Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
3. Деревянное облако
(Д. Кузьмин)
4. Бабье лето
(Осень патриарха)
(Д. Кузьмин)
5. В одинокие дома
(Д. Кузьмин)
6. Остров сокровищ
(Д. Кузьмин)
11. Алиса
(Д. Кузьмин — Л. Кэрролл)
12. Капитанская заря
(Д. Кузьмин)
Состав:
Дима «Чёрный Лукич» Кузьмин — вокал, гитара
Женя Каргаполов — гитары, бас, ударные
Автор музыки и текстов — Дима Кузьмин («Алиса» — сл. Л.Кэрролла)
Аранжировки — гр. ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ
Записано в марте 1996 г. на домашней студии в пос. Краснообск Новосибирской обл.
Сведено в студии «Максим Рекордс» (Сергей Нижников)
Обложки — Лена Поповская, Саша Кувшинов
Благодарим:
Олега «Манагера», Вову Панова, Сашу Кувпшнова,
Андрея Левичева. жен Риту к Аню, Митю Волынского,
Оксану и Надю из Брянска, Кирилла и Алексея из Киева,
Черную Умку и Сергея Ннжникова.
Альбом издан на CD и MC лэйблом «ХОР», а впервые на MC на студии «Колокол». Издан на CD и MC лэйблом «ХОР». Издан на CD и MC лэйблом «ХОР». В 2009 г. альбом был переиздан лэйблом «ВЫРГОРОД» в новом оформлении и с концертным видеобонусом.
* * *
***
Из интервью с В. Кузьминым, Православный информационный центр «ВАИЯ», 03.02.2005:
В. Кузьмин: Мой стиль? Это, наверное, «Девочка и рысь» и «Мария». Вот это, наверное, я породил.
.
***
Из интервью с В. Кузьминым, Газета НОВАЯ СИБИРЬ #61, 11.08.1997:
— Я заметила, побывав на твоём недавнем концерте, что песни твои, вопреки мрачным рок-н-ролльным традициям, просветленные.
— Я подозреваю, что это направление у меня всегда было, даже в первых альбомах 1986-1987 гг. Но в своё время было немного стыдно играть такую мягкую музыку. Облекалось все в жёсткие формы. Когда сейчас мы повзрослели — переломным альбомом стал альбом «Девочка и рысь», они оказались вполне уместными. Теперь таких песен поровну.
***
В. Кузьмин. Передача «Родная речь» на «Нашем радио», 24.11.2011.:
Всё-таки, наверно, даже наш микросоциум всё-таки влияет на человека. И вот последним панковским альбомом. наверное, был альбом 95-го года «Ледяные каблуки», который я записывал в Тюмени с музыкантами ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ. Но человек взрослеет и, наверное, приходит к поиску собственного языка, собственного звучания. И вот следующий же альбом — «Девочка и Рысь» 06-го года — это был уже совершенно другой альбом — тихих и нежных (не побоюсь этого слова) песен.
При этом я считаю, что совершенно не отступил от каких-то своих революционных взглядов. Потому что, во-первых, если ты хочешь, чтобы тебя услышали, надо говорить тихо, а не кричать в ухо собеседнику. А во-вторых, громких музыкантов в нашей тусовке и так хватало. Пусть будет и тихий. Это, как букетик полевых цветов, где место есть и чертополоху, и ромашке, и лютику. При этом мы оставались, по большому счёту, большими друзьями и соратниками и, насколько я знаю достаточно достоверно, Егор с очень большим уважением относился… может быть, не сразу, но понял это изменение и даже в одну из последних наших встреч с ним он говорил, что сам бы с удовольствием писал бы детские песни и, может быть, когда закончится период панковских альбомов, он с удовольствием поиграл бы какую-нибудь более тихую музыку. Теперь мы можем только гадать об этом…
.
***
Егор Летов, интервью в Караганде, октябрь 1996:
https://wyrgorod.ru/shop/details_13457.html
«Девочка и рысь» — альбом просто гениальный, считаю, что отличнейший просто. Он вкусный очень получился, страшно вкусный.
.
***
Интервью Евгения Каргополова для фильма «Тайна Белого Пятна» (2021):
https://www.youtube.com/watch?v=Q4UaZSIdpPM&t=1s
Евгений Каргополов: — Когда я переехал на ВАСХНИЛ, и мы жили рядом — Женя Рудман, Дима. И вот мы присели и записали первый альбом «Девочка и Рысь» — т.е. тогда у нас началось сотрудничество…Там же на ВАСХНИЛЕ — на его квартире — записали второй альбом «Будет весело и страшно».
— Ну, вообще, чисто записано. Как вы на квартире вот так вот умудрились?
Евгений Каргополов: — Тут получается, что главное — идея. А аппарат был ADAT 8-канальный, советский пульт «Электроника» и какие-то две гитары… Сели и записали. Главное — было, что писать. Аппаратура в то время не имела большого значения.
«Девочка и Рысь» — он сразу завладел, так сказать, умами. Такой… свеженький получился на тот момент. Пожалуй, лирики такой не было ни у кого. Даже… Дима же был последователем, как бы, Егора Фёдоровича — прослеживается какая-то связь. Но «Девочка и Рысь» совершенно другая получилась. Ни у кого такого не было. В панке прорыв такой…
— Как ты это видел? Что Димка нашёл своё звучание?
Евгений Каргополов: — В данном случае, мы, не сказать, что специально искали какое-то звучание необычное. Мы просто сели, начали записывать, пробовать… Начало вот так получаться — мы остановились на этом — что именно вот так нужно, чтобы было. И всё. Получилось так, что нашли вот такое звучание — акустика с барабанами. Весьма получилось прикольно.
— А насколько Дима прихотлив был в творчестве?
Евгений Каргополов: — Нет-нет! Как-то у нас не обсуждали центральную линию, что нам надо придерживаться какого-то звучания. То есть. было понятно, что нужно, чтобы тексты доходили вот в этом ключе, в котором он сочинил. Просто постарались разнообразить, а смысл оставался всегда один — песни должны доходить и мелодии должны быть простые, чтобы не уходить в сторону от основного. Там не было «Вот это мне не нравится», нет, такого не было. Делалось же вместе всё.
Вид из комнаты, где были записаны альбомы «Девочка и Рысь» и «Будет весело и страшно». Фото — Маргарита Кузьмина, 11.10.2022.
***
Интервью барабанщика Сергея Нижника для фильма «Тайна Белого Пятна» (2021):
https://www.youtube.com/watch?v=Q4UaZSIdpPM&t=1s
Каргаполов звонит: «Серёга, тут такое дело. Мы записали с Димкой на ВАСХНИЛе два альбомчика. Надо это всё свести и кое-где подписать барабаны». А там драм-машинка была. Я говорю: «Ну, хорошо приезжайте». У меня в комнатке небольшой стоял пульт. Димка привёз свой ADAT (был такой формат аудио 8-канальный), и мы там всё это в шесть рук делали — никакой же автоматизации, всё аналоговое…
.
***
Надя Кашликова, Рок-журнал FUZZ, #11-12(38-39), ноябрь-декабрь 1996:
Все сие творение было записано буквально за одну неделю в домашней студии Чёрного Лукича в марте 1996 года в пос. Краснообск Новосибирской области совместно с Евгением Каргополовым, ранее игравшим с Дм. Ревякиным, С. Рыженко и др. Друзья по жизни, они быстро нашли общий язык в процессе работы, так что особых трудностей с записью не было. Разве что не удалось найти барабанщика, и его функцию выполняла drum-машина, в принципе, мало чем повлиявшая на общее звучание. Песни «Бабье Лето» и «Капитанская Заря» взяты с альбома «Ледяные Каблуки», записанного в 1995 году с музыкантами ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ (Е. Кокориным, А. Кузнецовым, А. Андрюшкиным) — взяло верх желание придать песням новый облик, новую форму. …К записи «Девочки И Рыси» Дима с Женей приступили сразу же по приезду из Москвы, где с 25 по 29 февраля успешно прошла серия квартирников Черного Лукича и Олега «Манагера».
.
***
Из интервью с В. Кузьминым, Новосибирск, газета «Тёмная Лошадка», 1999:
В. Кузьмин: — Вот, допустим — «Девочка И Рысь» — это акустический альбом, сыгранный на одних гитарах, причём, там всё практически сыграно на акустических гитарах, и, в общем-то, песни по звучанию схожи друг с другом.
***
Из интервью с В. Кузьминым:
https://vk.com/wall-421510_13898
— Далее. Был период, когда вы записывались вдвоем с Женей Каргаполовым. Давай про этот период чего-нибудь расскажи.
В.К. – Ну, период… это был один из самых любимых периодов в моей жизни. Дело в том, что все знают, насколько тяжело и по-человечески, и материально, во всех отношениях… иметь группу, скажем, из пяти человек. Просто все упирается в проблемы …поиски точки репетиционной, человеческие отношения между музыкантами. Куча, куча других проблем. И иметь, скажем, своим соратником близкого тебе человека, к тому же мультиинструменталиста…
[…]
Этот период был очень интересный. Вырос он из совместных акустик. Так получилось, что нас пригласили, я не помню… в начале 96 или в конце 95 года – в Москву с Манагером. Фестиваль был в какой-то мере нам посвящен. Назывался «Старая любовь не ржавеет». В каком-то ДК проходил. Не вспомню я… Калиостро?.. Калипсо?.. По-моему, Калипсо вроде назывался клуб. Там выступали московские какие-то команды. Вот… Я приехал… Так служилось, что мы с Женей Каргаполовым какой-то период жили рядом. Он уже несколько лет работал в Москве в разных коллективах. И изредка, раз в три месяца, приезжал в Новосибирск. Я знал его московские координаты и поскольку мне не хотелось одному выступать под гитару, я позвонил Женьке, и он – «Всё… Вообще без проблем!» Мы провели буквально одну-две репетиции и сыграли вместе. Потом тут же нам предложили сыграть, по-моему, три квартирника подряд. Мы их отыграли. А Женя на тот момент играл на бас-гитаре в группе «Футбол» Сергея Рыженко. И как-то его так увлек процесс совместного нашего творчества, что он буквально тут же бросает группу. Мы с ним приезжаем в Новосибирск… Можно сказать, последний концерт мы отыграли в марте… первого марта или четвертого марта в Киеве в 96 году. И в конце марта мы уже сели писать «Девочку и Рысь».
Потом нам сказали, что вот этот акустический альбом, где «Деревянное облако» и «Будет весело и страшно», который записан вообще мной под одну гитару очень плохо на домашнем магнитофоне, пользуется устойчивым спросом у пиратов. И один из них сказал …правда не заплатив за какое-то количество тысяч кассет, которые он сам признался, что продал: «Ребята, запишите нормально. Вот, прямо те же самые песни, но просто запишите их нормально». И, типа, мы заключим какие-то договоры, …потому что там это нужно… это пользуется спросом. Поскольку у меня кроме Летовских альбомов не было никаких записей, и было уже достаточное количество новых песен… новых песен, которые не вошли в «Девочку и Рысь». Потому что они были…
«Девочка и Рысь» из последних на тот момент песен была сделана. И мы тут же сели и записали, прямо буквально через месяц после «Девочки и Рыси» альбом «Будет весело и страшно». К сожалению, при печатании кассет, вот этих фирменных на ХОРе там пропал файл текстовой, который объяснял, что эти песни старые. Просто по ряду объективных причин сыгранные в 96 году. Поэтому, часть таких не очень просвещенных слушателей считала, что эти песни… многие из них 96 года. Хотя все они написаны с 86 по 88 год. Мы очень быстро все записали. Причем запись каждого альбома занимала 7 тире 10 дней.
***
Из интервью с В. Кузьминым, Lito.Ru, 2006?:
— В ранний своего творчества Вы, писали достаточно агрессивные песни – «Мы из Кронштадта», «Ледяные каблуки» и пр. Когда, Вы, почувствовали потребность перейти к чему-то другому?
— Трудно сказать… хотя, нет, пожалуй, есть определенное событие, которое этому поспособствовало. Долгое время, я был студийным музыкантом, редко когда мы выступали с концертами. В январе или в феврале 1996-го года, нас пригласили на концерт в Москву. Концерт назывался «Старая любовь не ржавеет», фестиваль. Мы приезжаем и вдруг обнаруживаем, что «Старая любовь» эта, оказывается, к нам. Фестиваль был посвящен нам. Большой зал, ДК, я начинаю выступать и вижу, люди с восторгом поют наши песни. Это было очень удивительно, ведь десять лет никуда не ездил, ничего не знал, а оказалось за это время созрел какой-то слушатель. К тому времени у меня появились новые песни, изменилось звучание. После концерта у нас были очень хорошие гастроли, в основном, в Москве. По возвращению из гастролей мы записали новые альбомы, появились «Девочка и рысь» и «Будет весело и страшно». Но если в «Будет весело и страшно» звучали старые песни, то «Девочка и рысь» состояла исключительно из нового материала, написанного во время этих гастролей. Я был очень рад тому, что смог сформулировать свое новое понимание мира, новое звучание.
***
Из интервью с В. Кузьминым («Черным Лукичем»), г. Новосибирск, 25.12.1998 (из книги О.Аксютиной «ПАНК-ВИРУС в России», 1999):
В. Кузьмин: — Я всегда, даже в то время, пытался делать панк-рок с человеческим лицом. И даже сейчас, записав в 1996 году «Девочка и рысь», я считаю это панк-роком, несмотря на то, что чисто формально там нет панк-рока, музыкально.
Но есть экстремальность. Я спел максимально искренне о своём детстве, o том, что меня волнует… Панк-рок на Западе пытался пробить панцирь буржуазного социума, у нас он пытался пробить панцирь социалистического бюрократизма, мещанства. Каждый пытался сделать это по-своему: кто грубыми, невиданными какими-то текстами, кто-то пытался это сделать, открыв душу настежь, какой-то откровенной искренностью, как я. Я не знаю, кто в большей степени добился успеха… по ходу, никто не добился успеха большего. Просто с тех пор, панк-рок стал для меня синонимом честного отношения к жизни.
Женя Каргополов и Черный Лукич на квартирном концерте в Москве. Февраль 1996 г.
***
Из интервью с В. Кузьминым. Сайт СТРАНА КИНДЕРИНО, осень 2000 г.:
В Кузьмин: — Есть у меня такой альбом: «Девочка и рысь». Он посвящен детству в нас, взрослых. Мы уже достаточно взрослые люди, и я считаю, что человек, в котором умер ребёнок — это мёртвый человек. Экзюпери является одним из моих самых любимых писателей. Естественно, мы все знаем «Маленького принца», но когда я прочитал «Планету людей», я был поражён величием его духа, ведь это человек, который возил почту в Северной Африке, в Южной Америке, — это такие приключения, которые никакой Буссенар не придумает!
…А детство в человеке, наверное… Вообще, это очень хороший вопрос, потому что я своими песнями как раз взываю к детству в человеке. У меня много детей. Когда они маленькие, и не умеют ни толком говорить, ни толком видеть, они улыбаются… Есть такая примета, что в этот момент они видят ангелов. Вот если бы мы все вернулись в это состояние, вообще было бы всё здорово.
***
В. Кузьмин. Концерт в Воронеже, арт-бар «Наша Среда Обитания», 21.09.2012.:
Давайте расскажу вам историю, почему альбом называется «Девочка и Рысь». Когда мы закончили сведение этого альбома (в Новосибирске в ДК Горького мы сводили), у нас рядом — буквально в соседнем доме — жил замечательный человек Женя Агнин. А мы с Женькой Каргополовым закончили работу и собирались первый раз слушать этот альбом. Он говорит: «Слушай, Димка, давай сбегаем в магазин, пару настоечек возьмём». Выскакиваем из ДК и встречаем Женьку Агнина. Я говорю: «Жека, ты будешь нашим первым слушателем». Мы взяли настоечки и стали слушать этот альбом. А Женька Агнин даже «сырой» материал почти не слышал…
вот мы снимаем наушники с последним аккордом. и Женька говорит: «Как альбом-то называется?» Я говорю: «Девочка и Рысь». Он говорит: «Я всё понял! Ты постеснялся назвать альбом «Тропой бескорыстной любви»* и зашифровал это в «Девочке и Рыси»». (смех) Я это не шифровал на самом деле, но теперь это такая история…
………………………………………………..
* — «Тропой бескорыстной любви» — советский художественный фильм режиссёра Агаси Бабаяна 1971 года. Первая часть тетралогии о ручной рыси по кличке Кунак.
***
Из интервью с В. Кузьминым («Черным Лукичем»), «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЗЕТА» #32, август 2001:
— Когда-то мне достались от Каргаполова две кассеты ЧЁРНОГО ЛУКИЧА, изданные в Москве на Хор Рекордс: «Будет весело и страшно» и «Девочка и рысь». Сейчас это, наверное, страшно редкие вещи?
— Уже нет, поскольку мы недавно переиздали их на компакт-дисках с другим оформлением, запись немного подправили. Ещё вышел альбом «Навсегда». Фирма «Мистерия звука», которая является одним из основных российских дистрибьюторов аудиопродукции, говорит, что на наши альбомы очень большой спрос.
.
***
В. Кузьмин (концерт в Воронеже, арт-бар «Наша среда обитания», 21.09.2012.):
Первый тираж «Девочки и Рыси» на компакт-дисках вышел с браком. На нём не было первой песни «Светлячок», а первой песней была песня «Дождь». Причём это не уследил не издатель, никто… Женя Колесов сказал: «Мы это переиздадим». Они переиздали, но первый тираж тоже продали. Я даже думаю у кого-то сохранились диски с этой песней.
***
Из интервью с В. Кузьминым, 20.10.2010:
Д. Кузьмин: — …До этого самым моим любимым был альбом «Девочка и рысь» (1996) — писали его на одном дыхании, всего за три дня. Слушал бы его, даже если б его сделал кто-то другой.
.
***
В. Кузьмин. Концерт в клубе «Орландина», Санкт-Петербург, 31.08.2004.:
Вы знаете, друзья мои, когда я написал альбом «Девочка и Рысь», мне казалось… ну, наверно, это… не «наверно», а естественно… было очень высокомерное желание… Мне казалось, что жизнь перевернётся, что весь мир станет добрее… А вы знаете, он… он стал добрее, конечно, но только чуть-чуть…
.
***
В 2013 году альбом «Девочка и Рысь» был издан на виниле компанией «Мирумир» в коллекционной серии пластинок. Тираж издания составил всего 300 копий, каждая из которых пронумерована вручную. Мастеринг материала выполнил известный звукорежиссёр Евгений Гапеев.
***
Сайт «Записная книжка», 06.01.2023.:
https://cahier.ru/cernii-lukich-devocjka-i-rys-1996/
В 1996 году альбом издавала студия «Колокол». Только на кассетах.
В 1997 году альбом переиздал ХОР — тоже на кассетах. В 2000 году ХОР же впервые выпустил «Девочку» на CD. Для этого издания сделали новую обложку.
В 2009 году «Девочку» переиздал на CD Выргород. В диджипаке и с «зеленой» обложкой. К альбому был добавлен видеобонус — запись квартирного концерта Лукича в Москве 29 февраля 1996 года. Выргород поделил эту запись пополам — 11 песен включили на «Девочку», а еще 10 были добавлены бонусом на переиздание альбома Лукича «Будет весело и страшно», которое вышло одновременно с переизданием «Девочки».
В 2013 году альбом был впервые выпущен на виниле. С «зеленой» обложкой и новым мастерингом.
В 2022 году Выргород снова переиздал «Девочку». Снова в диджипаке и с двумя вариантами оформления — и с «белой» обложкой, и с «зеленой». Особенностями этого переиздания является то, что в нем использован мастеринг 2013 года и еще то, что с дисков был убран видеобонус.
(Ни в одном из переизданий не трогали треклист альбома. Это всегда было 12 песен на 40 минут.)
___________________________________
<<< Вернуться на страницу группы ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ
<<< Вернуться на страницу «ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ — Дискография»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий