Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»
«Если бы вы захотели назвать рок-н-рол каким-нибудь именем, это был бы Чак Берри».
(Д. Леннон)
«Моя мама говорила: Ты и Элвис хороши, но вы не Чак Берри».
(Д. Ли Льюис)
«Я позаимствовал все аккорды, которые он когда-либо играл».
(К. Ричардс)
Все вышеприведенные мадригалы не так уж далеки от истины. В классике рок-н-ролла Чак Берри (Chuck Berry) занимает одно из первых мест. Его песни постоянно всплывают из небытия, а знаменитая «утиная походка» (duckwalk) стала классикой сценического шоу. В частности ее часто практиковали Джими Пейдж из LED ZEPPELIN и Ангус Янг из AC/DC.
Именно авторству Берри принадлежит «битловский» хит «Rock And Roll Music». Именно под его твист «You Never Can tell» лихо отплясывают герои Умы Турман и Джона Траволты в к/ф «Криминальное чтиво». И именно его рок-н-роллом «Johnny B. Good» герой Д. Фокса из к/ф «Назад в будущее» шокирует провинциальную публику 1955 года. Помните, как в момент ее исполнения чернокожий музыкант звонит своему кузену и говорит: «Чак, ты искал новый звук? Послушай вот это!»
Впрочем новый звук этот негритянский самородок отыскал сам. И не только звук. Чак Берри оказался и замечательным поэтом — он писал простым, ясным и в то же время метким и ироничным языком. Тексты его песен своей содержательностью резко выделялись среди остальной рок-поэзии тех лет.
«Roll Over Beethoven» (1956)
Свой путь к успеху Берри начал после того, как его заметил и оценил диск-жокей Алан Фрид, взявшийся раскручивать его песни. По старой доброй традиции не задаром — Фрид примазался соавтором к песне Берри «Maybellen». Однако первый прорыв Чак Берри совершил в мае 1956 г., когда выпустил в свет сингл под дерзким названием «Roll Over Beethoven».
Пишут, что песня родилась, как реакция Берри на занятия его сестры Люси классической музыкой. Пианино в доме было одно, и Чак никак не мог отогнать от него сестру, чтобы поиграть любимый ритм-энд-блюз. Все эти чувства и выразились в язвительной песенке, где Берри предлагал великому композитору «Roll Over» — «откатиться в сторону», «освободить место» для новой музыки и заодно «передать эти новости Чайковскому».
Я напишу коротенькое письмо
И отправлю его почтой нашему местному диджею.
Это классная маленькая пластинка,
Я хочу, чтобы диск-жокей прокрутил её в эфире.
Посторонись-ка, Бетховен,
Сегодня я опять должен её услышать…
Естественно, сбросить Бетховена и Чайковского «с парохода современности» не получилось. Более того. Как только рок-музыка завоевала мир, в неё тут же хлынули парни с консерваторским образованием, которое, как известно не пропьёшь. И они тут же превратили модный, но в целом — незатейливый стиль в площадку для самых разных экспериментов. Среди таких экспериментов был и шуточный кавер британской группы The ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA.
Если Чак Берри троллил Бетховена, то группа решила потроллить самого Берри. Музыканты взяли знаменитый рок-н-ролл и буквально «скрестили» его с музыкой немецкого композитора. Причём сделали это очень талантливо — грозные звуки «Девятой симфонии» удивительно плавно перетекали в мажорные рок-аккорды (и наоборот), а электрогитара соседствовала с виолончелью.
В 1973 году кавер ELO занял в Британии 8-е место и стал любимым номером группы, исполнявшимся обычно на бис. В США такого успеха в чартах не было, но необычная композиция помогла привлечь внимание к группе во время американских гастролей.
Лидер ELO — Джефф Линн — даже рассказывал, что на каком-то мероприятии видел автора «Roll Over Beethoven» живьём, но не решился к нему подойти — а вдруг он не одобрит то, что они сделали над его песней?
Тем не менее, в 2017 году, вскоре после смерти Чака Берри, группа почтит его память в «Зале славы рок-н-ролла» исполнением именно этого «гибридного» кавера.
«Johnny B. Good» (1958)
Вторым великим рок-н-роллом Чака Берри, является уже помянутый нами «Johnny B. Good», выпущенный в 1958 г. и занявший 8-е место в чартсах. Его легко узнать по характерному вступлению, которое Чак позаимствовал из песни Луи Джордана «Ain’t that just like a woman» 1946 г. (точнее — это было соло гитариста Карла Хогана). Впоследствии, уже музыку «Johnny B. Goode» скопирует Майк Науменко в своей песне «Вперед, Боддисатва!».
Ч. Берри:
«Джонни в песне «Johnny B. Goode» — это более-менее я сам, хотя задумывал я ее для Джонни Джонсона (пианист Чака Берри — С.К.). Поначалу в тексте говорилось о «цветном парне по имени Джонни Би Гуд». Но я посчитал, что это покажется белым фэнам двусмысленным, и заменил «colored boy» («цветной парень») на «country boy» («сельский парень»)».Джонни Би Гуд
(перевод с сайта soundtrack.lyrsense.com)Вниз по Луизиане, ближе к Новому Орлеану,
По пути обратно через лес вечно зеленых растений
Стоял бревенчатый домик из глины и дерева,
Где жил деревенский паренек по имени Джонни Би Гуд…
Он никогда не учился даже читать или писать,
Но он умел играть на гитаре, как звенящий колокольчик.Обычно он носил свою гитару в сумке из дерюги
И сидел перед деревьями у железной дороги.
О, машинисты привыкли видеть его, сидящего в тени,
Бренчащим в ритме, который создавали водители,
Проходящие мимо люди останавливались и говорили:
«О, бог мой, как этот маленький деревенский пацан может играть».Когда его мамаша говорила ему: «Когда ты вырастешь,
Ты станешь солистом большого оркестра.
За мили в округе люди будут приходить
Послушать, как ты играешь аж до заката,
И может быть однажды твое имя будет на световых афишах
С надписью: Джонни Би Гуд сегодня!»Давай, Джонни, давай!
Давай, Джонни, давай!
Давай, давай! Джонни Би Гуд!
Рассказ о черном пареньке, пробившем дорогу к славе своей гитарой, действительно, был близок Чаку, но полностью автобиографичным его не назовешь. Во-первых, музыкант родился не в штате Луизиана, а в городе Сент Луис штата Миссури. Кстати, в фамилии Джонни он запечатлел и название улицы (Goode Avenue), на которой он жил. Во-вторых, он не просто умел писать и читать, но и имел в кармане дипломы парикмахера и косметолога.
Впоследствии Чак Берри напишет и продолжение истории удачливого паренька под названием «Bye, bye, Johnny, Go», где Джонни продолжит реализовывать американскую мечту в Голливуде.
В 2000 году прототип песни — Джонни Джонсон — повел себя не очень «гуд» и обвинил Берри в том, что тот украл у него песни «Roll Over Beathoven» и «Sweet Little Sixteen«, а песню «Johnny B. Good» посвятил ему именно в качестве признания за помощь. На вопрос почему Джонни не заявлял свои авторские права такое долгое время, тот невнятно говорил о своей алкогольной зависимости. Суд в итоге решил, что дело очень давнее и темное и иск отклонил.
Впрочем, к скандалам Чаку не привыкать. Еще подростком он угодил в исправительную школу за попытку ограбления. А в конце 1959 г. уже известного музыканта обвинили в совращении несовершеннолетней, которую он взял к себе работать гардеробщицей (правда, «совращенная» уже давно подрабатывала проституцией в Техасе). Чак отсидел три года в тюрьме и лишь в 1964 г. вернулся на сцену.
В 1981 году от Чака пострадал и его великий поклонник — Кит Ричардс из ROLLING STONES. После концерта Кит прибежал за кулисы и с криком «Привет, Чак!» бросился обниматься, на что тут же получил от кумира удар кулаком (Чак принял его за очередного надоедливого фэна). После такой «встречи со звездой» Ричардс в сердцах произнес, что, конечно, творчество Чака очень любит, но теперь не сможет относиться к нему тепло, даже если их вместе кремируют. Впрочем, позже их обоих попустит.
18 октября 2016 года бодрому дедугану Чаку стукнет 90 лет!
Через 15 лет Берри загремел в тюрьму еще на сто дней — за неуплату налогов, а в 1990 «отдохнул» еще 6 месяцев после того, как в его доме нашли 62 грамма марихуаны и видеокассеты, на которые неутомимый старикан тайно записывал «реалити-шоу» — «женщины в уборных моего клуба». Так или иначе, неутомимый рокер дожил до 90 лет.
Ну, а его хитам, видимо, уготовлена еще более длинная жизнь. Особенно повезло «Johnny B. Good». Эту незатейливую, но драйвовую песенку ученые послали на корабле «Вояджер» за пределы Солнечной системы вместе с другими образцами человеческой культуры. Интересно, врубятся ли инопланетяне в рок-н-ролльные вибрации?
Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Время Z» №1 2008 (июнь)