Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»
Эпитеты «динозавры рока» и «супергруппа» подходит группе LED ZEPPELIN лучше, чем кому бы то ни было. Мощь, помноженная на мастерство четырёх неординарных музыкантов, стилистический размах от забойных тяжеляков до акустических баллад, не перестает поражать и сейчас — спустя десятки лет после того, как СВИНЦОВЫЙ ДИРИЖАБЛЬ прекратил свой полёт.
Расхваливать LED ZEPPELIN долго не стоит — они в этом не нуждаются. Они до сих пор культовая группа, как за рубежом, так и у нас, где их давно называют и пишут кириллицей — ЦЕППЕЛИНЫ. В своё время они были настолько сильны, что позволяли себе отказаться от синглов, выпускать пластинки без надписей на конвертах и требовать от промоутеров 90% от кассы концертов.
В музыкальном плане LED ZEPPELIN была, наверное, одной из самых интересных групп тяжелого рока — группой, не вписывающейся в узкие рамки ярлыков. Она была настолько же хард-роковой, насколько и джаз-роковой, фолк-роковой, блюз-роковой… Не помню, кто привел классное сравнение двух корифеев харда: «Когда слушаешь DEEP PURPLE, то кажется, что идешь по прочному прямому коридору. Когда же слушаешь LED ZEPPELIN — ты будто бы петляешь в лабиринте».
Поэтому я буду рассказывать о главном — о самых знаменитых и ключевых песнях, без которых любая «звёздность» смешна и недолговечна.
«Babe I’m Gonna Leave You» (1969)
Не секрет, что организатором и «пламенным мотором» группы был хрупкий юноша по имени Джими Пейдж. К 1968 году это был уже опытный гитарист, переигравший во множестве групп, последней из которых была YARDBYRDS. И хотя в кармане Пейджа лежали права на имя этой группы, сам коллектив был уже в состоянии распада.
Тогда Пейдж и рекрутировал себе в компанию опытного басиста Джона Пола Джонса и двух новичков из провинции — ударника Джона Бонэма и вокалиста Роберта Планта (последний уже почти потерял веру в успех и собирался завязать с музыкой). Первый же джем показал, что свершилось чудо — четыре человека просто слились в музыкальном экстазе. Группу переименовали в NEW YARDBYRDS и двинулись оттачивать своё мастерство в гастролях по Скандинавии.
Вскоре стало ясно — рождается что-то новое — и, отряхнув прах прошлого, ребята окрестили себя LED ZEPPELIN и засели за запись первой пластинки. Своего материала тогда было немного и его дополняли каверами. Впоследствии LED ZEPPELIN не раз будут обвинять в плагиате (не без оснований), но никто не будет отрицать, что и чужие вещи в руках группы превращались в нечто принципиально новое.
Отличный пример вышесказанного — кавер на фолк-балладу из репертуара Джонни Митчелл «Babe I’m Gonna Leave You». Надо сказать, что Роберт Плант неровно дышал не только к творчеству этой певицы, но и к ней самой. Дорожный менеджер Ричард Коул (тот ещё фрукт) вспоминал, что Плант даже девочек ему заказывал похожих на Джонни Митчелл. Несмотря на это, Пейдж утверждает, что именно он предложил эту песню для альбома.
Уже в ней можно увидеть все зачатки фирменного стиля LZ — прежде всего, меняющуюся динамику композиций, построенную на контрастах «тихо-громко», «нежно-грубо», «быстро-медленно». Начавшись с вкрадчивого акустического вступления, песня постепенно доходит до высшей точки экстатического накала со знаменитыми выкриками Планта «Бэйба, бэйба, бэйба» (впоследствии тоже ставшими его фирменным знаком).
Д. Пейдж:
«ZEPPELIN для меня есть союз блюза, хард-рока и акустики с акцентом на тяжелые рефрены — то, чего до нас никто не делал. Много цветов и оттенков. Как пример сказанного — «Babe I`m Gonna Live You».
«Dazed And Confused» (1969)
Второй особенностью первых альбомов группы был упор на «тяжелые блюзы» (что-то вроде того, что делали CREAM, только лучше). И здесь одной из ярчейших композиций можно назвать «Dazed And Confused», которая была ещё более импровизационной, переменчивой и разнообразной, чем «Babe I`m Gonna Live You». Фактически она состояла из трёх частей — тягучего мрачного вступления, психоделлической средней части и следующего за ней энергичного проигрыша.
«Dazed And Confused» стала одним из популярнейших концертных номеров, где публике особо нравилась одна новаторская «фишка» Пейджа — а именно его игра на гитаре самым что ни на есть классическим смычком. Кроме того эта песня использовалась, как основа самых разнообразных импровизаций — порою её исполнение растягивалось на 40 минут (продолжительность целой пластинки) и включало в себя вставки из других песен, за что композицию даже прозвали «LZ Greatest Hits». Пейдж говорил: «У неё должна быть свободная форма. Не нужно никакой структуры».
О содержании вышеназванных песен говорить особо нечего — текст «Dazed And Confused» был из серии «Баба-стерва». Суть заключалась не в том, ЧТО поёт Плант, а в том, КАК он поёт. Его голос — наверное, один из самых эмоциональных голосов в рок-музыке. Иногда он кажется даже не голосом, а пятым инстументом, который порой прямо перекликался с гитарой или сливался с ней (как в еще одной песне первого альбома «You Shook Me»).
В общем, первая пластинка вышла настолько уверенной, профессиональной и блестящей, что язык не поворачивается назвать её дебютной работой. Записанная всего за 30 часов и 2,5 тыс. долларов, она умудрилась к 1975 году собрать 7 млн. «зеленых» чистой прибыли.
Вера в свои силы была так велика, что Пейдж сам оплатил запись и пришёл заключать контракт в фирму Atlantic уже с готовым продуктом в руках. Фирма сглотнула слюнки и контракт, заключила не ломаясь.
«Whole Lotta Love» (1969)
Родная Англия группу поначалу не оценила, поэтому ЦЕППЕЛИНЫ рванули на гастроли в приветливые США — косить бабло и оттачивать концертное мастерство. Поэтому второй альбом писался, если верить аннотациям, аж на девяти студиях. Энергии у ребят было хоть отбавляй, поэтому дорожная обстановка никак не сказалась на качестве альбома, названного просто «LZ-II» и изданного в том же 1969 году.
Мало того, на альбоме содержался мегахит, который многие считают одной из первых композиций в стиле «тяжелый металл» (DEEP PURPLE заявят права на этот стиль лишь спустя год). Речь идёт о песне «Whole Lotta Love» («Целая куча любви»), построенной на убойном риффе Пейджа и сладострастных завываниях Планта. Создавалось ощущение, что эту кучу любви тебе просто вываливают на голову.
Пишут, что свои стенания Плант записал за один дубль. Зато Пейдж морочился над окончательной формой песни очень долго. Дело в том, что в «Whole Lotta Love», как и в «Dazed And Confused» имелась своя «средняя часть» с кучей спецэффектов — скрипами, скрежетом, воем. Воющие звуки извлекались из особого прибора — терменвокса. Если двигать руками над его антенной, то перемена частот начинает создавать причудливые звуки.
Ураганная мощь и хаотическая звуковая какофония вызывала не только сладострастные ассоциации. Известно, что американские солдаты во Вьетнаме устанавливали стереомагнитофоны в боевых машинах, врубали «Whole Lotta Love» и шли в бой, обрушивая на вьетнамцев «кучу любви» в виде бомб и напалма…
Эта песня станет «визитной карточкой» и завершающей кульминацией концертов группы (до тех пор, пока не будет создана «Лестница в небеса»).
Песня была столь хороша, что Atlantic, чувствуя хруст купюр, со страшной силой настаивали на выпуске сингла. Музыканты резко сказали «Ни за что!», потому что а) песню обкорнают до нужной продолжительности, выбросив «среднюю часть», б) нечего покупать отдельные хиты, пусть слушают весь альбом, и в) не хотелось играть в передаче «Tops of the Pops», где обычно представляли синглы.
В тот раз Atlantic смогли позволить себе начхать на мнение LZ, и сингл в США всё же вышел (за 5 недель продали миллион пластинок). Разъяренный менеджер группы — Питер Грант — успел завернуть тираж сингла только в Британии (теперь эти пластинки большой раритет).
Кстати, в «Tops of the Pops» песня всё-таки прозвучала (правда в исполнении не LZ, а COLLECTIVE CONSCIOUSNESS SOCIETY — группы блюзмена Алексиса Корнера), да ещё и стала на долгие годы тематической заставкой передачи.
Продолжали нервировать группу и критики. Одни писали, что музыка LZ «для дебилов, объевшихся барбитуратами», другие снова указывали на плагиат — мол, «Whole Lotta Love» содрана с композиции Вилли Диксона “You Need Love” (пишут, что в итоге он всё-таки отсудил себе авторские отчисления).
Но собаки лаяли, а караван шёл… Публика была без ума, а в конце 1969 года ЦЕППЕЛИНЫ сбросили с 1-го места хит-парада США не кого-то, а самих БИТЛЗ с «Abby Road». У грядущего десятилетия появились новые кумиры.
Автор: Сергей Курий
январь 2013 г.
См. также:
Хиты группы LED ZEPPELIN, часть 3: история песни «Stairway to Heaven» (1971)
Хиты группы LED ZEPPELIN, часть 5: история песен «Kashmir» (1975), «Achilles Last Stand» (1976), «All My Love» (1979)