с вами не согласился. «Ураган» получился тяжелым, а вот «Чудеса» жесткими или лучше: «Ураган» — мазохистский альбом, а «Чудеса» — садистский.

.

***
Из интервью с Г. и В. Самойловыми, «Вечерний Новосибирск». 08.10.2002:
https://vn.ru/news-21700/

— В последнее время вас часто обвиняют, что вы пишите непонятную музыку, напичканную электроникой, после которой слушателей преследует депрессия.

Глеб: — После выхода «Опиума» все, словно сговорившись, обвиняли нас в попсовости, не всегда лестно о нас отзываясь. А после «Урагана» посыпались обвинения. Да, это не «Опиум», и зачем вообще сравнивать? «Ураган» другой, но не значит, что хуже. Просто они разные.

Вадим: — Те, кто нас тогда обвинял в «попсовости», может быть, и считают, что, записав «Ураган», мы стали «круче и выше», но почему-то стесняются об этом написать. Очевидно, нелегко им из стана ярых «нелюбителей» нашей группы перейти в разряд наших поклонников.

.

***
Из интервью с Вадимом Самойловыми, молодежный портал Твоя параллель, 11.12.2014:

— Какой альбом “Агаты Кристи” вы считаете знаковым в истории группы?

— Для нас все альбомы родные, но могу сказать как музыкант и саунд-продюссер, по тому, как всё получилось в итоге, мой любимый альбом, наверное, “Ураган”. По слову, по звуку, по концепту это наиболее близкая мне работа. Хотя я его едва выделяю – при подготовке к концертам я собирал трек-лист, переслушивал очень много наших записей и могу сказать, что группа “Агата Кристи” была очень достойным коллективом. Если покопаться, можно ещё много интересного найти. А вообще, классика это “Позорная звезда”, “Опиум” и “Ураган” – эти три альбома, собственно, создали ту самую “Агату Кристи”, которая и была так бешено популярна в своё время.

.

***
Из интервью с Глебом Самойловым, «Философская газета», 2001 год:

— Вы способны создавать песни в любое время или для этого необходим период очередного творческого созревания?

— До 24-х лет песни я писал в любое время. А с года 94-го машина шоу-бизнеса взяла меня в оборот, начался напряжённый концертный график, – и не было уже времени, чтобы просто остановиться и тет-а-тет пообщаться с гитарой. Поэтому альбом «Ураган» – это первый альбом, который был написан в специально отведённое на то время.

…— Вы не считали, сколько у вас трупов во всех песнях?

— Кошмар, я сначала не задумывался об этом. А потом, когда переслушал альбом «Ураган», я обнаружил, что ни одной песни без слов «мертвец» или «смерть» нет.

— С чем связано появление символа смерти?

— С моим рождением.

— Созданию альбома «Ураган» не предшествовало прочтение какой-либо литературы, прослушивание некоей музыки?

— Нет, он рождался исключительно изнутри, без вспомогательных факторов. Да и в целом литературные аллюзии в песнях появляются постфактум, когда произведение уже создано.

.

***
Из книги Дмитрия Карасюка «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (2018):
https://ast.ru/book/agata-kristi-chernye-skazki-beloy-zimy-836318/

…песни самого Вадика в новом альбоме не нашли места. Зато Глеб разошёлся. Он сочинил больше трёх десятков песен, из которых, как обычно, осталась треть. Эта треть несла на себе печать расстроенных нервов автора: «Когда мы писали «Ураган», у меня сносило крышу, я отчаянно цеплялся за жизнь, не понимал, ради чего мне дальше жить. Я оказывался на самой грани бытия и небытия, когда наиболее остро чувствуешь любую боль… Когда я смотрел телевизор и узнавал, что шахтёрам не выплатили зарплату, – мне хотелось выброситься из окна, потому что – нервы нараспашку. Я понял, что либо я должен выразить то, что чувствую, либо разорваться, как надутый воздушный шар. Я мучительно думал, ради чего мне жить, и нашёл выход – всё в строчки. Для меня лучший способ борьбы с внутренними демонами – выражать их в песнях. Я не знаю, как справляются с этим люди, которые не пишут песен, стихов, книжек».

…Над новым альбомом шла самая кропотливая работа за всю историю «Агаты Кристи». Комнату Олега Зуева в пансионате переоборудовали под мини-студию, в которой записывались демо-версии песен. Новые треки по многу раз слушали всем коллективом, обдумывали, обсуждали. В этом процессе, как не странно, принимали участие даже фанатки. На дворе стоял жаркий сентябрь, окна в комнатах были открыты, и под ними кучковалась стайка МГПшниц, выползших из трансформаторной будки. Они шумно выражали свою реакцию на новые треки, и этот глас народа волей-неволей влиял на группу. Весь отобранный материал оттачивался на репетиционной базе, которая находилась в пустом офисном здании в промзоне неподалёку от пансионата.

Затем работа над отобранными композициями переместилась на профессиональную студию «Olympic Studio Moscow», принадлежавшую Аркадию Укупнику. Козлов был уверен, что на самом современном оборудовании удастся добиться самого современного звучания: «Саунд у нас делает сама группа, – в этом у нас Вадик профи, – поэтому, как будет звучать «Агата Кристи», мы решаем сами. Альбом должен делаться со звуком настоящего времени. Каждый наш альбом по звуку кардинально отличен от предыдущего. Мода на звук меняется каждые полтора-два года, и наш новый альбом будет сильно отличаться от «Опиума». Могу похвастаться, что в нём использовано много передовых технологий с точки зрения программирования, аранжировок, звукозаписи вообще».

…В самом начале 1997 года альбом «Ураган» пошёл в народ. С обложки отпечатанного в Германии компакт-диска ползли девушка и мальчик. «В Питере есть уникальный ребёнок, – рассказывал Козлов о маленькой фотомодели. Его зовут Эдик, ему всего 7 лет. Он знает все наши песни наизусть, может цитировать их с любой строчки. Мы предложили ему сняться в нашем клипе «Два корабля» и поместили его фото на обложку».


___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы АГАТА КРИСТИ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АГАТА КРИСТИ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АГАТА КРИСТИ по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий