Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»
Возможно, вы помните русскую народную сказку о лисице, которая заставляла дрозда сначала её накормить, потом — напоить, затем — рассмешить, а напоследок — напугать. Если подумать последняя просьба не такая уж и странная. Желание людей пощекотать себе нервы даже породило целый жанр искусства, который на Западе именуют «хоррором», а у нас — страшилками или ужастиками.
Рок-музыка с её шумным саундом тоже не осталась в стороне. Достаточно взглянуть на «шаманские» шоу Скримина Джея Хокинса с гробами и черепами или послушать устрашающую «21 Century Schizoid Man» от KING CRIMSON.
Однако первыми рок-музыкантами, которые целенаправленно специализировались на «хорроре», стали четверо манчестерских парней — Тони Айомми, Оззи Осборн, Гизер Батлер и Билл Уорд. Идея пришла в их волосатые головы в 1969 году, когда парни увидели длинную очередь в кинотеатр на фильм «Чёрный шабаш» от режиссёра Марио Бава. И Айомми сказал: «Разве не странно, что люди платят деньги за то, чтобы их пугали? Может, нам перестать играть блюз и написать зловещую музыку?». Именно с этого момента малоизвестная группа EARTH решила сменить имя и звучание, и начала свой путь к мировой славе.
Ян Гиллан:
«Я знаю, где лежат истоки музыки DEEP PURPLE, но откуда черпает свою музыку BLACK SABBATH — не понимаю».
Какой бы необычной ни казалась музыка BLACK SABBATH, истоки у неё всё-таки лежат в том самом блюзе. Точнее — в уже модифицированном и утяжелённом блюзе, который до этого играла группа CREAM. ЧЁРНЫЕ ШАБАШНИКИ просто развили наработки CREAM в определённом направлении, доказав, что блюз может быть не только грустным, но и пугающим. Гитарные риффы зазвучали ещё тяжелее, гораздо чётче и, в каком-то смысле, проще. Как там писал Козьма Прутков? «Простая вещь — яблоко, а, попробуй, сделай!».
Разумеется, тот, кто эти риффы сочинял, и стал в группе главным.
Кстати, судьба Тони Айомми — яркое подтверждение пословицы: «Нет худа без добра»… Как и прочие участники BLACK SABBATH, он был родом из среды пролетариев и в юности работал на фабрике по производству листового железа. Именно там, в результате производственной травмы, Тони лишился на правой руке кончиков среднего и безымянного пальцев. Для любого гитариста — это был бы приговор, но наш герой не сдался. Он стал надевать на травмированные пальцы искусственные колпачки и сильно ослаблять струны, выработав таким образом свой особый стиль и звук.
Тони и Оззи.
Остальные участники тоже не пасли задних. Басовые и барабанные партии от Батлера и Уорда были не менее яркими и запоминающимися. Ну, и поверх всей этой «жести» парил пронзительный вокал Оззи Осборна.
Надо сказать, что в то время даже в самых тяжёлых группах почти никто не пел низким утробным голосом (не говоря уже о гроулинге), что было бы логичным для подобной музыки. Да и внешне миловидный Оззи (сменивший имя Джон на псевдоним из сказки про Страну Оз) тогда мало походил на «короля ужаса». Он ещё не наводил вокруг глаз чёрных кругов и носил бахромчатые одежды «а ля хиппи».
Оззи Осборн в бахроме и «вышиванке».:)
Тем не менее, BLACK SABBATH считаются одним из главных столпов будущего хеви-металла. В первую очередь, в содержательной части. Именно SABBATH ввели среди металлистов моду на кладбищенскую оккультную эстетику и даже извлекли из всего этого мрака позитивную антивоенную повестку.
Правда, в отличие от тех же «детей-цветов» с их миролюбивыми призывами «заниматься любовью, а не войной», наши герои в этом плане были куда более злыми и куда менее оптимистичными. Да, война во Вьетнаме была среди молодёжи крайне непопулярной, но закончилась она только в 1975 году — причём благодаря героическим войскам Хо Ши Мина, а вовсе не пацифистским песням…
Как это часто бывает, среди слушателей находились и те, кто воспринял заигрывания группы с оккультной тематикой всерьёз. Масла в огонь подлило и оформление конверта дебютного альбома, на развороте которого художник изобразил перевёрнутый крест (сделано это было без ведома музыкантов, но те не протестовали).
В результате, журналисты стали обвиняли BLACK SABBATH в пропаганде самоубийства, а членов группы постоянно преследовали, как восторженные «сатанисты», так и разъярённые религиозные фанатики.
«Чёрные шабашники» порядком струхнули, заявили, что они «изображают зло, а не поклоняются ему», и даже поголовно нацепили на шеи христианские кресты. Не помогло. Пришлось включить иронию.
Тони Йомми:
«Как-то вечером, закончив концерт, мы вернулись в отель и обнаружили в коридоре, ведущем к нашим комнатам, скопище людей в черных плащах, сидящих на полу со свечами в руках и распевающих. Мы едва пробрались сквозь них в наши комнаты, но все равно, даже сквозь стены было слышно их пение. Мы позвали секьюрити, но и это не сработало. Тогда мы сверили часы, открыли свои двери одновременно, задули свечи и спели: «С днем рожденья». Это привело их в большое замешательство. Они ожидали, что мы поможем им провести сатанинскую мессу…».
Оззи Осборн:
«Мы были всего лишь блюзовой группой, которая решила немного поработать со зловещим саундом. Но и через много лет после того, как мы бросили писать такую музыку, люди продолжали говорить: «Ой, они же метал-группа. Они должны петь только о сатане и конце света». Вот почему я возненавидел этот термин».
Так, о чём же на самом деле пел Оззи Осборн? Попробуем разобраться в этом на примере нескольких самых знаковых, самых популярных и самых необычных песен группы. И начнём мы, конечно, с переломной песни, которая дала группе название и задала вектор их дальнейшему творчеству.
«Black Sabbath» (1970)
Обычно процесс сочинения песен протекал в BLACK SABBATH так. Сначала Тони Айомми сочинял рифф, потом Оззи Осборн напевал на его основе мелодию, а Гизер Батлер облекал эту мелодию в слова. С песней «Black Sabbath» дела обстояли немного иначе. Началось всё с Батлера…
Гизер Батлер:
«Я был воспитан католиком, поэтому искренне верил в дьявола. Я начал читать еженедельный журнал «Человек, миф и магия», посвященный сатане и тому подобному. … Я переехал в квартиру, стены которой я выкрасил в чёрный цвет и украсил перевёрнутыми крестами. Оззи подарил мне книгу XVI века о магию, которую он где-то украл. Я положил её в сушильный шкаф, поскольку не был уверен, что с ней делать. Ночью я проснулся и увидел в ногах кровати чёрную тень. Чувствовалось некое ужасное присутствие. Я подбежал к шкафу, чтобы вытащить оттуда книгу, но она исчезла. После этого я отказался от всей этой чертовщины. Это напугало меня до смерти».
Гизер Батлер.
Оззи Осборн:
«Мы с Биллом […] написали основу для текста песни, которая впоследствии будет названа «Black Sabbath». Она о парне, который видит темную фигуру, унесшую его потом в огненное озеро».
Впрочем, сам по себе этот текст вряд ли кого-то впечатлил, не сочини под него Айомми рифф — один из самых тягучих, заунывных и жутких рок-риффов в истории. Батлер утверждал, что источником вдохновения была тема «Марс, вестник войны» из симфонической сюиты Густава Холста «Планеты». Может быть, может быть…
Оззи Осборн:
«Потом мне говорили, что рифф Тони построен на, так называемом, «дьявольском интервале», или тритоне. Его запретили в церковной музыке в Средние века, потому что он до чертиков пугал людей. Как только органист начинал играть этот тритон, все убегали, потому что думали, будто из-за алтаря сейчас выскочит дьявол».
Для того, чтобы песня окончательно напоминала саундтрек к фильму ужасов, на запись наложили звуки грозы и удары колокола. Трек вышел длинным и монотонным (хотя в финале не обошлось без резкой смены темпа — фирменной «фишки» BLACK SABBATH). Разумеется, такая песня (да ещё и длиной более 6 минут) для сингла не годилась. Зато она стало отличным началом для дебютного альбома и сразу давала понять, чего от группы ждать.
Оззи Осборн:
«Не помню, где мы впервые исполняли «Black Sabbath», но я отлично помню реакцию публики: все девчонки с визгами убежали с площадки. «Разве смысл играть в группе не в том, чтобы тр****ся с девчонками, а в том, чтобы заставлять их в ужасе убегать?» – ворчал я.
– Они привыкнут, – сказал мне Гизер».
«N.I.B.» (1970)
Впрочем, если бы вы спросили — что из дебютного альбома BLACK SABBATH нравится лично мне — то я бы выбрал песню под загадочным названием «N.I.B.». Несмотря на явное влияние CREAM, «N.I.B.» — в каком-то смысле, эталон раннего звучания группы со всеми составляющими: чётким тяжёлым риффом, мелодичным припевом и меняющимся темпом.
.
С моим выбором, наверняка бы, согласился и Константин Кинчев, который не удержался и сочинил на основе этого риффа собственную песню «Аккумулятор».
Текст к «N.I.B.» получился весьма любопытным. Поначалу кажется, что мы слышим банальное любовное признание парня, обещающего подарить девушке «солнце, луну и звёзды». Однако, внезапно выясняется, что эти обещания не просто красивая метафора, ведь ухажёр ни кто иной, как сам… Люцифер, по уши влюбившийся в смертную женщину.
Перевод — Oleg из Ярославля:
https://www.amalgama-lab.com/songs/b/black_sabbath/n_i_b.htmlНекоторые говорят, что моя любовь не может быть настоящей.
Пожалуйста, поверь мне, любовь моя, и я докажу тебе…
[…]
Иди за мной, и ты не пожалеешь,
Что оставляешь жизнь, которая была у тебя до нашей встречи.
Ты первая, кто добился моей любви.
Навеки со мной, до конца времён…
Но, что же в таком случае означает странная аббревиатура «N.I.B.»? Дело в том, что сначала рабочим названием песни было «Nib» (наконечник) — так музыканты, шутя, прозвали остроконечную бородку барабанщика Уорда.
Билл Уорд.
Название настолько прижилось, что его решили оставить. А, чтобы нагнать побольше тумана, буквы разбили точками. Как только потом поклонники группы не будут расшифровывать эту аббревиатуру — и «Name In Blood» («Имя в крови»), и «Nativity in Black» («Рождество в чёрном»). Последняя трактовка настолько приживётся, что так назовут трибьют BLACK SABBATH, выпущенный в 1994 году…
Что касается записи дебютного альбома, то она проходила в режиме аврала. Никому не интересной группе еле удалось выбить 12 часов студийного времени. Поэтому писаться пришлось буквально вживую — с минимумом дублей и наложений (даже Осборну пришлось стать в отдельную комнату и петь вместе с группой).
Но и уже готовую запись долго никто не хотел издавать. Согласился только, недавно созданный, лейбл «Vertigo», который заключил с группой контракт стоимостью всего 400 фунтов.
Зато дата для релиза была выбрана со значением. В пятницу 13 января 1970 года пластинка «Black Sabbath», на обложке которой красовалась готичная женщина (ведьма?) на фоне каменного здания (как оказалось, водяной мельницы), поступила в продажу.
Почти все музыкальные критики приняли дебютную работу группы в штыки, не стесняясь в таких выражениях, как «бредовая некромантия» и «те же CREAM — только хуже».
А вот обычные слушатели были иного мнения, и альбом занял 8-е место в Британии и 23-е в США.
Тони Айомми:
«Если бы у нас было больше времени для записи, мы бы обязательно использовали какую-нибудь модную в то время ерунду — синтезатор или еще что-нибудь, — что полностью разрушило бы звучание группы. Зато теперь, когда кто-нибудь слушает этот альбом, то получает нас в чистом виде, таких, какими мы были. Никакого смягчения, только живой звук. Поэтому те записи актуальны».
Автор: Сергей Курий
октябрь 2020 г.
См. также:
Хиты от BLACK SABBATH — 2: история песен «War Pigs», «Paranoid» и «Iron Man» (1970)
Хиты от BLACK SABBATH — 4: история песен «Sabbath Bloody Sabbath» и «Sabbra Cadabra» (1973)