ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ — история альбома «Девочка и Рысь» (1996)

1996_devochka_01
Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

 1. Светлячок
(Д. Кузьмин)

2. Про дождинки
(Д. Кузьмин)

3. Деревянное облако
(Д. Кузьмин)

4. Бабье лето
(Осень патриарха)
(Д. Кузьмин)

5. В одинокие дома
(Д. Кузьмин)

6. Остров сокровищ
(Д. Кузьмин)

7. Принц
(Д. Кузьмин)

8. Завял цветок
(Д. Кузьмин)

9. Доплыви
(Д. Кузьмин)

10. Дом на дюнах
(Д. Кузьмин)

11. Алиса
(Д. Кузьмин — Л. Кэрролл)

12. Капитанская заря
(Д. Кузьмин)

ris_n_03

Состав:
Дима «Чёрный Лукич» Кузьмин — вокал, гитара
Женя Каргаполов — гитары, бас, ударные

chernyj_lukich_devochka_i_rys_8

Автор музыки и текстов — Дима Кузьмин («Алиса» — сл. Л.Кэрролла)

Аранжировки — гр. ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ

Записано в марте 1996 г. на домашней студии в пос. Краснообск Новосибирской обл.

Сведено в студии «Максим Рекордс» (Сергей Нижников)

Обложки — Лена Поповская, Саша Кувшинов

Благодарим:
Олега «Манагера», Вову Панова, Сашу Кувпшнова,
Андрея Левичева. жен Риту к Аню, Митю Волынского,
Оксану и Надю из Брянска, Кирилла и Алексея из Киева,
Черную Умку и Сергея Ннжникова.

Альбом издан на CD и MC лэйблом «ХОР», а впервые на MC на студии «Колокол». Издан на CD и MC лэйблом «ХОР». Издан на CD и MC лэйблом «ХОР». В 2009 г. альбом был переиздан лэйблом «ВЫРГОРОД» в новом оформлении и с концертным видеобонусом.

chernyj_lukich_devochka_i_rys_1

chernyj_lukich_devochka_i_rys_2

* * *

***
Из интервью с В. Кузьминым, Православный информационный центр «ВАИЯ», 03.02.2005:

В. Кузьмин: Мой стиль? Это, наверное, «Девочка и рысь» и «Мария». Вот это, наверное, я породил.

.

***
Из интервью с В. Кузьминым, Газета НОВАЯ СИБИРЬ #61, 11.08.1997:

— Я заметила, побывав на твоём недавнем концерте, что песни твои, вопреки мрачным рок-н-ролльным традициям, просветленные.

— Я подозреваю, что это направление у меня всегда было, даже в первых альбомах 1986-1987 гг. Но в своё время было немного стыдно играть такую мягкую музыку. Облекалось все в жёсткие формы. Когда сейчас мы повзрослели — переломным альбомом стал альбом «Девочка и рысь», они оказались вполне уместными. Теперь таких песен поровну.

black_lukich_09

***
В. Кузьмин. Передача «Родная речь» на «Нашем радио», 24.11.2011.:

Всё-таки, наверно, даже наш микросоциум всё-таки влияет на человека. И вот последним панковским альбомом. наверное, был альбом 95-го года «Ледяные каблуки», который я записывал в Тюмени с музыкантами ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ. Но человек взрослеет и, наверное, приходит к поиску собственного языка, собственного звучания. И вот следующий же альбом — «Девочка и Рысь» 06-го года — это был уже совершенно другой альбом — тихих и нежных (не побоюсь этого слова) песен.
При этом я считаю, что совершенно не отступил от каких-то своих революционных взглядов. Потому что, во-первых, если ты хочешь, чтобы тебя услышали, надо говорить тихо, а не кричать в ухо собеседнику. А во-вторых, громких музыкантов в нашей тусовке и так хватало. Пусть будет и тихий. Это, как букетик полевых цветов, где место есть и чертополоху, и ромашке, и лютику. При этом мы оставались, по большому счёту, большими друзьями и соратниками и, насколько я знаю достаточно достоверно, Егор с очень большим уважением относился… может быть, не сразу, но понял это изменение и даже в одну из последних наших встреч с ним он говорил, что сам бы с удовольствием писал бы детские песни и, может быть, когда закончится период панковских альбомов, он с удовольствием поиграл бы какую-нибудь более тихую музыку. Теперь мы можем только гадать об этом…

.

***
Егор Летов, интервью в Караганде, октябрь 1996:
https://wyrgorod.ru/shop/details_13457.html

«Девочка и рысь» — альбом просто гениальный, считаю, что отличнейший просто. Он вкусный очень получился, страшно вкусный.

.
***
Интервью Евгения Каргополова для фильма «Тайна Белого Пятна» (2021):
https://www.youtube.com/watch?v=Q4UaZSIdpPM&t=1s

Евгений Каргополов: — Когда я переехал на ВАСХНИЛ, и мы жили рядом — Женя Рудман, Дима. И вот мы присели и записали первый альбом «Девочка и Рысь» — т.е. тогда у нас началось сотрудничество…Там же на ВАСХНИЛЕ — на его квартире — записали второй альбом «Будет весело и страшно».

— Ну, вообще, чисто записано. Как вы на квартире вот так вот умудрились?

Евгений Каргополов: — Тут получается, что главное — идея. А аппарат был ADAT 8-канальный, советский пульт «Электроника» и какие-то две гитары… Сели и записали. Главное — было, что писать. Аппаратура в то время не имела большого значения.
«Девочка и Рысь» — он сразу завладел, так сказать, умами. Такой… свеженький получился на тот момент. Пожалуй, лирики такой не было ни у кого. Даже… Дима же был последователем, как бы, Егора Фёдоровича — прослеживается какая-то связь. Но «Девочка и Рысь» совершенно другая получилась. Ни у кого такого не было. В панке прорыв такой…

— Как ты это видел? Что Димка нашёл своё звучание?

Евгений Каргополов: — В данном случае, мы, не сказать, что специально искали какое-то звучание необычное. Мы просто сели, начали записывать, пробовать… Начало вот так получаться — мы остановились на этом — что именно вот так нужно, чтобы было. И всё. Получилось так, что нашли вот такое звучание — акустика с барабанами. Весьма получилось прикольно.

— А насколько Дима прихотлив был в творчестве?

Евгений Каргополов: — Нет-нет! Как-то у нас не обсуждали центральную линию, что нам надо придерживаться какого-то звучания. То есть. было понятно, что нужно, чтобы тексты доходили вот в этом ключе, в котором он сочинил. Просто постарались разнообразить, а смысл оставался всегда один — песни должны доходить и мелодии должны быть простые, чтобы не уходить в сторону от основного. Там не было «Вот это мне не нравится», нет, такого не было. Делалось же вместе всё.

Вид из комнаты, где были записаны альбомы «Девочка и Рысь» и «Будет весело и страшно». Фото — Маргарита Кузьмина, 11.10.2022.

***
Интервью барабанщика Сергея Нижника для фильма «Тайна Белого Пятна» (2021):
https://www.youtube.com/watch?v=Q4UaZSIdpPM&t=1s

Каргаполов звонит: «Серёга, тут такое дело. Мы записали с Димкой на ВАСХНИЛе два альбомчика. Надо это всё свести и кое-где подписать барабаны». А там драм-машинка была. Я говорю: «Ну, хорошо приезжайте». У меня в комнатке небольшой стоял пульт. Димка привёз свой ADAT (был такой формат аудио 8-канальный), и мы там всё это в шесть рук делали — никакой же автоматизации, всё аналоговое…

.

***
Надя Кашликова, Рок-журнал FUZZ, #11-12(38-39), ноябрь-декабрь 1996:

Все сие творение было записано буквально за одну неделю в домашней студии Чёрного Лукича в марте 1996 года в пос. Краснообск Новосибирской области совместно с Евгением Каргополовым, ранее игравшим с Дм. Ревякиным, С. Рыженко и др. Друзья по жизни, они быстро нашли общий язык в процессе работы, так что особых трудностей с записью не было. Разве что не удалось найти барабанщика, и его функцию выполняла drum-машина, в принципе, мало чем повлиявшая на общее звучание. Песни «Бабье Лето» и «Капитанская Заря» взяты с альбома «Ледяные Каблуки», записанного в 1995 году с музыкантами ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ (Е. Кокориным, А. Кузнецовым, А. Андрюшкиным) — взяло верх желание придать песням новый облик, новую форму. …К записи «Девочки И Рыси» Дима с Женей приступили сразу же по приезду из Москвы, где с 25 по 29 февраля успешно прошла серия квартирников Черного Лукича и Олега «Манагера».

.

***
Из интервью с В. Кузьминым, Новосибирск, газета «Тёмная Лошадка», 1999:

В. Кузьмин: — Вот, допустим — «Девочка И Рысь» — это акустический альбом, сыгранный на одних гитарах, причём, там всё практически сыграно на акустических гитарах, и, в общем-то, песни по звучанию схожи друг с другом.

chernyj_lukich_devochka_i_rys_4

***
Из интервью с В. Кузьминым:
https://vk.com/wall-421510_13898

— Далее. Был период, когда вы записывались вдвоем с Женей Каргаполовым. Давай про этот период чего-нибудь расскажи.

В.К. – Ну, период… это был один из самых любимых периодов в моей жизни. Дело в том, что все знают, насколько тяжело и по-человечески, и материально, во всех отношениях… иметь группу, скажем, из пяти человек. Просто все упирается в проблемы …поиски точки репетиционной, человеческие отношения между музыкантами. Куча, куча других проблем. И иметь, скажем, своим соратником близкого тебе человека, к тому же мультиинструменталиста…
[…]
Этот период был очень интересный. Вырос он из совместных акустик. Так получилось, что нас пригласили, я не помню… в начале 96 или в конце 95 года – в Москву с Манагером. Фестиваль был в какой-то мере нам посвящен. Назывался «Старая любовь не ржавеет». В каком-то ДК проходил. Не вспомню я… Калиостро?.. Калипсо?.. По-моему, Калипсо вроде назывался клуб. Там выступали московские какие-то команды. Вот… Я приехал… Так служилось, что мы с Женей Каргаполовым какой-то период жили рядом. Он уже несколько лет работал в Москве в разных коллективах. И изредка, раз в три месяца, приезжал в Новосибирск. Я знал его московские координаты и поскольку мне не хотелось одному выступать под гитару, я позвонил Женьке, и он – «Всё… Вообще без проблем!» Мы провели буквально одну-две репетиции и сыграли вместе. Потом тут же нам предложили сыграть, по-моему, три квартирника подряд. Мы их отыграли. А Женя на тот момент играл на бас-гитаре в группе «Футбол» Сергея Рыженко. И как-то его так увлек процесс совместного нашего творчества, что он буквально тут же бросает группу. Мы с ним приезжаем в Новосибирск… Можно сказать, последний концерт мы отыграли в марте… первого марта или четвертого марта в Киеве в 96 году. И в конце марта мы уже сели писать «Девочку и Рысь».
Потом нам сказали, что вот этот акустический альбом, где «Деревянное облако» и «Будет весело и страшно», который записан вообще мной под одну гитару очень плохо на домашнем магнитофоне, пользуется устойчивым спросом у пиратов. И один из них сказал …правда не заплатив за какое-то количество тысяч кассет, которые он сам признался, что продал: «Ребята, запишите нормально. Вот, прямо те же самые песни, но просто запишите их нормально». И, типа, мы заключим какие-то договоры, …потому что там это нужно… это пользуется спросом. Поскольку у меня кроме Летовских альбомов не было никаких записей, и было уже достаточное количество новых песен… новых песен, которые не вошли в «Девочку и Рысь». Потому что они были…
«Девочка и Рысь» из последних на тот момент песен была сделана. И мы тут же сели и записали, прямо буквально через месяц после «Девочки и Рыси» альбом «Будет весело и страшно». К сожалению, при печатании кассет, вот этих фирменных на ХОРе там пропал файл текстовой, который объяснял, что эти песни старые. Просто по ряду объективных причин сыгранные в 96 году. Поэтому, часть таких не очень просвещенных слушателей считала, что эти песни… многие из них 96 года. Хотя все они написаны с 86 по 88 год. Мы очень быстро все записали. Причем запись каждого альбома занимала 7 тире 10 дней.

***
Из интервью с В. Кузьминым, Lito.Ru, 2006?:

— В ранний своего творчества Вы, писали достаточно агрессивные песни – «Мы из Кронштадта», «Ледяные каблуки» и пр. Когда, Вы, почувствовали потребность перейти к чему-то другому?

— Трудно сказать… хотя, нет, пожалуй, есть определенное событие, которое этому поспособствовало. Долгое время, я был студийным музыкантом, редко когда мы выступали с концертами. В январе или в феврале 1996-го года, нас пригласили на концерт в Москву. Концерт назывался «Старая любовь не ржавеет», фестиваль. Мы приезжаем и вдруг обнаруживаем, что «Старая любовь» эта, оказывается, к нам. Фестиваль был посвящен нам. Большой зал, ДК, я начинаю выступать и вижу, люди с восторгом поют наши песни. Это было очень удивительно, ведь десять лет никуда не ездил, ничего не знал, а оказалось за это время созрел какой-то слушатель. К тому времени у меня появились новые песни, изменилось звучание. После концерта у нас были очень хорошие гастроли, в основном, в Москве. По возвращению из гастролей мы записали  новые альбомы, появились «Девочка и рысь» и «Будет весело и страшно». Но если в «Будет весело и страшно» звучали старые песни, то «Девочка и рысь» состояла исключительно из нового материала, написанного во время этих гастролей. Я был очень рад тому, что смог сформулировать свое новое понимание мира, новое звучание.

***
Из интервью с В. Кузьминым («Черным Лукичем»), г. Новосибирск, 25.12.1998 (из книги О.Аксютиной «ПАНК-ВИРУС в России», 1999):

В. Кузьмин: — Я всегда, даже в то время, пытался делать панк-рок с человеческим лицом. И даже сейчас, записав в 1996 году «Девочка и рысь», я считаю это панк-роком, несмотря на то, что чисто формально там нет панк-рока, музыкально.
Но есть экстремальность. Я спел максимально искренне о своём детстве, o том, что меня волнует… Панк-рок на Западе пытался пробить панцирь буржуазного социума, у нас он пытался пробить панцирь социалистического бюрократизма, мещанства. Каждый пытался сделать это по-своему: кто грубыми, невиданными какими-то текстами, кто-то пытался это сделать, открыв душу настежь, какой-то откровенной искренностью, как я. Я не знаю, кто в большей степени добился успеха… по ходу, никто не добился успеха большего. Просто с тех пор, панк-рок стал для меня синонимом честного отношения к жизни.

chernyj_lukich_devochka_i_rys_7
Женя Каргополов и Черный Лукич на квартирном концерте в Москве. Февраль 1996 г.

***
Из интервью с В. Кузьминым. Сайт СТРАНА КИНДЕРИНО, осень 2000 г.:

В Кузьмин: — Есть у меня такой альбом: «Девочка и рысь». Он посвящен детству в нас, взрослых. Мы уже достаточно взрослые люди, и я считаю, что человек, в котором умер ребёнок — это мёртвый человек. Экзюпери является одним из моих самых любимых писателей. Естественно, мы все знаем «Маленького принца», но когда я прочитал «Планету людей», я был поражён величием его духа, ведь это человек, который возил почту в Северной Африке, в Южной Америке, — это такие приключения, которые никакой Буссенар не придумает!
…А детство в человеке, наверное… Вообще, это очень хороший вопрос, потому что я своими песнями как раз взываю к детству в человеке. У меня много детей. Когда они маленькие, и не умеют ни толком говорить, ни толком видеть, они улыбаются… Есть такая примета, что в этот момент они видят ангелов. Вот если бы мы все вернулись в это состояние, вообще было бы всё здорово.

***
В. Кузьмин. Концерт в Воронеже, арт-бар «Наша Среда Обитания», 21.09.2012.:

Давайте расскажу вам историю, почему альбом называется «Девочка и Рысь». Когда мы закончили сведение этого альбома (в Новосибирске в ДК Горького мы сводили), у нас рядом — буквально в соседнем доме — жил замечательный человек Женя Агнин. А мы с Женькой Каргополовым закончили работу и собирались первый раз слушать этот альбом. Он говорит: «Слушай, Димка, давай сбегаем в магазин, пару настоечек возьмём». Выскакиваем из ДК и встречаем Женьку Агнина. Я говорю: «Жека, ты будешь нашим первым слушателем». Мы взяли настоечки и стали слушать этот альбом. А Женька Агнин даже «сырой» материал почти не слышал…
вот мы снимаем наушники с последним аккордом. и Женька говорит: «Как альбом-то называется?» Я говорю: «Девочка и Рысь». Он говорит: «Я всё понял! Ты постеснялся назвать альбом «Тропой бескорыстной любви»* и зашифровал это в «Девочке и Рыси»». (смех) Я это не шифровал на самом деле, но теперь это такая история…
………………………………………………..
* — «Тропой бескорыстной любви» — советский художественный фильм режиссёра Агаси Бабаяна 1971 года. Первая часть тетралогии о ручной рыси по кличке Кунак.

***
Из интервью с В. Кузьминым («Черным Лукичем»), «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЗЕТА» #32, август 2001:

— Когда-то мне достались от Каргаполова две кассеты ЧЁРНОГО ЛУКИЧА, изданные в Москве на Хор Рекордс: «Будет весело и страшно» и «Девочка и рысь». Сейчас это, наверное, страшно редкие вещи?

— Уже нет, поскольку мы недавно переиздали их на компакт-дисках с другим оформлением, запись немного подправили. Ещё вышел альбом «Навсегда». Фирма «Мистерия звука», которая является одним из основных российских дистрибьюторов аудиопродукции, говорит, что на наши альбомы очень большой спрос.

.

***
В. Кузьмин (концерт в Воронеже, арт-бар «Наша среда обитания», 21.09.2012.):

Первый тираж «Девочки и Рыси» на компакт-дисках вышел с браком. На нём не было первой песни «Светлячок», а первой песней была песня «Дождь». Причём это не уследил не издатель, никто… Женя Колесов сказал: «Мы это переиздадим». Они переиздали, но первый тираж тоже продали. Я даже думаю у кого-то сохранились диски с этой песней.

***
Из интервью с В. Кузьминым, 20.10.2010:

Д. Кузьмин: — …До этого самым моим любимым был альбом «Девочка и рысь» (1996) — писали его на одном дыхании, всего за три дня. Слушал бы его, даже если б его сделал кто-то другой.

.

***
В. Кузьмин. Концерт в клубе «Орландина», Санкт-Петербург, 31.08.2004.:

Вы знаете, друзья мои, когда я написал альбом «Девочка и Рысь», мне казалось… ну, наверно, это… не «наверно», а естественно… было очень высокомерное желание… Мне казалось, что жизнь перевернётся, что весь мир станет добрее… А вы знаете, он… он стал добрее, конечно, но только чуть-чуть…

.

***
В 2013 году альбом «Девочка и Рысь» был издан на виниле компанией «Мирумир» в коллекционной серии пластинок. Тираж издания составил всего 300 копий, каждая из которых пронумерована вручную. Мастеринг материала выполнил известный звукорежиссёр Евгений Гапеев.

chernyj_lukich_devochka_i_rys_9

***
Сайт «Записная книжка», 06.01.2023.:
https://cahier.ru/cernii-lukich-devocjka-i-rys-1996/

В 1996 году альбом издавала студия «Колокол». Только на кассетах.

В 1997 году альбом переиздал ХОР — тоже на кассетах. В 2000 году ХОР же впервые выпустил «Девочку» на CD. Для этого издания сделали новую обложку.

chernyj_lukich_devochka_i_rys_5

В 2009 году «Девочку» переиздал на CD Выргород. В диджипаке и с «зеленой» обложкой. К альбому был добавлен видеобонус — запись квартирного концерта Лукича в Москве 29 февраля 1996 года. Выргород поделил эту запись пополам — 11 песен включили на «Девочку», а еще 10 были добавлены бонусом на переиздание альбома Лукича «Будет весело и страшно», которое вышло одновременно с переизданием «Девочки».

В 2013 году альбом был впервые выпущен на виниле. С «зеленой» обложкой и новым мастерингом.

В 2022 году Выргород снова переиздал «Девочку». Снова в диджипаке и с двумя вариантами оформления — и с «белой» обложкой, и с «зеленой». Особенностями этого переиздания является то, что в нем использован мастеринг 2013 года и еще то, что с дисков был убран видеобонус.

(Ни в одном из переизданий не трогали треклист альбома. Это всегда было 12 песен на 40 минут.)

___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ

<<< Вернуться на страницу «ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ — Дискография»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий