Хиты группы KRAFTWERK, часть 2: история песен «The Model» (1978), «The Robots» (1978), «Computer World» (1981), «Computer Love» (1981), «Tour De France» (1983), «Musique Non-Stop» (1986)

kraftwerk_10

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

<<< часть 1


«The Model», «The Robots» (1978)

Если «Autobahn» KRAFTWERK был прорывом на мировую поп-сцену, а «Trans-Europe Express» её освоением, то «The Man Machine» («Человек-машина») стал уже образцовым альбомом электропопа. Чрезвычайно простые и при этом яркие мелодии тут же врезались в память. Секвенсоры того времени не запоминали больше 8 нот, но больше немецким музыкантам и не требовалось.

Р. Хюттер:
«Если можно выразить какую-то идею одной-двумя нотами, это гораздо лучше, чем играть сотню и больше нот. Перед нами не стоит задача сыграть виртуозно, потому что за нас виртуозно играют машины, поэтому мы можем сосредоточить всю нашу работу на строгом минимализме».

Песни были, как на подбор — тут тебе и лирическая «Neon Lights» <слушать>, и космическая «Spacelab» <слушать>, и вкрадчиво-механическая «The Man Machine» <слушать>. Но самыми популярными хитами альбома и группы вообще стали песни про модель и роботов.

Зная специфику KRAFTWERK, можно убедительно сказать, что музыканты сразу заложила в название песни «The Model» (нем. «Das Model») скрытую иронию и двойной смысл: модель-манекенщица — как эталон для подражания, и производственная модель, как образец для тиражирования.
Говорят, что на эту песню музыкантов вдохновили девушки из ночного клуба Кёльна.

kraftwerk_11

Она модель и она хорошо выглядит,
Я с удовольствием приведу ее к себе домой сегодня.
Она так холодна, не снисходит ни к кому,
Но перед камерой показывает всё, на что способна.

«The Model» стала самым большим хитом KRAFTWERK  в Англии. Забавно, что произошло это спустя аж четыре года после выхода альбома и то по случайности. На самом деле раскручивать планировалось песню «Computer Love» из более свежего альбома, а «The Model» просто шла довеском на 2-й стороне сингла. Но 2-я сторона понравилась ди-джеям больше, и в 1989 г. «Модель» возглавила британский топ.
Впоследствии, песня перепевалась многими исполнителями — например, CARDIGANS и RAMMSTEIN, но, по признанию последних, их версия авторам совершенно не понравилась. Почему, я даже не знаю…

Ну, а второй хит был широко популярен даже за железным занавесом. Конечно, речь идёт о песне «The Robots», где я, по-моему, первый раз услышал тот самый механический голос, пропущенный через вокодер. Забавляло и то, что этим голосом герой песни — робот — пропевал целую фразу на ломанном русском: «Я твой слуга, я твой работник». Хотя, по справедливости, её стоило бы спеть по-чешски, ведь слово «робот» придумал ни кто иной, как фантаст Карел Чапек.

kraftwerk_14

Русская строчка была также напечатана на конверте альбома, а название пластинки дублировалось на четырех языках — немецком, английском, французском и русском. Сама обложка была решена в духе советского конструктивизма 1920-х годов.

kraftwerk_12

Надо сказать, что имидж музыкантов к тому времени заметно поменялся — в соответствии с концепцией конечно. Никаких тебе джинсов и длинных косм. Мы видим перед собой нечто вроде аккуратных инженеров с гладкими причёсками, которые одеты в одинаковые красные рубашки с чёрными галстуками. У особо впечатлительных людей подобный имидж даже вызывал нехорошие тоталитарные ассоциации.
Говорят, в 1977 году на концерте группы SUICIDE «крафтвёкеры» даже чуть было не огребли за свой внешний вид. Лидер SUICIDE Алан Верг, заметив четырёх «неформально» одетых чистюль-клерков, кинулся на чужаков с кулаками. Но крик: «Это сами KRAFTWERK!» тут же остановил свирепого рокера.
На сцене музыканты тоже выглядели неразличимо — четыре статичные фигуры, весь концерт вращающие ручки на своих пультах. Кто есть кто, можно было узнать только по светящимся  табличкам с именами.

kraftwerk_15

Когда пресса стала сравнивать их с куклами и роботами, музыканты не обиделись, а напротив — использовали это для своих концептуальных игр. Они изготовили четыре манекена с копиями своих лиц и возили с собой на презентации и концерты. Однажды, они до смерти перепугали французских таможенников, когда те обнаружили в их багаже четыре гроба с куклами.

kraftwerk_13

Более жестоко пошутили музыканты над французскими СМИ. Когда журналисты заявились на презентацию альбома «The Man Machine», их ждали накрытые столы с яствами и… четыре манекена у стенки для «общения». Когда сами музыканты так и не появились, пришедшие рассвирепели так, что порвали на манекенах всю одежду в клочья.
Мистификация порой вызывала и вовсе невероятные слухи. Так в одном из номеров журнала «Наука и Жизнь» советских времён была смешная заметка, в которой на полном серьёзе сообщалось, что в Германии появилась группа «Крафтвёрк», состоящая из роботов», которые «даже совершают зарубежные гастроли».

kraftwerk_16



«Computer World», «Computer Love» (1981)

В 1981 году группа выпускает альбом, который без преувеличения можно назвать пророческим. Герой альбома — офисный компьютер вроде модели Apple II — гордо красуется на обложке, хотя по нынешним временам это, конечно, глубокое ретро.

kraftwerk_17

Одноименная песня «Computer World», как видно из названия, описывает мир, в котором всем заправляют компьютеры. В оригинальной немецкой версии песни — «Computerwelt» — описывается будущее, в котором нет место личным секретам. Благодаря компьютерам, все наши данные становятся открытыми для «Интерпола и Дойче Банка, ФБР и Скотланд Ярда, налоговой службы и Криминальной полиции». Хотя в те времена никто ещё и не помышлял о мировой сети Интернет, описанное будущее успели застать и сами музыканты.

Интересно, что в английской версии песни текст корректнее. Строчек о том, что «Старший брат следит за тобой» там нет, а остаются только упоминание о том, что компьютеры это средства для связи, бизнеса, путешествий и развлечений.

Компьютер является и героем песни «Computer Love». Это яркий пример специфической лирики KRAFTWERK. Здесь они вновь хитроумно каламбурят в фразе «For a data date«, которую можно понять и как «чтобы назначить свидание«, и как «для разделения данных» (компьютерный сленг).
Как можно догадаться по названию, речь идёт об одиноком человеке, который вместо живой возлюбленной общается с текстом на экране. Вполне знакомая по нынешним временам ситуация, не правда ли?

В 1989 г. эту тему компьютера, как имитатора общения, углубит и расширит Кейт Буш в песне «Deeper Understanding» (правда, там уже через компьютер будет обращаться, чуть ли, не сам Господь Бог).

«Computer Love» будет издана на сингле, но никаких мест не займёт. Что, впрочем, не помешает ей стать популярной. В 2005 году группа COLDPLAY, с официального разрешения KRAFTWERK, использует мелодию песни для своей композиции «Talk» <слушать>.

Пророчески звучит и такая песня, как «Home Computer» («Домашний компьютер»)<слушать>. Хотя сама группа говорила, что в 1981 году и помыслить не могла о том, что компьютеры будут стоять в обычных домах также, как телевизоры — по крайней мере, в ближайшем будущем.

Единственной песней, тема которой явно устарела, является «Pocket Calculator». Однако, в моём детстве карманные калькуляторы были такой же новомодной штукой, как какие-нибудь современные айфоны и смартофоны. Помню, как двоечники, вооружённые таким дивайсом, в один миг превращались на уроках в настоящих математиков.
Правда, KRAFTWERK поют о более хитроумных калькуляторах, которые могли разнотоново пищать, а набранный писк можно было записать и воспроизвести (что-то вроде функции «Синтезатор мелодий» на мобильных телефонах). Отсюда и строчка: «Я музыкант с калькулятором в руках«. Подобное «музыцирование» на калькуляторе мы можем услышать и в самой песне <слушать>.

 

«Tour De France» (1983), «Musique Non-Stop» (1986)

В 1982 году музыканты приступили к записи очередного альбома. Но на его пути встало увлечение Хюттера и Шнайдера велоспортом. Ударник KRAFTWERK Карл Бартос даже говорил, что именно одержимость Ральфа и Флориана велосипедами стала одной из причин его ухода из группы.

kraftwerk_19

К страстным велосипедистам-электронщикам тут же обратились французы и попросили их написать композицию к юбилею известной велогонки «Тур де Франс». На этот раз музыканты не ломались, и уже в 1983 году вышел сингл «Tour De France». Эта мелодия так часто звучала в спортивных передачах, что вы, наверняка, её слышали.

А вот нового альбома пришлось ждать целых три года. Сначала Хюттер попал на своём велосипеде в аварию и проломил череп. Когда музыкант оправился, технологии ушли далеко вперёд, и песни надо было в срочном порядке модифицировать.
То же касалось и видеоклипа к песне «Musique Non-Stop», который сделала американка Ребекка Аллен на основе программ лицевой анимации. В 1983 году клип смотрелся круто, а вот к моменту выхода альбома — в 1986 году – устарел, и его пришлось редактировать.

kraftwerk_20

Многострадальная пластинка «Electric Cafe» стала последним полноценным альбомом KRAFTWERK. Говорят, что самим музыкантам он не нравился, да и продажи были сравнительно низки. Не знаю, как там у них, а у нас в старших классах школы альбом постоянно перезаписывался с одной магнитофонной кассеты на другую. Во многом этому способствовала мода на брейк-данс, для которого роботизированные и ритмичные композиции «Electric Cafe» подходили, как нельзя лучше.
Самой популярной мелодией для брейка, безусловно, стала «Musique Non-Stop» («Музыка без остановки»), где группа, по-моему, впервые задействовала женский вокал. Женщина пела фразу по-английски, а вокодерный мужской голос вторил ей на французском.

Женские голоса мы можем слышать и в других песнях. Например, в отличной «The Telephone Call», повествующей о безуспешной попытке дозвониться и сопровождаемой голосами телефонисток, гудками и ностальгическим звуком вращения телефонного диска.

kraftwerk_21

Или в одной из лучших, как по мне, песен — «Sex Object», направленной против дегуманизации половых отношений и восприятия партнёра, как просто вещи для секса. Звучит эта композиция с нехарактерной для KRAFTWERK драматичностью и симфонизмом, а спел её не Хюттер (как обычно), а ударник Бартос.

На этом альбоме поступательная история KRAFTWERK закончилась, и начались смутные времена, прерываемые лишь редкими выпусками новых песен. Но группа давно уже вписала своё имя в «золотой фонд» поп-музыки, а билеты на их эпизодические концерты до сих пор разметаются под чистую.

 Автор: Сергей Курий
август 2013 г.