ТЕЛЕВИЗОР — «Сиди дома» (М. Борзыкин)

Входит в альбом «Дежавю» (2009)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Интервью с М. Борзыкиным, радио-Свобода, программа «Поверх барьеров», 11.02.2008:

…я всегда писал песни не под концепцию, а под собственные ощущения. А последние пять лет эти ощущения весьма тревожные, потому что идет стремительное скатывание к тоталитаризму, и я, так или иначе, не смог не прореагировать. Песни пишутся сами собой, но кроме песен я еще поучаствовал в каких-то общественно-политических событиях, сходил на четыре «Марша несогласных», удостоверился в своих выводах, понял, что был прав по поводу ситуации в стране. Я не стремлюсь  к политизированности, просто есть болевые пороги, за которыми начинают срабатывать защитные механизмы моего организма. Вот я почувствовал опасность, я написал. Сейчас мы исполняем несколько песен. Песня «Сиди дома», в частности, она о том, почему я хожу на «Марши несогласных».
Людям не всегда понятна моя позиция. Многие люди сейчас пытаются переждать смутное время или вообще его не замечать, дистанцироваться. На мой взгляд, это такая страусиная штука. Собственно об этом в песне и говорится, о том, что ты, конечно, можешь сидеть дома,  но потом не спрашивай, почему тебя грабит милиция, почему тебя не обсуживает «Скорая помощь», почему твою бабашку сбивает новый русский на джипе, и никто ему ничего за это не делает. Не надо потом удивляться. Идея того, что это все не политика никакая, это давно уже не политика, это просто изнасилование. Если тебя насилуют, то надо кричать «караул!», что я и делаю, и не надо делать вид, что задница не твоя.

sidi_doma
Михаил Борзыкин на «Марше несогласных», март 2008.

***
Из интервью с М. Борзыкиным, www.kasparov.ru, 10.01.2008:

— Михаил, многие читатели Каспарова.Ru уже слышали Вашу новую песню «Сиди дома». Не могли бы Вы рассказать, чему посвящена эта песня?

— Песня возникла как ответ сомневающимся поклонникам группы и вообще российским гражданам, для которых в последнее время вопрос ходить или не ходить на «Марши несогласных» был откровенным раздражителем. Те, кто всячески пытались доказать свое право не ходить, выдвигали кучу достаточно весомых аргументов. С этими аргументами я и пытался поспорить в песне. Не знаю, насколько это получилось, но, по крайней мере, песня — ответ тем, кто сомневается, и вообще тем, кто категорически против подобных акций, считая все это политикой, к которой они как люди глубокие и высоконравственные не хотят иметь отношения. Ситуация достаточно забавная. Потому что, на мой взгляд, нет уже давно никакой политики. На самом деле, выход на марши — единственная оставшаяся форма сопротивления массовому изнасилованию, которое уже несколько лет активно и целенаправленно проводится политическим режимом Путина. Не знаю, предотвращает ли это сам факт изнасилования. Но ничего другого, кроме как орать, что насилуют, орать: «Караул» — уже не остается. Так родилась эта песня.

***
Из интервью с М. Борзыкиным,http://www.svobodanews.ru/content/article/1618950.html , 30.04.2009:

— Почему вы сами вышли на прошлогодний питерский «марш несогласных»? Что послужило вашей точкой невозврата с улицы?

— Я долго наблюдал за тем, что проделывает режим, за тем, как ведет себя Путин. Я, собственно, сразу отнесся с большим подозрением к этому подполковнику и никогда не высказывал никаких надежд на его счет. Последние, наверное, лет шесть я отпускал всяческие колкости в адрес Кремля на концертах группы. Но когда я понял, что этого уже мало, мне захотелось просто принять участие в прямой акции. И как раз ею стал первый «марш несогласных» в 2008 году, 3 марта. Я просто решил высказать свое накипевшее, наболевшее, — и вот тогда и произошел тот уникальный прорыв на Невский проспект.

— Что вошло в песни прямо с марша?

— Наверное, песня «Сиди дома» очень красноречиво отражает мои споры с собственными друзьями и поклонниками — часть которых считает, что нельзя лезть в дело, в котором ты не способен что-то реально изменить, и от этого будет только хуже всем, пускай все идет своим чередом.

— «Он знал, что вертится Земля, но у него была семья».

— Да, плюс общее мировоззрение — этакая смесь русского разгильдяйства и русского же буддизма очень популярна сейчас и в молодежной среде, и у среднего бизнеса. Я, опираясь на свой собственный опыт 1988 года — когда спонтанно организованная демонстрация смогла изменить решение Смольного о запрете рок-фестиваля в Ленинграде, — все-таки позволил себе не поверить в то, что лезть нельзя, и что будет хуже. И написал для сомневающихся свой ответ.

***
Из интервью М. Борзыкина, «Новая газета (СПб)», 20.04.2009:

Среди музыкантов «Рок-клуба» почти все мои взгляды находят поддержку, то есть с пониманием ситуации у людей все в порядке. Но когда я спрашиваю: «Ты за это на улицу выйдешь?» — «Нет. Дети… и другие причины». Как сказал Евтушенко: «Он знал, что вертится Земля, но у него была семья». Я никого на баррикады не призываю, но помните, что отсидеться никому не удастся. Конечно, есть и музыканты, которые открыто высказывают свою позицию: Глеб Самойлов из «Агаты Кристи», Алексей Никонов из «Последних танков в Париже», Юрий Шевчук. Но, как ни печально, есть и, наоборот, люди, которые встали под знамена власти. Рок-н-ролл вообще-то довольно свободная вещь. Но когда кто-то начинает делать из себя героя, борясь против оранжевых революций, в окружении ФСБ — это просто смешно. Когда ты на стороне силы — ты уже в чем-то толпа, а не творец.

***
Из интервью с М. Борзыкиным,http://music.com.ua/interviews/2009/04/17/28986.html , Февраль 2009:

— Можете процитировать песню, из-за которой, якобы, вас не пустили на программу «100 процентный звук» на телеканале 100ТВ?

МБ: Мы послали тексты четырех песен, зная, что обязательно будет какая-то неприятность. Во-первых, нас откладывали три раза, под разными предлогами. Что удивительно, потому что там выступают группы, которые зачастую никому не известны. Выступало много наших коллег. У нас не было даже сомнений, что проблем не будет. Значит, три раза нас откладывали, а на четвертый попросили тексты. Мы прислали им новые песни. Одна из них была «Сиди дома», там есть такая фраза: «я о том, кем надо быть, чтобы не заметить чей-то хер в собственной жопе». Насколько я понимаю, эти строки смутили редактора программы. Но, самое главное, что редактор нам об этом ничего не сказала. Даже не обсуждался вопрос, чтобы эту песню убрать из эфира. Другие песни были еще похлеще. Там не было ни «хера» ни «жопы», которые, подчеркиваю, не являются нецензурными словами. «Хер» является эвфемизмом, а «жопа» — вульгаризмом. Я, как филолог, это знаю. Самое важное, что в других песнях были слова «неохристочекисты», «кремлядь» и уже потом из закрытых источников я узнал, что именно эти слова наиболее нецензурными показались музыкальным редакторам. Нам было сказано: «Вы понимаете, что это сейчас не пойдет, в такое время это не проскочит». Не было даже предложения убрать «Сиди дома» из эфира, потому что другие песни были еще жестче, без «хера» и без «жопы». Вот такая вот смешная ситуация. Я их прекрасно понимаю, они после этого устроили травлю. Сделали серию передач, что, мол, Борзыкин начал похабные тексты сочинять. Это было очень забавно. Я выступил на радио «Эхо Москвы», пояснил ситуацию, они — там на своем канале. В общем, такая была маленькая войнушка.

***
Из интервью с М. Борзыкиным, Утро.UA, 20.05.2010:

Утро.UA: В таком случае, насколько жесткая цензура в современной России?

