Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»
Хотя в багаже свердловской группы ЧАЙФ имеется немало весёлых рок-н-роллов, в сознании широких масс она запечатлелась, прежде всего, своими надрывными песнями-«плачами». Правда, многие из них всё равно оказались написанными в мажорной тональности.
«Поплачь о нём» (1989)
Первым знаменитым «плачем» (и, наверное, первым известным хитом группы) стала композиция «Поплачь о нём» — своеобразная «эпитафия наоборот», призыв ценить талантливых людей ещё при жизни.
Говорят, эта песня была написана ещё до 1985 года, когда группа ЧАЙФ (неологизм от слов «чай» и «кайф») только начинала формироваться.
Первоначально лидер группы — Владимир Шахрин — адресовал её себе любимому, и припев звучал так: «Поплачь обо мне, пока я живой. Люби меня таким, какой я есть». Но затем здраво решил, что, во-первых, строчки звучат коряво, а, во-вторых, что негоже мужику жаловаться, и стал адресовать текст 3-му лицу.
Своё каноническое звучание песня обрела в 1989 году на альбоме «Не беда», которому суждено было стать первой пластинкой ЧАЙФа на виниле. Запись альбома, проходившую в Питере, организовал знакомый группы — Владимир Русин, который по воспоминаниям, напившись, даже утверждал, что «Поплачь о нём» посвящена ему. Это, конечно, неправда, ведь адресат песни — прежде всего, творческие люди, так сказать, «непризнанные гении» («Там хорошо, где нас с тобой нет… Сегодня умрешь, завтра скажут — поэт»).
Когда в начале 1990-х небезызвестный Гарик Сукачёв записывал «коллективный» альбом «Всё это рок-н-ролл», он взялся за аранжировку этой песни по-своему.
В. Шахрин:
«Я ему сказал: «Как же так, Гарик? Что же ты наделал? Почему «дудки трубят, флаги поднимаются, барабаны бьют»? Военный парад надо принимать под эту песню! Это же была тихая баллада!» А он мне: «Ты ничего не понимаешь — это гимн, самый настоящий! Он должен звучать именно так! А ты в своих песнях ни хрена не понимаешь!» Я не согласился, но он меня своим авторитетом задавил и убедил, что такая версия прочтения этой песни тоже имеет право на существование.
…Когда же мы вышли на сцену играть песню в этом варианте, то она мне даже понравилась, и я понял, что в такой праздничной, приподнятой и светлой обстановке именно эта трактовка попадает «в жилу»! С тех пор мы изменили аранжировку и играем её очень близко к тому звучанию, что было придумано на пластинке «Всё это рок-н-ролл».
Разумеется, песня стала весьма популярной на разных поминках-мемориалах. Так в 1990 году ЧАЙФ исполнили «Поплачь о нём» на концерте, посвящённом памяти Александра Башлачёва. А впоследствии Шахрин не раз посвящал песню Виктору Цою.
«Никто не услышит (Ой-йо)» (1990)
Одним из привлекательных качеств группы ЧАЙФ было умение затрагивать душевные струны не только меломанов-рокеров, но и самых обычных людей. Взять, хотя бы, другой знаменитый «плач», вошедший в альбом «Давай вернёмся» под названием «Никто не услышит», которое народ тут же изменил на более простое «Ой-йо».
История этой песни неразрывно связана с поездкой Шахрина и его отца в Казахстан на озеро Балхаш — с целью порыбачить. Именно бескрайний степной пейзаж и вдохновил лидера ЧАЙФа на знаменитый тоскливый припев. Как говорил Шахрин: «Там внутри есть степной воздух».
В. Шахрин:
«Степь, озеро. Днём солнце, ночью ветер, шторм. И днём опять все спокойно. Мужская компания, там мало женщин, одни мужики ходят полупьяные. Есть в этом какая-то атмосфера воли…».
На горестный напев тут же нанизались, как внутренние переживания, так и картинки из окружающей жизни. Будь-то вымышленная записка от жены «Не жди, останусь у Гали», или реально уехавший «армейский дружок» Шахрина. Есть в тексте и реалии загнивающей эпохи перестройки: последняя пачка чая (тогда наблюдались перебои с самыми невообразимыми видами продукции), рабочие стачки на заводах, общая народная усталость от бесконечных политических дебатов («По телеку рядятся: как дальше жить?.. Достали!»).
В. Шахрин:
«Конец 80-х годов – и меня накрыло вот это ощущение, что ты уже не мальчик – уже двое детей, друзья многие уже растерялись куда-то. И в музыке – для ЧАЙФА 1989 год – сложное время. Играть стали как-то вязко, пропала легкость, ирония, и задора не было. И в песне я как-то очень точно передал эти все переживания».
Осталась в тексте, конечно, и упоминание о рыбалке — правда, зимней. Меня особенно умиляла строчка: «Чего бы поймал — знакомым раздал, не жалко!», как некий символ широкой русской души.
Песня, действительно, получилась очень близкой и понятной любому русскому мужику, и тут же стала одной из самых востребованных на концертах. Многие и сегодня могут легко примерить «Ой-йо» на себя.
В. Шахрин:
«Разве я думал, сочиняя на берегу Балхаша припев «Ой-йо», что эту простенькую песенку будет подбирать каждый второй мальчишка, который решил научиться играть на гитаре?».
В 2005 году на альбоме «Изумрудные хиты» группа переиграла свой хит в очень необычной манере, превратив её в регги. Эксперимент вышел крайне неудачным — задорный ритм тут же убил тот «степной воздух», который и делал «Ой-йо» такой привлекательной.
«С войны» (1990)
Была на альбоме «Давай вернёмся» ещё одна грустная песня, которую пацаны тут же стали распевать на гитарах. При этом тогда мало, кто подозревал, что композиция «С войны» написана вовсе не о солдате, вернувшемся из «горячих точек».
На самом деле на песню Шахрина вдохновила история его коллеги по рок-ремеслу — Славы Задерия (того самого, что был лидером группы АЛИСА ещё до Кинчева). Однажды Задерий зашёл в гости к «чайфам» на их питерскую квартиру на Петроградке и горько посетовал, что вот он вернулся с гастролей к своей девушке, а на двери уже новый замок.
В. Шахрин:
«…я вдруг понял, что мы действительно, как бойцы, — как бойцы рок-н-ролла. Ты бьешься на фронте, а в один прекрасный момент приходишь домой, — а дома нет! Тебя ждали, ждали, но не дождались, — устали ждать. Отсюда и появилась эта песня. Она про мужчину-воина, потому что все равно каждый мужчина — воин. Для очень многих война, собственное дело, — это главное, что остается в жизни».
В таком контексте многое в песне становится более ясным: и возглас пьяного собутыльника «Врёшь, музыкант!», и язвительный социальный выпад в сторону обывателей:
А соседи шумят, они не могут понять, когда хочется петь.
Соседи не любят твоих песен, они привыкли терпеть.
Они привыкли каждый день входить в этот тёмный подъезд,
Если есть запрещающий знак, они знают: где-то рядом объезд.
Песню решили аранжировать просто и изысканно. Однако, изыски уловили далеко не все. Шахрин вспоминал, как дал послушать песню одной девушке:
«Она дослушала и говорит: «Классно!». Мы: «И как тебе скрипки?». Она: «Какие скрипки?»… А там, кроме скрипок, ничего нет! Вроде ледяной воды на голову. Там гитара и пять альтов!.. С тех пор я четко понимаю, что все наши мелочи — это для узкого круга, на публику они если и действуют, то, может быть, на подсознательном уровне. Да и то вряд ли».
Поразительно, но в 1999 году концертная версия этой песни десятилетней давности возглавит хит-парад «Чартова дюжина» на «Нашем радио».
«Не спеши» (1993)
Однако настоящая волна всенародного признания накрыла ЧАЙФ только после выхода альбома «Дети гор». Самое удивительное, что хитом стала песня, которая поначалу даже не планировалась в альбом.
В. Шахрин:
«Не помню, как написал «Не спеши», но делал я её для себя, абсолютно не рассчитывая когда-нибудь сыграть. …Я её написал, потому что хотелось, чтобы была такая застольная песня, у родителей такие песни есть, а у нас нет. Чтобы можно было хоть под гармошку, хоть под гитару ее петь…».
Мысль предложить «Не спеши» коллегам по группе пришла Шахрину лишь, когда альбом был почти записан, и неожиданно оказалось, что он слишком коротковат. Услышав песню, гитарист Владимир Бегунов тут же стал настаивать, что её обязательно надо записать — пускай она даже и фолковая по звучанию. Шахрин поломался, но добро дал.
Для усиления фолк-звучания группа рекрутировала на запись участника БРИГАДЫ С — Рушана Аюпова, который и сыграл, то знаменитое соло (а точнее два наложенных соло) на баяне, которое и ныне узнаётся с первых аккордов.
Однако и после этого Шахрин считал, что «Не спеши» — песня, «конечно, хороша, но, безусловно, не центровая, не главная». Поэтому резко воспротивился, когда продюсер Дмитрий Гройсман начал настаивать на том, что именно на эту композицию надо снимать ударный клип альбома. Даже режиссёр Борис Деденев, которому Горойсман заказал съёмки клипа, воспринял песню в штыки — мол, это же «чернуха». Тем не менее, и Шахрина, и Деденва уломали.
Деньги на клип дали знакомые группы — семейство Пархута, и в один из дней музыканты явились на съёмочную площадку. Однако выяснилось, что там плохо представляют, что, собственно надо снимать. Лишь после язвительного упоминания Шахрина о том, что это «съёмки какой-то «Утренней почты» образца 1982 года», режиссёр и операторы зашевелились, принесли откуда-то скамью и сказали: «Садитесь в ряд и играйте, как на лавочке в избе».
Песня имела оглушительный успех. Клип бесплатно (тогда такое ещё было возможно) крутили почти все каналы. А что «чернуха»… Так, собственно, ничего весёлого тогда в жизни страны и не происходило.
А не спешите нас хоронить, а у нас еще здесь дела.
У нас дома детей мал-мала, да и просто хотелось пожить…В. Шахрин:
«Единственное, чего я и боялся, произошло: многие предположили, что группа такая: мужики, гармошка, сурьёзные такие песни поют… Пошли заявки, мы приезжаем на концерт — весёлые бодряки скочут, рок-н-ролл играют и в конце встают с одним серьезным лицом, играют эту песню и уходят. Но зал её пел».
«Не спеши» тут же ушла в народ. Так сами музыканты слышали, как в Чечне солдаты пели «У нас дома детей Ханкала (Ханкала — чеченский посёлок — С.К.». А однажды Шахрин и вовсе обалдел, когда увидел по ТВ, как песню поёт в ритме марша рота десантников.
Автор статьи: Сергей Курий
июнь 2014 г.
Хиты группы ЧАЙФ, ч.2: «Оранжевое настроение» (1994), «17 лет» (1995), «Аргентина-Ямайка» (1999)