Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»
«Блюз — это, когда хорошему человеку — плохо», говаривал когда-то гитарист-виртуоз Эрик Клэптон (на что у нас остроумно ответили: «а попса — это, когда плохому человеку — хорошо»). Фразочка, конечно, спорная, но её автору действительно бывало плохо — и не раз. Безответная любовь, наркомания, алкоголизм, потери близких людей — всё это напрямую отражалось в сольном творчестве Клэптона. И сейчас мы в этом убедимся…
«After Midnight» (1970)
Впрочем, первый сольный хит нашего героя был вовсе не грустный. Ну, так и песня была не его… Сочинил её Джей Джей Кейл — музыкант талантливый, но совершенно не умеющий себя «продать».
Композиция «After Midnight» («После полуночи») долгое время существовала в виде инструментала, пока на одном из концертов кто-то не выкрикнул: «Let it all hang out!» (что-то вроде «Давай пустим всё на самотёк», «оттянемся на всю катушку»). С этой строчки и начался рассказ про весёлое ночное «бардольеро». Кейл выпустил «After Midnight» ещё в 1966 году — на обратной стороне сингла «Slow Motion». Как вы уже догадались, ни одна из песен успеха не имела…
Не знал в то время о Кейле и Эрик Клэптон. Его карьера как раз на всех парах пёрла вверх — он играл в супертрио CREAM, а поклонники прямо называли его «богом». Скромный Эрик быстро устал, как от ненормальной славы, так и от своих эгоцентричных партнёров по группе. Поэтому в конце 1960-х решился начать сольную карьеру. Не без помощи друзей, разумеется. Например, большую часть своего дебютного альбома сочинил на пару с братьями Делани и Бонни Брэмлетами. Собственно Брэмлеты и познакомили Эрика с творчеством Джей Джей Кейла.
Услышав «After Midnight», Клэптон понял, что в ней есть всё, что ему нужно – «немного кантри, немного блюза, немного рока». Он быстро довёл песню до хитового состояния — значительно ускорил темп, добавил задорный девичий бэк-вокал, ну, и привычно отжёг на гитаре.
Сингл с песней попал на 18-е место чартов США и, буквально, спас карьеру Джей Джей Кейла. Автор «After Midnight» вспоминал, что услышав версию Клэптона по радио, от радости съехал на обочину дороги. 33-летний музыкант, которому порой не хватало на еду, был счастлив «заработать немного денег». Авторскими Кейл не ограничился. В 1972 году он записал альбом «Naturally» и выпустил два сингла (в том числе перезаписанную «After Midnight»). Все три релиза стали самыми успешными в карьере музыканта.
К творчеству Кейла (как мы убедимся чуть ниже) Клэптон обращался ещё не раз. Кроме того оба гитариста сдружились, а в 2008-м даже записали совместный альбом «The Road to Escondido», за который отхватили «Грэмми».
«Layla» (1970)
Параллельно с записью сольника Эрик затеял ещё один проект под зашифрованным названием DEREK & the DOMINOS. Группа просуществовала недолго и отметилась всего одним альбомом. Зато именно в него вошла знаменитая «Layla» — как по мне, одна из лучших песен о мучительной любовной одержимости. В то время Клэптон буквально сходил с ума по симпатичной девушке Патти Бойд. Ситуация отягчалась тем, что Патти была замужем — да ещё за лучшим другом Эрика — Джорджем Харрисоном.
Патти Бойд.
Изнывая от такого «любовного треугольника» и начитавшись поэмы Низами о трагической любви Лэйлы и Менджуна, Клэптон сочиняет неувядающий хит с эффектным риффом и визжащим гитарным соло от Дуэйна Оллмэна. Подробно об истории «Лэйлы» я уже писал. Поэтому завершу свой рассказ одной из концертных версий песни, которую Эрик исполнил вместе со своими коллегами — Марком Нопфлером и Элтоном Джоном.
«I Shot The Sheriff» (1974)
Кроме Джей Джей Кейла Клэптон изрядно подсобил ещё одному музыканту — Бобу Марли. Схема была та же — Эрик взял в оборот одну из песен певца — «I Shot The Sheriff» — и новая версия возглавила американский топ. Клэптон вспоминал, что при встрече с автором пытался выяснить, о чём же поётся в песне со словами «Я стрелял в шерифа, но не убивал его помощника», однако «не смог понять большую часть его ответа». Тех, кто хочет понять о чём песня, отсылаю к моей статье про Боба Марли. А мы идём дальше…
«Lay down Sally», «Cocaine» (1977)
В 1977 году Клэптон выпускает ещё один крайне успешный сингл. Содержание титульной песни — «Lay down Sally» (№3 в США) было незатейливым — герой упрашивал некую Салли никуда не уходить и прилечь в свою кроватку. Интересно, что сочинил песню вовсе не мужчина, а одна из бэк-вокалисток Эрика — Марси Леви. В полной мере свой талант Марси раскроет в 1988 году, когда вместе с Шиван Фахи (экс-солисткой трио BANANARAMA) создаст группу SHAKESPEARS SISTER.
Марси Леви.
Тем не менее, время показало, что в памяти слушателей лучше задержалась песня с обратной стороны сингла. Это был очередной кавер на песню Джей Джей Кейла под названием «Кокаин».
Впрочем, не такой уж и кавер… Недаром Клэптон шутил, что записал «Cocaine» в отместку за то, что узнал в песне Кейла рифф из «Sunshine Of Your Love» — хита группы CREAM. Интересно, что сам Кейл хотел записать «Кокаин» в джазовой манере, но продюсер убедил его остаться в рамках рок-стиля.
С темой наркотиков гитарист был знаком лично и плотно. Лишь в 1974 году Эрик смог избавиться от привязанности к героину. Что не помешало ему тут же заполнить пустующую нишу кокаином и бухлом (по сравнению, с героином это казалось меньшим из зол).
Предвидя нехорошие вопросы, Клэптон постоянно заявлял, что на самом деле песня Кейла «антинаркотическая». Просто протест в ней не прямой, а завуалированный — ведь поётся о кокаине с явной иронией.
Тем не менее, когда алкоголь и наркотики, чуть было, не уложили гитариста в могилу, он на какое-то время бросил исполнять эту песню. А, когда вновь начал, то неизменно добавлял в неё слова «Этот грязный кокаин».
«Wonderful Tonight» (1977)
Во второй половине 1970-х «любовный треугольник», наконец-то, разогнулся. Патти Бойд всё-таки ушла от Харрисона к Клэптону, и последний был на седьмом небе от счастья. Как результат, вместо неудовлетворённого вопля в «Лэйле», мы получили нежную и красивую композицию «Wonderful Tonight» («Чудесный вечер»).
Эрик и Патти.
Дата её написания известна точно — 7 сентября 1976 года. В тот день пара собиралась посетить вечеринку в честь дня рождения Бадди Холли, которую ежегодно устраивала чета Пола и Линды Маккартни. Как положено женщине, Патти чрезвычайно долго прихорашивалась и постоянно примеряла новые наряды. Когда она, наконец-то, оделась, то была готова застать Клэптона в состоянии крайнего раздражения. Однако в ответ он лишь сказал: «Послушай вот это» и сыграл, только что написанную, «Wonderful Tonight».
Автор перевода — Dancer in the light:
https://en.lyrsense.com/eric_clapton/wonderful_tonightПоздно вечером
Она задаётся вопросом, что ей надеть,
Она наносит макияж
И расчесывает свои длинные светлые волосы.
Затем она спрашивает меня:
«Как я выгляжу?»
И я отвечаю: «Ты выглядишь замечательно
сегодня вечером».Э. Клэптон:
«Песня «Wonderful Tonight» несёт в себе солидную долю иронии. В своё время одна из пластинок Чака Берри, где была пара баллад, поразила меня больше, чем дюжина рок-н-роллов. Мне кажется, что для большинства музыкантов мелодичная баллада — один из способов отдохнуть и стать самим собой».
Сингл с песней вышел в 1977 году и занял 16-е место в США. Кстати, в числе бэк-вокалисток на этом записи, мы можем услышать не только вышеупомянутую Марси Леви, но и Ивонн Эллиман (оригинальную исполнительницу партий Марии Магдалины в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда»).
28 марта 1979 года Патти и Эрик вступили в официальный брак, причём на свадьбе присутствовал и её бывший муж (дружба Харрисона и Клэптона оказалась сильнее любовных перипетий). Уже на следующий день после свадьбы Эрик, выступая на концерте в Аризоне, пригласил на сцену свою супругу и исполнил ей «Wonderful Tonight» прилюдно.
По иронии судьбы, столь желанный брак стал для пары началом конца. Об этом чуть позже, а пока дадим слово самой Патти Бойд:
«Мне очень льстило то, что я вдохновляла Эрика и Джорджа на такую музыку. Замечательная «Wonderful Tonight» была самым ярким напоминанием обо всём хорошем, что было между нами. И, когда всё пошло наперекосяк, слышать её стало пыткой».
Однако песни живут своей жизнью. В 1990 году — уже после расставания с Патти — Клэптон запишет живую версию «Wonderful Tonight» с Лондонским оркестром.
Про каверы я уже и не говорю. Упомяну только самый успешный — от группы DAMAGE (в 1999-м он стал в Британии №3).
«I Can’t Stand It» (1981)
Самым успешным хитом Клэптона начала 1980-х стала энергичная композиция «I Can’t Stand It» («Не могу этого терпеть»), где герой обвинял возлюбленную в том, что она его обманывает и дурачит. Сингл поднялся в США до 10-го места, и примечателен тем, что мы можем услышать на нём игру Гэри Брукера — легендарного клавишника PROCOL HARUM.
На самом деле, кого в то время и было невыносимо терпеть, как это самого Клэптона, допившегося до чёртиков и прободной язвы. Лишь после того, как гитарист, чуть было, не загнулся, он решился на реабилитацию.
«Forever Man» (1985)
От алкоголизма Эрик вылечился, а вот его отношения с Патти вконец расстроились. Семейные проблемы тут же отразились на настроении альбома 1985 года «Behind the Sun» — он получился подавленным и грустным. Это сильно не понравилось руководству лейбла Warner Bros.. Выпуск альбома решили попридержать, а сограйтеру Джерри Уильямсу дали задание сочинить несколько более оптимистичных и коммерчески привлекательных песен. Одна из них — «Forever Man» («Мужчина навсегда») — стала ведущим синглом (№ 26 в США) и первой песней Клэптона, на который был снят официальный клип (пусть и концертный).
Если герой песни клялся своей женщине в вечной верности, то сам Клэптон уже давно погряз в супружеских изменах и внебрачных детях. Но об этом я расскажу в следующей части статьи.
Автор: Сергей Курий
март 2018 г.