М.Борзыкин: Она, во-первых, присутствует на всех телеканалах. У меня, например, был конфликт с маленьким питерским каналом «100 ТВ», который дважды переносил передачу с моим участием, а потом попросил тексты песен, которые я собираюсь исполнять. Как в старые рок-клубовские времена. Я дал им тексты трех песен, которые могут их заинтересовать. И мне было сказано в приватном телефонном разговоре, что такие песни не дадут выпустить в эфир. На этом разговор закончился, но информация выплыла на «Эхе Москвы». Кстати, «Эхо», наверное, единственная радиостанция, которая еще держится.
И после этого против нас была организована травля — нашли в текстах два вульгаризма.

Утро.UA: Какие?

М.Борзыкин: Слова «х…р» и «ж…а». «Кем надо быть, чтобы не заметить чей-то х…р в собственной ж…е» — были слова в песне про «Марш несогласных», почему люди отсиживаются по домам. Но на самом деле, на телеканале не понравились такие слова как «кремлядь», «неохристочекисты». Точнее, редактор испугался, что дадут по шапке. А потом уже прицепились, мол, он матом ругается. Стыдили меня, но ничего не получилось. Видно, совсем я стыд потерял (смеется)

***
Из интервью с М. Борзыкиным, «Audio Format» #01 (53) 2010:

— Как вообще отражается политическая составляющая в вашем творчестве?

—  В одной из своих песен — «Сиди дома» — я говорю, что не занимаюсь политикой. Это борьба за свою душу со своим страхом. Многие люди называют «политикой» все, что им неприятно, что портит их позитивное настроение, что заставляет   их   принимать   решения, иметь какую-то определенную позицию, например, по отношению к жестокости милиции.
Мы стараемся отражать реальность во всех ее проявлениях, от социального до космического.

***
Из интервью с М. Борзыкиным в радиопрограмме А. Липницкого «Содержание», 20.06.2010:

М. Борзыкин: Это как раз та самая позиция, которая позволяет… Потому что очень много было вопросов со стороны людей колеблющихся или вообще находящихся в замкнутом сознании интровертов, которые спрашивали: «А зачем это всё нужно? Человек искусства должен быть в искусстве». Ну вот я попытался как-то ответить этой песней на вопрос. надо отметить, что какая-то часть людей, которая любит ТЕЛЕВИЗОР теперь приходят на «Марши несогласных» со мной и выражают свою гражданскую позицию таким образом.

***
Что страшнее — простой вопрос — Одна или миллионы детских слез… — Борзыкин полемизирует с известным тезисом из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», вложенным в уста Ивану Карамазову: «Благоденствие всего мира не стоит одной слезинки ребёнка».

 

_______________________________________________________________________

Текст песни «Сиди Дома»:

Это — природа, а природа не дура.
Я тоже дрожу за свою шкуру,
Меня тоже тошнит от запаха крови
Но кто-то же должен быть героем.

Это — не политика. Это — драка
За свою душу со своим страхом.
Если чума притворяется пиром —
Эта кровь больна! Это вирус !

Сиди дома, если страшно!
Только потом ты не спрашивай:
«Почему так?..» и » За что нам?..»
Было мудр — сидел дома

И речь не идет о полной свободе-
Абсолютного нет в земной природе.
Я — о том, кем надо быть, чтобы
Не заметить чей-то хер в собственной жопе!

Нас уже трахают — а мы философы,
За книгами прячем свою совесть.
За никами нам бы отсидеться
А сердце — зачем нам сердце?
Сиди дома, если страшно!
Только потом ты не спрашивай:
«Почему так?» и «За что нам?..»
Было страшно — сидел дома!

А желудки дрожат — только б не было хуже
И давай Достоевским размахивать дружно
Но что страшнее — простой вопрос:
Одна — или миллионы детских слез?

Неживые адреса и пароли
Пожрали, поспали, поиграли в «героев»
И опять на работу, лизать начальство…
Стабильность — это смерть или счастье?
Смерть — или счастье?

Сиди дома, если страшно!
Только потом ты не спрашивай:
«Почему так?..» и «За что нам?..»
Было страшно — сидел дома!

Сиди дома, если страшно!
Только потом ты не спрашивай:
«Почему так?..» и «За что нам?..»
Был мудак — сидел дома!

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ТЕЛЕВИЗОР

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ТЕЛЕВИЗОР»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ТЕЛЕВИЗОР по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий